Читаю всего Стивена Кинга. Пост 5.2. Романы, 1986-1991гг. (Томминокеры, 1987)
Продолжаю марафонить Стивена Кинга. Один из самых обруганных романов автора. И есть за что, но не всё так плохо. Об этом подробнее ниже.
Стивен Кинг очень любит в каждом удобном случае упомянуть тот факт, что он, по его словам, являлся диким наркоманом и алкашом в период с 1980 по 1987 годы. Иногда я сомневаюсь в его словах, считая что автор преувеличивает масштаб проблемы – именно в эти годы вышли самые известные его романы и повести, и уж больно результативно, связно и изобретательно он пишет для бухого в щи или упоротого человека.
Но иногда, читая некоторые его вещи, я, практически уверен, что писались они явно не на трезвую голову. Как пример – рассказ «Газонокосильщик» (с одноимённым фильмом ничего общего нет). Или, как пример, роман «Томминокеры».
Упоротость автора видна с первых страниц, в первой части романа нас ждут: многостраничные размышления и разглагольствования автора о судьбе Америки, о убийстве президента Кеннеди, и много, много, речей об атомной энергетики, о ядерном оружии, о атомных электростанциях, вспомнят всё – и Чернобыль, и Хиросиму и местечковые аварии, Кинг приведёт статистику о рождающихся с лейкемией и раком, свяжет это с атомной промышленностью и подведёт свой личный итог. Причём в таких красках, что местами первая половина романа порой начинает напоминать какой-то политически-социальный памфлет. Или, скорее, это напоминает разговоры бухого бати на кухне. Ещё много смачных описаний алкоголизма главного героя, его пьяных поступков и некрасивого поведения, тоже целыми страницами, так что сомнений нет, автор явно преисполнился в этой теме.
Ближе ко второй половине романа автора, походу, отпустило, и он сел на любимого, проверенного конька – мерзенькое бытоописание жителей деревни под названием Хэйвен (мы про неё уже слышали в книге «ОНО», это типичный стивенокинговский маленький городок возле Дэрри, штат Мэн, разумеется).
А дело вот в чём известная отшельница-писательница (Кто же ещё. Богата земля Новой Англии на литературные таланты, сколько их было («Салемс Лот», Билл из «ОНО») и сколько ещё будет («Тёмная половина», «Мешок с костями», и т.д.)) вдруг нашла закопанную в землю летающую тарелку, начала её откапывать и внезапно приобрела дар телепатии и ясновидения и коофициент интелекта х2. Прозрев и резко поумнев, помимо раскопок тарелки, скрафтила себе летающий (нет, не Делориан) пикап, телепатическую печатную машинку, миниатюрный атомный реактор и прочие ништяки. По мере откапывания тарелки, её влияние на окружающую среду начинает распостраняться, и начинает аналогичным образом действовать на быдло из деревни (Хэйвен) поблизости. Те, будучи деревенским быдлом, не придумывают ничего интереснее чем придумать бомбу из телевизора, чтобы взорвать супруга-козлину, супер-картотеку для почты, ядерную газонокосилку и прочую поебень.
Главная героиня начинает меняться внешне, это замечает её единственный друг, которого она, кстати, позвала телепатически (привет, «Сияние», привет, «КДЖ»). И превращения подруги ему не нравятся, но она заливает его мозги вискарём и прочей алкашкой, он бухает и особо не выёбывается, просто помогает дальше откапывать летающую тарелку.
А в ней! Призраки! Инопланетян! Которые потерпели крушение в этом самом месте миллионы лет назад! Штат Мэн! Несколько километров от Дэрри, с его Пеннивайзом, который, да. Прилетел из космоса и потерпел крушение миллионы лет назад. (кстати, о Пеннивайе – он(о) тут тоже есть. И хотя, действие книги происходит спустя год событий «ОНО», клоун тут упоминается, судя по всему, умер он до конца, а живёт в Дэрри в виде призрака, которого видит один из героев «Томминокеров». Но в статусе призрака он, видимо, безобидный, во всяком случае, убийств в Дэрри больше не будет. Ну, или почти не будет, но это, как говорится, уже совсем другая история – привет, «Бессонница»)
Уф. Я ещё будучи подростком, когда впервые читал этот роман, ещё тогда подумал, мол, ну, Стивен Кинг – Стивен Кингом, конечно, но это, по-моему, какой-то перебор уже. Сейчас, перечитывая, я подумал примерно тоже самое, только к этой мысли прибавилась ещё «вот что кокаин животворящий с людьми делает-то».
Дальше в сюжет вдаваться не буду, скажу лишь что дальше Кинг идёт проверенной дорогой: сцена разрушения города, с беснующимися и одержимыми жителями, это мы видели, привет «Кэрри», «Нужные вещи», «Жребий», «ОНО», ну и потом ещё будет «Под куполом». Это мы видели уже. Потом ещё попытки напугать нестрашным – обезумевший аппарат по продаже газировки ЗАХОЧЕТ УБИВАТЬ (привет игрушечным зубам, которые делают клац-клац и обезьяне с барабаном). Потом сумбурная, как всегда, сцена противостояния злу, которая напоминает абсурдное месиво из персонажей и событий, (привет «ОНО»).
Ну и концовка. Концовка хороша, как ни странно. Концовка без внезапностей, она такая, какая и должна быть. Такая, какую ждёшь и получаешь. Без приколов и любимых кинговских всратых отсылок к «Тёмной башне». Вот.
Хороший роман? Если с успехом продраться через пьяные кинговские разговорчики и размышления в начале романа – то да, вполне неплохой. По меркам автора. Если вы любитель творчества, и вам не западло в сотый раз читать про быдланов из американской деревни, с которыми творится какая-то нестрашная хтонь. Если вы согласны не задавать вопросов из разряда «А НАХУЯ ОНИ В ПРОТИВОГАЗАХ ЗАЩИЩАЮТСЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТКОПАННОЙ ТАРЕЛКИ, ЕСЛИ ОНА ВОЗДЕЙСТВУЕТ МЕНТАЛЬНО И ЗАЩИЩАТЬСЯ НАДО ПЛАСТИНОЙ В МОЗГУ ИЛИ БРЕКЕТАМИ В ЗУБАХ, ХОТЯ, ПОДОЖДИТЕ, И ПРОТИВОГАЗОМ ТОЖЕ МОЖНО» – ю а вэлком. Мне вполне заходит. Пойдёт.