Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Спойлер: адаптации школьных уроков литературы, конкуренция с индусами, национальный акцент.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?
Статистика WB по продажам комиксов, графических романов и манги с 2020 по 2025гг.
Статистика WB по продажам комиксов, графических романов и манги с 2020 по 2025гг.

Выступила на «Библионале» в Екатеринбурге в рамках «Почти научной конференции о комиксах с прогнозом, какими будут российские комиксы в ближайшем будущем?

Синоптики, чтобы узнать, какая погода будет завтра, смотрят, что за окном сегодня. И очень часто завра будет примерно то же самое.

И что у нас за окном сегодня, 15 ноября 2025 года?

Рост интереса и объемов продаж

Последние 5 лет интерес к комиксам стабильно рос. Его даже не замедлил уход с рынка Marvel и DC, которых молниеносно заменили корейские вебтуны, отпечатанные на бумаге, манга и, в меньшей мере, отечественные авторы. Смотрите на аналитику на основе продаж «Вайлдберриз» выше.

Популярность… российских комиксов. Но не Баббл.

В 2025 году стало очевидно – чаще остальных россияне покупают российские комиксы. И тут погоду во многом сделал Metal Family. Изданный чудовищным по современным меркам тиражом, 50 тысяч экземпляров, он раскупался фанатами одноименного мультфильма по 1000-2000 штук в месяц.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Также популярны детские комиксы – например, питерские «Капибара и Гусь». Неизменно в топах топчутся, сменяя друг друга, маньхуа, манхва и манга.

Комиксы от Баббл по продажам редко поднимаются выше 20-го места.

Откуда вы это откопали?

В России активно переиздаются комиксы, популярные 20-30 и более лет назад.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Один из показательных кейсов – взрыв внимания к комиксу «Красная кровь» о войне в Афганистане. Издавался в Екатеринбурге в журнале «Велес» в 90-е, но так и не был завершен. Уже в наши дни комиксист Константин Дубков законнектил авторов и современную полиграфию, подготовил макет на базе местной библиотеки издал первый тираж комикса. В настоящее время «Красную кровь» издает «Альпака», продажи стартуют уже вот-вот.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Чем объяснить такой тренд? Думаю, дешевизной покупки прав на издание. Ну и еще тем, что ностальгия – хороший маркетинговый инструмент.

Монополия – это всегда плохо

Важный тренд в отечественном комикс-комьюнити – невероятная разрозненность, неоднородность и разобщенность.

Нет единого места, куда может прийти автор, читатель, издатель, продавец встретиться, пообщаться, понять друг друга.

Возникают и исчезают карманные издательства, где публикуются специфические истории под вкус владельца.

Есть Баббл, который почти монополизировал все московские комикс-ярмарки.

То, что отбор авторов на столичные ярмарки ведет это крупнейшее в стране издательство, получающее, в том числе господдержку, вызывает у инди-авторов фрустрацию и бессилие. "Нам невозможно пробиться", "Они продвигают только своих" - вот так комментируют авторы ситуацию.

“Омнибус”, фестиваль  в Нижнем Новгороде, октябрь 2025,  
“Омнибус”, фестиваль в Нижнем Новгороде, октябрь 2025,  

«Свой лунапарк с блэк-джеком и сами-знаете-кем» строят в регионах – «ГикКон» в Екатеринбурге, «Омнибус» в Нижнем Новгороде. И хотя туда тоже приезжают представители Баббл, внимания и любви здесь получают и местные авторы.

Комикс с женским лицом

Сегодня многие издательства имеют отдельные импринты для комиксов, их издают под эгидой АСТ, МИФа, Комильфо. Особняком стоит «Альпака», наверное, единственное издательство, запускающее производство комиксов с нуля. И при этом ассортимент очень широкий – от уже упомянутых «Древних комиксов», до адаптаций литературных произведений и биографий знаменитых людей.

Что общего между этими комиксами и десятком других? Их создали женщины и девушки
Что общего между этими комиксами и десятком других? Их создали женщины и девушки

В индустрии все больше представительниц прекрасного пола. Комиксы «Я – Авейра», «Темный замок», «Бой с быками», «Смысл», и много других сделаны женщинами и девушками.

По опросу в ВК, проведенному «Русским комиксом», 47% из людей, трудящихся над производством комиксов – женщины. Мужчины опережают их численностью ненамного.

Тренд-который-нельзя называть

Несмотря на запрет определенных комиксов как пропаганду экстремизма и баны Роскомнадзора, они по-прежнему остаются в российском сегменте. Запрещенку производят, публикуют как на отечественных порталах, так и за рубежом. [ \ ]* остается одним из популярнейших жанров, привлекая широкую женскую аудиторию. Ну вы понимаете о чем я.

* - слэш.
* - слэш.

Нон-фикшн-комиксы

Особняком стоят российские образовательные и познавательные комиксы. Ряд издателей, например, «Пешком в историю», «Клевер», «Самокат» публикуют в основном их. Это действительно высококачественный продукт, рассчитанный на детей и их родителей.

Познавательный комикс про бедность от "Самоката". Однажды черепаха Толик остался дома: панцирь забрали коллекторы за долги.

Постепенно бедняга узнает все ужасы жизни на улице. Но Толик не смиряется, а решает понять, как работает бедность.
Познавательный комикс про бедность от "Самоката". Однажды черепаха Толик остался дома: панцирь забрали коллекторы за долги. Постепенно бедняга узнает все ужасы жизни на улице. Но Толик не смиряется, а решает понять, как работает бедность.

Больше адаптаций богу адаптаций

Заметная тенденция – засилие адаптаций. И получше, и похуже, и совсем уж зашкварных. Причем разные издатели запускают в печать одни и те же произведения, например, «Героя нашего времени», или «Онегина». Так, «Гордость и предубеждение» сегодня можно купить аж в трех вариантах, самый ужасный из которых от АСТ (первая картинка).

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

ИМХО: засилие адаптаций связано, по моему мнению, вовсе не с тем, что они как-то лучше покупаются. Просто они дешевле в производстве. Авторы давно умерли, и роялти им не нужны.

Заграница нам поможет?

Случайность ли, или уже система, но некоторые российские авторы сначала становятся популярны за рубежом, а потом издаются в России.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Так было с Александром Уткиным и его «Сказками птицы Гамаюн», а также Степаном Разорёновым и «Второй жизнью Сандерса». Последний был издан в Италии, и недавно получил премию на фестивале в Лукке за лучший сценарий.

Степан Разоренов и его комикс на фестивале в Лукке. Фото из ТГ Степана.
Степан Разоренов и его комикс на фестивале в Лукке. Фото из ТГ Степана.

Один олень – случайность, два оленя – система?

Любовь по-татарски, героизм по-калмыцки, комикс по-ямальски

Все больше публикуется комиксов на национальных языках России и\или о местных героях\эпосе.

Пример из Казани - набравший более 350 тысяч рублей на крауде проект «Мәхәббәт — любовь по-татарски». Ранее авторы Радиф Кашапов и Регина Гаязова уже издавали сборник, посвященный четырем татарским женщинам: первой актрисе Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской, первому профессору математики Саре Шакуловой, певице Саре Садыйковой, летчице, Герою Советского Союза Магубе Сыртлановой.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Калмыцкое издательство «Бумба» переложило на язык комикса эпос «Джангар», а ЯНАО регулярно проводит фестиваль «Ямальский комикс», по итогам которого издается сборник с комиксами на основе местных преданий. И это только малая часть общей заметной тенденции.

Я вангую, вы записывайте

Так что же нас ждет?

Больше историй от женщин и для женщин. Больше комиксов, где главная героиня – женщина. Больше романтики, остросоциальных тем. И это я точно знаю - в следующем году запланирована к публикации «Пустошь», история о созависимых отношениях. Ведется работа по истории исчезновения Седы Сулеймановой.

"Пустошь", идея - Сергей Петров, художник - Дарья Воронова.
"Пустошь", идея - Сергей Петров, художник - Дарья Воронова.

Импорт и офшор

Вероятно, российских комиксистов ожидает экспансия комиксов из стран, которые до сих пор были представлены скудно или не представлены вообще: Италия, Испания, страны Латинской Америки, Индия, Индонезия и пр.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Появившиеся в значительных количествах «офшорные издательства», то есть публикующие на русском языке то, что внутри страны запрещено, создают среду для возникновения новых популярных авторов за рубежом.

Вероятно, вал адаптаций никуда не денется. Возможно, их отчасти разбавят биографии знаменитых россиян. Уже продаются комиксы о Маяковском, Есенине, Ахматовой. Сахарове. Но будут и другие. У меня инсайд.

Какими будут российские комиксы и комикс-индустрия в ближайшем будущем?

Национальная составляющая будет расти и представляться все более широким спектром. Объемы продаж вряд ли упадут – разве только что мы все резко обнищаем, что, в принципе, не исключено.

Комиксистов станет больше

Сообщество производителей, авторов комиксов будет увеличиваться. Это мы видим по динамике конкурса сценариев «СценКом». Каждый год число участников, сценаристов комиксов практически удваивается.

Выпускает авторов комиксов ВШЭ и Синергия. Так что - следим за возникновением сверхновых звезд.

Что хотелось пожелать российской комикс-индустрии?

· Диффузии, взаимного проникновения различных комикс-комьюнити друг в друга, признания существования друг друга, взаимоуважения.

· Создания единого места, точки сбора сценаристов, художников, продюсеров, читателей, издателей по типу платформ Webtoon или Tapas.

· Большего интереса издателей к российским авторам, более высокое вознаграждение за их труд.

· Экранизаций комиксов.

· Сокращение монополии Баббл, дальнейшее развитие инди-фестивалей.

Уверена, вы со мной не согласитесь. Пишите в комментариях, по какому поводу.

14
3
18 комментариев