"Вирьё моё" - первый производственный роман про кибербезопасность
С чем в первую очередь сталкивается читатель любой книги? Абсолютное большинство — с обложкой. В случае романа «Вирьё моё» на ней красуется заглавно-строчная кириллическая буква ё. Она же открывает каждую главу. Дизайн издания – плод студии Артемия Лебедева.
Думаю, что авторы хорошо поработали с его командой и сделали так, чтобы те четко считали их жизненные и тесно с ними переплетенные профессиональные принципы. Гайка Митич и Бойко Двачич хоть и «зашифровали» свои настоящие имена, но сразу же с обложки обозначили свою идентичность, с долей иронической ностальгии по доисторическим и ранним временам российского сегмента интернета.
В центре текста в жанре автобиографической «производственной саги» эволюция главного героя – Саши из Сыктывкара. Он быстрее абсолютного большинства жителей страны разобрался с тем, как работают компьютеры, притом буквально – в промышленном цеху, после познал интернет и прочие премудрости в рамках труда в пользу местного провайдера и не абы какого, а спутниковой связи, так как в ту пору оптоволокно до северов еще не дотянули.
Накопленный опыт и странное увлечение - коллекционирование вирусов позволило ему получить доверие в родном городе и попутно излучить кучу компов, а затем и перебраться в Москву, чтобы работать с тем, чего еще нет.
Саша – один из пионеров сферы отечественной информационной безопасности. Вместе с растущей в числе и профессионализме командой он реагировал на вирусы, которые постоянно множились и становились сложнее в нулевые-десятые и по сей день. Он же поэтому и один из соавторов принципов, гласных и негласных правил безопасности современного цифрового мира. Его книжная судьба – летопись развития огромного сегмента, который незаметен большинству в мире, но этого большинства касается точно.
Книга написана понятным языком: не без профессионального сленга, но всё неясное, встроенное в контекст, становится очевидным с каждой страницей. Через перипетии жизни Саши и его коллег, сначала в России, а затем и по всему миру, ведь масштаб дела довольно быстро вырос с подвала для десятка спецов в бывшем советском НИИ до сети в несколько тысяч экспертов в разных частях света, авторы дают понять, что, несмотря на тотальное цифровое проникновение, мир по-прежнему состоит из границ. Технологии, которые позволяли недобросовестным хакерам похищать данные граждан и организаций в корыстных целях, ближе к нашему времени взяли себе на вооружение национальные разведки и международные корпорации. Вирусы, черви и прочие нелегальные/серые инструменты стали инструментами противоборства стран. Одновременно обостряется борьба за умы и данные масс. Получается, «очарование» цифрой, искусственным интеллектом и прочими гаджетами делают нас более и более прозрачными.
Этот тревожный тренд тем не менее, как кажется, нивелируется авторами. Так, Саша старается быть честным с собой, поэтому в какой-то момент отказывается от топовой менеджерской должности в пользу кредо исследователя. Предположу, что в конце концов он становится футурологом: хотя и кажется, что текст посвящен истории, он и про будущее одновременно. Авторы задают тренды, обозначая циклы, например. Одно вечно: дело в человеке, компьютер его не заменит, поскольку и он, и любой вирус – труды нашего сознания. Созидательные принципы сферы – результат договорённостей в масштабах мира.
Книга – наш российский вариант взгляда на глобальную инфобезопасность. По ходу книги главный герой объединяет под крылом отечественной компании интернациональную команду, которая работает над конкурентноспособным продуктом, поэтому отчасти задает тон всей сфере. Он, в отличии от своих и коллег оппонентов по всему, остается последовательным в своих принципах. Кажется, что за счет такого подхода нарастающий хаос не станет всеобъемлющим. В мире, где технологии меняются быстрее, чем успевают устареть законы, а угрозы не признают государственных границ, именно последовательность и этика становятся стратегическим преимуществом.