Спорные сюжеты №6. "Расплата"
За Джоном Гришэмом давно и прочно закрепилась слава писателя юридических триллеров. Получив диплом юриста, он начал свою писательскую карьеру вдохновившись реальными делами. Знание юриспруденции и упорство позволили ему стать довольно успешным и популярным автором. Книги Д. Гришема неоднократно были экранизированы и становились лауреатами различных премий.
В 2018 году выходит очередная книга под названием "Расплата". Она получила ворох мелких наград, включая #1 New York times bestseller. Многие критики отмечали закрученный остросюжетный юридический триллер.
Подогревает интерес и аннотация, согласно которой ветеран войны, Пит Бэннинг, без видимой причины убивает священника, признаёт вину и отказывается что-либо говорить. Теперь адвокату придётся вести своё расследование, чтобы выяснить правду.
Стоит отметить, что аннотация немного привирает. Да, Пит действительно совершит вышеописанное, вот только никакого расследования от адвоката не будет. В конце один из персонажей просто расскажет, каковы были мотивы убийцы.
Первая часть повествования несомненно является лучшей. Читателя постепенно знакомят с Питом, его семьёй, адвокатом и некоторыми его жителями. Кроме того, назревает целых два судебных процесса. Во-первых, должны судить Пита. Во-вторых, теперь семья убитого священника претендует на имущество убийцы, то есть на его ферму.
Раз у нас есть два суда, то и две проблемы. Оба процесса абсолютно неинтересны. В начале адвокат расскажет родным, что скорее всего оба суда они проиграют и он оказывается полностью прав. Соответственно, не будет никаких сюжетных поворотов, поэтому читатель будет наблюдать за среднестатистическим американским судом. Я понимаю, что так скорее всего было бы в реальном суде, но перед нами всё-таки художественный роман.
Здесь же высказывается первый мотив. Адвокат вспоминает, что, когда Пит пропал на войне (он попал в плен к японцам), то священник часто заходил к жене Пита, Лизе, чтобы поддержать её и детей. Естественно, адвокат полагает, что Лиза могла закрутить со священником роман, но сестра Пита, Флорри, отвергает эти обвинения. Причём она ещё и сама пытается разговорить героя, чтобы узнать его мотив (запомните этот момент).
Кроме того, есть ещё одна сюжетная линия, касающаяся детей Пита, Джоэла и Стеллы. Как второстепенный сюжет она хороша. Нам планомерно показывают, как поступок отца, на который они никак не могли повлиять, частично рушит их жизни. Они близки к тому, чтобы потерять всё имущество, к тому же общество резко начинает относится к ним значительно хуже. При этом Джоэл ещё и пытается разгадать мотив отца. он уверен, что его мама, Лиза, может пролить свет на убийство, но уже довольно давно она находится в санатории для душевнобольных и ничего не хочет говорить. Причём, единственным лицом, которому по суду позволено с ней общаться является как раз Пит. За счёт поездок к матери история продолжает держать интригу. Создаётся впечатление, что в конце Джоэл сможет узнать у мамы какую-нибудь важную информацию.
Финал первой части завершается диалогом между Питом и его женой. Герою разрешили попрощаться с ней перед казнью. Между ними происходит весьма двусмысленный диалог, который продолжает подтверждать версию измены.
"- Можешь меня простить?
Пит уставился в пол и долго смотрел, не мигая. Затем кашлянул.
- Врать не буду. Много раз пытался, но не сумел. Я не могу тебя простить, Лиза.
- Пит, пожалуйста, скажи, что прощаешь меня перед тем, как уйдешь.
- Извини. Я люблю тебя и сойду в могилу с любовью к тебе."
К сожалению, вторая часть истории посвящена тому, как Пит воевал. Не буду подробно описывать злоключения Пита, потому что они не имеют смысла. Понимаете, нам уже заявили, что герой является ветераном войны. Автор описывает ужасы войны, но на дальнейшие события они никак не влияют. Соответственно, вторая часть просто тратит время читателя и не даёт никакой новой информации относительно убийства.
Третья часть начинается с похорон Пита. Тут же происходит уже упомянутый мной суд по поводу компенсации за убийство, который выглядит предельно скучно. Кроме того, продолжают появляться факты, свидетельствующий об измене - служанка припоминает, что однажды Лиза куда-то уезжала вместе со священником. Кстати о Лизе, она сбежит из лечебницы, чтобы наглотаться таблеток и умереть на могиле Пита.
Наконец-то наступает кульминация. Флорри смертельно заболевает и решает рассказать детям Пита правду. Да, всё это время она знала о мотивах Пита, но пообещала ему молчать. Такой ход полностью обесценивает небольшое расследование Джоэла, однако худшее впереди. Ведь оказывается, что Пит действительно убил священника, потому что думал, что у Лизы была с ним интрижка. Тот самый мотив, про который все говорили с первых страниц, оказался верным. Мне действительно надо разъяснять, почему это плохо? По сути, автор потратил 450 страниц на то, чтобы рассказать максимально шаблонную да ещё и затянутую историю.
Правда есть в финале и внезапный поворот. Выясняется, что спала Лиза не со священником, а с внуком своих своих рабов, то есть Пит убил не того. На этом и заканчивается книга.
Честно говоря, финал вообще не окупает потраченного на прочтения времени. Он никак не меняет мотивы Пита и не приносит в историю ничего нового, за исключением "вот это поворота". Причём я напомню, что в книге есть моменты, когда Флорри спрашивает у Пита, зачем он это сделал, хотя она уже всё знала. Получается автор намеренно запутывал именно читателя, потому что этот диалог не имеет смысла для персонажей.
Таким образом, получилась унылая, затянутая и максимально клишированная история с внезапным поворотом в конце. Треть книги про войну можно спокойно вырезать, оба судебных процесса предсказуемы и потому скучны, а интрига поддерживается искусственно, да и о реальном мотиве читатель узнаёт фактически сразу. Не знаю, что там впечатлило критиков, но я могу лишь рекомендовать не тратить на "Расплату" своё время и поискать у Джона Гришэма более интересные истории.