8 причин, почему вебтуны лучше комиксов на бумаге
Я обожаю комиксы. Мне кажется, они – звено эволюции между книгой и фильмом. Это самостоятельный жанр со множеством историй и безграничной эмоциональной палитрой, содержательный, емкий, выразительный.
Долгие годы, как и все поклонники жанра, я покупала комиксы в журналах и отдельных бумажных изданиях. Потом стала читать отсканированные комиксы (в основном, конечно, мангу, манхву и маньхуа, то есть, комиксы созданные в Японии, Корее и Китае) на российских подозрительных сайтах, которые постоянно вызывают зависание браузера, а беспощадная реклама в сотнях окон сбивает с сюжетной линии.
В 2020-м году, в разгар коронавирусного карантина мои отношения с графическими новеллами внезапно перешли на качественно новый уровень.
Истории в картинках уже давно и прекрасно (как минимум, с 2014 года) эволюционировали в приложение на телефоне. Метаморфоза оказалась такой удачной, что, не смотря на мою тягу пошуршать страничками и понюхать запах типографской краски, я навсегда сказал «Прощай!» комиксам на бумаге, и страстно полюбила вебтун.
Кстати, что такое вебтун? Все тот же старый добрый комикс – но размещенный на специальной площадке, и доступный для чтения онлайн и оффлайн (после скачивания) на смартфоне. Возник в Южной Корее, но сейчас доступный по всему миру.
А теперь к обещанным в заголовке преимуществам.
Причина №1. Молниеносность
Как в России прочитать свежую мангу/комикс изданные на бумаге за рубежом? А никак. Фанаты заказывают новинки на сайте издателей напрямую, или ждут, когда кто-то из особенно отмороженных российских издательств (крупные и солидные не рискуют) купит авторские права, заплатит переводчику, запустит комиксы в печать, развезет томики по магазинам или разошлет по онлайн-точкам…
Так что, ваше знакомство с графической новеллой может быть отложено на срок от 10 дней после ее выхода в стране-производителе, до плюс-минус бесконечности. Вебтун (здесь и далее я привожу в пример ресурс Webtoon Naver, но есть и другие аналогичные корейские платформы), публикует свежие главы комиксов еженедельно. Не пропустить встречу с дорогой сердцу Персефоной (Lore Olympus) и Лоурен (Purple Hyacinth) мне позволяет подписка, которая шлет оповещения о новых главах на почту и смартфон. Никакой задержки: ровно в назначенный день недели, в 3:00 по Московскому времени открывается новая глава.
Причина №2. Цвет
Да-да, не вся манга одинаково цветная. После чтения красочных вебтунов возвращаться к ч/б классике можно… Но это словно после плазменного телевизора послушать транзистор на УКВ.
Причина №3. Спецэффекты
Представь, ты открываешь книгу… И оттуда тебе в лицо летит файербол. Или вдруг с очередного разворота оглушают звуки циркового шоу…
Вебтун это может. Когда я впервые услышала интегрированную в повествование музыку и увидела анимацию, это было сродни первому погружению под воду с аквалангом. Серьезно, я некоторое время пребывала в шоке, и мне пришлось отложить телефон, чтобы улеглись эмоции.
Причина №4. Удобство
Чтение вебтуна можно сравнить с разворачиванием длинного свитка. Идеального свитка, который не запутывается, и словно сам собой скользит в руках. Никаких заморочек с японским принципом чтения «задом наперед», последовательным прочтением окон (и вечным перескакиванием «не туда»). Вы просто скроллите главу, и перед вами разворачивается повествование. Авторы графических новелл богично обыгрывают этот формат, создавая эффект на грани чтения книги и просмотра фильма. До мурашек, короче.
Причина №5. Встроенный читательский клуб
Отдельная прелесть вебтунов – комьюнити, сообщество читателей. Под каждой главой развертываются дебаты на тысячи комментариев. Фанаты строят теории насчет развития сюжета, подбадривают автора, выражают радость и грусть от поворотов сюжета. Думаю, авторы черпают немало вдохновения, получая вот такую жаркую обратную связь. Понятно, что на бумажном носителе это невозможно.
Причина №6. Дешевизна
Бумажный комикс, локализованный в России, стоит 350-700 за томик. Если ты покупаешь сборник за рубежом, плюсуй сюда почтовые расходы размером со слона.
Большая часть вебтунов доступна бесплатно, в частности, гигабайты уже оконченных новелл и ранние главы онгоингов (произведений, которые автор еще не закончил).
Самые свежие главы каждого произведения, обычно их три или пять, закрыты для бесплатного просмотра. Но их можно выкупить всего за 50 центов, и прочитать сразу после выхода. Для остальных поклонников жанра новые главы становятся доступны через 20-35 дней после публикации. На 700 рублей можно купить 20 (!) свежих глав.
Для сравнения, купить комикс на сайте Марвелл стоит от 2-х до 6-ти долларов за главу. И ничегошеньки даром! Никогда.
Причина №7. Возможность поддержать автора рублем
Читая и лайкая вебтуны, комментируя их и покупая самые свежие серии, ты не только получаешь удовольствие, но и поддерживаешь автора.
Для меня это важно – человек, который порадовал меня удивительной, захватывающей, драматичной историей явно молодец, и я хочу, чтобы у него, как минимум, было много денег. Кстати, зарплата художников-мангак в Японии, рисующих для публикаций в печатных сборниках, очень невелика. Если ты не автор «Сейлор Мун» и «Наруто», то жить тебе с зарплатой по нашим деньгам в 30-40 тысяч в рублях и работать по 60-70 часов в неделю. На вебтунах популярность комикса отражается на гонораре. Каждая глава заканчивается ссылками на соцсети автора, а также на его аккаунт на Патреоне, где можно ему дополнительно донатить напрямую. По-моему, это очень хорошо и правильно.
Причина №8. Простой инструмент для фанатского перевода
Конечно, можно читать комикс на языке оригинала. Но удовольствие чтения на японском, корейском, китайском, индонезийском языках доступно немногим. Потому значительная часть вебтунов переведена на английский язык. Кроме того, специальная программа позволяет переводить полюбившиеся истории с английского более чем на 30 языков мира. Интерфейс программы-переводчика не сложнее PowerPoint. Прочитать фанатские переводы можно там же, на Webtoon.
Это не только удобно, но и, с правовой точки зрения, единственно верно: большинство комиксов, переведенных на русский язык и распространяемых в соцсетях и на сайтах, существуют нелегально. Обидно, но многие поклонники жанра даже не задумываются, что читая пиратские версии и фанатские переводы комиксов, они фактически обкрадывают авторов и их правообладателей.
Вот такие я нашла причины, почему вебтуны лучше комиксов на бумажных носителях. На самом деле, преимуществ гораздо больше. Например, вебтун сохраняет природу и ресурсы — для публикации комиксов не рубят деревья, а выброшенные новеллы не создадут мусора. Смартфон занимает места в квартире в сотни раз меньше, чем сборники манги. А еще ветбуны оказались потрясающе многонациональными — возникнув в Южной Корее, они привлекают как авторов, так и читателей всего мира. Так что я уверена – за вебтунами глобальное господство в мире историй с картинками.