Почитать
Travis

"Это научит их!" Обзор комикса "Рыцари Marvel. Каратель. Том 1"

Каратель - один из самых популярных антигероев в истории комиксов, знакомый каждому, кто более или менее разбирается в медиа-культуре. Печальная ирония в том, что успешно дебютировав в "The Amazing Spider Man № 129" за февраль 1974 года, он долгое время оставался на задворках истории, так как Marvel боялась возможных обвинений в пропаганде насилия.

Так продолжалось аж до 1986 года, когда цензура в индустрии комиксов заметно ослабла, а сюжеты становились всё более сложными и жестокими. Тут то Marvel и вспомнила про Карателя и решилась ради эксперимента на выпуск мини-серии “The Punisher: Circle of Blood”, поставив перед собой цель расширить историю и потенциал героя. Решение было настолько удачным, что Каратель впоследствии обзавёлся полноценной линейкой комиксов, которая в итоге развилась до спин-оффов “The Punisher War Journal” и “The Punisher War Zone”.

Но, увы, популярность постепенно угасала, продажи заметно падали, а всяческие попытки вернуть персонажа “в строй” оборачивались катастрофой. Например, существует мини-серия 1995 года про то, как Каратель присоединяется к мафиозному клану (!) и противостоит Людям Х, попутно обзаведясь любовницей (!!). А мини-серия под громким подзаголовком “Чистилище” и вовсе повествует о том, как Каратель воскресает из мёртвых и в виде зомби продолжает войну с преступностью.

Всем стало ясно, что серии нужна мощная встряска, и она случилась, когда за дело взялся сценарист Гарт Эннис (он же создатель “Пацанов”). Закончив работу над “The Preacher” и “Punisher kill the Marvel Universe”, Эннис решил “перезапустить” историю Карателя, вернув персонажа в пропитанный грязью преступный Нью-Йорк. Серия вышла под принтом “Marvel Knights” в 2000 году и дала старт новой линейке приключений Касла.

Порадовало и то, что сборник “Marvel Knights. Punisher” наконец-то добрался до России в виде увесистого омнибуса, куда были включены две мини-серии под условными заголовками “Welcome back, Frank” и “Well Come on Everybody and Let's Get Together Tonight”, а также мини-выпуск “Punisher kill the Marvel Universe”; их то и рассмотрим в этой статье.

В “Welcome back, Frank” Каратель пытается уничтожить преступный клан Ньючи, куда входит жесткая старушенция Ма, её двое сыновей-наркоманов и до кучи наёмников и солдат. Естественно, Ма тут же прознаёт про героя и в свою очередь отправляет к нему всё больше и больше бандитов, главным из которых является беспощадный и туповатый громила по кличке Русский.

Чтобы вы понимали значимость выпуска для персонажа и вселенной в целом замечу, что её элементы в том или ином виде были адаптированы для фильма “Каратель” с Томасом Джейном и одноимённой игры 2005 года. Параллелей и схожих моментов столько, что Эннис там числится чуть ли не сценаристом. Например, соседи Касла, которые пытаются подружиться с угрюмым линчевателем и Русский появляются в фильме; детектив Ньюман и его сексапильная напарница-лесбиянка, ма Ньючи и её сыновья, Сорвиголова и битва в зоопарке - в игре.

Сюжет “Welcome back”, конечно, предсказуем, однако это не мешает наслаждаться происходящим на страницах, словно смотришь пропитанный адреналином задорный боевичок из 90-х. А происходит тут много чего. Безумное количество экшена (Касл без всяких слов выкашивает толпу врагов из пулемёта, не забыв при этом кинуть парочку гранат), мрачные рассуждения Карателя о человеческой природе, ироничные сцены с неудачником детективом, на которого продажное начальство повесило дело о Карателе, драки, погони и даже использование белого медведя, как оружие возмездия (!). Ну а бой Карателя с Русским, наверное, самый задорный и безумный по своему содержанию во всем выпуске.

Параллельно основному сюжету идёт история про маньяков, которые, вдохновившись деятельностью Касла, решают взять правосудие в свои грязные руки. И если вы думаете, что Каратель обзаведётся личной командой, то спешу удивить - сцены с подражателями (коих три - безумный священник, нацист-мажор и качок с автоматом) служат демонстрацией психических наклонностей, прикрытых “праведной” борьбой против несправедливости. Там, где Каратель старается не трогать случайных свидетелей, троица, не моргнув глазом, выкашивает всех, кто по их “мнению” может быть грешен.

Смысл этой сюжетной линии? Во-первых, она вносит разнообразия в прямолинейную формулу основного сюжета. Во-вторых, Эннис противопоставляет две тёмные стороны медали, позволяя читателю самому ответить на главный вопрос: “А такое уж зло этот Каратель?”.

Что касается самого героя, то его образ в комиксе самый что ни на есть привычный современному поклоннику персонажа. Здешний Фрэнк Касл - закалённая в боях машина для убийств, которая живёт ради одной цели - истреблять зло, ибо так нашептали “ангелы”; и чтобы не забывать об этом Касл всячески запрещает себе сближаться с людьми (что видно по его отношению к соседке Джоан), хотя и понимает, что иногда без помощников никуда. С врагами он жесток и ради их истребления не чурается использовать всё, что попадётся под руку, вроде тех же белых медведей, которых он лихо натравливает на бандитов Ма. Любая маломальская экшен сцена разбавляется его рассуждениями, в которых он “возвышает” себя перед другими (отчасти, справедливо) либо же цинично комментирует происходящее.

Но самая мякотка начинается, когда Эннис сталкивает Карателя с супергероями, проявляя тем самым свою ироничную натуру, как сценариста. На фоне сурового, как глыба, Касла, “герои в трико” выглядят натуральными болванчиками, живущими в своём серо-белом мире. Сорвиголову, например, герой буквально заставляет сделать садистский выбор: “спустится в бездну” или с позором принять поражение перед невозможность решить конфликт “дракой и уговорами”; а Человека-Паука и вовсе использует, как живой щит против обезумевшего Русского.

Впрочем, Эннис не забывает и про остальных персонажей, чьи образы и характеры идеально дополняют атмосферу истории. Детектив, который, несмотря на череду неудач, почему-то держится за жизнь; ещё более несчастный психолог, чья психика расшатана настолько, что между ним и суицидом лежит неосторожная критика; серая мышка Джоан, которая кажется робкой, но в нужный момент придёт герою на помощь; злобная и стервозная Ма Ньючи, которая относится к своим подчинённым, как к мусору; ну и, конечно же, Русский - самый колоритный персонаж выпуска: весёлый, жестокий и невероятно сильный богатырь, который, как кажется, живёт в собственном мире и наслаждается беспричинным насилием. Появившись ровно на 2 главы, он запоминается не хуже главного героя и в целом является чуть ли не равным соперником Касла.

Что касается рисунка, то тут работа проделана на все пять баллов. Хорошая детализация, прекрасная работа с цветами, идеально подобранные ракурсы - а большего тут и не надо.

Вторая история в сборнике носит условное название “Well Come on Everybody and Let's Get Together Tonight”, и рассказывает о том, как Каратель в очередной раз сталкивается с Русским (да, этот весёлый громила стал практически неуязвим), а после пытается выяснить, кто же его заказал. Следы приводят его на отдалённый остров Райкер, где некий генерал с личной армией наемников готовится сбросить атомную бомбу на Францию.

Если “Welcome back” идеально держалась на грани между олдовым боевиком и чернушным безумием, то сиквел делает резкий перевес на сторону задорного треша.

Посудите сами: Русский теперь мало того, что стал киборгом, так ещё и “отрастил” себе пару пышных грудей, на которые обращают внимания все, кому не лень (кроме Карателя - он выше этого!); супергерои тут выглядят ещё более беспомощными клоунами, которые только мешаются Каслу под ногами (впрочем, тот всегда найдёт им достойное применение); неудачник Ньюман снова окажется на краю пропасти, однако найдёт утешение с женщиной, которая, как кажется, является его матерью; а Каратель, аки Рэмбо будет прятаться в джунглях и поодиночке убирать незадачливых коммандос.

При этом сюжет стал более лёгким и изобилует многочисленными перестрелками и драками, из которых Каратель всегда выходит победителем - куда ж без этого. Другое дело, что читать это по-прежнему интересно, особенно тем, кто после нудного рабочего дня хочет окунуться в классический боевик про брутального антигероя, в очередной раз спасающего мир (пусть и не по своей роли).

Единственное, что удручает - отсутствие полноценного финала. Едва сценарист раскрывает перед читателем все карты, как сюжет резко обрывается, подводя историю Касла к следующей сюжетной арке. А вот когда она выйдет на прилавки российских магазинов - вопрос большой. Хочется верить, что скоро.

Ну и последней историей в сборнике является мини-арка “Punisher kills the Marver Universe” также за авторством Энниса (кстати, первая его история про Карателя в издательстве). Каноном её, естественно, нельзя считать ни в коем случае, но с точки зрения событий “а что если…” кажется любопытной.

Так уж получилось, что в этой вселенной семья Касла погибает от рук Мстителей, которые в очередной схватке против Магнето и его команды случайно разрушают половину города. Однако, вместо искреннего раскаяния, команда Капитана Америки лишь отмахиваются холодным “Простите”, чем вызывают неистовый гнев бывшего военного - так Касл нарекает себя Карателем и выходит на тропу войны против супергероев.

Если говорить кратко (а много и не получится, так как выпуск читается примерно за десять-пятнадцать минут), то “Punisher kills” это такая предтеча “Пацанов”, только более прямолинейная и приправленная типичным “карательским” стилем. Всеми любимые супергерои оказались натуральными эгоистами, не думающими ни о ком, кроме самих себя, и если Пацаны решали эту проблему с помощью шпионажа и кулаков, то Каратель - с оружием и цинизмом. Впрочем, если вы ждёте трешовую историю, приправленную чёрным юмором, то спешу удивить - в финале прочерчивается главная мысль, которая так или иначе касается всего, что происходило во многих комиксах про Карателя, а именно правильность его поступков.

Все ли те люди, которых он убивает - злодеи? А вдруг под маской супергероя - личность, которая может и сожалеет о своих поступках и искренне хочет сделать этот мир лучше? Вдруг Каратель уже настолько погряз в собственном “правосудии”, что уже и не различает грань между добром и злом? Здесь эти вопросы решаются быстро и кардинально, но в основных сериях они незримо витают над сюжетом и шагают от выпуска к выпуску.

***

Отдельной похвалы заслуживает российское издание. Хорошая мелованная бумага, чёткие и выразительные рисунки и шрифты, достойный литературный перевод и сносная цена; а в качестве бонуса представлены несколько страниц сценария, набросков и вариантов обложек. Единственное, что может отпугнуть - вес и размеры, которые больше предназначены для домашнего чтения; но с другой стороны трудно представить такой сборник в более мелком формате.

Определённо заслуживает покупки. В конце концов, именно в этом сборнике начинается золотой век Карателя на страницах комиксов.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Slow Pojkee

- Спасибо, автор
- За что?
- За лонгрид про Карателя
- А, да

Ответить
Развернуть ветку
Все очень плохо

О, как раз купил недавно этот комикс и сейчас его читаю. Все отлично кроме рисовки рожи Карателя. Мне она совершенно не нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Махмуджан Вахидов

 Я про панишера пару комиксов читал, какой то короткий шот и серию мах где в он в конце раз на раз с кп и отлетает, и вот теперь смотрю на эту рисовку с пикч и ощущения что вся она гавно у него, до чего уродливые лица просто ужс

Ответить
Развернуть ветку
R25

Ну это Диллон. У него все лица одинаковые, позы нелепые, а задники скучные. Карателю везло на художника только в "уничтожает Марвел" (который здесь упомянули), Карателе 2014, и классических war journal и punisher (87-90е), которые мне нравятся намного больше чем типичная эннисовская чернуха.

Ответить
Развернуть ветку
R25

Каратель против Сорвиголовы тоже хороший

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Абрамов

Фиг знает. Первая арка С Возвращение Фрэнк это лучшее, что я читал про Карателя. Потом идет ран Аэрона.

Ответить
Развернуть ветку
Иванов Владимир

А выпускали ли в России Punisher Max? С огромным удовольствием прочел серию несколько раз онлайн. 

Ответить
Развернуть ветку
Travis
Автор

Да, первые 5 томов есть в продаже

Ответить
Развернуть ветку
R25
Что касается рисунка, то тут работа проделана на все пять баллов.

Простите, после этого не смог воспринимать дальнейший текст серьёзно.

Узнал сцену с пистолетом из сериала Сорвиголовы.

Ответить
Развернуть ветку
Travis
Автор
Простите, после этого не смог воспринимать дальнейший текст серьёзно.

Не знаю, мне зашло. В МАХ понятное дело всё обставлено лучше, но и тут неплохо, как по мне.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Абрамов

Очень крутая сюжетная арка, как по мне в разы интереснее Карателя Макс от того же Энниса. Черный юмор разбавляет мрак и жестокость. Одни эпизоды в морге и в зоопарке чего стоят! Или же классные моменты с соседями. Рисунок Дилона на любителя, но в данном случае подходит истории хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null