Не тёмное, но и не героическое... Обзор фэнтези-романа П. Певеля "Рыцарь"

Статья + видео

В закладки

«Рыцарь» - первая книга в серии фэнтези-романов французского писателя Пьера Певеля «Верховное королевство». На родине автора она была издана ещё в 2013-м, в Россеюшке же «Рыцарь» появился спустя 2 года. Я же о нём узнал случайно и прочитал вот буквально месяца полтора назад...

Первое, что мне понравилось в «Рыцаре» - это сеттинг. Обычно в фэнтези берётся за основу классическое Средневековье и такие миры представляют собой такой сплав меча и магии. Певель взял за основу время немного попозднее. В мире «Верховного королевства» чародейство граничит уже не с мечами и закованными в тяжёлые доспехи рыцарями, а с порохом, шпагами и вообще обществом уже века этак XVI, по крайней мере у меня сложилось такое впечатление. Я не берусь сказать, что это нечто уникальное, нет, однако из общей массы эта книга выделяется.

Итак, перед нами мир Имелория. Когда-то всем правили могущественные божества, и тут в принципе ничего нового. Но я не припомню какой-то другой книги, в которой этими богами выступали бы драконы: Дракон Смерти, Дракон Света, Дракон Судьбы и т.д. У каждого из них был свой культ и, несмотря на то, что драконы вроде как ушли из этого мира, люди им продолжают поклоняться.

Когда-то давно славный правитель Верховного королевства Эрклан I сверг тиранию Дракона Разрушения Серк’Арна и с тех пор люди смогли вдохнуть полной грудью. Верховное королевство, объединив под собой обширные земли процветало, однако на протяжении почти всей истории, ему противостояло ещё одно мощное государственное образование - Иргаэрд (только не путайте с Нильфгаардом!). Я не зря сказал, что драконы «вроде как» ушли, потому что последний из них Орсак-Ир, Дракон Смерти и Ночи, продолжал здравствовать, и именно он и правил Иргаэрдом.

С момента свержения короля драконов Серк’Арна миновали сотни лет. Верховное королевство успело подняться, погреться в лучах солнца, и вот наконец настала эпоха его заката. Престарелый король Эрклан II тяжело болен и, кажется, находится не совсем в здравом рассудке. Отгородившись от всего мира, он заперся в своём замке и бразды правления взяла на себя королева Селиан, отличавшаяся своими амбициями и коварством. Желая прославиться на века, она хочет установить мир между Верховным королевством и Играэрдом на весьма спорных условиях. Помимо прочего она желает сделать наследником своего сына Алана в обход его старшего сводного брата Ирдэля, рождённого от почившей первой жены короля. Такой расклад устраивал далеко не всю знать Верховного королевства. При дворе плетутся интриги, а государство начинает снедать изнутри семя мятежа.

И вот примерно в такой обстановке разворачиваются события романа «Рыцарь».

Книга начинается с небольшого пролога, действие которого происходит за несколько лет до начала основных событий. Нам представляют главного героя Лорна Аскариана, успешного молодого человека, который, несмотря на «невысокое» происхождение, потом и кровью смог заслужить титул рыцаря Его Величества. А добивался он этого, чтобы стать достойным мужем для дочери одного богатого дворянина, который не мог выдать её за какого-то выскочку из мелкой знати. То есть складывается образ такого исключительно положительного, не побоюсь этого слова «доброго» героя. Он служит образцом для других рыцарей, им гордятся в ордене, ему поручают дела государственной важности, а кроме того король даёт ему и личные поручения…

Но в один прекрасный момент всё рушится. Лорна обвиняют в измене и отправляют в зловещую крепость-тюрьму Далрот. Здесь узников мучает сама Тьма. Далрот менял любого, кто попадал сюда: кто-то умирал, кто-то сходил с ума, иные же отмеченные Тьмой становились её проклятыми слугами. Здесь бывшему рыцарю было предначертано прибывать 3 года, после чего Лорна внезапно оправдывают и освобождают. Однако, как я уже говорил Тьма никого не отпускает так просто. Она отметила его, но для чего, почему она его не убила – загадка. Тьма не совершает ошибок, и оставляет жизнь лишь избранным. Таким как Лорн Аскариан.

Казалось, всё было потеряно: друзья, положение, любимая женщина. Однако героя вскоре не только восстанавливают в звании рыцаря, но и делают Первым рыцарем Верховного Королевства. А Первый рыцарь - это уста государя. Все его действия ведутся от лица Верховного короля, и никто не смеет его ослушаться, даже королева и принцы. На плечи Лорна была возложена миссия спасти королевство и защитить его. На этом, я думаю, спойлеров достаточно.

К чему приведёт решение короля? Как далеко зайдёт Лорн, как сильно изменила его Тьма и что уготовила ему судьба?

«Рыцарь» для меня стал открытием. До того, как эта книга оказалась в моих руках, я ничего не знал ни об авторе её написавшем, ни о французском фэнтези вообще. Для меня Пьер Певель – настоящий самородок 2019-го. Но, поймите меня правильно, это отнюдь не шедевр и не «новое слово в жанре», это просто очень хороший роман, заслуживающий внимания.

В книге очень много персонажей. Автор пытался прописать характеры их всех, и ему это отчасти удалось, но вот сказать, чтобы эти герои меня прямо цепляли – я не могу. Главный герой не сразу, но всё-таки заставляет к себе привязаться, а насчёт остальных… есть у нас наркоман принц Алан, который кроме собственно наркомании ничем не привлекает внимания, есть Энцио, как и Алан, ближайший друг Лорна, но его я запомнил только благодаря тому, что он брат суженой рыцаря. Селиан, Теожен, Кадфельд, Лаэдрас, многие другие – все они такие же, запоминаются лишь какие-то отдельные факты из их биографии, но не больше. Когда ты читаешь книгу, никаких вопросов не возникает, у героев своё прошлое, своя роль в этой истории, но в них нет таких черт, которые вызывали бы какие-то сильные эмоции и оставляли бы в памяти что-то помимо их имён.

Очень интересной деталью является подача бэкграунда. Обрывки истории Верховного королевства не только вплетены автором непосредственно в сюжет, но также местами они даются в виде аннотаций в начале глав. Я не могу сказать плохо это или хорошо, но лично мне было очень интересно узнавать как можно больше подробностей о мире книги, об истории, устройстве государств, местных обычаях, культуре… поэтому для меня это скорее плюс. Вообще помимо драконов-богов, в мире Имелории есть и другие занятные детали: например, костяком армии Верховного королевства являются виверньеры – всадники на вивернах; над государством стоит особая Асамблея, которая разгадывает послания богов и без чьего дозволения король не может принимать особо важные решения. Кроме людей здесь есть раса драков, в чьих венах течёт драконья кровь и все они такие из себя загадочные – насколько эта раса оригинальна судите сами… И благодаря открытию таких деталей книга цепляет, сам мир запоминается больше, нежели герои книги, кроме ГГ разумеется.

У Лорна будет особенный спутник - загадочный кот Иссарис... Так что этот арт тут не просто так :)

В остальном здесь есть и приключения, и экшен, и уже упомянутые интриги, в общем всё что сейчас модно на рынке фэнтези, а главное – книга написана очень приятным живым языком. Честно, не знаю насколько русский перевод отличается от оригинала, но в любом случае переводчику огромное спасибо. Магии в «Рыцаре» было совсем не много, что меня даже в какой-то степени порадовало. Больше внимания здесь уделяется воздействию на мир той самой Тьмы, которая здесь выступает не как антипод Свету, а как некая обособленная стихия, не относящаяся ни к злу, ни к добру. Присутствуют и жестокость, и реализм, но при этом откровенной чернухи, подробных сцен секса с описаниями на пять страниц половых органов и т.д. в «Рыцаре» нет, чему я очень рад. Но и романтической линии здесь также нет, а мне как любителю этих дел этого в книге как-то не хватало.

Пьер Певель, этот хитрый француз, пусть не гений, но писатель отменный. Дважды он сумел обмануть мои ожидания: сначала он даёт очень неплохое начало, когда ты понятия не имеешь, что ждёт тебя впереди, затем он развивает эту линию, ты следишь за деградацией Лорна, как «героя» и за превращением его в «антигероя», это очень круто и необычно… но в какой-то момент ты понимаешь, что это была иллюзия, что Лорн всё тот же «белый рыцарь чести», что был до пленения в Далроте; ты видишь, что и сам сюжет перестаёт удивлять, а местами теряет в логике… как вдруг! Автор переворачивает всё с ног на голову. Нет, динамика не меняется, Лорн вдруг не превращается в лютого злодея, но Певель просто представляет нам тёмное отражение происходящего. Постепенно он вводит в книгу небольшие флэшбеки из которых многое становится ясным. Но сюжетная линия снова идёт на спад, становится предсказуемой, ты уже не ждёшь, что внезапно случится что-то неожиданное и крутое, уже начинаешь разочаровываться, и внезапно новая вспышка! Автор мгновенно подрывает все ожидания, вводя в конце книги сумасшедший твист, заставляя читателя взглянуть в глаза Тьме… и резко обрывает книгу на самом интересном.

Ну вот не сволочь ли? Конечно же нет. Пьер Певель отличный автор: он ловко вводит читателя в заблуждение, заставляет расслабиться, немного разочароваться и в один миг рвёт созданный самим же шаблон, заставляя тебя опешить. Это компенсирует часть недостатков книги, «местные» фэнтези-клише, местами предсказуемые эпизоды, местами затянутые, и я хочу надеяться, что в дальнейшем, в продолжении начатой автором серии, он меня не разочарует. Очень советую к ознакомлению и безумно жду продолжения.

На французском оставшиеся книги уже написаны, это романы «Наследник» и «Король», последняя как раз в прошлом году, так что надеюсь и у нас, до их перевода и издания осталось не так долго ждать.

{ "author_name": "Greed71 Reviews", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": 24, "favorites": 63, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 44992, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 31 Mar 2019 15:33:07 +0300", "is_special": false }
0
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Крайне интересно. Добавил в список книг, которые стоит почитать. Может кто ещё посоветует какие-нибудь циклы в жанре фэнтези?

Ответить
4

Библия

Ответить
1

Уже читал.

Ответить
2

Аберкромли "Первый закон"

Ответить
1

Почитай или послушай Алексея Пехова, серия книг "Страж". Если будешь слушать, то только чтение Ивана Литвинова. Думаю, что зайдёт.

Ответить
0

Пратчетт, Сапковский, Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен. Или это уже как классика?

Ответить
0

Пратчетта и Сапковского читал. Уэйс с Хикмен нет, но слышал об этом дуэте. Для меня классикой считается все, что выходило до 2005))) А есть что посвежее, вроде Ротфусса и Аберкромби?

Ответить
0

Почитай Люка Скалла, трилогия "Грозный отряд", если Аберкромби нравится, то и это зайдёт)

Ответить
1

Сделай обзор на Хроники Амбера плз, хочу от тебя услышать

Ответить
1

как доберусь до них, сделаю, таки труд у Желязны объёмный очень)

Ответить
0

Тут подсказать не могу, "новичков" читаю мало, ещё много классики осталось.

Ответить
0

Ну из классики тоже буду рад услышать. А то возможно не всех знаю.

Ответить
0

Сальваторе, Глен Кук, Желязны. Толкин (офкос). То что крутится в голове.

Ответить
0

Читай Сандерсона

Ответить
0

Архив Буресвета очень ничего)

Ответить
0

Пехов хроники сиалы(крадущийся), Надежда Попова конгрегация. Когда нравился Перумов хроники хранителя мечей. Ведьмак Сапковского конечно! Гжендович. Роберт м. Вегнер. Да куча всего! )))

Ответить
0

дракон Света, дракон Марина и виверна Олимпиада... Хм, из описания 'тенеграф' напоминает... тоже не мегакнига, но приятное бодрое фентези. надо посмотреть.

Ответить
0

Продолжение вряд ли переведут, так что не советую тратить время, если не знаете язык оригинала, ибо твист в конце ну очень уж смачный. Сам вот уже 4 года жду продолжение...

Ответить
0

и правда, даже на английском продолжения нет

Ответить
0

Почему обложка книги выглядит как сожженный пасспорт РФ?

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }