Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Недавно издание National Public Radio опубликовало список из 50 лучших фантастических и фэнтезийных романов и циклов последнего десятилетия. Топ составлен на основе голосования читателей издания, а также — экспертов из числа писателей-фантастов. В список вошло немало книг и циклов, которые мы выпускаем на русском языке. Целиком с ним можно ознакомиться по ссылке, мы же перевели, что издание National Public Radio написало о наших книгах.

«Эпоха безумия», Джо Аберкромби

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Одна из распространенных проблем фэнтези — статичность эпох, из-за которой технологии не прогрессируют. Иное дело новая трилогия Аберкромби, продолжение его дебютного «Первого закона»: в мир Союза приходит индустриализация, и ничего хорошего с собой не приносит. Более того: возможно, машины наступают, но магия не сдается, и по всему миру те, кто оказался в хвосте этого поезда перемен, становятся все злее и злее. Эта серия отлично читается отдельно, но потрясающий «Первый закон» тоже стоит прочесть (пусть он и достаточно стар, чтобы не попасть в список лучших сай-фай-фэнтези последнего десятилетия).

«Каирский цикл», Ф. Джели Кларк

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Ф. Джели Кларк создал удивительный мир: арабские страны, не знавшие колонизации, где магические трамваи скользят по мультикультурному Каиру, а джинны бесчинствуют среди смертных. Рассказ Кларка Ring Shout оказался в полуфинале списка лучшей научной фантастики десятилетия по версии National Public Radio, но в конце концов жюри решило, что «Каирский цикл» более интересен. Но и Ring Shout стоит прочтения: безумная история, в которой вооруженные до зубов охотники на демонов вступают в бой с ку-клукс-клановцами — реальными белыми демонами с остроконечными масками.

«Сага Зеленой Кости», Фонда Ли

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Эта масштабная сага о семье, чести, крови и магическом нефрите захватит вас с первой страницы. История Фонды Ли отлично сработана на всех уровнях, от мелькнувших на пару строк, но значимых персонажей, до целостного, элегантно выстроенного мира, политических интриг и всеохватывающих тем семьи, преданности и идентичности. Плюс — вау — заряженные нефритовой магией сцены боев, ни в чем не уступающие продукции Shaw Brothers (гонконгская киностудия, специализирующаяся на боевиках со зрелищными сценами применения восточных единоборств — прим пер.). Один из членов жюри, Амаль Эль-Мотар, рассказывает: «Обзоры книг — это моя работа, но мне все равно приходится отвоевывать у мужа копии книг Фонды Ли, которые мне присылают на обзор. И мы оба буквально в шаге от того, чтобы по-настоящему выучиться боевым искусствам ради преимущества в этих битвах».

«Пространство», Джеймс С.А. Кори

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Вы, конечно, видели сериал (ведь видели, да? Да?) о межзвездной команде, состоящей из отщепенцев, которая оказалась посреди трехстороннего конфликта между Землей, Марсом и колонистами, населяющими пояс астероидов. Но в книгах есть куда больше — другие планеты, другие герои, сюжетные линии и концепты, которые не добрались до экранизации. Зачастую, когда книгу адаптируют для кино или ТВ, возникает спор, какая же версия лучше. С «Пространством» мы уверены: нужно и смотреть, и читать. Единственный минус книг — Авасарала не появится первые несколько томов.

«Трилогия Дэвабада», Шэннон Чакраборти

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Нари — мошенница (с мистическим талантом врачевателя), которая промышляла на улицах Каира XVIII века до тех пор, пока случайно не призвала настоящую магическую силу и не узнала, что ее судьба связана с легендарным городом Дэвабадом, далеким от человеческой цивилизации, полном джиннов и кровавых интриг. Шэннон Чакраборти приняла ислам в подростковом возрасте и после колледжа начала писать свой «исторический фанфик» об исламской религии в Средневековье. Затем появились герои, списанные с людей, которых Шэннон встречала в своей мечети. «Хитроумная героиня, способная спасти сама себя; отважный герой, который прерывается на полуденную молитву… Я хотела написать историю для нас и о нас, с размахом и магией летнего блокбастера» — рассказала Чакраборти в одном из интервью.

«Тейкскалаан», Аркади Мартин

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Тщательно проработанная история о дипломатических интригах и изящной, пронизанной поэзией цивилизации, которая представляет собой что-то среднее между ацтекской и византийской. В космосе. Махит Дзмаре — посланница маленькой космической станции, отчаянно стремящейся к независимости от гигантской Текскалаанской империи. Но когда Махит прибывает в сияющую столицу, она обнаруживает, что ее предшественник мертв, а она сама оказывается в опасности. К счастью, также оказывается, что Махит Дзмаре исключительно хорошо разбирается в своей работе даже без помощи неврологического импланта. «Обожаю элегантные миры, в которых культурные и общественные нюансы дополняют имперскую мощь и политическую сложность. Аркади Мартин прекрасно проработала все это», — замечает член жюри Фонда Ли.

«Дети времени», Адриан Чайковски

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

В далеком будущем остатки человеческого общества сбегают с гибнущей Земли и находят в глубоком космосе мир, который хотят сделать своим новым домом: планету, которую человечество некогда уже терраформировало и оставила. Тогда люди привезли с собой обезьян, которые должны были ускоренно развиться в разумных существ благодаря особому эволюционному вирусу. Но вместо этого вирус прицепился к… кое-чему другому, приведя к зарождению пугающей цивилизации. Член жюри Энн Леки говорит, что терпеть не может пауков (ДА!), но даже несмотря на это абсолютно уверена, что «Дети времени» заслуживают своего места в списке.

«Черный леопард, рыжий волк», Марлон Джеймс

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Член жюри Амаль Эль-Мотар однажды описала опыт чтения этой книги как «похоже на медленное поедание тебя медведем». Член жюри Точи Онибучи подтверждает: «”Черный леопард, рыжий волк” — это альбом Slipknot в формате книги. В самом лучшем смысле». Ослепительная и опасная Африка плюс история — по крайней мере, так кажется поначалу — о человеке по имени Следопыт, который сидит в тюрьме и рассказывает историю своей жизни собственному палачу. Дальше — абсолютно неописуемая, полная демонов в темных закоулках, убийц в облаках пыли, крови и (предупреждаем) сексуального насилия книга. Неуютная, тяжелая, но все же очень крутая и нужная.

«Запертая гробница», Тэмсин Мьюир

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Эту серию часто описывают фразой «некроманты-лесбиянки в космосе», но, поверьте, в ней есть куда больше. Крайне изобретательная, кровавая, эмоциональная, дьявольски забавная и полная резких поворотов сюжета, «Запертая гробница» не похожа ни на что из того, что вы когда-нибудь читали. Воспринимайте это как вызов: прочесть этот роман и не слишком задумываясь о трупной боевой раскраске и зеркальных очках как способе самовыражения. Вышло пока только две книги из запланированных четырех, но «Гидеон из Девятого дома» уже достаточно для того, чтобы завоевать Тэмсин Мьюир место в этом списке: «Слишком забавная, чтобы быть хоррором, слишком сентиментальная, чтобы быть научной фантастикой, слишком напичкана космическими кораблями и автоматическими дверями, чтобы быть фэнтези, и содержит куда больше расчлененки, чем среднестатистическая сентименталка, — говорит критик Джейсон Шихан. — Это очень самобытная книга».

«Память о прошлом Земли», Лю Цысинь

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Лю Цысинь стал первым азиатским автором, получившим премию «Хьюго» за лучший роман. «Задача трех тел», первый том его серии об одном из вечных вопросов научной фантастики: к чему приведет наша встреча с инопланетянами? Лю пишет твердейшую из твердой научной фантастики, полную мозговыносящих пассажей о квантовой механике и искусственном интеллекте (а, если вы еще не знаете, что такое задача трех тел, узнаете), накрученных на скелет политического триллера с высокими ставками. Член жюри Точи Онибучи: «Эти книги просто поделили меня на ноль. И да, это комплимент».

«Механизмы Империи», Юн Ха Ли

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

В Гекзархате власть кроется в цифрах. Эта межзвездная империя черпает мощь в строгом следовании имперском календарю, системе чисел, которая способна менять реальность. Но в последнее время систему пожирает «календарная ересь», и необходимость искоренить ее ложится на плечи математически одаренного молодого солдата — и «призрака» знаменитого предателя. И все это среди охваченных войной звезд. «”Гамбит девятихвостого лиса” — это книга с математикой в самом сердце, но она признает, что и цифры могут лгать, — пишет критик Джейсон Шихан. — Она признает, что важнее всего то, что ты сам видишь в цифрах».

«Расколотая Земля», Н.К. Джемисин

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

В мире Спокойствия геологические явления вызывают катаклизмы, которые могут длиться веками. И только орогены, презираемые, но необходимые для поддержания статус-кво, могут их контролировать. Н.К. Джемисин заслуженно получила три премии «Хьюго» подряд за эти книги, которыми с помощью величественного мира и лаконичной прозы практически отвешивает пощечину нам всем за соучастие в системах угнетения. «Джемисин первая — и пока единственная – получила премию «Хьюго» за лучшую книгу за каждую книгу в серии. Эти книги также изменили ландшафт эпического фэнтези, как пятое время года меняет географию Спокойствия», — говорит член жюри Амаль Эль-Мотар.

«Опиумная война», Ребекка Ф. Куанг

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

Что, если бы Мао Цзедун был девочкой-подростком? Так автор Р.Ф. Куанг описывает ключевой вопрос своей серии «Опиумные войны». Пламенно безжалостная сирота Фанг Рунин растет, посещая элитную военную академию, изучая огненную магию, выигрывая войну. И обнаруживает, что становится тем монстром, с какими она когда-то сражалась сама. Куанг превратила свой собственный гнев и ярость, вызванные исторической несправедливостью, в захватывающую историю, которая не отпустит вас до самого конца. «Если бы это был футбол, Куанг бы загремела под подозрение на использование допинга, — шутит член жюри Точи Онибучи. — Но нет, она просто действительно настолько хороша».

«Дневники Киллербота», Марта Уэллс

Лучшая фантастика и фэнтези последних десяти лет по версии National Public Radio

О, Киллербот, мы знаем, что ты лишь хочешь остаться наедине со своими телешоу, но бросить тебя не можем. Серия Марты Уэллс о смертоносном охранном роботе, который хакнул собственный модуль управления и осознал себя как личность, забавна, откровенна, полна экшена и глубоко человечна. Ах да, кое-что из редколлегии NPR мечтает, чтобы кто-нибудь написал фанфик, где Киллербот бы встретил Брэк из «Слуг правосудия» Энн Леки и они бы обсуждали, как быть человеком, за чашечкой чая (который Киллербот, на самом деле, не может пить).

251251
224 комментария

Ахах, опиумная война и Гидеон, диверсити нынче ценится больше у критиков, чем талант)

76
Ответить

Да тут половина книг не-европоцентричные сеттинги. Кринж какой-то.

29
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить

Я больше от продолжений был в восторге. На любителя видимо, но я люблю Цысиня.

17
Ответить

Дальше ещё больше роялей в кустах ) 

4
Ответить

Сон в красном тереме надо читать. Полтысячи персонажей, две тысячи страниц, кайф. 

1
Ответить