Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Фэнтези-саги, развязки которых вас не разочаруют.

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Финал сериала «Игра престолов» получился очень противоречивым и разочаровал значительную часть зрителей. Но фанаты не теряют надежды, что Джордж Мартин сможет закончить историю более впечатляюще и убедительно. Но финал книжной саги придется ждать еще долго, а тем временем есть множество уже завершенных фэнтезийных циклов, финалы которых получились по-настоящему сильными.

Джон Толкин — «Властелин колец»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

«Властелин колец» не нуждается в представлении — это классика фэнтези, заложившая фундамент жанра. Сотни, если не тысячи авторов пошли по стопам Профессора, и его влияние чувствуется не только в литературе, но и в играх, кино и комиксах.

«Властелин колец» вряд ли завоевал бы культовый статус, не будь у трилогии по-настоящему мощного финала. Он получился пространным, неторопливым, но весьма закономерным. Отчасти развязка «Властелина колец» возвращает читателя к тому, с чего все начиналось — история словно закольцовывается, хотя и мир, и персонажи получили колоссальное развитие. В общем, Толкин сделал все возможное, чтобы у читателя не возникло ни капли чувства неудовлетворенности. Это ли не главное, чего ожидаешь от финала эпической саги?

Тэд Уильямс — «Орден манускрипта»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Цикл Тэда Уильямса, который в оригинале носит название «Память, Скорбь и Тёрн», стал своеобразной предтечей «Игры престолов»: именно благодаря ему Джордж Мартин осознал, что фэнтези отнюдь не исчерпало себя после Толкина.

На первый взгляд, цикл кажется типичным представителем «пост-толкинского» фэнтези: псевдосредневековым землям Светлого Арда угрожает древнее зло, среди героев — мальчик с загадочным прошлым, принцесса недовольная придворной жизнью, умирающий король, оставляющий престол недостойному наследнику и могущественные магические артефакты. Однако привычные атрибуты Уильямс использовал, чтобы вдохнуть в жанр новую жизнь, привнеся в него невиданную прежду серьезность и многогранность.

Финал «Ордена манускрипта» получился безупречным: все нити истории сплетаются воедино, все персонажи оказываются при деле, в событиях хватает и эпичности и драмы — и, разумеется, не обошлось без захватывающей дух финальной битвы. «Орден манускрипта» не требовал продолжения, но оставлял простор для него. И теперь, спустя двадцать с лишним лет, Уильямс взялся за новый цикл о Светлом Арде, который пока только развивается, но, надеемся, завершится не хуже, чем оригинальный.

Джо Аберкромби — «Первый закон»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Цикл Джо Аберкромби часто сравнивают с «Песней льда и пламени» — сходств между сериалами действительно много. Акцент на войне и политики, неоднозначные герои, относительно скромное количество магии, эпический размах. Однако Аберкромби, несмотря на изрядный размах своих историй, умеет быть достаточно лаконичным. Первым делом он написал трилогию «Первый закон», которая обладает завершенным сюжетом, затем выпустил три одиночных романа о том же мире и теперь работает над новой трилогией о нем.

Кульминация и развязка основной трилогии охватила, пожалуй, как минимум половину финального тома («Последний довод королей»). Автор сводил вместе множество сюжетных линий и сумел сделать это красиво, а развязка оказалась масштабной и по-своему повлияла на всех главных героев. Каждый персонаж получил максимальное раскрытие — Аберкромби дал ответы на все основные вопросы и раскрыл интриги, что накапливались по ходу событий трилогии. И при этом ему удалось не раз удивлять читателей — даже когда казалось, что дальнейшие события предсказуемы.

Мир же продолжил жить, и в нем развернулись события других историй Аберкромби, где на первый план вышли новые персонажи и второстепенные персонажи прежних книг.

Стивен Эриксон — «Малазанская книга павших»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

По масштабу задумки цикл Стивена Эриксона вполне может соперничать с сериалом Джорджа Мартина. В то же время эти истории можно назвать совего рода атиподами — в «Малазанской книге» огромное количество магии, монстров и божественного вмешательства. Вместе с тем в книгах Эриксона хватает подробно выписанных боевых действий, политических интриг и жестокости.

С каждым томом, которых насчитывается десять, и без того внушительный масштаб событий возрастает, и Эриксону прекрасно удается играть на контрастах между крупными и не очень событиями. В последней книге связываются все сюжетные линии и выстреливают ружья, незаметно оставленные еще в первых книгах. Заключительная треть романа — это серия невероятных битв, которые следуют одна за другой, и ведут к изящному финалу.

Ник Перумов — «Хранитель мечей»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Цикл «Хранитель мечей» — один из самых знаменитых в творчестве Ника Перумова. Приключения некроманта Фесса стали одной из главных саг в истории отечественного фэнтези. Большой размах, обилие ярких боевых сцен, напряженный сюжет, богатая фантазия автора, мастерское описание изощренной магии, а также интересные миры и персонажи стали залогом популярности серии.

В финале «Хранителя мечей» автор мастерски раскрывает многочисленные интриги, закрученные на протяжении цикла, и подводит сюжет к эпической решающей битве. Развязка истории Фесса получилась не только увлекательной, но и эмоциональной. Но, завершив приключения некроманта, Перумов не стал прощаться с Упорядоченным и продолжил писать романы о нем, да и некоторым из персонажей «Хранителя мечей» нашлось место в последующих книгах. В частности, уже несколько лет автор работает над эпопеей «Гибель богов — 2», которая по амбициозности и масштабности даже превосходит «Хранителя мечей».

Роберт Джордан — «Колесо времени»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

«Колесо времени» — один из самых внушительных фэнтезийных циклов как по размаху, так и по объему книг. К сожалению, сам Роберт Джордан умер, не успев окончить сагу. Последние романы писал уже Брендон Сандерсон по сохранившемся наработкам и планам Джордана.

Развязка серии получилась динамичной и по-настоящему боевой. Это как раз то, чего недоставало последним романам Джордана, которые были уж слишком неторопливыми. Придуманный же им финал вышел практически безупречным — он логичный, немного грустный и дает ответы на все основные вопросы — и Сандерсон сумел прекрасно воплотить задумки Джордана.

Брендон Сандерсон — «Рожденный туманом»

Не в пример «Игре престолов»: фэнтезийные циклы с сильными финалами

Трилогия «Рожденный туманом» по-новому использует множество классических фэнтезийных штампов, в том числе идею древнего пророчества, которое определит судьбу мира. То, как автор раскрывает все последствия этого пророчества в финальном томе — потрясает. Сандерсон глубоко и детально проработал мифологию и историю мира, что особенно чувствуется именно в концовке, которая буквально переворачивает представления читателя о мире и героях. При этом развязка получилась логически выверенной и заложила фундамент для новых романов автора, действие которых разворачивается спустя сотни лет после «Рожденного туманом».

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

1414 показов
26K26K открытий
205 комментариев

Ник Перумов — «Хранитель мечей»

Вы это сейчас, ятЪ, серьезно?

Ответить

Я даже его фанфики по Толкину читал. XD
Cтыдно признаться.

Ответить

Скоро появится статья романы Дарьи Донцовой с сильными финалами =)

Ответить

Автор статьи. А теперь тоже самое но по Sci-fi.

Ответить

Какой же всратый финал там был

Ответить

Орнул на все Упорядоченное)
Еще подумал, а чего не Дозоры уж тогда или что из Камши?)

Ответить

Тут все зависит от того, в каком возрасте не прочитать. Я их читал они в 13 или 14, так что у меня к этой серии книг хорошее отношение сложилось во многом из-за ностальгии.

Ответить