“Павел Чжан и прочие речные твари” Веры Богдановой: честный роман о героях нашего времени

tl;dr: На удивление хорошая и добротно написанная условно-фантастическая книга о жизни в России без перегибов в ту или иную сторону.
tl;dr: На удивление хорошая и добротно написанная условно-фантастическая книга о жизни в России без перегибов в ту или иную сторону.

Если вы давно хотели прочитать что-нибудь достойное ваших читательских усилий из современной русской литературы, попробуйте “Павла Чжана” Веры Богдановой. Особенно если на ваш взгляд русские писатели не предлагают ничего достойного уже N лет, потому что (нужное подчеркнуть) не могут построить сюжет, не умеют рисовать живых и интересных персонажей, не знают жизни, упражняются в стиле и зауми и/или заливают страницы пустыми рассуждениями, да просто все время ноют, гонят однообразную чернуху или, напротив, однообразный идиотский позитив, пытаются подстроиться под запросы премий или отрабатывают повесточку, все время пишут про какое-то ненужное прошлое, в целом не имеют идей, о чем писать, свой вариант.

Я знаю, насколько нереально звучат такие утверждения, но в “Павле Чжане” ничего из вышеперечисленных “традиций” нет. В романе добротный сюжет с работающими двигателями, продуманные и ведущие себя как люди персонажи, ничего лишнего в стиле, автор не лезет изо всех щелей с правдой-маткой, а рассказывает историю, где позитивное и негативное жизненно сбалансированы, честно показывает проблемы современной российской действительности, позволяя им раскрыться через конфликты и поступки персонажей – и да, главное, у Веры Богдановой есть нормальные идеи, о чем же нужно писать на актуальном материале. Отсюда и “Павел Чжан и прочные речные твари”, роман о парне, который шел к успеху по дну реки.

Трудно поверить, правда? Так же не бывает, чтобы в книге современного русского писателя все было нормально от и до. Поэтому я напишу еще немного слов.

Роман посвящен нелегкому пути к мечте и тому, что ожидает человека в конце этой дороги. Главный герой, полурусский-полукитаец Павел Чжан стремится уехать из унылой России в сказочный Китай – у него на это есть веские причины, в том числе такие, которые он не осознает. Оттеняют его победы и поражения два второстепенных персонажа: соперник Павла по карьерной лестнице в IT-компании “Диюй”, можно сказать, его более психически здоровая версия Игорь Лыков и девушка Павла Соня. Игорь подумывает уволиться из “Диюя”, чтобы сосредоточиться на малом бизнесе и развить свою популярную кофейню-читальню в Коломне в сеть, а Соня просто хочет поступить в медуниверситет, куда в прошлом году на бюджет вместо нее пропихнули кого-то блатного.

Поначалу Павел завидует Игорю за то, какой он успешный и везучий.
Поначалу Павел завидует Игорю за то, какой он успешный и везучий.

Главных сюжетных двигателя два: проект чипизации России по примеру Китая, программное обеспечение для которого пишет команда Павла и Игоря в “Диюе”, и борьба Павла со случайно вернувшимся в его жизнь страшным прошлым. Вместе они образуют главный конфликт романа – конфликт мечты и мести. Топливо в первый двигатель будут исправно поставлять борцы за свободу человека от государства из движения “Контранет” (организация признана террористической и запрещена на территории РФ и КНР), шестеренки второго будет толкать пружина воспитания Павла, туго свернутая его без вести пропавшим отцом.

Сразу объясню, причем тут Китай. Действие романа перенесено в будущее, события происходят в 2049-2050 годах, однако 2049-й один в один похож на 2019-й, поскольку история России зацикливается, и в 20-х - 40-х она повторяет путь 90-х - 10-х. В 20-х в РФ разражается тяжелейший экономический и мировоззренческий кризис, из-за чего стране вновь приходится искать помощи за рубежом, только источником влияния на сей раз выступает не Запад, а Китай. В итоге все получается как в 90-е, только китайцы вместо американцев: КНР считается страной мечты, юани заменили доллары (да и рубли тоже), китайские сериалы смотрят вместо Нетфликса, детей называют китайскими именами и так далее. Что принципиально важно, китайцы держат Москву в ежовых рукавицах, без виз к себе россиян не пускают, помощи дают столько, чтобы Россия не вставала с колен, и принуждают ее все больше интегрироваться в китайскую экономическую систему в качестве ресурсного придатка. Поголовное чипирование россиян - очередной этап этой интеграции.

Всё, как предупреждали люди в шапочках из фольги.
Всё, как предупреждали люди в шапочках из фольги.

Перспектива такой цены за китайскую дружбу не вызывает в сердце Павла никакого протеста. Во-первых, ему все равно, потому что в Китае, куда он хочет попасть, его так и так чипируют, и тут скорее он мотивирован сделать чипы как можно более качественными. Во-вторых, ему не все равно, потому что поголовная чипизация позволит, как он думает, надежно отслеживать преступников, подобных “Просто Косте” – сыну депутата, 14 лет назад регулярно насиловавшему Павла, пока тот жил в детдоме после исчезновения родителей. Тогда, в середине 30-х, Павлу удалось добиться суда над руководством детдома, сдававшим детей как проституток педофилам, а вот “Просто Костя” вышел сухим из воды. Случайно узнав его в руководителе благотворительного фонда “Добродел”, занимающегося помощью детским домам, Павел понимает, что мечта мечтой, а сухим “Просто Костя” больше ходить не должен.

Так все и сцепляется: Павел старается выполнить проект, который откроет ему дорогу в центральный офис “Диюя” в Пекине, но постепенно увлекается слежкой за “Просто Костей” и попытками поймать его за руку на педофилии; у Игоря тем временем готовится отжать здание кофейни застройщик со связями, а Соня попадается на сотрудничестве с “Контранетом”. Это все не спойлеры, а исключительно экспозиция романа, расстановка фигур на доске, по которой далее они будут двигаться в балансе между собственными внутренними правилами и правилами российской жизни, оставшимися в 2049 год теми же, что и сейчас. В итоге формально футуристический роман (более продвинутые технологии, более продвинутые психические болезни) оказывается романом актуальным, использующим фантастическое допущение “Россия попала под влияние Китая” и перенос действия на 30 лет вперед только для того, чтобы показать нынешнюю российскую жизнь с позиции легкого остранения.

Отдельная песня - пансионат "Благие сердца", где лечатся от интернет-зависимости.
Отдельная песня - пансионат "Благие сердца", где лечатся от интернет-зависимости.

И в этом плане “Павел Чжан” является, конечно, романом-предупреждением. Там нет каких-либо авторских отступлений с проговариванием позиции повествователя по происходящим событиям, но эти события говорят сами за себя: на самом деле дикие 90-е в России и не заканчивались. Они покрылись денежным жирком в тучные нулевые и все кризисные 10-е приучались вкалывать в попытке сохранить остатки роскоши, но по сути остались теми же. Относительный хаос сменился относительным порядком в том, как люди дают взятки, избавляются от конкурентов, избегают суда по каким угодно громким делам, топят других ради денег, это да. Только дальше такой “порядок” может обернуться новым хаосом, круг замкнется, и наши дети хлебнут того же, чего хлебнули мы, разве что, по “Павлу Чжану”, не с американским, а с китайским колоритом на фоне.

Такое предупреждение мелькает скорее на дальнем плане истории, подобно лозунгам “Контранета”, в то время как на крупном плане – попытки Павла, Игоря и Ольги идти, ползти или лежать в сторону мечты. Павел Чжан помещен в центр романа по праву: это герой нашего времени, разорванный между человеческими чувствами и карьерными интересами, много раз сломанный, но не сломленный и не ноющий, вытащивший сам себя со дна за волосы и не желающий на дно возвращаться (тем более что вкус ила до сих пор во рту). В то же время, при всей грандиозности его достижений и затраченных усилий Павел остается безумной белкой из “Ледникового периода” в погоне за орешком: все сделаю, все вытерплю, всех превзойду, всем пожертвую, только пустите в Китай.

Знал бы Павел, чем обернутся эти отцовские наставления.
Знал бы Павел, чем обернутся эти отцовские наставления.

И в этом, на самом деле, честная правда итогов молодости большинства людей: ну вот пережил ты все страшные травмы детства-юности (Павел потерял сначала отца, потом мать, потом год его насиловал какой-то утырок, крыша от всего протекла настолько, что внутри завелось озверевшее альтер-эго по имени Шваль), помог себе сам по заветам Машнина, выучился, прокачался, окреп, стал лучше всех в своем деле – ну и что? Когда гормональный фон окончательно стабилизируется, мечты все равно сведутся к маленькому человеческому счастью – покою, комфорту, признанию, а уж какую случайную форму они примут, не так важно. Просто кто-то проще справляется с тяготами и выбирает целью изначально малое, как Игорь с его кофейней или Соня с медуниверситетом, тоже ведь люди нелегкой судьбы, а кто-то воспитан как воин и настроен на безусловное превозмогание, как Павел, но не имеет для такой огромной силы адекватной цели. Вот и стремится к мифу о прекрасной стране отца.

Истории Игоря и Ольги важны для того, чтобы показать, как еще можно вести себя в сходных ситуациях с тем, что приходится преодолевать Павлу по дороге к Пекину. У обоих окажутся свои скелеты в шкафу и свои “Просто Кости”, масштабом поменьше, но не менее опасные и ломающие, что позволит вам наложить линии друг на друга и сравнить, как бы вел себя на месте невезучего, но упорного героя человек с большей удачей или человек с меньшей силой – втроем они дадут три разных ответа на одни и те же вопросы, чем составят призму оптики этого романа, сквозь которую Богданова и предлагает взглянуть на окружающую нас действительность. Дальше о них без спойлеров уже никак не рассказать, читать надо.

Выходит, наши дети будут писать ту же чушь в комментариях, что и мы сейчас.
Выходит, наши дети будут писать ту же чушь в комментариях, что и мы сейчас.

Особо я хотел бы отметить принципиальную сбалансированность повествования. Речь, конечно, и о выверенности стиля – автор не тонет в красотах своей языковой компетенции, но и не пишет так, будто вчера выучил русский язык, умеренно пользуется метафорами и последовательно сопровождает линию Павла лексикой, связанной с рекой, он же речная тварь. Речь и о построении текста, где Павлу уделена примерно половина, Игорю и Ольге по четверти, каждый эпизод что-то добавляет к разгадыванию главной загадки истории, так и не заданной вслух, а в конце все сходится в одновременно грандиозный и камерный финал. Но в большей степени речь о подходе автора к больным вопросам современности: там где другие с удовольствием потопчутся на общественной мозоли или, наоборот, омоют ее слезами, Богданова предпочитает сдержанно рассматривать проблему с обеих сторон.

Поэтому я и называю этот роман честным – в нем нет пропаганды "вот так правильно, вот так неправильно", от которой слишком многие авторы не могут отказаться, пропихивая агитку хотя бы в завуалированном виде через нарочитые ситуации и не вполне естественные реакции персонажей. Характерный пример – тема религии (куда уж больнее). С одной стороны в "Павле Чжане" показаны явные перегибы, как эпизод, где президент с вертолета пытается потушить горящую тайгу молитвой и иконой, но с другой стороны, именно вера оказывается спасительной соломинкой для одного из персонажей, оказавшихся на дне реки жизни. Хотя и совершенно утилитарно, как средство не потерять себя и найти силы выплыть к берегу, но религия показана и с позитивной стороны, потому что, ну, это правда, а значит, об этом надо сказать.

Я думаю, честность здесь является следствием авторской цели писать о правде, которая безусловно требует писать обо всей правде до конца, иначе получится постылая "постправда". При всех прочих достоинствах романа, это (на мой взгляд читателя, уставшего от убогих попыток манипулировать моим мнением, льющихся сегодня со всех заинтересованных сторон) является главным достоинством "Павла Чжана". Богданова не пытается купить, упаковать и продать читателя, а говорит с ним как человек с человеком. Выступает голосом молчаливого большинства – молчаливого, но не безразличного, как принято считать в публичном поле. Какие только голоса не звучат сейчас во всеобщей информационной какофонии, а вот такого чистого голоса до сих пор в литературе очень не хватало. Но теперь у нас хотя бы есть "Павел Чжан и прочие речные твари".

Да, я знаю, что нагнал пафоса и навалил похвал, но мне эта книга действительно понравилась настолько. Пока читал, все ждал: ну вот тут-то Вера накосячит, ну вот сейчас-то должна дать слабину, ну не может быть, чтобы в этой линии не началась агитка, так не бывает. Но читаю дальше и вижу: нет, не косячит, не расслабляется, не манипулирует. При этом отвечает на вопросы, раскрывает загадки, сводит сюжетные концы воедино, а финиширует даже выше моих запросов. Положено же к чему-то придраться, чтобы мотивировать молодого писателя на развитие, но мне тут остается только заключить: автор, пиши еще.

Выбор есть всегда, но очень часто его все равно что нет.
Выбор есть всегда, но очень часто его все равно что нет.

Дальше будет реконструкция событий, которые на самом деле происходили в романе. Читать только тем, кто уже прочел и хочет сверить выводы, и тем, кто решил, что не будет читать.

Итак, в 2021 году в Россию прямо перед кризисом приезжает один из ключевых членов китайской террористической организации "Контранет" Чжан Шэнъюань. Он скрывается от китайских властей и уходит на дно в деревне под Коломной. Там он начинает строить российскую версию "Контранета", в качестве ключа шифрования используя книгу "Путь ясного разума". Семью он заводит сначала для отвода глаз, а затем, когда рождается сын Павел, понимает, что может сделать из него живое оружие.

Шэнъюань воспитывает, по сути, программирует сына как преодолевающего любые преграды воина справедливости, мечтающего поехать в волшебный Китай, и прививает ему интерес к IT. Незадолго до раскрытия он передает "Путь ясного разума", где записан план Павла, ученикам из российского "Контранета", чтобы те вели его дальше. Шэнъюаня экстрадируют в Китай, мать Павла, узнав в какой-то момент, кем был ее муж, в состоянии аффекта решает покончить с собой и убить сына, однако здесь впервые срабатывает программа Павла, в нем просыпается вторая, пока безымянная личность-выживатель.

"Контранет" наблюдает за его злоключениями в детдоме, но не вмешивается – программа, оформившаяся в Павле в Шваль, должна развиваться и самообучаться – но сливает в сеть запись суда, чтобы усилить желание Павла жить максимально незаметно. В "Диюй" он также устраивается при содействии "Контранета". Павел едва не срывает план, когда случайно наталкивается на Краснова, но "Контранет" продолжает за ним следить и при необходимости прикрывать. Краснов, кстати, становится случайной жертвой программы – это такой пессимистический момент романа, что ломать зло могут только единицы с весьма и весьма специфическим мышлением.

“Павел Чжан и прочие речные твари” Веры Богдановой: честный роман о героях нашего времени

План приводится в исполнение, когда Павел, единственный способный взломать новые чипы человек, уезжает в Китай с "Путем ясного разума" в чемодане. Сопровождающий его член "Контранета" побуждает Павла узнать правду о чипах и своем отце, и тем самым засветиться перед китайскими спецслужбами. После очередного теракта его проверяют, находят "Путь ясного разума" и допрашивают до посинения. Программа в Павле запускает последний цикл "не себя топить, а тех, кто это заслужил", он идет на сделку со следствием, выходит на свободу и уничтожает все чипы в Китае. План исполнен.

Кончает ли он с собой после этого, потому что больше ему нечем жить, или возглавляет "Контранет"? Неизвестно. Но понятно, что жизнь Павел прожил не свою и считай что так и остался на речном дне вместе с матерью.

248248 показов
2.6K2.6K открытий
34 комментария

Кстати, если посмотреть, что я писал о книгах больше года назад, то там сплошь восторги, как и здесь. Происходит это не от того, что я весь такой подозрительно восторженный, а от того, что лишь реально крутые вещи могут заставить меня написать большой отзыв.
К примеру, из русского прочитал в этом году еще "Адвент"  Букши и "Покров-17" А. Пелевина - они миленькие, хорошие, но не такого размаха, чтобы на них тратить время и писать большой текст. Ну а о том, что мне не нравится, я не пишу в принципе - лучше силы потратить на то, что очень понравилось, чтобы о таких книгах узнало больше людей.

Ответить

Ладно, убедили. Прочту, а потом вернусь к статье)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не, никакой чернухи, сплошной чеснок. Менты, к примеру, показаны не упырями-оборотнями-садистами, как любят их преподносить, а как, ну, инструмент решения вопросов при должном количестве денег. 
Люди в романе живут обычной жизнью и думают обычные мысли, пока, конечно, их не догоняют сюжетные двигатели. 

Ответить

Ну кстати, тут ведь еще вопрос личных оценок текста. У меня был характерный случай с Адвентом Букши. Читаю - прекрасная поэтическая маленькая книга о современных 35-40 летних, не умерших в молодости, жизнеутверждающая. Советую жене, она читает и говорит - такой грустной книги я давно не читала, так всех жалко. 
С Павлом Чжаном возможна та же история, во всяком случае, жене не стал советовать из-за эпизодов мяса, она такое не может. 

Ответить

Вот абсолютно с вами насчет современных русских писателей. Чжана прочитал с интересом. Но другой пример. Сейчас получает премии и восторги критиков роман Рана. Там про то как дочь хоронит мать и везет прах через всю россию. Это автофикшн. Начал читать онлайн и понял, а зачем мне его читать. Утрату близкого человека я пережил, ничего нового в этой скорби я не нашел. Сюжеты провинциальных городов, они точные, но я их и так знаю. Рассуждения условных наших реднеков об америке лгбт азиатах, они тоже известны. Весь экзистенциализм вторичный, как японские рок-группы

Ответить

И не понимаю, откуда такие восторги и отзыаы по рифу. Поляринов великолепный эссеист и переводчик, но это роман-конструктор, неживой и вторичный

Ответить