DTF читает: казанские пацаны, комикс о сепаратизме и «автобиография одного суда»

Нон-фикшн и почти документалистика.

Опять я ничего не посмотрел за последние недели (ну, кроме «Лекса»), поэтому делюсь несколькими интересными текстами, которые прочитал. В этот раз художественной литературы в подборке нет — и даже комикс тут документальный.

Рассказывайте в комментариях, что читали в последнее время и делитесь мыслями о книгах из подборки.

All morn by the Zev Zev. На самом деле, не знал, что ставить на обложку, поэтому тут Лекс
All morn by the Zev Zev. На самом деле, не знал, что ставить на обложку, поэтому тут Лекс

Роберт Гараев «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» (Individuum, 2021 год)

В 1980-х в Казани стихийно возникают молодёжные банды, состоящие преимущественно из несовершеннолетних — пацанов от 11-13 лет. В отличие от простой гопоты, у «улиц», как эти формирования себя называли, была чёткая иерархия и желание воевать за территорию. Порой весьма жёстко.

Явление получило называние «казанский феномен», и ему посвящена книга диджея и музыканта, а в юности члена ОПГ «Низы» Роберта Гараева. Это не первое исследование на эту тему, но Гараев не пытается осмыслить творившееся в Татарстане последние 40 лет — по крайней мере, не напрямую. Во главе угла здесь воспоминания непосредственных участников событий: подростков, состоявших в группировках (в том числе и самого Гараева), сотрудников органов, жителей Казани, не имевших отношения к преступности.

Собственно, вся книга — это сборник монологов, цитат из интервью, взятых автором. Из первых уст читатель узнаёт, кто такие «чушпаны», что значит «загасить» и чем «скорлупа» отличается от «шелухи» (ничем). А ещё в «Слове пацана» полно жутких историй о том, как восьмиклассники устраивали драки стенка на стенку, на которых убивали друг друга арматурами.

Казанские пацаны объединялись не по этническому, а по принципу места жительства, хотя некоторые и «пришивались» к отдалённым от дома «улицам». Они воевали, заключали союзы и тренировались; вели переговоры и «коммерческую» деятельность (отжимали деньги у чушпанов); имели свои строгие правила, кодексы — в общем, как отмечает Гараев, были такими гражданами «государств в государстве».

«Улицы» были максимально далеки от зоновских понятий, хотя некоторые, сразу после выхода «Слова пацана» углядели в ней романтизацию АУЕ. На НТВ даже выходил потешный сюжет на эту тему, где приглашённый эксперт распинался о вреде исследования Гараева. Как потом рассказывал автор в интервью, этот эксперт и сам в своё время состоял в ОПГ в Набережных Челнах.

Никакой романтизации в книге, конечно, нет. Есть слово пацана — не то, что дают, а то, что говорят. Гараев предоставил возможность высказаться тем, кто оказался в «нужное время в нужном месте», и через призму их прошлого показал прошлое не только Татарстана, но и всей страны.

Ольга Лаврентьева «Непризнанные государства: одиннадцать историй о сепаратизме» («КомФедерация», 2018 год)

DTF читает: казанские пацаны, комикс о сепаратизме и «автобиография одного суда»

Вот ещё книга про страну. Даже не про одну, а сразу одиннадцать штук и, как следует из названия, все из них непризнанные. Краткие исторические справки о Силенде, Королевстве семнадцати атоллов, Христиании, Ладонии (гражданство которой я, кстати, как-то по пьяни получил) и других — всё подано в формате комикса, состоящего из коллажей и весьма абстрактных рисунков. И, разумеется, с юмором.

В «Непризнанных государствах» Ольга Лаврентьева осмысляет, в общем-то, государственность и тягу к свободе — как и в «ШУВ», как и в «Сурвило». Все истории, какими бы дикими они ни были, объединяет стремление их героев к независимости как от общественных институтов, так и, порой, от морали. Это знакомо каждому, но только художники, отчаянные романтики и идеалисты готовы провозгласить казённый кусок земли отдельным государством. Вроде бы только они, да?

Поначалу кажется, что в «Непризнанных государствах» нет ничего личного, самой Лаврентьевой — просто сборник забавных фактов. Но тут показательна последняя история о стране под названием «Старый сухарь», которую в детстве основала сама Лаврентьева. Ностальгический эпизод доказывает, что не обязательно обладать амбициями правителя или быть именитым художником, чтобы основать своё государство — достаточно просто сохранять внутри частицу детства, как бы пафосно это ни звучало.

И нет, это не призыв к сепаратизму. Потому что устраивать переворот и провозглашать независимость собственной ванной комнаты или дачного участка тоже не обязательно. Стремление к свободе, как и многое другое, зарождается в детстве, а сохраняя детство, сохраняешь и стремление к свободе. И не нужно даже говорить, насколько это важно.

Мэгги Нельсон «Красные части» (No Kidding Press, 2021 год)

В 1969 году на кладбище в Мичигане обнаружили тело студентки Джейн Миксер. Убийцу так не нашли. 30 лет спустя племянница Миксер, писательница Мэгги Нельсон, выпустила книгу «Джейн: убийство» (Jane: A Murder), в основу которой легли исследования дневников жертвы и психологии преступников. Эта книга, а также анализ ДНК позволили полиции, наконец, найти подозреваемого, суду над которым и посвящены «Красные части».

Мэгги Нельсон очень важна как в контексте жанра «теоретического фикшена», так и в контексте всей современной американской литературы. Она рассказывает о собственном опыте, но её тексты далеки от обычных мемуаров. Она не просто суммирует то, что пережила сама, но пытается осмыслить пережитое в универсуме (в отличии, например, от Оксаны Васякиной и её «Раны»), прибегая к критической теории и философии.

В «Синетах» Нельсон осмысляла расставание и синий цвет; в «Аргонавтах» — препарировала брак и понятие квира. В «Красных частях» речь идёт, пожалуй, о прошлом и его влиянии. Убийство, случившееся больше четверти века назад, не отпускает родственников жертвы. Дав своей тёте высказаться в «Джейн: убийство», Нельсон в некотором роде вынудила себя и семью копаться в прошлом, задаваться вопросом о том, так ли необходимо возмездие после стольких лет и мучиться совестью в случае, если внутри назревает честный, но отрицательный ответ.

Параллельно с этим Нельсон вспоминает, что заставило её саму взяться за письмо. Эта линия, пусть и несколько топорно, но демонстрирует другой взгляд на прошлое как на нечто, что не только злобно преследует, но формирует хорошее и, в ряде случаев, спасительное.

1313 показов
4.1K4.1K открытий
44 комментария

В текст не влезло, скажу тут. У Лаврентьевой есть глава об Эдуарде Лимонове и о том, что НБП устраивала на Алтае. На эту тему не так давно выходила ещё одна книга — «Дальше некуда» Сергея Гребнева. Там, собственно, непосредственный участник рассказывает, что и как с позиции, скажем так, простого «винтика». Очень занятно, рекомендую. Вот.

Ответить

поэтому тут Лексодобряю

Ответить

ЙО-ВЭЙ-ЙО

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Первая.

Ответить

И как это вы упустили самый горячий вариант?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить