Три моих любимых сборника рассказов

Люблю сборники рассказов: можно сразу понять, нравится тебе автор или нет, не лопатя огромные куски романа и надеясь, что вот сейчас будет круто, вот сейчас оправдается культовость. К тому же разнообразие, автор мог писать в самом неожиданном стиле, экспериментировать, искать себя — сборники всё это отлично демонстрирует, а короткая форма позволяет потреблять полноценные законченные произведения, вместо откладывания впечатлений на потом.

Если в случае больших форм, мне очень трудно распределить фаворитов по местам, то со сборниками уже достаточно давно образовался монолитный топ-3, которым я и хотел бы поделиться.

Три моих любимых сборника рассказов

Итак, почётное третье место занимает Дино Буццати и его "Шестьдесят рассказов". Почти что классик итальянской литературы, журналист и художник Буццати писал в жанре магического реализма, смешивал обыденность с фантастикой, создавая атмосферу тревожной загадочности. Влияние профессии журналиста заметно и в творчестве: лаконичность и точность описаний концентрировано ведут по сюжету, подводя к закономерному выверенному финалу.

Если бы мне нужно было описать сборник одним ключевым словом, то это было бы слово "находчивость". Истории в сборнике изобретательны ещё на уровне задумки, Буццати каждый раз умудряется подсунуть что-то свежее, или, по крайней мере, не столь распространённое. Его истории обаятельны, тот случай, когда автор умеет не только писать, но прежде всего сочинять. Сборник содержит в себе россыпь жанров: от хоррора до философской притчи, от комедии до психологической драмы. Рассказы написаны чётким простым языком, наполнены драматургией и не лишены смысла. Их хочется перечитывать и им хочется подражать.

Три моих любимых сборника рассказов

Второе место и моё сердечко достаётся сборнику Сэлинджера "Девять рассказов". После прочтения "Над пропастью во ржи", которое мне очень понравилось, я взялся за другие произведения, и этот сборник прямо находка. Мне близок юмор Сэлинджера, он оригинальный, хлёсткий, порой чернушный. Не хахайки ради хахаек, а полноценный инструмент воздействия. Вместо натужной рефлексии автор выбирает показать боль героев через их комично-ироничное поведение, в каждом скрыто больше, чем он показывает. Химия между персонажами волшебная, вокруг сцен растёт пространство, поглощающее читателя. Из современных знакомых мне авторов к Сэлинджеру, пожалуй, ближе всего Мартин Макдонах. Ещё одно преимущество рассказов сборника: невозможно понять, о чём конкретно писал автор, какова основная мысль каждого из рассказов. Нет, они совсем не запутаны, там всё сверхбодро и интересно, но Сэлинджер предоставляет только историю, а сам тут же устраняется, не пытаясь продавить какую-то мысль — всё вынесено на суд читателя. Этот подход мне кажется выигрышным, ведь когда автор пойман за руку, произведение блекнет, тогда как "Девять рассказов" можно перечитывать снова и снова, находить новые впечатления, сообразно возрасту и жизненному опыту расставлять акценты. Завидую тем, кто впервые отведает этот мастерски сделанный сборник.

Три моих любимых сборника рассказов

И наш (мой) чемпион — "Дублинцы" Джеймса Джойса. На мой взгляд, вершина его повествовательной прозы, дальше уже пошли какие-то вызовы себе, критикам, читателям, авторам минувших лет, будущим писателям и т.д. Цикл из 15-ти рассказов, объединённый темой жизни обитателей города Дублин хорош тем, что совмещает бытовое (сюжеты чаще всего крутятся вокруг самых обычных происшествий) и возвышенное (то, как Джойс всё это описывает). Возникает очень интересное ощущение, словно смотришь на верхушку айсберга: перед тобой кусок льда, но ты не осмелишься сказать, что это всего лишь кусок льда, ты уверен, что эта ледышка часть чего-то огромного, скрытого под толщами вод. "Дублинцы" — архив запечатлённых переживаний с глубоким психологизмом и доступной подачей. Невероятной мощи сборник и заслуженное первое место.

10
2 комментария