Майкл Крайтон «Парк юрского периода» — фантастические выходные #10

Роман о происшествии в уникальном зоопарке, населённом клонированными динозаврами.

Майкл Крайтон «Парк юрского периода» — фантастические выходные #10

Майкл Крайтон (1942—2008) — американский писатель-фантаст, ещё на раннем этапе своей творческой карьеры сумевший выйти за рамки основной деятельности, став сценаристом и режиссёром. На основе его романов и сценариев было снято множество художественных фильмов, некоторые из которых он режиссировал сам («Мир дикого запада», «Штамм Андромеда» и др.).

Этот блок временно не поддерживается

Сегодня мы поговорим о самом знаменитом произведении автора, на основе которого вышло уже пять кинокартин и готовится к выходу шестая — романе «Парк юрского периода» (Jurassic Park, 1990).

Туманный остров

…люди привыкли тешить себя иллюзиями.
Мы воображаем, что любая внезапная перемена — это что-то выходящее за пределы нормального, за границы обычного порядка вещей.
…Мы не желаем признавать, что внезапные, резкие и непредсказуемые изменения на самом деле естественным образом заложены в ткань существования.

Ян Малкольм

Летом 1989 года череда странных и крайне подозрительных инцидентов произошла на западном побережье Коста-Рики: нападение ящерицы на ребёнка в заповеднике Кабо-Бланко, участившиеся ночные нападения хищников на спящих младенцев, а также доставленный со стройки на отдалённом острове в медпункт посёлка Бяхья-Анаско раненый рабочий, по всем признакам атакованный крупным животным, но по словам сопровождающих получивший травмы от экскаватора.

На фоне данных событий корпоративный юрист Дональд Геннаро от имени своей адвокатской фирмы и группы инвесторов, чьи интересы она защищает, инициирует экспертную проверку готовящегося к открытию парка отдыха Джона Хаммонда — семидесятишестилетнего предпринимателя, чей проект смог привлечь 870 миллионов долларов инвестиций. Основанная Хаммондом генетическая корпорация InGen вот уже шесть лет занимается строительством курортного комплекса на острове Исла-Нублар.

Помимо упомянутых выше обстоятельств, беспокойство инвесторов вызвало начатое сотрудником Агентства по защите окружающей среды расследование деятельности InGen. Поэтому Геннаро, совместно с Хаммондом, собирает команду экспертов из числа тех, кто был приглашён на первичном этапе проектирования парка, для того чтобы они дали заключение о возможности дальнейшего развития проекта.

Майкл Крайтон «Парк юрского периода» — фантастические выходные #10

Группа, состоящая из палеонтолога Алан Гранта, палеоботаника Элли Саттлер и математика Яна Малкольма, в компании Хаммонда, Геннаро и Денниса Недри, программиста, разработавшего компьютерную систему управления парком и вызванного для устранения последних багов в её работе, отправляются на Исла-Нублар.

Приглашённым учёным предстоит испытать настоящий шок от того, какими именно животными заселены просторы Туманного острова Хаммонда и предстать перед лицом надвигающейся катастрофы — тщательно, по мнению его создателей, спроектированный парк даёт сбой: выходит из строя компьютерная система управления островом.

Тем временем конкуренты InGen из компании BioSyn вознамерились во что бы то ни стало раздобыть образцы работы генных инженеров с острова.

Далее присутствуют спойлеры.

«Генри, у нас ведь здесь просто зоопарк!»

Майкл Крайтон «Парк юрского периода» — фантастические выходные #10

Благодаря экранизации 1993 года выпуска, снятой Стивеном Спилбергом, основная канва сюжета книги знакома большому кругу людей, поэтому мы хотим отдельно остановиться на различиях литературного первоисточника и его экранного воплощения.

Прежде всего, стоит отметить тон повествования. Фильм Спилберга, ориентированный в первую очередь на массовую аудиторию, будучи скованным возрастными рейтингами, являет куда менее неоднозначную картину деятельности руководства «Парка юрского периода».

Дело в том, что главная трагедия случилась в парке ещё до старта основного действия. Задолго до прибытия экспертов, населяющие остров мелкие хищные динозавры сумели покинуть остров, забравшись на судно обеспечения и устроили регулярные набеги на население Коста-Рики: от атак компсогнатидов погибло в своих колыбелях множество младенцев из деревень по всему побережью, кроме того в самом парке трое рабочих стали жертвами велоцирапторов.

Не попали в фильм и сцены применения оружия: вся стрельба в нём происходит за кадром, в то время как герои оригинала активно использовали против динозавров ружья с транквилизаторными дротиками и даже гранатомёты.

Образы большинства персонажей в фильме удачно подобраны и соответствуют первоисточнику. Так Ян Малкольм, Элли Саттлер, охотник Малдун и Деннис Недри отличаются от своих прототипов только лишь возрастом и парой деталей.

Одетый во всё чёрное Джефф Голдблюм отлично вписался в образ эксцентричного математика Яна Малкольма, главного «судьи» произведения
Одетый во всё чёрное Джефф Голдблюм отлично вписался в образ эксцентричного математика Яна Малкольма, главного «судьи» произведения

В свою очередь сюжетная арка поначалу не ладящего, но в итоге находящего общий язык с детьми Алана Гранта полностью является достоянием фильма.

Этот блок временно не поддерживается

В книге учёный с самого начала отлично ладит с Тимом и Лекс, а внешне больше похож на палеонтолога Бёрка в исполнении Томаса Даффи из сиквела картины Спилберга, чем на Сэма Нила:

Грант поднялся с колен — бородатый мужчина лет сорока, с выпирающей бочкообразной грудной клеткой.

…бородатый мужик в потёртых джинсах и гавайской рубашке, который, похоже, проводил много времени на открытом воздухе.

Майкл Крайтон «Парк юрского периода»
, в пер. Е. Шестаковой
Этот блок временно не поддерживается

В первоисточнике старшим из детей, с которыми путешествует Грант, является Тим Мёрфи, а не его сестра Лекс.

Доктор Ву в романе, как и прочие представленные в нём генетики, показан в не самом лучшем свете, тождественном его же образу алчного учёного, стремящегося любым путём заработать на своих исследованиях, из «Мира юрского периода» (2015).

Адвокат Дональд Геннаро в фильме является собирательным образом, соответственно, своей книжной версии и пиарщика Эда Региса, от которого ему и достался трусливый побег во время атаки тираннозавра рекса.

Образ Джона Хаммонда, эксцентричного предпринимателя и при этом «доброго дедушки, души не чающего в своих внуках», воплощённый в фильме Ричардом Аттенборо, не соответствует книжному.

Этот блок временно не поддерживается

В первоисточнике Хаммонд — хитрый, а в чём-то и откровенно глупый делец, всеми правдами и неправдами продвигающий свои интересы и бездумно форсирующий строительство своего парка развлечений и ни во что не ставящий жизнь своих внуков, а, наоборот, использующий их, как инструмент давления на экспертов.

Отличаются и финалы. Если в фильме Хаммонд сделал выводы и закончил свою историю на позитивной ноте, живым покинув остров, то в романе он до самого конца отстаивал идею строительства парка и в итоге погиб, настигнутый одним из динозавров.

Погибает в финале и главный оппонент Хамонда, Малкольм (лишь для того, правда, чтобы воскреснуть «за кадром» и стать главным героем продолжения книги).

На протяжении всего произведения устами Малкольма автор осуждает деятельность компании InGen в целом, и Джона Хаммонда в частности, которые, в погоне за прибылью, совершенно бездумно, не опираясь на советы экспертов, при постоянном сокращении издержек на всём, что только можно, а также наплевательском отношении к создаваемым ими животным, спроектировали не парк отдыха, а самую настоящую смертельную ловушку, грозящую перерасти в бедствие мирового масштаба.

Спустя 31 год после выхода романа, идеи, высказанные в нём, как никогда актуальны. Потребительское отношение к природе и зависимость человечества от информационных технологий растут с каждым днём и не сулят ничего хорошего.

Помимо рассуждений об уязвимости человечества, произведение представляет собой динамичный эко-триллер, в котором точечно расставленные сюжетные фигуры складываются в единую картину гибели изначально обреченного парка развлечений.

Давайте проясним вот что… Это не планета на грани катастрофы. Это мы, люди, на грани катастрофы…
Мы не можем уничтожить планету или сохранить её. У нас не хватит на это сил. Но, возможно, у нас хватит сил на то, чтобы сохранить самих себя.

Ян Малкольм
2727 показов
553553 открытия
9 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Бывает ещё "Крихтон"

Ответить

Читал лет десять назад. Понравилось. Хорошо, что сюжет фильма и книги отличаются во многих деталях.

Когда уже в реале клонируют динозавров? 😩

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Тоже самое. Читал 10 лет назад и тоже очень понравилась. Кому советовал, тоже восхищались. Ну не шедевр мировой литературы, но очень читабельно.

Ответить

Никогда, у нас нет образцов днк даже животных живших с нами в одно время. Так что шансов никаких.

Ответить

Перефразируя Малкольма:

Ответить