«Дух Просвещения»

Цветан Тодоров

«Дух Просвещения»

Цветан Тодоров — французский философ и литературовед болгарского происхождения. Пожалуй, в самых широких кругах его имя может быть мало знакомым, но в своей среде он считается довольно значимым исследователем. Есть некая вероятность, что вы знакомы с его книгой «Введение в фантастическую литературу», которая внесла весомый вклад в теорию жанра фантастики. Наиболее ценным считается введённое Тодоровым определение понятия фантастического.

Но речь не об этом. Тодоров был плодовитым писателем, и в 2006 году он выпустил другую книгу, заинтересовавшую меня — «Дух Просвещения». Может показаться, что это большой философский трактат, однако на самом деле это скорее объёмное эссе — всего сто с небольшим страниц.

Книга небольшая, даже не трактат, а большое эссе
Книга небольшая, даже не трактат, а большое эссе

Идея этого сочинения пришла к Тодорову, когда он занимался подготовкой выставки «Просвещение. Наследие для завтрашнего дня» 2006 года во Французской Национальной библиотеке. Он, по его собственным словам, во время знакомства с произведениями эпохи Просвещения, с её учёными и художниками, глубоко проникся их «духом», что и сподвигло его обратиться к идеям Просвещения и рассмотреть их в диалоге с современностью.

Именно об этом его сочинение. С одной стороны, это теоретическое введение в Просвещение, с другой же — попытка понять, как Просвещение повлияло на современность и что полезного мы можем извлечь из неё сегодня.

Тодоров с первых строк заявляет о своём намерении не просто исследовать Просвещение, но и использовать его на практике.

После того как Бог умер, после того как рухнули утопии, на каком интеллектуальном и моральном фундаменте хотим мы строить нашу общую жизнь? Чтобы вести себя как ответственные личности, мы нуждаемся в концептуальных рамках, которые могли бы обосновать не только наш дискурс — это легко, — но и наши действия. Поиски таких рамок привели меня к определенному направлению мысли и восприятия — к гуманистическому аспекту века Просвещения.

Самое главное преимущество, которое философ видит в идее Просвещения — её открытость к дискуссии в самой основе. Дискуссия, спор, поиск истины, и, конечно, критический взгляд — это то, что отличает мышление Просвещения от многих других философских теорий.

Просвещение было прежде всего временем спора, дискуссий, а не согласия. Его отличает пугающее многообразие, и все же — в этом тоже нет сомнения — можно без особого труда определить то, что можно назвать проектом Просвещения. В основе этого проекта лежат три идеи вместе со своими бесчисленными следствиями: индивидуальная свобода, человек как цель наших действий и, наконец, универсальность.

Просвещение при этом также имеет множество корней, оно наследует многим идеям предшественников, создаёт дискурсивный коктейль, который со своей многогранностью, сложностью и даже противоречивостью помогает прийти к важным мыслям, которые находят вполне ощутимое выражение в реальной жизни.

Просвещение является одновременно рационалистическим и эмпирическим, оно наследует как Декарту, так и Локку. Оно приемлет как старых, так и новых мыслителей, как универсалистов, так и партикуляристов, оно увлечено историей и вечностью, деталями и абстракциями, природой и искусством, свободой и равенством. Ингредиенты старые, их комбинация нова: они не только вступают во взаимодействие между собой, но — и это главное — в эпоху Просвещения они выходят из книг и переходят в реальную жизнь.

Как уже было сказано, Тодоров ищет в Просвещении опору для того, чтобы определить вероятное практическое влияние его идей на нашу современность. Тодоров видит в Просвещении возможности трансформации общества, его оздоровления, приобретения им интеллектуальной и духовной зрелости, а также гражданской ответственности. Это и есть «Дух» Просвещения по мнению учёного.

Если мы хотим сегодня найти в идеях Просвещения опору для разрешения современных конфликтов, мы не можем брать в неизменном виде все положения, сформулированные в XVIII веке, — и не только потому, что мир изменился, но и потому, что мысль Просвещения многообразна, не едина. Скорее мы должны заново осмыслить Просвещение, сохраняя наследие прошлого, но подвергая его критическому рассмотрению и сопоставлению с его последствиями, желательными и нежелательными. Поступая так, мы не рискуем предать Просвещение, но даже напротив: именно критикуя его, мы сохраняем верность ему и воплощаем в жизнь его уроки.

На этом я остановлюсь, остальное вы можете узнать, прочитав книгу, если вам будет интересно (она доступна бесплатно на сайте Библиотеки школы гражданского просвещения). В своём обзоре я в основном затронул только введение, в дальнейшем изложении Тодоров разбирает различные аспекты идеологии Просвещения, такие как автономность, гуманизм, универсальность. Само собой он не забывает про критику Просвещения, а также про оценку современной Европы с точки зрения влияния на неё Просвещения. В самом конце Сенокосов пишет небольшую статью, в которой рассуждает о взаимоотношениях Просвещения и России.

Текст в целом несложный, автор не грузит понятиями, не играет лексикой, ясно и прозрачно излагает мысли, в этом отношении он вторит мыслителям XVIII века, которые ещё были свободны от интеллектуального дурмана XIX и уж тем более XX века.

2
1
2 комментария