Читаю всего Стивена Кинга. Пост 4.4. Романы, 1974-1984гг. (Противостояние, 1978)

Понятно что графические дизайнеры (или как они называются) не читают книг, к которым рисуют обложки, но... В общем, это американская обложка первого выпуска "Противостояния"
Понятно что графические дизайнеры (или как они называются) не читают книг, к которым рисуют обложки, но... В общем, это американская обложка первого выпуска "Противостояния"

ВСТУПЛЕНИЕ.

Противостояние - несколько странный роман для Кинга того времени, и вот почему мне так кажется.

Он во многих моментах он прямо ярко выбивается из общего стиля автора тех лет, и такое чувство, что писался в несколько подходов, в разные промежутки времени, и, иногда, как будто бы даже несколькими разными людьми.

И ВОТ ПОЧЕМУ:

Начало просто великолепное, описание появление вируса и самой эпидемии несколько дурацкое и совсем уж несерьёзное, укладывается в пару страниц, но его распространение, жизнь и бытоописание во времена эпидемие, ввод большого количества персонажей, совершенно разных персонажей, с разными реакциями и поведением на происходящее, вставки с описанием окружающего мира - это просто прекрасно, один из лучших апокалиптических/постапокалиптических произведенией что я когда-либо читал. Апокалипсис перетекает в постапокалипсис, и превращается в эдакое роад-муви, герои видят сны, в которая некая чернокожая женщина зовёт их к себе в гости, скажем так. Герои сначала в разнобой, потом пересекаясь, идут в центр страны со всех её концов, преодолевая трудности и сложности погибшего мира. Это всё ещё лучшая часть книги и чуть ли не лучшее, что вообще выходило из под пера Стивена Кинга. Это интересно, это увлекательно, это засасывает, и несмотря на то, что персонажей там насыпано от души - в них не путаешься, на них не насрать и хочется следить за каждым. И даже несмотря на огромный объём этой первой части (около 400-500 страниц!), всё равно кажется что этого мало, например, почти не раскрыто появление и предыстория Судьи, а ведь он в последствии сыграет не самую важную, но интересную роль в романе.

Вот до этого момента это как-будто писал Стивен Кинг №1, Кинг-из-будущего, Кинг, который уже матёрый писака выдавший нам "ОНО" и другие объёмные романы. К этой части претензий особо нет. Кое-кто жалуется на обилие персонажей - но за ним несложно следить, и обилие неизвестных брендов, сериалов, фильмов, актёров, всяких отсылочек к американской культуре тех лет. Но таков уж автор, и это, как мне кажется плюс - нам они неизвестны по понятной причине, но отлично погружает в мир в целом, да и спасибо переводчику - сноски лепить он не стесняется.

Другая претензия, которую часто высказывают к первой части - как так вышло, что в постапокалиптическом мире все вдруг слепо следуют за зовом старой старушки, которую видят в своих снах?

Финское издание. Самая красивая обложка, на мой взгляд. Дизайнер роман определённо читал, ну, как минимум начинал.
Финское издание. Самая красивая обложка, на мой взгляд. Дизайнер роман определённо читал, ну, как минимум начинал.

На мой взгляд - это вообще не претензия для тех, кто читал Кинга раньше, в частности для понимания этого необходимо прочитать "Сияние".

Дело вот в чём: сама природа "СИЯНИЯ" как некого дара - это краеугольный камень ВСЕГО творчества Кинга. Оно прекрасно и подробно описывается в романе в диалоге между Доком и Холлораном. Это некий дар, что-то типо ясновидения, проявляется в разных формах, у кого-то сильнее, у кого-то слабее, кто-то вообще о нём не догадывается, но оно есть и случаи не единичные. С учётом этого - понятно, Абигейл - человек с самым мощным "СИЯНИЕМ" из выживших, и собирает вокруг себя всех, кто хоть как-то обладает этим даром. Это всё объясняет, на самом деле. Если "Сияние" - роман о парочке человек с этим даром в отдельно взятом отеле, то в "Противостояние" - роман о целой толпе "сияющих" в той или иной степени. Ну и опять же - стоит учитывать что действие происходит в постапокалипсисе, люди напуганы и одиноки, и, в принципе, почему они ВИДЯТ СНЫ и почему они СЛЕДУЮТ ЗА НИМИ - тут у меня вопросов нет, если принимать во внимание саму концепцию "сияния" описанную в романе "СИЯНИЕ", лол. Тут же можно и подмотать всю религиозную ветку - Абигейл "сияет", но своё "сияние" обосновывает божественными силами, ну и ладно. Это объясняет то, почему Кинг, который стебётся над религий, либо же описывает её уничижительно, вдруг такой делает упор на неё. Понятно, Кинг не атеист, скорее антиклирикал, божественную силу уравнивает с "сиянием".

Вот эта обложка нравится. Отечественная, издание нулевых годов.
Вот эта обложка нравится. Отечественная, издание нулевых годов.

Вот после этого момента, это где-то середина романа, в дело вступает Стивен Кинг №2, Кинг-патриот, Кинг-шестнадцатилетний-графоман и Кинг-говнодел.

Тут уже появляются вопросики, и самый первый из них - почему Кинг так мастерски и круто раскрывал всех персонажей одного за другим, а ближе к окончанию первой части, взял и скомкал всё в несколько страниц. Тот же судья - все персонажи, шли по зову Абигейл, очень документально, шаг за шагом, описывался каждый прожитых их день, но под конец своего пути, когда оставалось пройти всего несколько штатов, всё свелось к "ну, короче, они шли, и вот они дошли", оставив кусок своего путешествия вообще за кадром, и засунув в этот вырезанный или ненаписанный кусок сразу несколько персонажей, в т.ч. того же Судью. В общем, Кинг №2 подхватывает повествование вот где-то на этом моменте.

Второй вопросик. Для чего нужно было такое ура-патриотическое, долгое и занудное описание попытки построение тру-демократического общества в постапокалиптичной Америке? Что вы этим хотели сказать Мистер Кинг №2? Что тру-американцы не оскотинятся ни в коем случае, и за редким исключением, все сразу ломанутся строить свободное и конституционное государство? Что Американский Дух не сломить? Что речь идёт в главных героях, и они ХОРОШИЕ, в отличие от безбожников с Вегаса, у которых анархия и люди вешают неугодных на столбах? Да мы и так поняли.

Вот эта тоже ничего.
Вот эта тоже ничего.

Третий вопросик. Самый, наверное, тупой момент книги - зачем было собирать разведывательный отряд, да ещё и из таких неподходящих персонажей? Когда вы отправляли людей в разведку, вы не могли знать что умственно отсталый Том "сияет" покруче многих и что его не засекают "радары" Рэнделла Флэгга. Вы даже не знали для чего вся эта разведка - вы прекрасно понимали что она самоубийственная, и спорили об этом целую главу, и всё равно отправили в разведку совершенно неподходящих туда людей. А для чего вообще весь сыр-бор? Узнать, что в Вегасе диктатура и что там вешают людей. Так вы и так знали. Узнать, готовится ли Вегас к войне? Так вы и так догадывались.

Четвёртый вопросик. Мистер Кинг №2, вы какого хера ввели таких интересных персонажей, вы прекрасно дали им развитие почти с нуля и потом так тупо убили - для чего? "Ну, его взорвали", "ну, он упал, сломал ногу и застрелился" и "ну, она прыгнула из окна" - я ради этого читал огромный кирпич, следил за персонажами и проникался ими, чтобы их просто слить? Ник - потенциально главный супергерой книги - слит, про него вообще как будто забыли ближе к середине, а потом и вовсе убили, хотя перед этим показали интереснейший бэкграунд. Один из лучших персонажей про проработке, развитию и мировоззрению, который грозился превратиться как минимум в правую руку Флэгга - слит, Надин (о неё ниже) - тоже. Ну пиздец.

Пятый и шестой вопросик. А зачем вообще нужна была Надин в этой всей истории? И особенно, ветка с наследником Флэгга? Делался ОГРОМНЫЙ УПОР, чуть ли не на четверть книги, на то, что она - мать будущего ребёнка Флэгга. Ради этого она связалась с Гарольдом, ради этого Гарольд всех предал, ради этого Гарольда убили, потом, после зачатия, она не в силах принять факт беременности просто выпиливается. При этом все и Флэгг в т.ч. ведут себя так, будто "обидно, но ладно". Зачем это было всё? Чтобы напихать кучу порнографических сцен с Надин и Гарольдом? Или сцену демонического зачатия ребёнка Флэгга? Если да, то оно того вообще не стоило.

Шестой вопросик. Концовка и предшествующий ей крестовый поход героев в Вегас. Всю концовку можно описать в два предложения, о, господи, как же тупо это прозвучит: "Короче, идите пешком без вещей в Вегас, не знаю зачем, но надо. Главный злодей, который, кстати, внезапно превратится в истеричку, на вас обидится за это, станет метать файерболы, один из которых попадёт в атомную бомбу, которую туда притащил вручную непонятно для чего умственно отсталый пироман, у которого суперспособность его "сияния" кроется в том, что он чувствует где в пустыне закопано оружие. Так вот, бомба взорвётся и Вегас вместе с ней".

Это финал всей саги. И это жопы.

Ну и там ещё дальше будет не очень длинное описание того, как пара выживших добираются до свежепостроенного, американского демократического общества, построенных в отдельно-взятом-городке. Там претензий нет, там бразды правления книгой снова перехватил на себя Стивен Кинг №1 из первой части.

ИТОГ:

Прекрасная первая часть, убогая вторая и такая себе концовка. Начинать знакомство с Кингом с этой книги ВООБЩЕ НЕ СТОИТ, и если вы к моменту прочтения этого романа уже "Постоянный читатель", как выражается автор, то вы будете готовы к тому, что Кинг иногда чудит, иногда превращается в лютого графомана, вы будете погружены и очарованы первой частью книги, что будете готовы простить и её середину с концовкой, принимаете странности автора, как, например, именно в этом романе Кинг почему-то придумал что энурез это страшно и дико, поэтому в этом романе - ссыт себе в штаны вообще КАЖДЫЙ персонаж книги. Я не шучу, по-моему, хотя бы раз в этой книге не обоссался только Рэндалл Флэгг. Начиная с "Противостояния" персонажи у него тоже ссутся, но тут - это какой-то апофеоз. Начиная с этой книги буду вести счётчик обоссываний.

Ах да. Так же, наряду с "Салемс Лотом", например, настоятельно рекомендуется к прочтению в том случае, если вы готовы к погружению в мир "Тёмной башни".

Такая вот книга, такой вот Стивен Кинг.

13
1
31 комментарий