Как Бачигалупи тихо заманивает читателя, а потом бьёт ножом
Знаете, что самое любопытное в "Наволе"? То, что Паоло Бачигалупи вдруг без предупреждения уходит куда-то в сторону от своего привычного постапокалиптического эко-кошмара, где будущие города лопаются под грузом жадности и биотехники. В этой книге нет ни генетически усовершенствованных наемников, ни пустынных побережий с ржавыми баржами. Вместо этого мы наблюдаем за жизнью (в кой-то веке настоящей фонтанирующей жизнью, а не существованием) позднего Возрождения, за людьми из городов с башнями и конюшнями, за улицами, пахнущими едой и вином. Автор упомянал, что возился с этим романом несколько лет. Ну, честно говоря, видно, что это все не писалось на вдохновении за лето.
История рассказывает о Давико ди Регулай, который не хочет становиться наследником могущественной банковской семьи в городе Навола. В отличие от своего отца, который управляет городом из тени, Давико мечтает о более простой жизни, наполненной честностью, близостью к природе и добротой. Власть и манипулирование ему не по душе, но, увы, у него нет выбора, ведь его жизнь всего лишь часть гигантской амбициозной головоломки, которую собирает его отец.
Сразу бросается в уши язык (я слушал аудиокнигу). Бачигалупи как художник рисует эти фразочки, состоящие из жестов. Вы точно запомните и вообразите знаменитое наволонское пожатие плечами, которое означает "может да, а может нет, а может пошел ты нахуй".
Речь героев задерживается на кончике языка, чуть-чуть поет, и даже когда они ругаются, проклятие выходит какое-то бархатное, теплое, не хочу пошло сравнивать с вином, но вы поняли. Псевдоитальянские словечки вплетены без выпендрежа, так говорят эти люди, это их воздух. Спасибо, разумеется, и переводчику книги К. Егоровой.
Мир расписан широким мазком и, пожалуй, это единственный минус книги, даже ключевой политический противник Наволы упомянут вскользь. Зато тут есть торговые дома, семьи, их старые обиды, дипломатия, религиозный фольклор, маленькие договоренности, которые стоят дороже монет. И главное никто здесь не играет в добро против зла. Все тянут одеяло, спорят с судьбой, пытаются не утонуть и я, как читатель, понимаю, почему они так делают, даже когда не хочу соглашаться.
Персонажи - приятная неожиданность. Даже антагонисты тут с убедительным весом в душе, со сложной мотивацией и без потасканной романами Аберкромби серой морали. В первых главах я запутался в длинных фамилиях и титулах, иногда трудно было понять, речь сейчас идет о священнике, городе или пони, но кто я такой, чтобы критиковать сложные имена в романе после прочтения "Задачи трех тел". У всех персонажей своя внутренняя статика: обида, честь, гордость, тщеславие. Даже у Ленивки. Они играют определенные роли в книге и расставлены вокруг главного героя Давико, от лица которого ведется сюжет, но движутся в своей системе координат. Никого просто так Бачигалупи нам не подсовывает, в духе "а вот это урок чести, а это первая любовь" и так далее.
А вот к чему я был действительно не готов, так это к смене ритма ближе к концу. Сначала роман идет размеренно. А потом... что-то сдвигается. В последней трети ощущается прям щелчок: воздух плотнеет, сюжет подбирается, и вдруг понимаешь, что начинается настоящий триллер, без передышек. Я, честно, слушал ночь напролет - думал, ну ладно, еще одну главу, потом спать. Ну да. Разумеется.
"Навола" потрясающая книга. Она берёт классическую историю о взрослении, переносит её в увлекательный мир Италии эпохи Возрождения и делает частью жестокой борьбы за власть и политических интриг. В ней обыгрываются сюжетные ходы, характерные для coming of age, но с существенными изменениями. Мне понравилось, как о ней высказался один из западных критиков: "То, что, как вы уверены, произойдёт, не произойдёт. То, что, как вы уверены, не произойдёт, произойдёт."
Однажды кошка птичку позвала
"Спустись ко мне, и я тебя сожру."
А птичка вниз пропела с высоты:
"Не шевелись, я на тебя насру."
Сердита кошка. Птичке наплевать.
Насрала и опять давай летать.
С нетерпением жду продолжения. Если, конечно, бачигалуповское "i promise, more is coming" подтверждает полноценный сиквел. Если вы уже прочитали "Наволу" и вам мало, или вы хотите немного прикоснуться к этому удивительному миру, на фантлабе есть рассказ "Художники и дураки".