ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ: жажда знаний, оплаченная кровью. Рецензия на «Остров доктора Моро»

ㅤОглядываясь назад, в далекие времена, о которых мы знаем лишь понаслышке, практически невозможно поверить, что люди, жившие тогда, могли представить хотя бы самую малую часть благ, доступных человеку сейчас. Прогресс неутомимо движется вперед, готовый под командованием могущественной «чародейки» поражать людское воображение с новой силой. Каждый знаком с этой «чародейкой» и её чудесами, без которых уже невозможно представить наш мир. А имя ей – наука.

ㅤНаука не может существовать без жертв. В погоне за одним достижением иногда невозможно сохранить что-то не менее важное. Порой даже самый невинный интерес к постижению чего-то нового об окружающем мире может превратиться в пагубный азарт, влекущий за собой множество потерь. Но стоит ли результат таких жертв?

ㅤИменно на этот вопрос и даёт ответ в своем романе «Остров Доктора Моро» Герберт Уэллс - писатель-фантаст, автор таких книг, как «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров».

Герберт Уэллс собственной персоной. Источник: Yandex Pictures
Герберт Уэллс собственной персоной. Источник: Yandex Pictures

ПОЧЕМУ «ОСТРОВ ДОКТОРА МОРО» - НЕЗАБЫВАЕМОЕ ЧТЕНИЕ?

ㅤ«Остров Доктора Моро» - сочетание увлекательного сюжета и размышлений над философскими вопросами. Именно важная тема, глубокая история и яркие персонажи делают роман запоминающимся и интригующим.

ㅤВ своем произведении Герберт Уэллс предостерегает человечество об опасности вмешательства в природные процессы. Создавая фигуру Доктора Моро, Герберт Уэллс демонстрирует катастрофические последствия, которыми могут обернуться слепой азарт и погоня за удовлетворением собственного любопытства. Автор размышляет об этике экспериментов, проводимых над животными, задается вопросом о том, что делает человека человеком.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ПРАВДА?

ㅤВ XIX веке Британское общество столкнулось с острой дискуссией. Она была связана с экспериментами, проводимыми над животными. Мнения ученых разделились. Защитники экспериментов над животными утверждали, что эти опыты способствуют ускорению научного прогресса. Противники не считали эти доводы достойными аргументами. Они утверждали, что эксперименты над животными жестоки и неэтичны. Полученные результаты испытаний не всегда могут быть применимы для людей.

ㅤГерберт Уэллс, будучи деятелем науки, был вовлечен в эти дискуссии. Общественное обсуждение актуальной проблемы подтолкнуло его на создание научно-фантастического романа «Остров доктора Моро»

Обложка книги «Остров доктора Моро»
Обложка книги «Остров доктора Моро»

О ЧЕМ СЮЖЕТ?

ㅤИстория разворачивается на острове Ноблс-Айленд. О событиях, происходивших здесь, нам повествует Эдвард Прендик – герой, ставший жертвой кораблекрушения. На острове проживает ученый – доктор Моро и его помощник – Монтгомери, которые принимают Прендика в свою скромную хижину. Жизнь здесь, кажется, протекает своим размеренным чередом. Исключением становятся некоторые моменты, вселяющих страх не только в самого Эдварда, но и в читателей. Из одной из комнат хижины, где проживают Моро и Монтгомери, доносятся ужасающие крики и вопли. Сам же остров населяют странные существа. Они не похожи на людей, но и животными их назвать нельзя. В их уродливых чертах и пугающих повадках прослеживается что-то человеческое. Позже выясняется, что эти странные создания не что иное, как творения самого доктора Моро. Оказывается, герой много лет назад жил в Англии, но был с позором изгнан из страны за то, что общественность посчитала его опыты слишком жестокими и бесчеловечными. «Зверо-люди», как их позже начинает называть Эдвард Прендик, являются результатами экспериментов Моро, поставившего перед собой цель – изучить пластичность живого организма. Он проводил вивисекции над животными - хирургические операции в научных целях. Таким образом герой то скрещивал животных друг с другом, то стремился придать им человеческий облик. лс-Айленд. О событиях, происходивших здесь, нам повествует Эдвард Прендик – герой, ставший жертвой кораблекрушения. На острове проживает ученый – доктор Моро и его помощник – Монтгомери, которые принимают Прендика в свою скромную хижину. Жизнь здесь, кажется, протекает своим размеренным чередом. Исключением становятся некоторые моменты, вселяющих страх не только в самого Эдварда, но и в читателей. Из одной из комнат хижины, где проживают Моро и Монтгомери, доносятся ужасающие крики и вопли.

ㅤСам же остров населяют странные существа. Они не похожи на людей, но и животными их назвать нельзя. В их уродливых чертах и пугающих повадках прослеживается что-то человеческое. Позже выясняется, что эти странные создания не что иное, как творения самого доктора Моро. Оказывается, герой много лет назад жил в Англии, но был с позором изгнан из страны за то, что общественность посчитала его опыты слишком жестокими и бесчеловечными. «Зверо-люди», как их позже начинает называть Эдвард Прендик, являются результатами экспериментов Моро, поставившего перед собой цель – изучить пластичность живого организма. Он проводил вивисекции над животными - хирургические операции в научных целях. Таким образом герой то скрещивал животных друг с другом, то стремился придать им человеческий облик.

Иллюстрация: Ивица Стеванович.
Иллюстрация: Ивица Стеванович.

ㅤЗверо-люди обрели дар речи, со временем разбрелись по острову, стали обустраивать свои жилища, заключать браки и жить по единому Закону. Его ключевыми заповедями являлось обязательство передвигаться на ногах, не есть рыбу и мясо и не убивать других «людей».

ㅤПостепенно установленные правила начинают нарушаться: Эдвард наблюдает за тем, как некоторые представители местных жителей стоят на четвереньках, лакают воду языком; находит в лесу туши убитых кроликов, а за ним самим начинается самая настоящая охота.

ㅤИ Моро, и Монтгомери к концу произведения погибают, а смерти их остаются на совести зверо-людей. После гибели обоих ученых становится очевидно, что закон чтился и соблюдался «людьми» исключительно из страха перед создателем и его «Домом страданий». Прендика, единственного оставшегося на острове человека, они воспринимают как себе подобного.

ㅤСо временем начали происходить заметные изменения в их повадках, манерах и поведении: речь их со временем все меньше походила на человеческую, но все больше напоминала непонятный, едва различимый лепет и бормотание. Звериному люду все сложнее было стоять на ногах, все чаще они начинали передвигаться на четвереньках, тела их начали обрастать шерстью, лбы вытягиваться.

ㅤКонечно, эти существа не опустились до уровня тех животных, которых читатель видел в зоологическом саду, — они не превратились в обыкновенных медведей, волков, тигров, быков, свиней и обезьян. Во всех оставалось что-то странное, каждый из них был помесью. В одном, быть может, преобладали медвежьи черты, в другом — кошачьи, в третьем — бычьи, но каждый был помесью двух или больше животных, и сквозь особенности каждого проглядывали некие общезвериные черты.

Комикс «Остров доктора Моро», Тед Адамс и Габриэль Родригес
Комикс «Остров доктора Моро», Тед Адамс и Габриэль Родригес

ЭХО МУЧЕНИЙ

ㅤОтдельного внимания необходимо удостоить деятельность и мотивацию Моро. Как уже стало очевидно, существа, которых видел Эдвард Прендик, никогда не были людьми - это были животные, которые обрели человеческий облик в результате поразительных успехов вивисекции. Моро посвятил изучению пластичности живых форм всю свою жизнь, с годами накапливая больше и больше знаний.

ㅤПо словам ученого, никто еще до конца не изучил эту необыкновенную область знаний, пока, вооружившись антисептической хирургией и подлинно научным знанием законов развития живого организма, этим не занялся он сам. Объяснить открывшийся у зверо-людей дар речи можно было тем, что возможности вивисекции не ограничивались сугубо простыми физическими изменениями. Духовная область изучена наукой еще меньше физической.

ㅤС помощью развивающегося в те дни искусства гипнотизма появилась возможность заменять старые наследственные инстинкты новыми внушениями. По словам Моро, главное различие между человеком и обезьяной заключается в строении гортани, в неспособности тонкого разграничения звуков. В ответ на логичный вопрос Прендика о пользе этой вивисекции, Моро лишь отнекивается, называя своего собеседника материалистом. Очень многое говорит об ученом и то, каким образом он отзывается о страданиях существ, что попали под его нож.

ㅤРазмышляя о бесполезности боли, Моро говорит, что пока Эдвард может видеть мучения и это причиняет ему боль, он «немногим разумнее животного». По Моро, разум, подлинно открытый науке, должен полностью понимать всю ничтожность страдания.

доктор Моро, иллюстрация от Benz and Chang
доктор Моро, иллюстрация от Benz and Chang

ЗНАНИЕ, ВЫРЕЗАННОЕ ИЗ ПЛОТИ

ㅤМоро не обращал внимания на нравственную сторону своей деятельности. Все это время им руководил лишь неутомимый интерес, постепенно перерастающий в ослепляющий азарт. Перед ним, на операционном столе, являлось не живое существо, а всего лишь объект для исследований – нечто, что могло бы помочь ему достичь ответа на один вопрос, получить второй и утолить свою собственную научную жажду. Таким образом, вместо настоящего ученого, стремившегося совершить открытие, научный прорыв ради вклада в жизнь общества, читатель видит лишенного всякого морального стержня и жалости человека, готового умышленно приносить вред живым существам, подвергая их небывалым пыткам. Сопереживать этому персонажу вовсе не хочется, даже более – в его гибели чувствуется нотка иронии, поскольку погибает Моро непосредственно от рук собственных творений: тех, кого он подвергал мучительным пыткам, тех, к кому не испытывал и капли жалости.

ㅤМоро преуспел в знаниях в области химии, физиологии, проводил действительно сложные операции. Но достаточно ли этого для того, чтобы считать, что этот человек служил во благо человечества? Доктором руководило лишь слепое любопытство, азарт перед изучением того, что никому еще ранее не удалось довести до конца. А может быть, не зря не удавалось? Все-таки дело науки - не удовлетворять любопытство одного, а вносить свой вклад в жизнь каждого. Можно смело утверждать, что Моро, безусловно, талантливый и очень умный ученый. Но использует ли он свой талант так, чтобы вызывать восторг и уважение со стороны окружающих? Использует ли он свой талант в благом ключе?

ㅤЕдинственное чувство, которое охватывает читателя по мере его знакомства со зверо-людьми и их бытом – жалость. Мы наблюдаем за их смехотворными попытками обустроить свою жизнь, которая хотя бы отдаленно напоминала бы человеческую. Однако, несмотря на всю нелепость этих попыток, судьба существ, населявших остров, действительно трагична. Они отныне действительно «существа», не люди и не звери, которые вынуждены выживать отдельно от остального мира. Есть ли в этом их вина? Очевидно, нет. Каждый из представителей звериного люда стал частью экспериментов Моро по случайному стечению обстоятельств.

ㅤК концу романа Эдвард Прендик находит свое спасение на прибившейся к берегу шхуне и сбегает на ней со злополучного острова, оставляя населявших его «людей» совершенно одних.

НЕИЗБЕЖНОЕ ЗЛО?

ㅤЛюбопытно, но сам Герберт Уэллс являлся сторонником экспериментов над животными. Писатель полагал, что такие жертвы оправданы, если учёный преследует высокую, благую цель.

ㅤЭксперименты Моро терпят провал. Крах опытов ученого говорит о том, что его мировоззрение противоречило идеям автора. Деятельность доктора была лишена всякой нравственной составляющей. Это становится причиной того, что весь грандиозный по приложенным усилиям труд Моро, все страдания зверолюдей оказываются напрасны.

ㅤУ науки есть своя темная сторона, безусловно, но проявляется она, подобно симпатическим чернилам, лишь в руках того, чей разум переполняют эгоистические темные мысли. Оттого итогом научного пути Моро становится бесславный конец.

ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ: жажда знаний, оплаченная кровью. Рецензия на «Остров доктора Моро»
4
1
2 комментария