Про Фрэнсиса Фукуяму и его теорию «конца истории», возникшую после развала СССР, слышали многие. Сейчас эту работу принято рассматривать с точки зрения провального прогноза
"Конец истории" - это всего лишь красивая, но несколько обманчивая метафора для обозначения философской концепции, которая претендует не на предсказание исторических событий, а на постижение смысла истории. Грубо говоря, по Фукуяме либеральная демократия - высшая и конечная общественно-политическая форма, ничего принципиально иного в будущем не последует. Сама идея конца истории не нова. Фукуяма всего лишь приспособил мысли Кожева, интерпретатора Гегеля, к повестке, актуальной для конца XX века, за счёт чего и прославился. Самое забавное, что если рассматривать идею конца истории как прогноз, то можно сказать, что предсказание это ещё не опровергнуто. Умозрительная концепция "конца истории" сама по себе не требует связи с конкретными историческими событиям. Но в 1980-х поражение СССР в "холодной войне" стало очевидным и, сперва в странах Запада, а затем и во всём мире начался период господства неолиберализма как политической идеологии и политической практики. В этих конкретных исторических условиях Фукуяма принял триумф неолиберализма за "конец истории" - то есть, эпоху торжества либеральной демократии. На самом деле, западные государства в конце XX - начале XXI веков примерно так же далеки от сферической либеральной демократии в вакууме, как и в середине XX века, то есть во времена Кожева. Но при этом неолиберализм и в 2021 году остаётся доминирующей силой в политике, несмотря на все изменения в мире, в том числе и очевидный подъём палеоконсервативных, националистических и фундаменталистских течений, - в этом смысле мы всё ещё переживаем эпоху фукуямовского "конца истории".
Про Фрэнсиса Фукуяму и его теорию «конца истории», возникшую после развала СССР, слышали многие. Сейчас эту работу принято рассматривать с точки зрения провального прогноза
"Конец истории" - это всего лишь красивая, но несколько обманчивая метафора для обозначения философской концепции, которая претендует не на предсказание исторических событий, а на постижение смысла истории. Грубо говоря, по Фукуяме либеральная демократия - высшая и конечная общественно-политическая форма, ничего принципиально иного в будущем не последует.
Сама идея конца истории не нова. Фукуяма всего лишь приспособил мысли Кожева, интерпретатора Гегеля, к повестке, актуальной для конца XX века, за счёт чего и прославился.
Самое забавное, что если рассматривать идею конца истории как прогноз, то можно сказать, что предсказание это ещё не опровергнуто. Умозрительная концепция "конца истории" сама по себе не требует связи с конкретными историческими событиям. Но в 1980-х поражение СССР в "холодной войне" стало очевидным и, сперва в странах Запада, а затем и во всём мире начался период господства неолиберализма как политической идеологии и политической практики. В этих конкретных исторических условиях Фукуяма принял триумф неолиберализма за "конец истории" - то есть, эпоху торжества либеральной демократии. На самом деле, западные государства в конце XX - начале XXI веков примерно так же далеки от сферической либеральной демократии в вакууме, как и в середине XX века, то есть во времена Кожева. Но при этом неолиберализм и в 2021 году остаётся доминирующей силой в политике, несмотря на все изменения в мире, в том числе и очевидный подъём палеоконсервативных, националистических и фундаменталистских течений, - в этом смысле мы всё ещё переживаем эпоху фукуямовского "конца истории".