Мой путь в мир Лавкрафта. Часть 1

Привет, народ. Сегодня у меня на обзоре не просто полноценная книга, а целый сборник рассказов(«Зов Ктулху», издательства АСТ) всеми известного и многими любимого автора Говарда Филлипса Лавкрафта.

Мой путь в мир Лавкрафта. Часть 1

Моя миссия на сегодня — не только рассказать о своём личном опыте прочтения маэстро ужаса. Но погрузить вас в его мир, его литературу, устроив своеобразную экскурсию по самым разным его произведениям. Рассказать, что понравилось лично мне, и за что можно зацепиться в том или ином произведении.

Моё знакомство с его творчеством

Наверное, стоит начать с того, как я отношусь к самому жанру и популярному ныне «лавкрафтовскому ужасу». Познакомился я с этим течением довольно-таки давно, когда открыл для себя игру «Darkest Dungeon». С того времени прошло… около 10 лет. Тогда я был ещё подростком, и, поначалу, я даже не знал, чем вдохновлялась эта игра, и я думал, что всё, что в ней есть — её собственные наработки. Однако со временем своей жизни я открывал для себя всё новое и новое, узнав и о родителе всего этого «космического ужаса». Но добрался до полноценного чтения я где-то два года назад, открыв для себя весь этот уникальный внутренний мир мастера.

И когда я говорю «уникальный», то имею в виду прямое значение этого слова, ведь найти человека, кто пишет точно также — невозможно. Хорошо ли это? Я думаю, что да. Однако хороший ли писатель Г. Лавкрафт? Вот этот вопрос намного сложнее…

Хорош ли он, как писатель?

Знаю, что лезу немного раньше положенного, но для тех, кто совсем в танке я дам немного контекста. Чтобы читатели этой статьи сразу поняли, стоит ли тратить время на автора дальше, или же нет.

«Уникальный» вовсе не значит, что он лучший, или совершенный. И прочитав более 20 его рассказов, я могу с уверенностью сказать — что его удачные рассказы — это в лучшем случае где-то половина его творчества. Остальное же… либо очень специфичное чтиво, либо просто в целом плохая и скучная история.

Становится ли он хуже, как автор, из-за этого? Думаю, вы и сами можете догадаться, учитывая его популярность, что нет. Для своего времени и жанра Лавкрафт был слишком революционен, а если судить его по сегодняшним стандартам классической литературы — он не всегда дотягивает даже до самых нишевых произведений, но стоит заметить, что он никогда и не стремился к какому-то «литературному величию». Ведь он писал прежде всего журнальную пульпу(низкопробные рассказы), которая брала лишь своей атмосферой. И, несмотря на это — сейчас он один из самых известных представителей жанра «хоррор». И писал он не потому что хотел признания или славы, а потому что сам искренне боялся тех вещей, о которых пишет.

И я истинно восхищаюсь им, ведь несмотря на то, что он был не особо популярен в своё время — он всегда продолжал писать, вплоть до самой смерти. И вот сейчас он стал настоящим феноменом, получив славу, увы, посмертно, и спустя десятки лет. А его созданная вселенная до сих пор на слуху, и персонажи оттуда (как Ктулху, Азатот, Йог-Сотот) сейчас — целое культурное достояние.

Разобравшись с деталями, и отсеяв тех, кому это вовсе не интересно, давайте же приступим к обзору его творчества на примере сборника: «Зов Ктулху»

Gustave Doré-Fleuve des Alpes
Gustave Doré-Fleuve des Alpes

«Дагон»

Это один из самых ранних рассказов писателя, и моя первая прочитанная его история. И, я считаю, что она идеально подойдёт для ознакомления с его творчеством, ведь этот рассказ — показатель, столп, на котором держится всё его творчество.

Безумие, человеческая никчёмность в сравнении с высшими силами и богами, повествование в виде «дневника», древние боги, изоляция и одиночество, и, конечно же, космический ужас — всё это есть в этом небольшом рассказе, на который вовсе не жалко потратить своё время, чтобы понять, нравится ли тебе вообще, как он пишет, или же нет.

А ещё в нём очень хорошо прослеживается одна из главных фобий Лавкрафта — боязнь океана. Если вы тоже его боитесь, то, думаю, этот рассказ вам понравится.

Black sea by Ivan Aivazovsky 1881
Black sea by Ivan Aivazovsky 1881

«Безымянный город»

В этом рассказе присутствует уже другая сторона писателя, показывающая его тягу, и при этом ужас, перед запретными знаниями, с которыми может столкнуться человек. Грубо говоря, этот рассказ о том, как археолог находит древний город, который построили существа, что были на Земле до людей. Этот троп очень часто встречается в текстах Лавкрафта, и тут он далеко не самым интересным способом выражен, но, как по мне, в данном рассказе на полную можно ощутить всю «любовь» писателя к огромным, часто запутанным и несуразным описаниям всего и вся. Как по мне, именно переусердствование этим и портит большую часть его произведений, потому что, знаете, во всём нужно знать меру. Но вот Лавкрафт на это чаще всего плюёт с высокой колокольни и описывает всё до последнего кирпичика, чтобы мы всё с вами точно поняли. Иногда кажется, что он вообще не особо заботится о ритме всего повествования. Подход очень смелый, но ты быстро от него устаёшь, а если учитывать, что он так делает почти в каждом произведении, то повторений не избежать. Допустим, такая же тема и похожие описания ты можешь встретить в десятке других его рассказов.

«Праздник»

Как по мне — скучный рассказ, не переживший испытание временем. Сейчас такими вещами не удивишь читателей, и даже небольшой страх я не испытывал во время прочтения всего этого. И хоть я понимаю, что Лавкрафт прародитель всего этого движения культов, мистики и прочего в литературе, но конкретно меня это произведение не впечатлило. Оно может быть не самым захватывающим, но вклад в мифологию автора — огромный, имейте ввиду.

Это один из ранних рассказов Лавкрафта, в котором появляется Аркхэм — ключевой город в его вселенной. В рассказе также впервые звучат темы древних культов, оккультных ритуалов и воскрешения мёртвых. Это произведение стало основой для многих других историй о Культе Ктулху и тайных обществах в Новой Англии.

«Зов Ктулху»

Думаю, этот рассказ даже не нуждается в комментариях. Именно в нём и появляется Ктулху со своим культом, возле которого крутится львиная доля всей мифологии Лавкрафта. И опять же, полное «бинго лавкрафта»: безумие, древние боги, культы, космический ужас. Здесь есть буквально всё, за что любят автора, и я не буду врать, если скажу, что этот рассказ читался на одном дыхании. Если вам хочется полноценно проникнуться его творчеством и не жаль потратить на это своё время, то лучше прочитайте этот рассказ вместо «Дагона». Он больше, но при этом намного подробнее и чуднее.

«Ужас Данвича»

Опять же, рассказ в классическом духе Лавкрафта, но при этом с упором на сельской готический ужас. И то, что я сказал «в классическом духе», скорее минус, чем плюс. Потому что мне рассказ вообще не понравился, и его «классические элементы» — это скорее, как раз-таки одни слабые стороны Лавкрафта. Непонятный и запутанный сюжет, плохо описанный монстр, который вовсе не кажется страшным. Внимание: дальше спойлеры.

«Существо описывается как огромное, с щупальцами, крыльями и головой, напоминающей осьминога. Оно невидимо для человеческого глаза, но его присутствие ощутимо — слышны ужасные звуки и ощущается давление в воздухе.»

Не знаю, как вас, но меня такие описания вовсе не пугают, а скорее даже смешат. Монстр описан смутно, но это, возможно, сознательный ход автора — невидимое пугает больше. Но в данном случае, как по мне, это не работает — меня это не испугало, к тому же он описал его достаточно, чтобы я мог сделать какой-то вывод из его описания.

Но всё же, если отступить от этого — рассказ просто не интересный и меня не зацепил. В основном потому, что описание самого ужаса скучное и не впечатляющее.

Рассказ впервые подробно описывает процесс рождения монстра и механизмы космического ужаса. Он также вводит Йог-Сотота как ключевую фигуру мифоса Ктулху.

Caspar David Friedrich - Northern Sea in the Moonlight
Caspar David Friedrich - Northern Sea in the Moonlight

«Хребты безумия»

Это один из самых популярных рассказов писателя, который многим очень нравится, даже тем, кто не особо любит автора. И я в целом не исключение, хотя и считаю рассказ объективно ну очень затянутым.

Хотя начиналось всё хорошо — в рассказе описывается экспедиция в Антарктиду, и на самом деле очень интересно читать описания автора этого материка. И это даже почти не выглядит затянутым. Но! Где-то в середине всей истории ты просто измучен от всех этих описаний и подробной хронологии всех событий, которые автор пытается уместить в один небольшой рассказ. Там и описание инопланетян, и как они строили города, и какие там рабы у них были, и как они восстали, и как всё строили, и как уже они всё просрали. И это… ну просто уже слишком. Чем больше написано вот этого, тем больше ты забываешь об основной истории, и где-то в процессе ты резко осознаешь, что сидишь на какой-то мега-скучной часовой лекции. И это не пугает, не развлекает и не интересует тебя. Было бы оно в два раза короче — усвоилось бы лучше, но увы и ах.

Его описания — это как приготовление выпечки. Знаете, вот все любят песочные орешки со сгущёнкой, только вот представьте, как перед тем как съесть свои любимые орешки — ты готовишь песочное тесто, сам делаешь и варишь сгущёнку, сам всё запекаешь. И где-то в середине этого ты просто подумаешь: «Да мне эти орешки и ***** не нужны уже!». И вот у меня примерно такие же впечатления после его часовых описаний.

Сначала тебе интересно, и ты хочешь об этом слушать, в середине становится скучно, и вот когда ты уже на пределе — ты уже просто на автомате пробегаешь между строк, а всё потому, что нужно знать меру у всего! Ты можешь разбавлять всю эту громадную предысторию каким-то взаимодействием твоих персонажей в группе, но вот основная проблема Лавкрафта как писателя — у него просто нет диалогов в рассказах. По сути всё, что он пишет — это чаще всего от первого лица в виде своеобразного дневника, и диалогов при этом в тексте от силы процентов 10, и это в лучшем случае. И выглядит это обычно так: «Я вот пошёл и сказал ему это, а он мне ответил то-то. Ну и вот так вот». И собственно поэтому и вся эта атмосфера в последствии херится, потому что тебе уже не до испуга, а скорее хочется всё это закончить.

Но, в общем, рассказ интересный, хотя я и предупреждаю: очень много в нём воды. Некоторые вещи вам просто будет необходимо пропустить, ведь читать от начала и до конца всю нудятину не каждый осилит.

«Тень над Инсмутом»

Я считаю это хорошим рассказом, в котором Лавкрафт отбалансировал всё, что скучное, что пугает, что заставляет читателя продолжать читать. Этот рассказ мне немного напоминает игру «DREDGE». И в целом это хорошая и сбитая история, которая написана по канону создателя и расширяющая лор самого первого описанного в сборнике рассказа «Дагон».

Friedrich, Caspar David - Riesengebirge
Friedrich, Caspar David - Riesengebirge

Конец: «Зов Ктулху»

На этом и кончается первый сборник. Но в моих планах познакомить вас с моим, лично, любимым сборником: «Мифы Ктулху».

Как по мне, он крайне неоднозначный, но из-за этого и невероятно интересный. Именно в нём я выбрал для себя самые любимые его произведения. Какие именно? Оставайтесь на связи, чтобы узнать. Может и для себя вы найдёте что-то интереснее, чем в этом сборнике.

До скорой встречи!

32
5
2
1
1
33 комментария