Джо Аберкромби - The Wisdom of Crowds. Порох кончился

Джо Аберкромби - The Wisdom of Crowds. Порох кончился

В прошлые 2 года я нацарапал свои отзывы на первые 2 части новой трилогии. В этот раз мне даже не слишком хотелось писать этот текст, настолько мало эмоций вызвало у меня завершение новой серии Джо. Но раз уж я начеркал свои мысли по первым двум, то и последнюю часть надо упомянуть. Книгу я прочитал в начале сентября, тогда же и набросал черновик этого текста, но даже это было лень запостить. Только увидев заметку о том, что выходит русский перевод, решил поделиться мнением.Сразу же забегая наперед: конец - это только начало. Выбросьте мысли о кульминации и завершении новых сюжетных арок. Завершилось все скучным клиффхенгером, таким же предсказуемым, как и весь сюжет. В конце, в лучших традициях старых сериалов, даже будет пресловутое: "в следующей серии" с набором спойлеров, призванных хукнуть зрителя. Если совсем грубо и коротко: новые три книги - это раздражающее самоповторами словоблудие, где половину текста (и два ПОВа) можно смело выбросить, а оставшееся - выпустить под одной обложкой как завязку новой трилогии. Вот только та еще не готова. Но обо всем по порядку.

Перебивки на арт, чтобы было что-то помимо моего ворчания.
Перебивки на арт, чтобы было что-то помимо моего ворчания.

Размах так и не появился. Место действия - Адуя и пара городов на севере. Со всеми остальными странами и частями света, с которыми автор нас знакомил раньше, мы не увидимся. Никаких больше путешествий, нечего губу раскатывать.Персонажи - лишь тень героев прошлых частей. Ни в одном из новых героев нет харизмы, искры, они все безликие и ничем не выделяются. Зачем нужны Гуннар Брод и Вик - до сих пор непонятно. Они вообще ничего не привносят в повествование, они просто ходят и ноют и своем прошлом. Если Вик и получает немного действия в финальных главах своей арки, то Брод не имеет и этого. Символично, что их арки и заканчиваются буквально ничем - просто обрываются. Гуннар в начале первой части и в конце третьей - это тот же персонаж на том же этапе пути.

Женщина - всему голова

Мальчик ведет неочевидные твисты и клиффхенгеры в сюжет
Мальчик ведет неочевидные твисты и клиффхенгеры в сюжет

Я не против крутых женских персонажей, но тут у Джо случился перебор. Я не думаю, что можно было неосознанно сделать так, что весь сюжет двигается женщинами и все решения принимают исключительно они. Ни один мужик не сделал ничего: в худших случаях огромный Бык просто стоит и мнется перед 40-килограммовой лохушкой (обкашлять вопросики с которой придется другой 40-килограммовой девице).

В арке короля Орсо делает дела Хильди, Пайк опирался на Судью и Вик, Рикке под предводительством бабуси рулит севером, эту же бабусю слушаются все горцы, а Адуей и Лео руководят Селест, Судья и Савин. Телохранитель у последней - тоже женщина на восточных стероидах. Занд Глокта теперь всего лишь воплощает планы своей жены, ха-ха. Даже стихийная предводительница восстания на две главы - суровая нахуй прачка. Мужики же целиком на милости женщин, даже Байяз лично терпит оскорбления от дам, уходя каждый раз с оплеванной рожей.

Все это могло бы потеряться на фоне характеров героев, их разности, но не тут-то было. Наверно худшая черта, которая объединяет всех без исключения персонажей - они бесконечно ироничны, саркастичны и вечно занимаются саморефлексией. Каждый диалог или размышление - это непрекращающиеся подъебки второго участника или самого себя, воспоминание о мрачном прошлом, которое было далеким прошлым еще в первой части. Поначалу прикольно, но очень быстро надоедает. Эти глупые одинаковые остроты исходят, повторюсь, от КАЖДОГО из героев. Типичное ведение дел героев друг с другом - переброска колкостями и самоирония, после которых друг другу будет сказано "ебать ты умнющий, ну давай бизнес мутить тогда". В немалой степени из-за этого и создаётся ощущение одинаковости героев.

Самый бесполезный
Самый бесполезный

Основной сюжет - это детский лепет. Все повороты сюжета читаются за версту, а некоторые и попросту глупы. Самый хитрый мужик на севере просто приводит толпу в очевидную ловушку, Байяз со своим помощником и суперсилами не могут просто сломать Рикке шею на рандеву в безлюдном лесу, не могут проникнуть в комнату Савин ночью, когда та сидит одна в бараках - ничего они не могут вообще. Могут вестись на очень тонкие уловки вида "я ссорюсь с друзьями на публику". Могут приходить, угрожать, получать харчок в рожу и уходить. В прошлых частях Байяз вообще-то мог манипулировать людьми магически, а в ином случае и просто при помощи грубой силы. Его помощник выносит толпы статистов, но не пытается снести кабину никому из важных персонажей. Великий переворот, задуманный против банков и их сторонников, мог бы просто обойтись ночным рейдом инквизиции на всех неугодных, как это было в самой первой книге первой трилогии. Все равно ведь Байязу никогда нечем ответить - это бы сработало. Но как я и писал уже выше - все понятно заранее. Кто реальный кукловод, кто кого предаст, чем обернется то или иное событие. Книга не удивляет, "вотэтоповороты" предсказуемы и нелогичны, скорее верно обратное: у кого все очень плохо - у того будет хорошо, а у кого намечается просвет - тому сейчас щелкнут по носу. Девиз первой трилогии и спин-оффов - "Никто не получает того, что заслужил", здесь возведен в абсолют и должен служить вау-эффектом. Диалоги, как сказано выше, надоедают своей вечной иронией, а рефлексия - однотипностью.

Закономерный итог

В конце концов понимаешь, что весь этот сюжет не нужен, он не ведёт ни к чему существенному, это лишь вступление к реальному противостоянию, которое будет происходить примерно спустя 5-10 лет после событий этой трилогии, когда команда мстителей подрастет. Но вот что сподобится написать Джо в следующие годы - это загадка похлеще всех прочих в сюжете его к книг. Жаль, что так вышло, конечно.

Его не будет.
Его не будет.

Upd.: Забыл написать, что неверия персонажам в очень большой степени придает то, что в новой трилогии они явно ведут себя как пришельцы из 21-го века. Подставь мысленно любого из них в сегодняшние реалии - он легко впишется. Подставь в более-менее аутентичные книжки про средневековье - персонаж Аберкромби будет выглядеть там лишним.

П.С. Извиняюсь перед всеми, кто привык читать опрятный слог.

54
83 комментария

Слишком душно. Первые две книги новой трилогии мне понравились

15
Ответить

Я прочитал все книги Аберкромби (кроме море осколков), потому что Первый Закон был весьма забавным, хоть и не без огрехов. Мне понравились диалоги наполненые сарказмом и иронией, и текст пестрил остроумными фразами.
Под конец, когда дочитывал Красная страна, немного устал от его книг, потому что казалось, что читаешь одно и то же, и даже "остроумие" куда то пропало и больше ничего не удивляло.
Я сделал перерыв, чтобы начать читать Эпоху Безумия свежим взглядом. Однако постоянно натыкаюсь на не самые радужные мнение о трилогии. Я, разумеется, хочу новых впечатлений, как было с "Кровь и железо", когда Аберкромби показался ярким светом в туннеле набивших оскомину фэнтези миров.
Скажите, знакомые с творчеством Аберкромби, в новой трилогии действительно оригинального ничего нет?

7
Ответить

Смело читай. Автор поста - душнила и мамкин эстет.

19
Ответить

Заканчивай на красной стране просто

3
Ответить

Так можно от любого автора устать.

2
Ответить

Зарегался, чтобы ответить: читать нужно (вдруг Абер еще что годное напишет после этой трилогии?), но новая трилогия хуже Красной страны. Говорю как человек, прочитавший старые книги дважды. Подозреваю, что автор исписался и прогнулся под западные веяния.

1
Ответить

этот сюжет не нужен, он не ведёт ни к чему существенному, это лишь вступление к реальному противостоянию,Опять? Первая трилогия такой была, теперь ещё один пролог на 2000 страниц.
Порох кончилсяЕго и не было никогда.

12
Ответить