«Непопсовые» фэнтези-циклы, с которыми стоит познакомиться в ожидании «Ветров зимы»

Гайд для осиливших Мартина, Аберкромби, Бэккера и Эриксона.

Близок локоть, а не укусишь!
Близок локоть, а не укусишь!

Признаюсь честно, порой статьи с советами "а чего б еще такого почитать из фэнтези, пока старина Мартин дописывает ПЛиО" ввергают в уныние. И не потому что советуют какую-то ерунду. Напротив, тех же Аберкромби и Сандерсона я считаю лучшим, что случилось с фэнтези в последнее десятилетие. Нет, причина в другом - в повторах. Список рекомендуемых авторов в каждой из подобного рода статей, не меняется даже в зависимости от ресурса. 5-7 писателей кочуют из подборки в подборку, и это не то чтобы очень круто.

Обязательно прочтите Сандерсона и Аберкромби, попробуйте замахнуться на "Малазанскую книгу павших" и Глена Кука. Если же вы уже все это осилили или не оценили, листайте ниже. Приглашаю вас в удивительный мир фэнтези, которое почему-то нечасто мелькает в списках рекомендуемого.

Дэвид Геммел. Дренайский цикл

Эталонное героическое фэнтези.

Легенда. Просто Легенда.
Легенда. Просто Легенда.

О чем. Многотомная летопись богатого и разнообразного мира. Существенная часть повествования крутится вокруг народа дренаев, который и подарил миру самых выдающихся героев. Цикл делится на четыре неравные части, каждая из которых состоит из 2-4 книг и повествует об одном из героев, плюс есть одна stand-alone книга. События книг порой разделены десятилетиями и даже веками, так что, если читать не по хронологии хотя бы отдельные подциклы, порой можно запутаться.

Чем примечателен. Прежде всего, персонажами. Главные герои подциклов - грубоватый, доблестный и мудрый Друсс, терзаемые прошлым наемный убийца Нездешний и военачальник Скилганнон и отвергнутый двумя народами полукровка Тенака-хан - выписаны просто безупречно. В них безоговорочно веришь, им хочется сопереживать. Со второстепенными персонажами все так же хорошо. Геммел - чуть ли не единственный автор в жанре, который двумя-тремя фразами может дать абсолютно исчерпывающий портрет действующего лица. Пробыв рядом с персонажем несколько глав, воспринимаешь его как родного, честное пионерское!

Историзм. Государство дренаев - живое и правдоподобное. На протяжении цикла оно то переживает расцвет, то страдает под пятой тирана, то вполне успешно борется за независимость, то эту самую независимость теряет. Культурно дренаи - помесь шотландцев и греков (не спрашивайте, как так вышло), а рядом с ними живут другие народы: монголоподобные надиры и скопированные с китайцев чиадзе; есть и псевдоевропейские государства, и восточные деспотии по персидскому образцу. Свой реальный исторический прототип можно подобрать каждому из народов цикла.

Субъективная минутка. В свое время цикл о державе дренаев заразил меня фэнтези-микробом и остается своего рода эталоном. Кто-то меряет прочитанные книги жанра, сравнивая их с "Властелином колец", а я вот - с дренаями. Первая любовь, знаете ли, она не проходит.

Как читать. Если идти по классическому пути, начинайте знакомство с двумя знаковыми персонажами автора и стартуйте с "Нездешнего" или "Друсса-легенды". Можете также дать шанс "Царю каменных врат".

Учтите, что Геммел обожает сильных духом и телом мужчин. Дренайский цикл - это в первую очередь героическое фэнтези со всеми присущими оному достоинствами и недостатками. Если вас затянет - затянет надолго. Если нет - можете поставить галочку, прочитав условного "Друсса-легенду", и идти по списку дальше.

К.Дж. Паркер. Трилогия о Бардасе Лордане

Рвет шаблоны, как Тузик грелку.

Французское издание первого тома. После прочтения вы сами запросто скуете себе такую шпагу, как на обложке, и я не шучу!
Французское издание первого тома. После прочтения вы сами запросто скуете себе такую шпагу, как на обложке, и я не шучу!

О чем. История мытарств талантливого фехтовальщика Бардаса Лордана, его брата-маньяка, племяшки-интриганки и целой кучи других занятных персонажей в не менее занятном мире. Бардас работает адвокатом, то есть, убивает людей за деньги на судах в славной Перимадее, но все заканчивается, когда внешний враг решает уничтожить величайший город мира. Эту затравочку вы также можете прочитать в аннотации к первой книге, "Закалке клинка", но большего я рассказать не могу, полезут спойлеры. Поверьте на слово, цикл очень нестандартен и интересен.

Чем примечательна. Несмотря на напускную несерьезность, трилогия психологически тяжела и безысходна настолько, насколько вообще это возможно; никакие Бэккеры со своими массовыми пытками, насилием и расчлененкой здесь и рядом не стояли. Война Паркером описывается в лучших традициях Гашека и Хэллера - тотальный кровавый абсурд. С фамилией Лорданов все тоньше: очень камерно, по-семейному и до дрожи страшно. Финалы второй и третьей книг по-настоящему шокируют. Пишет Паркер едко, героев не щадит, не брезгует черным юмором в духе Аберкромби. А еще трилогия кишит описаниями технологических процессов. Герои торгуют и философствуют, строят осадные машины, делают луки и куют мечи - а Паркер пошагово, подробно и очень доходчиво растолковывает, как, что и зачем делается. Та же история и с местной магией, но в ней толком не разбираются даже местные мудрецы, так что ее-то вы вряд ли примените на практике.

Субъективная минутка. Вне зависимости от того, понравится или нет, прочитав трилогию, вы получите уникальный опыт. Ничего похожего в фэнтези больше нет. Трилогия явно не для всех, но, если вы, что называется, open-minded, познакомьтесь с Бардасом Лорданом и его сумасшедшей семейкой.

Как читать. Здесь с порядком прочтения все просто: "Закалка клинка", "Натянутый лук", "Пробирная палата".

Гай Гэвриел Кей. Джаддитский цикл

Без капли фальши и грязи.

Древний Сарантий приветствует новых гостей.
Древний Сарантий приветствует новых гостей.

О чем. По сути - слегка измененная история средних веков и ренессанса. Реальные события, такие как Реконкиста, набеги викингов, правление императора Юстиниана и эпоха иконоборчества в Византии, а также войны Священной Римской империи с османами, перенесены в похожий на наш мир, перемешаны, приукрашены и облагорожены. Интересующийся историей человек будет буквально предугадывать события цикла, неискушенный читатель - узнает много нового и интересного.

Чем примечателен. Кей - исключительно талантливый дядька, начинавший с дружбы с Кристофером Толкином и небезынтересным закосом под ВК "Гобелены Фьонавара". К джаддитскому циклу он пришел не сразу, но крайне вовремя: его язык и манера повествования отточены и выверены до каждой буквы, сюжеты захватывают, соответствие описываемым эпохам и странам стопроцентное.

Три мировые авраамические религии - христианство, ислам и иудаизм - Кей заменил поклонением Джаду-солнцу, Ашару-звездам и луне соответственно. На развитии или столкновении этих религий и строится сюжет большинства книг. В отличие от Геммела, у которого историю творят сильные личности, Кей демонстрирует, насколько исторический процесс закономерен, логичен и неумолим, и именно он, похоже, интересует автора в первую очередь. Черты персонажей намеренно гиперболизированы. Среди главных героев-мужчин не найти подлеца или труса, а среди женщин - малодушную или невежественную. Все, как один, они словно вышли из реальных рыцарских романов или из того же "Властелина колец". Со злодеями все так же, только со знаком минус. Это все, само собой, не значит, что книги чересчур просты или наивны. И с логикой все в порядке. Романтизировать тоже надо уметь, и Кей прекрасно с этим справляется.

Субъективная минутка. Я обожаю романы Кея. Они служат тихой гаванью, защищающей от шквалов и ветров популярных нынче фантастики и фэнтези с серой моралью, натурализмом и показной жестокостью. В мире, в котором осталось не так много благородства, такие книги особенно ценны.

Как читать. Жемчужиной цикла является двухтомник "Сарантийская мозаика", с него и рекомендую начать. Дальше взяться за "Львов Аль-Рассана", "Детей земли и неба" и "Последний свет солнца". Если вам покажется мало, есть еще два тома о Поднебесной. Формально они не входят в цикл, но очень похожи на него и столь же великолепны.

Думаю, на этом пока прервемся. Это мой первый пост на DTF, но, если он вам понравится, и вы захотите его обсудить или почитать еще про что-нибудь этакое, не стесняйтесь хвалить, критиковать, делиться впечатлениями о прочитанном и просить добавки.

218218
110 комментариев

В ожидании "Ветров зимы".Можно не торопясь со всем значимым фэнтези ознакомиться.

33

И написать своё.

51

А вообще очень печально будет, конечно, если Мартин так никогда и не родит финал истории.

со всеми фентези ознакомиться // fix. не благодари

Так уютно стало от прочтения текста. Представилось в какой-то момент, как автор, в роли путешествующего наемника, рассказывает свои мысли сидящим у костра. Кто-то внимательно слушает. Кому-то хочется просто убить время. Ветер тихонько колышет лепестки пламени костра. Похрустывая сушеной лепёшкой, молодой лучник с интересом запоминает слова начитанного наемника. Тот как раз выхватил из костра шампур с утятиной:
- ... что ж. Это была моя первая история. Но я могу рассказать ещё. Если мы с вами встретимся вновь, конечно.
Воины погрустнели. У лучника неприятно закололо в боку. Где-то на горизонте сильно полыхнуло огнём - пожар.
Мужчина в легких кожаных доспехах поднялся и отошёл к своему коню.
Наступала ночь.

18

Гайд для осиливших Мартина, Аберкромби, Бэккера и Эриксона.ЭриксонаКхем, учитывая, что малазанский цикл по размеру чуть-чуть меньше, чем 45 книг по какому-нибудь плоскому миру (если вместе с Эсслемонтом)...

7

Вбил в поиск малазанский цикл, там всего 10 книг, или я не то смотрю? И плоский мир же вообще от другого автора(Пратчетта), или они пересекаются?
Я запуталсо короче