Читаю всего Стивена Кинга. Пост 4.4. Романы, 1974-1984гг. (Противостояние, 1978)
ВСТУПЛЕНИЕ.
Противостояние - несколько странный роман для Кинга того времени, и вот почему мне так кажется.
Он во многих моментах он прямо ярко выбивается из общего стиля автора тех лет, и такое чувство, что писался в несколько подходов, в разные промежутки времени, и, иногда, как будто бы даже несколькими разными людьми.
И ВОТ ПОЧЕМУ:
Начало просто великолепное, описание появление вируса и самой эпидемии несколько дурацкое и совсем уж несерьёзное, укладывается в пару страниц, но его распространение, жизнь и бытоописание во времена эпидемие, ввод большого количества персонажей, совершенно разных персонажей, с разными реакциями и поведением на происходящее, вставки с описанием окружающего мира - это просто прекрасно, один из лучших апокалиптических/постапокалиптических произведенией что я когда-либо читал. Апокалипсис перетекает в постапокалипсис, и превращается в эдакое роад-муви, герои видят сны, в которая некая чернокожая женщина зовёт их к себе в гости, скажем так. Герои сначала в разнобой, потом пересекаясь, идут в центр страны со всех её концов, преодолевая трудности и сложности погибшего мира. Это всё ещё лучшая часть книги и чуть ли не лучшее, что вообще выходило из под пера Стивена Кинга. Это интересно, это увлекательно, это засасывает, и несмотря на то, что персонажей там насыпано от души - в них не путаешься, на них не насрать и хочется следить за каждым. И даже несмотря на огромный объём этой первой части (около 400-500 страниц!), всё равно кажется что этого мало, например, почти не раскрыто появление и предыстория Судьи, а ведь он в последствии сыграет не самую важную, но интересную роль в романе.
Вот до этого момента это как-будто писал Стивен Кинг №1, Кинг-из-будущего, Кинг, который уже матёрый писака выдавший нам "ОНО" и другие объёмные романы. К этой части претензий особо нет. Кое-кто жалуется на обилие персонажей - но за ним несложно следить, и обилие неизвестных брендов, сериалов, фильмов, актёров, всяких отсылочек к американской культуре тех лет. Но таков уж автор, и это, как мне кажется плюс - нам они неизвестны по понятной причине, но отлично погружает в мир в целом, да и спасибо переводчику - сноски лепить он не стесняется.
Другая претензия, которую часто высказывают к первой части - как так вышло, что в постапокалиптическом мире все вдруг слепо следуют за зовом старой старушки, которую видят в своих снах?
На мой взгляд - это вообще не претензия для тех, кто читал Кинга раньше, в частности для понимания этого необходимо прочитать "Сияние".
Дело вот в чём: сама природа "СИЯНИЯ" как некого дара - это краеугольный камень ВСЕГО творчества Кинга. Оно прекрасно и подробно описывается в романе в диалоге между Доком и Холлораном. Это некий дар, что-то типо ясновидения, проявляется в разных формах, у кого-то сильнее, у кого-то слабее, кто-то вообще о нём не догадывается, но оно есть и случаи не единичные. С учётом этого - понятно, Абигейл - человек с самым мощным "СИЯНИЕМ" из выживших, и собирает вокруг себя всех, кто хоть как-то обладает этим даром. Это всё объясняет, на самом деле. Если "Сияние" - роман о парочке человек с этим даром в отдельно взятом отеле, то в "Противостояние" - роман о целой толпе "сияющих" в той или иной степени. Ну и опять же - стоит учитывать что действие происходит в постапокалипсисе, люди напуганы и одиноки, и, в принципе, почему они ВИДЯТ СНЫ и почему они СЛЕДУЮТ ЗА НИМИ - тут у меня вопросов нет, если принимать во внимание саму концепцию "сияния" описанную в романе "СИЯНИЕ", лол. Тут же можно и подмотать всю религиозную ветку - Абигейл "сияет", но своё "сияние" обосновывает божественными силами, ну и ладно. Это объясняет то, почему Кинг, который стебётся над религий, либо же описывает её уничижительно, вдруг такой делает упор на неё. Понятно, Кинг не атеист, скорее антиклирикал, божественную силу уравнивает с "сиянием".
Вот после этого момента, это где-то середина романа, в дело вступает Стивен Кинг №2, Кинг-патриот, Кинг-шестнадцатилетний-графоман и Кинг-говнодел.
Тут уже появляются вопросики, и самый первый из них - почему Кинг так мастерски и круто раскрывал всех персонажей одного за другим, а ближе к окончанию первой части, взял и скомкал всё в несколько страниц. Тот же судья - все персонажи, шли по зову Абигейл, очень документально, шаг за шагом, описывался каждый прожитых их день, но под конец своего пути, когда оставалось пройти всего несколько штатов, всё свелось к "ну, короче, они шли, и вот они дошли", оставив кусок своего путешествия вообще за кадром, и засунув в этот вырезанный или ненаписанный кусок сразу несколько персонажей, в т.ч. того же Судью. В общем, Кинг №2 подхватывает повествование вот где-то на этом моменте.
Второй вопросик. Для чего нужно было такое ура-патриотическое, долгое и занудное описание попытки построение тру-демократического общества в постапокалиптичной Америке? Что вы этим хотели сказать Мистер Кинг №2? Что тру-американцы не оскотинятся ни в коем случае, и за редким исключением, все сразу ломанутся строить свободное и конституционное государство? Что Американский Дух не сломить? Что речь идёт в главных героях, и они ХОРОШИЕ, в отличие от безбожников с Вегаса, у которых анархия и люди вешают неугодных на столбах? Да мы и так поняли.
Третий вопросик. Самый, наверное, тупой момент книги - зачем было собирать разведывательный отряд, да ещё и из таких неподходящих персонажей? Когда вы отправляли людей в разведку, вы не могли знать что умственно отсталый Том "сияет" покруче многих и что его не засекают "радары" Рэнделла Флэгга. Вы даже не знали для чего вся эта разведка - вы прекрасно понимали что она самоубийственная, и спорили об этом целую главу, и всё равно отправили в разведку совершенно неподходящих туда людей. А для чего вообще весь сыр-бор? Узнать, что в Вегасе диктатура и что там вешают людей. Так вы и так знали. Узнать, готовится ли Вегас к войне? Так вы и так догадывались.
Четвёртый вопросик. Мистер Кинг №2, вы какого хера ввели таких интересных персонажей, вы прекрасно дали им развитие почти с нуля и потом так тупо убили - для чего? "Ну, его взорвали", "ну, он упал, сломал ногу и застрелился" и "ну, она прыгнула из окна" - я ради этого читал огромный кирпич, следил за персонажами и проникался ими, чтобы их просто слить? Ник - потенциально главный супергерой книги - слит, про него вообще как будто забыли ближе к середине, а потом и вовсе убили, хотя перед этим показали интереснейший бэкграунд. Один из лучших персонажей про проработке, развитию и мировоззрению, который грозился превратиться как минимум в правую руку Флэгга - слит, Надин (о неё ниже) - тоже. Ну пиздец.
Пятый и шестой вопросик. А зачем вообще нужна была Надин в этой всей истории? И особенно, ветка с наследником Флэгга? Делался ОГРОМНЫЙ УПОР, чуть ли не на четверть книги, на то, что она - мать будущего ребёнка Флэгга. Ради этого она связалась с Гарольдом, ради этого Гарольд всех предал, ради этого Гарольда убили, потом, после зачатия, она не в силах принять факт беременности просто выпиливается. При этом все и Флэгг в т.ч. ведут себя так, будто "обидно, но ладно". Зачем это было всё? Чтобы напихать кучу порнографических сцен с Надин и Гарольдом? Или сцену демонического зачатия ребёнка Флэгга? Если да, то оно того вообще не стоило.
Шестой вопросик. Концовка и предшествующий ей крестовый поход героев в Вегас. Всю концовку можно описать в два предложения, о, господи, как же тупо это прозвучит: "Короче, идите пешком без вещей в Вегас, не знаю зачем, но надо. Главный злодей, который, кстати, внезапно превратится в истеричку, на вас обидится за это, станет метать файерболы, один из которых попадёт в атомную бомбу, которую туда притащил вручную непонятно для чего умственно отсталый пироман, у которого суперспособность его "сияния" кроется в том, что он чувствует где в пустыне закопано оружие. Так вот, бомба взорвётся и Вегас вместе с ней".
Это финал всей саги. И это жопы.
Ну и там ещё дальше будет не очень длинное описание того, как пара выживших добираются до свежепостроенного, американского демократического общества, построенных в отдельно-взятом-городке. Там претензий нет, там бразды правления книгой снова перехватил на себя Стивен Кинг №1 из первой части.
ИТОГ:
Прекрасная первая часть, убогая вторая и такая себе концовка. Начинать знакомство с Кингом с этой книги ВООБЩЕ НЕ СТОИТ, и если вы к моменту прочтения этого романа уже "Постоянный читатель", как выражается автор, то вы будете готовы к тому, что Кинг иногда чудит, иногда превращается в лютого графомана, вы будете погружены и очарованы первой частью книги, что будете готовы простить и её середину с концовкой, принимаете странности автора, как, например, именно в этом романе Кинг почему-то придумал что энурез это страшно и дико, поэтому в этом романе - ссыт себе в штаны вообще КАЖДЫЙ персонаж книги. Я не шучу, по-моему, хотя бы раз в этой книге не обоссался только Рэндалл Флэгг. Начиная с "Противостояния" персонажи у него тоже ссутся, но тут - это какой-то апофеоз. Начиная с этой книги буду вести счётчик обоссываний.
Ах да. Так же, наряду с "Салемс Лотом", например, настоятельно рекомендуется к прочтению в том случае, если вы готовы к погружению в мир "Тёмной башни".
Такая вот книга, такой вот Стивен Кинг.