Жнец Малазана

Стивен Эриксон и его книги

Жнец Малазана

На Западе цикл «Малазанская книга Павших», написанной канадским автором Стивеном Эриксоном, нередко называют одной из величайших фэнтезийных эпопей современности — наравне с «Песней льда и огня» Мартина. Мы решили рассказать, что это за цикл, почему он знаменит и благодаря кому появился на свет.

Путь к мечте

Что может быть приятнее исполнения заветной мечты? Человек с юных лет грезит о почти что несбыточном, однако терпение, усердие, много-много труда и капелька удачи позволяет ему, преодолев все препятствия, достигнуть желанной цели. Именно таковым был путь к успеху Стивена Рана Сундина, более известного поклонникам фэнтези под псевдонимом Стивен Эриксон.

Он родился 7 октября 1959 года в Торонто, главном городе канадской провинции Онтарио, в семье выходцев из Скандинавии. Но когда Стив был ещё совсем маленьким, его отец получил работу в Виннипеге (провинция Манитоба), который и стал настоящей родиной будущего мастера фэнтези.

Стив мечтал писать книги с детства, больше всего его привлекала фантастическая и историческая литература. Хотя интересы Сундина были очень широки — вот как сам Стивен описывал свои увлечения:

В университете я больше всего любил историю Византии, Рима, Древней Греции, шумеров, Скандинавии, гуннов, колониального периода Британии, доколониальной Америки…. Среди других моих интересов — квантовая физика, жизнь Чингисхана, Итака бронзового века, религия индейцев Лакота, современная война, война в древности, приматология, палеоантропология, палеонтология, терраформирование планет, биология, история крестовых походов и тамплиеров, карго-культ, политика...

Стивен Эриксон, писатель

Позднее все эти знания сильно помогли Стивену в создании его мега-цикла. Но до этого была учёба в университете Манитобы, где Стив получил степень бакалавра по истории и антропологии. Он даже начал писать магистерскую диссертацию, но дело пошло туговато — провозившись три года, Стив плюнул и решил вспомнить детскую мечту о литературной карьере. Причём, подошел к делу весьма основательно: вновь вернулся к учёбе, получив сначала степень бакалавра искусств в университете Виктории, а затем став магистром писательского мастерства уже в американском университете штата Айова.

Впрочем, только мечтами сыт не будешь, потому, чтобы заработать, на протяжении почти двадцати лет Стив всё-таки занимался археологией — работал на раскопках в Канаде и Белизе, специализируясь на культуре американских аборигенов. Где-то в промежутках между экспедициями Стивен женился на англичанке Клэр Томас, а также начал сочинять книги — поначалу исторические.

В 1995 году Стивен, Клэр и их четырёхлетний сынишка Боуэн по семейным обстоятельствам переехали в Великобританию, где Сундин, впрочем, не смог найти работу по специальности. Они поселились в Доркинге, маленьком городке в 40 милях к югу от Лондона, и Стивен устроился в пиар-отдел компании Toyota. Но именно в Британии Стивену удалось сделать решающий шаг по стезе будущего мэтра эпического фэнтези...

В России некоторые романы из-за большого объёма выходят в двух томах.

Терпение, труд и счастливый случай

Вскоре после того, как Стивен поселился в Англии, родич его жены, малоизвестный писатель Дэвид Томас, представил канадца своему знакомому, опытному литературному агенту Патрику Уолшу. Стивен, к тому времени решивший сочинять фантастику под девичьей фамилией своей матери Эриксон, остро нуждался в человеке, который помог бы ему найти возможность издать дебютный фэнтезийный роман «Сады Луны», первый том задуманной серии о Малазанской империи. Попытки выпустить книгу в Канаде и США провалились — никто не желал её печатать. Потому предприимчивость Уолша и его связи в издательском мире пришлись как нельзя кстати, став основой долгосрочного сотрудничества.

К этому времени Стивен писал свой первый большой роман в жанре фэнтези уже почти пять лет. Поначалу это вообще был сценарий настольной ролевой игры в стиле Dungeons & Dragons, придуманный Стивеном вместе с Иэном Кэмероном Эсслемонтом, закадычным другом юности. Затем появился уже киносценарий — правда, ни в игровой индустрии, ни в киношной, труд соавторов не оказался востребован. С 1991 года Стив начал переписывать сценарий в роман — получалось интересно, мрачно и крайне реалистично, что для того времени выглядело необычным (ведь «Игра престолов» Мартина вышла лишь в 1996). Результат Стивен показал Уолшу, тому понравилось, но у агента и привлечённых им консультантов имелось немало замечаний. Так что Эриксон (да, теперь уже Эриксон!) продолжил переписывать свой толстенный талмуд. И делал это трижды, так что, в итоге, работа над книгой заняла аж 8 лет.

Наконец, результат удовлетворил и автора, и его агента, и, самое главное, издателя. В апреле 1999 года «Сады Луны» были опубликованы Transworld, небольшим подразделением издательского гиганта Random House, и быстро стали очень популярными среди корреспондентов многочисленных фэнтезийных сайтов по всему англоязычному миру.

Цикл о Малазане переведён на многие языки. Причём оформляют его в Испании и Франции даже получше, чем в оригинальных изданиях.

Чуть погодя, в том же году, во время фэнтезийного конгресса в Бирмингеме, уже весьма солидное издательство Orion начало переговоры со Стивеном по серии о Малазане. Однако Уолш убедил Transworld не упускать потенциально хитового автора и, поднатужившись, издатель предложил Эриксону один из самых выгодных на тот момент контрактов за фэнтезийный цикл — 675 000 фунтов стерлингов за серию из десяти книг (включая «Сады Луны»). И Стивен принял предложение — теперь он мог бросить работу в Toyota, став, наконец, профессиональным писателем!

Вскоре семья вернулась в Виннипег, с 2006 года они переехали в Викторию, однако пару лет назад вновь отправились в Англию, где живут до сих пор. Любопытно, что в 2011 году Стивен по случаю решил тряхнуть стариной в качестве археолога, отправившись в Монголию, где пережил весьма неприятные приключения, о чём живописно поведал в своём блоге. С тех пор «в поле» Эриксон ни ногой...

Добро пожаловать в ад! Точнее, в Малазан

Главное произведение Стивена Эриксона — масштабная фэнтезийная эпопея «Малазанская книга Павших».

Автор «Чёрного Отряда» Глен Кук назвал Малазанский цикл «бесспорным шедевром». Стивен Дональдсон, который прославился «Хрониками Томаса Ковенанта», сравнил серию Эриксона с произведениями таких классиков мировой литературы как Уильям Фолкнер и Фёдор Достоевский. Пишущие о фантастике литературные критики по обе стороны океана буквально утопили Эриксона в похвалах. Читатели же приобрели три миллиона копий основной декалогии — и именно эти цифры более всего свидетельствуют об успехе серии.

На английском романы иногда выходят в «элитных» изданиях. Вот как выглядит Deluxe-издание «Врат Мёртвого дома» — 500 нумерованных экземпляров, шикарная бумага и цветные иллюстрации.

Сочиняя свой цикл, Эриксон использовал массу сведений из самых разных областей знаний — хотя, более всего из всемирной истории и антропологи. Не оставил он без внимания и мифологию, взяв за основу произведения Гомера — как и в них, в романах Эриксона боги регулярно вмешиваются в жизни смертных. Основным же авторским приёмом стал калейдоскоп из разнообразных точек зрения, включая полностью противоположные. Эриксон также активно использовал приём «ненадёжного рассказчика», когда ряд персонажей, повествуя о происходящем, либо искренне заблуждаются, либо откровенно лгут. В результате, читателю серии непросто окончательно определиться, за кого болеть (ведь автор ему не помогает!), и он вынужден самостоятельно делать выбор, опираясь зачастую на субъективную симпатию к тому или иному персонажу. А их в цикле Эриксона множество — все крайне противоречивые, многомерные, непредсказуемые. Правда, многие из них долго не живут — автор расправляется со своими героями часто и беспощадно, невзирая на их популярность у читателей. Вот же бессердечный... Сам Эриксон не раз заявлял, что обожает выворачивать наизнанку фэнтезийные шаблоны и стереотипы, навязывая читателю своеобразную «игру». Ведь не стоит забывать, что, собственно, Малазанский цикл поначалу и был ролевым сценарием, где ход сюжета зависел от игроком. Немудрено, что иногда, при чтении романов, возникает впечатление, словно отыгрываешь своеобразную вариацию AD&D или GURP — только на порядок более реалистичную.

Всего в Малазанской серии несколько циклов, принадлежащих перу Стивена Эриксона:

1. Малазанская «Книга Павших» (Malazan Book of the Fallen)

Основное десятикнижие, в центре которого великая Малазанская империя, своеобразный гибрид Рима, Византии и Персии, самое могущественное государство в мире, сколоченное «железом и кровью». В цикле показан период, когда после быстрого возвышения империя входит в кризисную фазу, столкнувшись с неудачами во внешней экспансии, мятежами покорённых народов и внутренними конфликтами.

На русском языке серию пытались издавать несколько раз, однако переводы постоянно оставляли желать лучшего, временами будучи совершенно нечитаемыми, и издание цикла обрывалось. Наконец, он начал выходить в серии «Чёрная фэнтези» и теперь уже, кажется, выйдет на русском целиком — семь из десяти романов уже изданы, а над следующими идет работа.

2. Харканасская трилогия (Kharkanas Trilogy)

Приквел основной декалогии, действие которого разворачивается за 300 тысяч лет (!) до событий «Книги Павших», в столице одного из древнейших народов Малазана, Тисте Анди, эдаких «тёмных эльфов». К сожалению, цикл слабо продавался, потому Эриксон отложил его в очень долгий ящик — и не факт, что трилогия вообще будет завершена.

3. Трилогия Свидетеля (Witness Trilogy)

The God is Not Willing (Бог не желает, выйдет в ноябре 2019) — продолжение основного цикла, действие происходит спустя 5 лет после его завершения. В центре истории свирепый воин Карса Орлонг, варвар-гигант из племени Теломен Тоблакаи, один из центральных персонажей второй половины «Книги Павших».

4. Бошелен и Корбал Брош (Bauchelain and Korbal Broach)

Цикл повестей о приключениях двух опытных, но неудачливых некромантов и их слуги в мире Малазанской империи. Это детективно-авантюрные спин-оффы, никак не связанные с основной серией, хотя главные герои впервые появились в романе основного цикла, «Память льда». В цикле планируется ещё три повести.

«Малазанские» романы Иэна Эсслемонта на русский пока официально не переводились.

Кроме того, восемь романов о мире Малазанской империи — и это далеко не конец! — сочинил Иэн Кэмерон Эсслемонт. Естественно, согласовав их сюжеты с Эриксоном, ведь мир Малазана с самого начала был их совместным детищем.

Не только Малазан

После завершения «Книги Павших», периодически возвращаясь к Малазану, Стивен Эриксон попробовал силы в сочинении других фантастических произведений. Причём, в жанре юмористической научной фантастики — умаялся, наверное, придумывая фэнтезийно-кровавые ужасы. Трилогия Эриксона Willful Child (Своевольное дитя, 2014 — 2018) посвящена приключениям экипажа одноимённого звездолёта, который разносит по Галактике принципы и идеи Терранского Союза. Трилогия совершенно очевидно пародирует «Звёздный путь», большим поклонникам которого называет себя Эриксон — хотя, в его книгах достаётся и другим известным произведениям жанра космической оперы. Ещё одна фантастика автора, более серьёзная, хоть и тоже с юмористическим уклоном — роман Rejoice, A Knife to the Heart (Радуйся, нож к сердцу, 2018), героя которого, канадского писателя-фантаста, прямо с улиц городка Виктория средь бела дня похищает НЛО. Очевидный намёк автора на себя, любимого! И именно писателю — а не обычным для фантастики о Контакте учёным, военным, политикам — предстоит сыграть решающую роль в противостоянии инопланетной экспансии...

***

На счету Эриксона есть и несколько разноплановых фантастических повестей, а также сборник исторических рассказов и два реалистических романа, вышедших под его настоящим именем. Причём один из романов, «Когда они ушли», посвящён хоккею — как истинный канадец, Стивен Эриксон пламенный фанат этой великой игры, а также клуба НХЛ Winnipeg Jets.

Однако, несмотря на очень доброжелательные отзывы о своих романах и повестях, как научной фантастике, так и мейнстриме, в глазах львиной доли читателей Стивен Эриксон прочно ассоциируется лишь с одним произведением — «Малазанской книгой Павших». Впрочем, быть яркой звездой в тёмном фэнтези дорогого стоит!

Материал подготовлен Борисом Невским и редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

22 показа
6.3K6.3K открытий
50 комментариев

Правда, многие из них долго не живут — автор расправляется со своими героями часто и беспощадно, невзирая на их популярность у читателей. Вот же бессердечный... Сам Эриксон не раз заявлял, что обожает выворачивать наизнанку фэнтезийные шаблоны и стереотипы, навязывая читателю своеобразную «игру»

Меня конечно тут заклюют, но интересно: мы вообще еще увидим *качественные* серии фентази без вот этого вот? "Классические", если можно сказать. Где можно просто следить за похождениями героя\героев не опасаясь что они склеят ласты в любой момент. Или все, эти времена прошли?

Ответить

Это не что-то новое. Обе серии старые. Просто сейчас вдруг стала сильно популярна ПЛиО.
Если хотите книги с минимальной смертью героев - цикл Правила Волшебника или Война с демонами

Ответить

Мне наоборот не хватает книг где если герой ведет себя как идиот, то он должен умереть, а не быть спасенным орлами. И чтоб у зла была нормальная мотивация, а не просто всех убить, потому что так надо, как и у добра должны быть цели.

Ответить

Досье Дрездена, классическое в вашем понимании и довольно годное в современных реалиях. Сейчас почти дочитал всю серию, и пока все идёт как в лучших традициях. Сложные решения, превозмогания овер сильных противников и неизбежное выживание гг инклудед.

Ответить

Колесо Времени, Архив Буресвета

Ответить

Даже у очень классического Толкина вполне себе умирает один из братства кольца. Так что ваши ожидания слабо коррелируют с реальным положением дел.

Ответить

В озвучке Кирилла Головина уже вышла четвертая книга "Дом цепей".

Ответить