Химеры, уголовники и боги: обзор книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний»

Три произведения в лучших традициях автора, случайно объединённые в один роман.

В последние пять лет книги Виктора Пелевина традиционно выходят в конце лета или начале осени. Неизвестно, требование ли это издателя или сам автор захотел публиковаться чаще, но факт налицо. Если раньше один из самых продаваемых писателей России мог выпускать по одной книге раз в два-три года, то теперь каждый август или сентябрь на полках появляется его новый роман.

Химеры, уголовники и боги: обзор книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний»

При этом «Искусство лёгких касаний» в первую очередь порадует не поклонников монументальных и тяжёлых произведений писателя, а тех, кто скучает по его опытам в малой прозе.

И даже само название книги как бы говорит об этом. После очень перегруженного «iPhuck 10» и нарочито злободневных «Тайных видов на гору Фудзи» Пелевин возвращается к прошлому и снова экспериментирует с необычной формой подачи.

Разные истории об одном и том же

Роман состоит из трёх практически не связанных друг с другом частей. Причём одна из них, которая и дала название всей книге, значительно объёмнее остальных. И именно она выглядит немного слабее, хотя автор не раз сам иронизирует на тему затянутости произведения.

Виктор Пелевин
Виктор Пелевин

Две остальных по форме подачи больше напоминают рассказы Пелевина ещё из девяностых. Ну а сюжеты тут традиционные для большинства работ писателя. В них есть некий неформальный гуру (это может быть хоть проводник в горах Кавказа, хоть один из заключённых в тюремном вагоне), который пытается посвятить новичков в тайны бытия.

Большая часть рассказов идёт прямой речью, а фоновое действие только дополняет её, подготавливая почву для финального твиста и делая слушателей участниками истории.

Угадать, как вывернется сюжет в финале, не слишком сложно. Но рассказы написаны не ради того, чтобы удивить читателя внезапным поворотом.

Автор сам подчёркивает, что для него, как и для героев, важен не результат, а сама история и путь, который проходят персонажи.

Об этом он говорит практически во всех своих произведениях в последние десять лет. И кажется, что «Искусство лёгких касаний» — лишь очередная его попытка простыми словами донести до читателя идеи буддизма. Поэтому каждый раз основная мысль остаётся примерно той же, меняется лишь форма.

В новой книге Пелевин рассказывает о жертвоприношениях богу Кроносу и экстрасенсах Советского Союза. Потом находит связь между религией древнего Египта, сообществом масонов, химерами и горгульями на Соборе Парижской Богоматери, причём превращает всё это в детектив о заговоре ФСБ. А в финале и вовсе облекает историю в криминальную байку с уголовным жаргоном.

Химеры, уголовники и боги: обзор книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний»

Но на самом деле в этих историях нетрудно усмотреть стандартные идеи книг Пелевина. Всё неизменно связано с ценностью времени как главного ресурса человека. Но главное — с материальностью мыслей и идей, в которые верит достаточное количество людей.

Последнему был чуть ли не полностью посвящён двухтомник «Смотритель» 2015 года. И вот теперь Пелевин с явным удовольствием вернулся к любимой теме.

Краткость — сестра...

Вторая часть книги, наиболее объёмная и важная, подана довольно иронично. Здесь Пелевин снова напоминает, что любит экспериментировать с жанрами, а заодно даёт отпор всем критиками его последних работ.

Она написана в виде краткого пересказа и одновременно разбора несуществующей книги некоего К.П.Голгофского. То есть автор как бы сам пишет рецензию на собственную книгу, и показывает, что стало бы с его произведениями, если бы они создавались с оглядкой на отзывы.

Вообще Пелевин проходится по критикам чуть ли не во всех своих поздних произведениях. В последние годы его регулярно ругают за излишнюю затянутость действия и склонность к слишком подробным пересказам диалогов — особенно сильно это чувствуется в «iPhuck 10».

Химеры, уголовники и боги: обзор книги Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний»

И тогда писатель сам предлагает кратко пересказать объёмное произведение в духе современных статей-выжимок или подкастов. Он лишь упоминает, что вот здесь должно быть описание архитектуры, а здесь — подробности личных отношений. Но при этом выкидывает всю художественность, которая якобы была в книге Голгофского, сокращает диалоги и описания с 50 страниц до трёх и оставляет лишь самую суть.

В итоге получается подобие «Кода Да Винчи», только с изучением происхождения горгулий в архитектуре и одновременно разбором влияния России на мировую политику. Первое интересным образом приводит к теме развития религий и культов. А в связи с последним автор регулярно срывается на любимый им юмор на грани трэша, посвящённый толерантности, Твиттеру, новой холодной войне и прочим актуальным темам.

Причём форма рецензии позволяет Пелевину будто бы открещиваться от написанного — он выдаёт провокационные постулаты от лица Голгофского, и тут же сам их критикует от имени рецензента.

Желание зацепить основные социальные темы чувствуется очень сильно: мелькают протесты «жёлтых жилетов» и даже пожар в Нотр-Даме. Но центром истории писатель, конечно, делает тему вмешательства России в выборы США.

Но всё же, несмотря на ироничность подачи, центральная часть книги кажется немного затянутой. Возможно, лишь потому, что до и после неё идут значительно более лаконичные и короткие произведения, где почти те же мысли поданы намного компактней, а потому насыщенней.

Пелевин в последние годы всё больше связывает свои произведения друг с другом. В «Искусстве лёгких касаний» нетрудно заметить прямые отсылки к «Шлему ужаса» и то ли развитие, то ли критику мифологии «Empire V», а последняя часть с заголовком «Столыпин» и вовсе неожиданно пересекается с одним из недавних его произведений.

Во всём этом есть некая злонамеренность. В новой книге Пелевин показывает сходство обрядов во многих религиях и культах, подчёркивая цикличность и однообразность мировой истории. Именно поэтому автор и не скрывает, что все его книги примерно об одном и том же, просто каждый раз в духе нового времени. И по этой же причине три вроде бы несвязанные части романа вполне складываются в единую картинку.

Но всё же в последние годы за самоиронией начинает всё больше проглядывать излишняя рефлексия и желание соответствовать повестке дня. Именно поэтому короткие рассказы из этой книги читать легче, в них Пелевин не пытается ухватиться за актуальность и рассмешить злободневной шуткой. Он пишет о том, что важно во все времена, а это у него получается просто отлично.

11 показ
7.9K7.9K открытий
38 комментариев

все больше убеждаюсь в том, что Пелевин своим ежегодичным темпом слишком распыляется

надеюсь, что он как маг накопит манну и выдаст что-нибудь очень мощное

P.S к тому же бытует мнение, что Пелевин живет не в России и в это вполне можно поверить. Пенсионная реформа, мракобесие РПЦ, митинги и протесты и далее по тексту, имеют гораздо большую значимость для внутряка, чем какие-то вакуумные проблемы по типу фейсбучного MeToo (в стране где домашнее насилие декриминализировали и можно спокойно херануть по горбу свою жену, которая есть не приготовила, когда ты с завода пришел) и русские хакеры, которых обсуждают, кажется, только на CNN

Ответить

Кстати, да. Очень удивило, что он много о внешней политике говорит, а внутреннюю практически не трогает. Так что вполне логичное предположение.

Ответить

Да, есть такое. На мой взгляд Пелевин с каждой новой современной книгой катится вниз по склону на огромном самосвале. Вроде машина работает, топлива хватает, двигатель не барахлит, но водитель словно в отключке.

В плане композиции и идей Пелевин перестал вырабатывать что-то новое. Текст воспроизводит сам себя, Пелевин цитирует Пелевина и спорит с самим Пелевиным.

Хотя стоит отдать должное, "Лёгкие касания" вышла удачнее, чем "Фудзи". Во многом благодаря тому, что это не большая пелевинская проза в виде романа, а малая, состоящая из повестей. Книгу он вроде писал на отдыхе в Европе, и это чувствуется, можно легко читать. По крайней мере первая повесть очень бодрая и по-хорошему простая, дальше уже колёса скрипят и педаль газа с нажимом поддаётся.


Надеюсь, Виктор Олегович хорошо отдохнул и в следующем году уже точно вернётся с настоящим, полноценным, достойным романом и вновь поделится с нами своими остроумными и внимательными наблюдениями об обществе.

Ответить

Можно подробнее про мракобесие РПЦ? И про горбатых жен.

Ответить

Пелевин сновиденный маг

Ответить

Я интервью читал книжного критика одного и она там подмечала, что у П. вся повестка чисто фейсбучная, создается ощущение, что негде ему больше впечатлениями напитываться. Да за границей наверное живет.

Ответить

С чего бы это "Тайные виды на гору Фудзи" были остросоциальными? Остросоциальным был как раз "iPhuck 10", а "Тайные виды" скорее простой и ясный учебник по кое-каким тонким аспектам духовных практик. Ну а олигархи там для фону, кто сейчас будет читать книгу не про олигархов?

Формат в виде рецензии - это скорее возврат к старой малой прозе, потому что ровно тот же приём использовался в рассказах "Реконструктор", "Оружие возмездия" и "Мардонги" ещё в девяностых.

Проблема книги, как мне кажется, в том, что Пелевин как раз потерял всякий интерес к пресловутой "злобе дня". Она у него скорее оговорена как пункт в контракте (проехаться по США, SJW, неоконам, вставить референс к Destiny и т.д.). Для изложения сути она не имеет никакого значения и служит просто филлером. А раньше он эту злобу дня формировал - хорошо известен феномен, когда описанное в книгах Пелевина сбывалось в России года через полтора. Раньше даже шутили, что, видимо, Асланбек Андарбекович любит читать Пелевина.

Поэтому я не очень понимаю, зачем нужна была именно вот эта книга (за исключением договорных обязательств). Он растягивает на 400 страниц несколько очень простых идей, на которые раньше не скупился. К середине пересказа книги Голгофского ты уже полностью понимаешь всю суть замысла и, как в плохой игре, просто идёшь квест за квестом, чтобы завершить историю, просто хмыкая над добродушным стёбом того же Виктора Солкина. Даже если сравнивать эту книгу с другими того же жанра ("Любовь к трём цукербринам", "Лампа Мафусаила", "Ананасная вода для прекрасной дамы", для последних двух "Искусство лёгких касаний", кстати, прямое продолжение), эта книга существенно проигрывает. Она слишком сухая, слишком экономичная, мало даёт уму (потому что слишком проста) и сердцу (потому что слишком суха).

Ответить