Роман Папсуев рассказывает о книге «Битва за Лукоморье»

Первые истории по миру «Сказок Старой Руси»

Роман Папсуев рассказывает о книге «Битва за Лукоморье»

Роман Папсуев — художник, писатель, автор иллюстраций для книг Веры Камши, Александра Зорича, Вадима Панова и многих других фантастов. Его иллюстрации к «Песне Льда и Пламени» оценил сам Джордж Мартин, после чего Папсуев рисовал оформление для настольных игр по его миру.

Объединив свою любовь к фэнтези, интерес к славянской мифологии и опыт работы в игровой индустрии, Роман создал серию иллюстраций, в которых на новый лад переосмыслил героев сказок — представил, как те могли бы выглядеть в современной компьютерной игре. Рисунки завоевали огромную популярность в сети и стали отправной точкой проекта «Сказки Старой Руси».

Проект развивался, выходили артбуки и бестиарии, а теперь настало время художественных текстов. «Битва за Лукоморье» — сборник рассказов, который предлагает поклонникам первые истории о мире «Сказки Старой Руси». Среди персонажей книги — Алеша, Садко, Добрыня и Василиса. Вместе с Романом над книгой работали Вера Камша, Татьяна Андрущенко, Александра Злотницкая, Елена Толоконникова.

Мы приводим выдержки из видео, где Роман отвечает на вопросы по своему проекту в целом и по «Битве за Лукоморье» в частности.

Те авторы, которые сейчас работают на проекте, они все, так сказать, проверенные. Они все могут писать на том уровне, который мне нужен, и, более того, они понимают проект, он им интересен. И они принимают те условия, которые я ставлю, поскольку, вы должны понимать: когда ведешь проект и, тем более, межавторский цикл, должен быть человек, который за всем следит. И я выступаю в качестве «шоураннера» и слежу за тем, чтобы тексты были максимально качественными и максимально соответствовали моим представлениям о том, как должно выглядеть Белосветье и вообще вселенная «Сказок Старой Руси».

Что касается новых авторов, то да, безусловно, я не исключаю того, что в будущем прибавится количество авторов. Тем более, что в какой-то момент, возможно, подключатся и молодые талантливые авторы, и я с удовольствием предоставлю площадку для высказывания. Если я увижу, что человек достаточно талантлив, и достаточно хорошо умеет работать в команде и выдерживать сроки, например. Потому что сроки это достаточно важно, когда ведешь такой проект.

Пока Роману удалось подобрать не только талантливых и увлеченных, но и понимающих, профессиональных людей. На вопрос, случались ли за время совместной работы конфликты в коллективе, он уверенно отвечает: нет.

Вопрос: Кто является автором каждой конкретной сказки?

Вы знаете, это очень сложный вопрос, на самом деле. Почему? Потому что смотрите, сказки писались каким образом. Я писал «рыбу», так называемую. Это костяк сказки, это перечисление событий, с какими героями что происходит. То есть, я следил за тем, чтобы все было в рамках хронологии, соответственно, особую свободу воли авторам я предоставить не мог.

А еще у меня была идея-фикс сделать тексты как бы в едином стиле, чтобы они выглядели, как будто это один человек писал, а не разношерстная компания. То есть, как обычно в антологиях бывает: каждый автор привносит что-то свое, он пишет свой рассказ, он в одном стиле пишет, другой автор пишет в другом стиле. И это получается такая сборная солянка, на заданную тему, конечно, но при этом нету ощущения единого целого. Я хотел как раз сделать ощущение единого целого, чтобы это выглядело как «мозаичный роман», так сказать, который состоит из отдельных сказок и написан разными людьми, но при этом он рассказывает одну историю. И, в принципе, у меня это получилось. Талантливые девушки, которые со мной работают, они схему работы приняли сразу: то есть, мы еще на берегу договорились по поводу того, как мы будем работать. Вера Камша выступала в качестве литературного редактора, и за ней было последнее слово по стилистике, по качеству языка и так далее. То есть, она внимательно следила за тем, чтобы все выглядело более-менее ровно. Понятное дело, что один-в-один не сделаешь, но чтобы это читалось так, как будто это в одном стиле написанные произведения.

Далее Роман подчеркивает, что финальный облик каждого рассказа в сборнике — результат командной работы. Соответственно, автора каждой конкретной истории внутри книги не указан, просто перечислены имена всех, кто принял участие в работе над книгой.

Вопрос: Связаны ли тексты сборника какой-то общей нитью, кроме вселенной?

Да, они связаны, я это называю первой аркой истории. То есть, это общий сюжет, на который нанизаны, условно, мозаично эти вот рассказы. Почему это, собственно, называется сборником рассказов, а не, например, первой книгой романа? У меня изначально была задумка такая, сделать сборник рассказов, которые объединены вот как раз единой сюжетной нитью, чтобы герои действовали как бы сами по себе, в отрыве друг от друга, но в какой-то момент они соединялись — в ключевой момент, естественно. И за ними было бы просто интересно наблюдать, понимая, что это в принципе, оно должно быть все связано. Не только миром, но и событиями, которые происходят, описываемые в текстах.

Почему я назвал это сборником рассказов? Потому что, например, некоторые рассказы включены в книгу, чтобы показать разнообразие мира. То есть, они не напрямую завязаны на существующую историю. Они свою роль сыграют, но в данном конкретном случае это простенькие истории, которые расширяют, условно, вселенную и позволяют читателям оценить богатство материала, с которым мы работаем.

Богатство материала, тем временем, позволяет строить достаточно масштабные планы относительно того, как история Белосветья будет развиваться в художественных текстах.

Вопрос: Планируется ли свести несколько арок в одну или это будут отдельные хроники персонажей, населяющих мир?

Планируется свести несколько арок в одну, но просто количество арок — тут вот вопрос. Первая арка у нас как раз называется «Битва за Лукоморье», поэтому у нас идет «Битва за Лукоморье 1», и «Битва за Лукоморье» будет 2, 3, 4, 5. То есть, сейчас запланировано пять сборников, и это только одна арка истории. Там разные герои будут действовать, но все это приведет, собственно, к каким-то последствиям. Потом у меня запланирована вторая арка истории, и еще третья. И, возможно, еще четвертая. В принципе, настолько богатую мифологию, как славянская, можно развивать сколько угодно, бесконечно. Причем можно делать вбоквелы, приквелы, сиквелы, что угодно вообще можно делать. И в разных жанрах можно работать. Вот сейчас мы пишем эпическое фэнтези, условно. А можно делать и хорроры, и детскую литературу. Тут все во время упирается. Сейчас вот наш маленький авторский коллектив сконцентрирован вот именно на этой арке истории: она всем нравится, она продумана на пять сборников вперед, то есть, все события, которые происходят, расписаны. Мы не как «Звездные войны» придумываем по ходу. Нет, мы уже определились, мы знаем, что мы делаем, хронология вся расписана, у нас есть википедия, в которую все авторы имеют доступ. То есть, у нас идет полноценная, массивная такая работа по созданию любопытных историй. Поэтому, например, на те вопросы, которые, возможно, у читателя возникнут по ходу чтения — не сомневайтесь, что на все будет ответ в дальнейшем.

Богатство и разнообразие также ждут читателей и с точки зрения жанров, к которым обращаются авторы. Несмотря на общую стилизацию, истории из сборника довольно многогранны.

Роман Папсуев рассказывает о книге «Битва за Лукоморье»

Вопрос: Все сюжеты первой книги написаны в одном жанре или нас ждет некое разнообразие: героическое фэнтези, дорожные приключения, может даже мистика или детектив, морская тематика и пираты?

Вы знаете, вы перечислили как раз все, практически, что у нас есть в первом сборнике, и что планируется на будущее. Да, у нас это микс, но микс какой… Например, даже в рамках одной истории можно уместить и героическое фэнтези, и там хоррор, и все что угодно. Просто чисто жанровые вещи какие-то — нет, мы не так делаем. Мы просто стараемся показать и ужасы этого мира, и, с другой стороны, красоту этого мира. Чтобы в нем хотелось жить — это у нас одна из основных задач и один из основных приоритетов. Чтобы показать мир живой, красивый и интересный, чтобы в нем было интересно жить.

Роман Папсуев рассказывает о книге «Битва за Лукоморье»

Разумеется, нередко спрашивают Романа про дальнейшее развитие в рамках вселенной той или иной темы: новых рас или стран. Чего точно не будет, автор проекта отвечает уверенно: появления какой-либо существующей централизованной религии и ее атрибутов. Зато, переходя к географии, проявляет определенную гибкость.

Вопрос: Есть ли у вас мысли по поводу презентации других государств в мире «Сказок»? У нас есть Русь с Китежем, есть земли Кощея, а не было ли желания в рамках авторского стиля ввести страны, вдохновленные другими культурами: Казацкая Сечь, магия востока, куда могли плавать купцы и так далее?

Мы это делаем в полной мере уже сейчас. И я говорил изначально, что я придумал вселенную, в рамках которой можно рассказывать о любой мифологии, какой захотите. То есть, хотите казаков и Сечь… Ну, главное, чтобы они там по временным параметрам совпадали. Сейчас, например, там никаких казаков быть не может. Но в целом вообще в рамках этой вселенной: можно, конечно, можно. У нас уже купцы плавают, собственно говоря…

И, конечно, у всех, кто начинает читать серию, всегда есть вопрос: как часто будут выходить книги? Тут есть хорошие новости:

Вопрос: Можно ли рассчитывать на ежегодный выход новых «Битв» (разумеется, при наличии коммерческого успеха, наличии авторов и материала)?

Материала очень много, авторы есть, авторы еще пока не потеряли интерес и, я надеюсь, не потеряют. Можно не просто рассчитывать на ежегодный выход новых «Битв», а можно рассчитывать на то, что «Битвы» будут выходить дважды в год. Вот это моя надежда и, собственно говоря, если все пойдет хорошо, то, возможно, даже в конце осени выйдет уже второй сборник.

34
5 комментариев

По Криптономикону что-нибудь конкретное (точную дату?) можете сказать? извиняюсь, что не в тему

Ответить

Ух, нахлынула ностальгия: как мы в "Былинах" многократно проходили квест "Лукоморье", лишь бы с князя Василия дропнулась та самая златая трость, о которой упоминалось в песне "Короля и Шута". Или попытки магическими прыжками (рандомные прыжки в пределах локации) упасть к Ивану-Царевичу или соседней с ним клетки, чтоб снять с него волшебную шапку! Эх, были времена...

Просил нас князь Василий спасти Лукоморье, обещал награду достойную! Спасли, награду получили, но блеск золотой трости затмил наши глаза, и пал князь от рук тех, кто спас его ранее...

1
Ответить

ох волнительно за эту затею, до этого всё было круто. А тут переживаю за эти рассказы

Ответить

Могли бы Петухова достать с пыльной полки и переиздать

Ответить