Изобретательная космоопера: западные критики о романе «Память, что зовется империей»

Лауреат премии «Хьюго» 2020 в номинации «Лучший роман»

Изобретательная космоопера: западные критики о романе «Память, что зовется империей»

На русском языке вышел роман «Память, что зовется империей» Аркади Мартин, который в 2020 году завоевал премию «Хьюго». Мартин — историк, специализирующаяся на изучении Византии и Ацтекской империи, и вдохновлялась ими при создании своей космической оперы.

События книги разворачиваются в далеком будущем, где империя Тейкскалаан с помощью межпространственных порталов подчинила себе почти все человечество — остались лишь редкие станции вроде той, откуда родом главная героиня, Махит Дзмаре. Будучи послом, она отправляется в столицу империи и обнаруживает, что предыдущего посла убили, а ее родину хотят аннексировать.

Мы собрали выдержки из западных рецензий на книгу.

Изобретательная космоопера: западные критики о романе «Память, что зовется империей»

В своей основе роман «Память, что зовется империей» — наследник космических опер 1950-х годов. Посол Махит Дзмаре отправляется с родной космической станции, добывающей ресурсы, в столицу всемогущей империи Тейкскалаан. Однако по прибытии Махит обнаруживает, что предыдущий посол был убит. Ей предстоит выяснить, какими последствиями это грозит для ее родины. Пока все звучит так знакомо: но этот роман, первая часть дилогии, оказывается весьма современным, затрагивая вопросы идентичности общества и культурной экспансии. Хотя Махит готовили к роли посла в течение многих лет и она связана со многими аспектами разрастающейся империи, она прекрасно понимает, как пагубно огромное государство повлияет на ее маленький родной мир, и эта напряженность закладывает фундамент сложной политической интриги. Мартин завершает свой дебют полноценным финалом, но оставляет несколько крючков для второй книги.

Книга читается так, будто на автора одновременно повлияли «Игра престолов», «История холодной войны», различные антиколониальные произведения и приквелы «Звездных войн». Это грандиозная, охватывающая всю галактику космическая опера, которая в основном посвящена дипломатии. Или, если угодно, это впечатляюще напряженный роман о галактической геополитике, в котором просто случайно появляются космические корабли и инопланетяне.

Впечатляет, как Мартин сплетает конфликт между колониальной державой и еще не колонизированными поселениями — но которые, вероятно, однажды тоже поглотят. Вместе с тем развивается борьба за власть внутри самой империи. Попавшая в эпицентр событий Махит не может остановить то, что надвигается, но может повлиять на происходящее с помощью хитрой дипломатии и легкого шпионажа. И таким образом она могла бы выиграть немного больше времени для своей маленькой родины — а это все, на что она может надеяться.

Я люблю космическую оперу со звездолетами, сражениями и тактическими планами. Ничего из этого не существует в «Империи памяти». Или, может, лучше будет сказать, что все это присутствует, но акценты расставлены совершенно иные. Если вам нравится вдумчивая научная фантастика, интеллектуальная, но захватывающая, с увлекательным и превосходным главным героем — этот научно-фантастический роман для вас.

Изобретательная космоопера: западные критики о романе «Память, что зовется империей»

По прибытии Махит чувствует себя деревенской мышью, провинциалом, погруженным в сложности и тонкости древней и продуманной культуры — и это при том, что она всю жизнь была очарована литературой, музыкой и историей Тейкскалаана. Несмотря на эти знания, она остается «варваром», чужаком, которого можно сразу узнать по росту, внешности и манерам поведения. Вторым слоем за сюжетными поворотами в духе книг «плаща и кинжала» лежит рассмотрение того, как культуры сохраняют себя во времени и как отдельные люди определяются со своей принадлежностью к ним.

Писательница черпала вдохновение из истории византийской империи. Как Мартин отметила, источником вдохновения для книги была ее собственная научная работа посвященная тому, как реально существовавшая империя взаимодействовала со своими соседями. Это размышление о том, как империи — реальные и вымышленные — расширяются и поглощаются другими государствами. Влияние империи Тейкскалаан определяется не только военным флотом, о котором она упоминает мимоходом — в гораздо большей степени это «культурный экспорт», который угрожает подавить местные культуры, над которыми имперцы стремятся доминировать.

В основе книги лежит идея о том, как культурный код помогает направлять общество. У Тейкскалаан есть обширная история поэзии и истории, в то время как у жителей станции есть свои собственные технологии для хранения знаний. В основе обоих обществ лежит одна и та же цель: сохранить свою идентичность нетронутой для будущих поколений, чтобы их наследие передавалось и дальше. «Память, что зовется империей» исследует плюсы и минусы этой идеи — как ведущая колониальную экспансию империя Тейкскалаана угрожает сокрушить своих соседей и заменить их культуры своей собственной. По мере развития сюжета Мартин объективно показывает аргументы разных полюсов конфликта, демонстрируя сложные грани смешения политики и идентичности.

7777
27 комментариев

Кто-нибудь читал уже? 

Как и большая часть Хьюго последних лет дано за повестку или правда крутая книга? 

12
Ответить

Достаточно посмотреть 5 последних авторов и их "произведения" взявших Хьюго и сделать выводы стоит ли читать ещё один шедевр с такой наградой.

17
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

звучит конечно интересно. Галактические империи, космические "игры престолов" и вот это вот все, это конечно всегда интересно... но я уже пробовал читать одну из недавних таких "успешных" книг. там тоже были империи, сильные женщины и все такое... дальше двух глав не осилил :/ посмотрим как эта будет...

6
Ответить

так это же рекламный пост от издательства) Конечно они будут восхвалять, что бы ты им деньги нёс.

4
Ответить

Уже заказываю на Озоне. Эту и Иерусалим Мура. 

1
Ответить