«Чемодан» Сергея Довлатова: советский стендап, который выдыхается на середине
«Чемодан» — это сборник рассказов, связанный общей рамкой: главный герой (автор) вспоминает эмиграцию из СССР и разбирает свой старый чемодан. Каждая вещь — это портал в прошлое, маленький триггер, отсылающий к эпизоду из его жизни: будь то финские носки, кожаный пиджак или перчатки из рижской кожи.
Довлатов пишет легко, иронично, местами даже смешно. Это такой советский стендап, только без микрофона и с лёгким запахом нафталина.
Но вот проблема — после трёх-четырёх рассказов начинает ощущаться однообразие. Приёмов у Довлатова не так много: герой-иронист, очередная нелепая ситуация, чуть-чуть философии, ироничная точка. И так по кругу.
Такую книгу мог бы написать почти каждый, у кого есть тетя, которая стояла в очереди за колбасой, и дядя, который разгонял диссидентов, а потом вместе с ними пил. Довлатов просто записал всё это с неплохим стилем и добавил иронии.
К середине книги я начала ловить себя на мысли, что читаю «через силу», чтобы уже закрыть этот чемодан и поставить галочку.
При всём моём скепсисе нельзя отрицать, что у Довлатова есть цитаты, которые хочется подчеркивать. Именно эти короткие искры и спасают книгу от превращения в унылый сборник бытовухи , а иногда одна фраза перевешивает целый средненький рассказ...
- «Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то……»
- «Возражать не имело смысла. Но я, конечно возразил»
- «В каждой работе необходима минимальная доля абсурда……»
- «Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает»
- «Уж лучше жить минуту, но по-человечески!»
- «Имея большую зарплату, можно позволить себе такую роскошь, как добродушие»
- «– Как ты? – На букву ха, – отвечает, – в смысле – хорошо…»
В итоге для меня «Чемодан» оказался как чемодан без ручки: бросить жалко, нести тяжело. Хороший старт, интересные первые истории, но потом книга превращается в марафон на выживание. Если хотите ощутить вкус советского абсурда с лёгким налётом интеллигентности — попробуйте, но ждать от неё большой глубины или сюжетной интриги не стоит.