Мотивы Славянской культуры и Древнерусских языков в современных произведениях и играх
Всем доброго времени суток дорогие пользователи DTF. Сегодня я хотел бы кратко рассказать вам о Славянском языке. О его использовании в книгах и играх. Наливайте чаёк и приятного чтения!
Гой еси добрый молодец, и тебе поклон земной, девица красная! А давно ли вы, дети земли словенской, бродили по вековым дубравам и нивам раздольным? Давно ли дары приносили Даждьбогу Сварожичу и Живе, Лады дочери? Давно ли меч поднимали прадедовский, на защиту земли отцов и дедов от сил злых, сил пришлых? Доколе ты, богатырь статный в кольчуге варяжской будешь головы проламывать йельфам да троллям чужеземным? А ты, девица, ворожея ясноокая, доколе будешь метать файерболы англицкие по башням готическим? А не пора ли к родной земле взор свой повернуть, не пора ли коснуться десницей стен дубовых детинца-защитника?Пора. И дозвольте мне сегодня, в день ясный, богам угодный, поведать вам об игрищах, родной край и народ славянский освещающих. Но, так как сказитель всю грамоту в таком слоге запечатлевать не вывезет, просто начнем.
Когда образовался? На что разделился?
Древнерусский язык (древневосточнославянский; славянский) — это язык восточных славян в период примерно с VII по XV век.
Он делился на: - Русский - Белорусский язык (белорусская мова) - Украинский язык (украинская мова)
Часто эти языки можно встретить в произведениях и творческих проектах разных авторов. Там они используются в разговорной (частушки, разговоры, чтение стихов для публики) и письменной (книги, вестники, объявления, рецепты) речи.
Так произведение "Большая книга славянских мифов” - это бесценное собрание преданий о славянской древности, богах и героях. На страницах этой книги вы сможете познакомиться с четырехглавым владыкой вселенной Световидом, небесным кузнецом Сварогом и другими мифическими героями, сказок и былин того времени. А Атмосферные иллюстрации детально покажут быт того времени.
P.S. Это единственная в своём роде книга. Её часто используют при написании других произведений, создании проектов, написании лекций по этой теме.
Славянское фэнтези
Славянское фэнтези— поджанр фантастической литературы, окончательно сформировавшийся на рубеже XX века. Славянское фэнтези отличает использование славянского фольклора (преданий, былин, мифов).
Славянские элементы присутствуют и в книжном цикле ведьмак автора Анджея Сапковского. Так, их чётко можно заметить в двух сюжетах, что легли в основу первых историй о Ведьмаке — рассказ «Предел возможного» основан на «Легенде о Вавельском драконе», а та самая конкурсная работа, присланная в журнал «Фантастика», с которой всё и началось, имеет много параллелей с «Королевной-упырём».
Рассказы мимоходом используют и другие элементы славянской мифологии. В «Дороге без возврата» встречается дорожный знак с надписью «Налево пойдешь — вернешься. Направо пойдешь — вернешься. Прямо пойдешь — не вернешься». В «Вопросе цены» ведьмаку рассказывают о «бабе-яге, у которой где-то в тех местах есть логово, этакий домик на когтистых курьих ножках». Кроме того, славянские мотивы встречаются: среди географических названий (Марибор и Новиград); в именах персонажей (Велерад, Весемир и Зывик); в бестиарии (утопцы, лешие и костецы).
Ещё одним из самых плодовитых и разносторонних фантастов является Юрий Никитин. Его перу принадлежит множество книг в жанре славянского фэнтези, которые объединены в циклы “Гиперборея” 1995 -2007 гг, “Трое из леса” 2003 год и “Княжеский пир”1997 год. Эти романы выделяются высокой динамикой, в них громадное количество боевых сцен, что позволяет отнести их к героической ветви жанра.
“Гиперборея” насчитывает три книги. “Ингвар и Ольха” рассказывает о вторжении на славянские земли племени жестоких руссов с целью создания царства Новой Руси. А “Князь Владимир” — само собой, посвящен нелегкой судьбе этого самого князя. Цикл “Трое из Леса” является самым масштабным и состоит из полутора десятка книг
Книги Юрия Никитина с годами все дальше и дальше уходят от того вечного, доброго, славянского. Да и язык этих романов никак не претендует на звание великого и могучего. Тем не менее, тиражи свидетельствуют: героическая ветвь славянского фэнтези до сих пор пользуется не меньшим спросом, чем “историческая”, и первую роль здесь играет именно этот писатель.
Древнерусский в играх
Первой игрой со славянской тематикой является серия жанра RPG «Князь». Игра пропитана сеттингом славянского духа: за это ее полюбили многие игроки. Действия сюжета разворачиваются в вымышленной Лесной стране, но картинка выполнена в абсолютно родной нам атмосфере с березками и избами. Она очень походит на легендарную Diablo: здесь тебе и изометрическая проекция, и похожий интерфейс, и прокачка уникального героя. Игре уже 22 года, а последняя часть выходила в 2009 году. И более серия не развивалась.
Игра The Mooseman, или по-русски «Человеколось», придумана и реализована пермяком Владимиром Белецким. Игра является своеобразным переложением преданий малочисленных народов коми, саамов и манси.
В самой игре обращение к старославянскому языку происходит в диалогах между главным героем и существами из другого мира.
В играх Аркона (1998), Князь: Легенды лесной страны (1999), Златогорье 1/2 (2001/2003) в речи персонажей тоже можно встретить древнерусские языки.
Я не мог не упомянуть Ведьмака 3, но мусолить одну и туже тему сто раз не хотел. Подробный пересказ этой вселенной есть у меня на странице.
Заключение
С 2010 года очень редко выходят проекты со славянской тематикой. Аномальными являются Ведьмак 3, God of War и другие. Книги же в отличии игр, появляются чаще, но не славятся своим качеством. Я считаю, что славянская мифология и язык очень интересны. Эта наша с вами история, история далёких предков, живших на земле русской. Мы должны развивать и поддерживать это направление в литературе и гейм-индустрии.