Печать комиксов. Как это было

Неуловимая магия как результат кропотливой работы.

Печать комиксов. Как это было

Однажды мне довелось послушать доклад владельца сети комикс-шопов из Бельгии Рейндольа Леклера. Его речь поразила меня в двух местах. Во-первых, обороты франкоязычных комиксов просто крышесносные. В среднем успешные комиксы продаются тиражами 50-100 тыс. за выпуск. Для сравнения, в Северной Америке продажи за 10 тыс. копий считается успехом. Но Францию и Бельгию уже около пятидесяти лет «держат в рабстве» комиксы для семейного чтения: «Астерикс и Обеликс», «Тинтин» и другие. Леклер сказал, что каждый выпуск «Астерикса» продаётся тиражом ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ копий. ПЯТЬ ГРЁБАНЫХ МИЛЛИОНОВ. Взрыв мозга.

Астерикс против гиганта Романа.
Астерикс против гиганта Романа.

Также Леклер утверждает, что местный рынок ни на йоту не пошатнулся с развитием интернета. Цифровые продажи занимают не более пяти процентов от всех оборотов.

Ещё он кратко обрисовал историю становления франкоязычных комиксов. Оказалось, что бум произошёл аккурат после Второй мировой войны, когда американцы привезли с собой цветные печатные станки. До это комиксы печатались в чёрно-белом варианте. Но это не самое интересное. Самое интересное в том, что печать цветных комиксов обходилась ДЕШЕВЛЕ чёрно-белых.

Тинтин против пиратов. Картина в цвете.
Тинтин против пиратов. Картина в цвете.

И это подстегнуло мой интерес. Что же это за чудо печать такая, что и дёшево, и красиво. Так что сейчас забудьте всё вышесказанное. Начинается the real shit.

Печать комиксов. Как это было

В цветной печати издревле используется схема CMYK, состоящая из четырёх цветов: голубенький (cyan), пурпурный (magenta), жёлтый (yellow), и чёрный (black). «Смешением» этих цветов и получались остальные. Схема используется до сих пор в газетах, журналах и не только.

В комиксах середины прошлого века шли на всевозможные ухищрения, чтобы облегчить себе жизнь (да и технологии, в принципе, не давали сильно разгуляться). При печати для CMY использовалась процентная система: 25% (маленький точки), 50% (точки побольше или тонкие линии) и 100% (сплошная заливка).

«Яркость» или «тёмность» регулировалась размером цветных точек.
«Яркость» или «тёмность» регулировалась размером цветных точек.

Нетрудно посчитать, что всего получалось 64 комбинации цветов, но часть палитры всё равно не использовали из-за низкого качества бумаги. Она деформировалась, если в одной точке концентрировалось слишком много краски.

Цветовая схема со всеми возможными комбинациями.
Цветовая схема со всеми возможными комбинациями.

Оригинальный рисунок размером 11 х 17 дюймов красился с помощью акварели. Одними из самых известных красок тогда были краски фирмы «Dr. Ph. Martin`s», которая существует до сих пор. Колористы указывали на них как нужно раскрасить страницу. Например, Y2B2 значит, что надо нанести 25 процентов жёлтого и голубого (да, они использовали blue вместо cyan и red вместо magenta). Копии делались уже размером 8 ½ x 11 дюймов.

Страница с колоргайдами.
Страница с колоргайдами.

Затем такой образец передавался сепараторщикам. Это отдельная фирма, напрямую не связанная с комикс-индустрией. Они же работали с цветной печатью других материалов типа журналов и газет.

Сепараторщики, опираясь на гайдлайн, готовили девять отдельных ацетатных листов на каждую страницу, по три на каждый процент цвета. Они заполняли листы сплошной краской или вырезали рубилитовую маску (Rubylith вообще-то название фирмы, но за рубежом слово стало нарицательным, как у нас ксерокс).

Ацетатный лист для чёрного.
Ацетатный лист для чёрного.

Три листа для каждого цвета отдельно соединялись в печатную форму. Это такая пластинка (а иногда цилиндр) с углублениями в местах, где будет нанесена краска. Также отдельная форма делалась для чёрного цвета. Всего их было четыре для каждой страницы.

Работать с кучей слоёв было гораздо дешевле, чем использовать один оверлей, что позволяло держать стоимость комиксов очень низкими. Оплата у этих мастеров была почасовая, поэтому их сильно не торопили.

Так комиксы печатались вплоть до конца 80-ых. Стремление издательств к снижению затрат подарила нам ту неповторимую эстетику, которая навсегда обозначила работы того времени.

6565
12 комментариев

Как этакий этап на одном примере-интересно.
Хотелось бы узнать больше и о печати в целом вплоть до наших дней.
Плюс наверняка они использовали много хитростей для передачи цветом некоторых моментов.
Ведь те же кадры и их размеры и тд тоже не спроста)

4
Ответить
Автор

Это тоже было бы здорово. К сожалению, я быстро перегораю. Сейчас интересна совершенно другая тема.

Ответить

Астерикс против гиганта Романа.

wut

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

действительно, либо какая-то тонкая пост-ирония, либо переводчик перепутал с "Asterix and Roman the Giant"

Ответить