Читаю всего Стивена Кинга. Пост 5.3. Романы, 1986-1991гг. (Мизери, 1987)

Обложка первого издания романа. На мой взгляд - отличная.
Обложка первого издания романа. На мой взгляд - отличная.

Продолжаю перечитывать всего Кинга по порядку, сегодня на повестке дня один из лучших (на мой взгляд) романов автора.

Мизери.

Суть такова: плодовитый автор любовных романов про Мизери решает сменить литературное амплуа, и пишет криминальный триллер. Со свеженаписанной рукописью он спешит домой, попадает в аварию, где его полуживого находит (вот так совпадение) – его преданная читательница, любящая его романы до фанатизма. И вот так совпадение – она же является серийной убийцей (мы этого не знаем до самого конца, но подозреваем). Ещё, эта фанатка-убийца по профессии медсестра, и поэтому, вот так совпадение, может оказать медицинскую помощь главному герою. Она его подлечивает, но отпускать из дома не спешит – ей не нравится что автор закончил цикл любовных романов про любимую героиню, и заставляет его писать сиквел, шантажируя увечьями и лишая обезболивающих таблеток, к которым за время лечения, у главного героя выработалась зависимость. Главный герой, разумеется, не теряет попыток сбежать, но Энни – антагонист, пресекает эти попытки на корню, и она, конечно же, психопатка, но не дура – видит следы подготовки автора к побегу и жёстко его за это карает.

На этот раз в плане картинки нежно мной любимое издательство "Сигма" подкачало, поэтому делюсь другой неплохой олдовой обложкой (у меня, кстати, Мизери именно в этом издании)
На этот раз в плане картинки нежно мной любимое издательство "Сигма" подкачало, поэтому делюсь другой неплохой олдовой обложкой (у меня, кстати, Мизери именно в этом издании)

Стивен Кинг говорил о том, что плен главного героя у обезумевшей фанатки – есть метафора его плена в лапах наркомании и алкоголизма. Учитывая то, что тот же Кинг говорил о том, что он не пишет метафорически, и вспоминая то, что Кинг говорил что он пишет о своих личных страхах, я склонен полагать (уверен) что книга о том, о чём она есть: страхе писателя (Кинга) попасть в плен к ебанутому фанату, который будет заставлять его писать подростковые страшилки, которые его, судя по всему, уже заебали, и от которых он в последствии будет несколько отходить («Долорес Клейборн», «Игра Джералда», «Зелёная миля», «Роза Марена»). Ну, либо, о том, что он УЖЕ находится плену у читателя, и на потеху толпы вынужден писать про призраков-инопланетян и всяких клоунов-убийц. И тут он, такой, типа, выбирается из этого плена. Хуй знает. Но мне это видится так.

Современное издание. В целом норм, но мне Энни всегда представлялась помоложе, лет на 38-40. Но зато есть кувалда, которой в книге не было (только в фильме) и милая свинка :3
Современное издание. В целом норм, но мне Энни всегда представлялась помоложе, лет на 38-40. Но зато есть кувалда, которой в книге не было (только в фильме) и милая свинка :3

Если не вдаваться в СПГС и не искать метафоры, то роман отличный, и несмотря на череду «СОВПАДЕНИЙ» (см. мой первый абзац), то он, в общем-то, лишён большей части того, за что ругают автора – объём тут вполне вменяемые, это не кирпич типа «ОНО» или «Противостояние» (хотя, я не против такого, но многим тяжко осиливать по 2 тысячи страниц), тут нет по 50-60 персонажей (по сути, персонажа тут только 2, остальные так, эпизодические), жизнь которого тщательным образом обмусоливается, тут нет длинющего вступления, наоборот, действие с первых страниц набирает крутой оборот, и действие НЕ происходит в штате Мэн (может кого-то это бесит, я хз). И напротив – тут есть жесть и мясо, есть детективная составляющая, хоть и куцая, есть фирменный авторский юморок, есть интересные подробности из жизни «писательской кухни», эдакая инсайдерская информация, иногда интересно заглянуть за кулисы писательской жизни, и есть щедрые отмашки в сторону своих предыдущих работ, в основном к «Сиянию». Вспоминают и «Оверлук» и городок Боулдер (привет, «Противостояние», кстати). В общем, и нашим и вашим, и триллеру автор намазал знатно, сочно, и атмосфера безумия есть, камерная обстановка, и даже мистики нет совсем! Самоповторы – да и хрен с ними, я лично провожу аналогии с «Куджо» (Заперты? Заперты. Сторожит злая сука-псина? Да. Спасение близко, но полицейского убивают? Оу йес. Спасаемся, но не без потерь? Да.), но если об этом не думать и не вспоминать – получаем один из самых удачных романов автора на данный промежуток времени (на 1987 год).

Рекомендую всем, даже тем, кто Кинговские приколы с клоунами-убийцами и индейскими кладбищами не особо котирует.

12
6 комментариев