Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

Доброго времени суток. Сегодня мы достанем с пыльной полки очередную коробочку и повспоминаем те времена, когда трава была зеленее, солнце ярче, а мир ещё не увидели ни S.T.A.L.K.E.R Тень Чернобыля, ни Fallout 3. Интересное, в общем, было время, особенно для игровой индустрии в России. Издатели давали денег, а разработчики их осваивали. Самым большим издателем в России, как тогда, так и сейчас, является «Бука».

И в 2004 году «Бука» выделила деньги разработчикам из «Targem games». Изначально, «Бука» хотела некий необычный автосимулятор. Разработчики оперативно собрали билд «Ездяющей по ландшафту машинки», который чем-то заинтриговал издателя. Учитывая, что релиз состоялся в 2005 году, а нарративный дизайнер появился в студии в 2006 году, история разработки у проекта должна быть интригующая. Но об этой истории я рассказывать не буду.

Итак, Махина (как утверждают фанаты и музыка из титров, произносить надо именно так) вышла в 2005 году. Игре дали титул «Русский Фоллаут на колёсах» и относительно высокие оценки. Персонально автор познакомился с игрой в 20014 году, на коленках у старшего брата. Игра запомнилась как весёлая и интересная, но в одиннадцать лет таким кажется очень многое. Только через четыре года я попытался найти её по описаниям «игры про машины» и нашёл совершенно случайно, с тех пор возвращаясь раз в полгода, как на терапию. Чувства к игре у меня относительно тёплые, но довольно непредвзятые, поэтому предлагаю перейти к разбору игрового процесса и сюжета игры.

Геймплей скорее всего будет понятен из первого абзаца – вас закинули в большой условно открытый мир на ржавом ведре с пулемётом и заставили ездить из точки А в точку Б, попутно постреливая по врагу, взрываясь, ломаясь, застревая в скалах, выполняя задания, перевозя товары, рассматривая пейзажи и немногое другое. Просто, но со вкусом. Эдакая смесь Дальнобойщиков, Кармаггедона и Фоллаута, но сделанная очень быстро и не всегда аккуратно.

Начинаете вы вот так
Начинаете вы вот так

Открытый мир открыт очень условно, в основном вам придётся путешествовать от города к городу по дорогам или специально продуманным разработчикам срезкам, и не дай Оракул вы попытаетесь доехать хоть куда-нибудь по скалам. Некоторые распинались про сложность управления в «Вангерах» (на которых Ex Machina, кстати, похожа больше всего), но попробуйте заехать на скалы в Махине и я гарантирую вам полуторачасовое приключение по вылезанию из задницы, в которую вам, собственно, не было нуды залезать. Ошибочность концепции «срезать» в игре постигается геймером довольно быстро, но к миру это одна из самых больших претензий.

Вам наверное интересно, как я здесь оказался?
Вам наверное интересно, как я здесь оказался?

Проработаны локации красиво и интересно: красивые заросшие холмы и леса в «Крае», разрушенные объекты индустрии и города в «Фатерлянде» и «Риджине», северный пейзаж в «Хеле» и джунгли в «Игнотте» выглядят даже спустя столько лет красиво и интересно, а в некоторых местах действительно захочется остановиться и посмотреть на пейзажи подольше. Собственно,о локациях и поговорим:

Край — наша начальная локация. Здесь нас знакомят с главным героем, здесь происходит основной выбор в компании. Территория состоит из холмов, лесов, озёр. В центре территории, на перепутье дорог стоит город Южный.

Риджин — край торговцев, край учёных. Здесь можно навариться на покупку новой машины. В основном равнинная, иногда холмистая местность, густо (относительно других регионов) усыпанная городами и руинами местность. Самый крупный из них — Мидгард. Научный и торговый центр всех соседних регионов.

Фатерлянд — земля бандитов и нефтедобытчиков. Здесь вы проведёте значительную часть своего времени. Очень гористая территория, в середине карты ровно поперёк протекает река, на которой стоит город-мост Пешт.

Хель — территория рыбаков и рабочих, северная территория. В Хеле очень много болот и лесов, на юге расположен город Ольм, здесь же вы встретитесь с первым в своём прохождении боссом.

Либрум — далёкая территория, расколотая гражданскими войнами, продолжается Аржаном. Здесь проходит битва между двух группировок, к одной из которых вы должны присоединиться. Земля состоит в основном из полей, более всего похожа на средне-западную европу.

Роща друидов и Игнотт значительно отличаются от всех других локаций. Состоит из джунглей и гор, на территории живут почти первобытные племена, борющиеся с высокологичными машинами и поклоняющиеся суперкомпьютеру Оракулу.

Последние в моём рассказе и в истории игры земли это Вахат и Зармек. Чтобы попасть туда вам потребуется подготовить свою машину. Земля эта состоит из пустынь. На ней живёт множество бандитов на очень сильных машинах. Эти земли — поистину испытание для каждого водителя. Здесь вы будете проводить конечную часть игры.

Мир это, конечно, очень важно, но не менее важно и то, на чём вы будете этот мир исследовать. Машин в Махине немного, но они довольно разнообразны. Кратко опишу их все.

1.Вэн. Стартовый автомобиль с самым низким запасом прочности и самым низким расходом топлива. Особые личности умудряются пройти на нём всю игру, но приключение это скорее для мазохистов, чем нормальных людей. Напоминает смесь газели с Вольксваген Жук. Оснащён слотом под самые маленькие стволы и парой слотов под улучшения или дополнительное вооружение, в зависимости от модификаций.

Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

2.Молоковоз. Малоповоротливый, не очень быстрый, но относительно толстый грузовик. Наиболее приятен вплоть до первой поезди к оракулу и чуть далее по сюжету. Меняется как только игрок накапливает достаточно денег на «Урал». Проехать на нём можно до эндгейма, благо на него можно установить две маленькие и одну среднюю пушку в максимальной модификации.

Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

3. Урал. Иконичный для Ex Machina грузовик, скопированный с грузовика Урал 4320. С ним, в видоизменённом варианте, нарисован один из самых известных артов игры. Быстрый, манёвренный, толстый, вместимый, красивый – идеален для того, чтобы кататься по пустошам. Если установить на него несколько Молотов Тора, то разговор будет быстрым и почти всегда в вашу пользу.

Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

4. Белаз. Ещё более толстый грузовик, прототипом которого послужил карьерный самосвал БелАЗ 75302. Нарисован на обложке игры. Огромен, в некоторые места на нём вам будет тяжело попасть. Управляется как холодильник на колёсах, если поставить на него улучшение на больший бак и ускорение, то он станет самым быстрым в игре грузовиком, но один неудачный поворот в столб снимет вам вплоть до половины прочности машины, поэтому автор считает его не самым лучшим доступным транспортным средством. Жрёт топливо как не в себя, продолжительные путешествия на нём совершать не получится. Можно навесить огромное количество оружия, вплоть до ракетной установки

Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

5. Миротворец. Вы действительно будете творить мир и демократию, но только для себя. По тактике боя и виду он похож на линейный корабль. После своего появления в игре является неоспоримым лидером. Вы – ужас, летящий на крыльях ночи. Десница судьбы, разящая отпетых негодяев. Вы – чёрный плащ. По крайней мере до того момента, пока не встретите вражеского Миротворца в группе сопровождения.

Ex Machina, или Hard Truck Apocalypse: шедевр русской игровой индустрии или заслуженно закопанный мусор?

Управление всеми грузовиками довольно приятное, самыми сложными являются разве что Белаз и Миротворец за счёт своих размеров и некоторой инертности в повороте колёс. Стрельба в игре не ощущается никак, у всех орудий более-менее случайный разброс и точно выцеливать противника вы сможете только с автопушек, однако у оружия побольше присутствует отдача, иногда настолько мощная, что с одного бокового залпа на Урале вы сможете перевернуться на бок. Враги опасны всегда, что бы вам ни казалось поначалу. Они прогрессируют соразмерно игроку и недооценка их мощи приводит к откидыванию на последнее сохранение. Отстреливаться довольно приятно, бои доставляют удовольствие, но где-то к середину-концу игры надоедают своей частотой. На территории «Хель» присутствует один город, рядом с которым расположен триггер появления врагов, который позволяет при заезде в город и отъезду от него на пару метров выполнять задания на отстрел бандитов в таких масштабах, что в рощу друидов вы приедете миллионером.

АННИГИЛЯТОРНАЯ ПУШКА!
АННИГИЛЯТОРНАЯ ПУШКА!

Кстати, об экономике. Деньги в игре являются вашим основным ресурсом. Чем больше у игрока денег – тем больше платят за задания. В начале у игрока критически мало денег, вы будете всеми силами стараться сбежать от бандитов и получить как можно меньше урона, лишь бы не платить грабительские суммы за ремонт. Но, в какой-то момент, ваш запас валюты устремится в небеса, и на цифры в углу экрана вы просто перестанете обращать внимание. Во всех городах присутствуют ресурсы, которые вы можете купить. Если ресурс продаётся городом, то цена на его покупку будет низка, но если в городе ресурса мало и он не продаётся, а тем паче его нет вообще, то вы сможете сколотить себе состояние, возя дрова, еду, металл, книги, сигареты и топливо из города в город.

Задания в Ex Machina не блещут разнообразием. Приедь туда, поговори/убей/убеди/победи/ограбь того-то хмыря и вернись назад. Самые интересные задания это война между двух группировок в Либруме, слежка за Мэром города, поиск источников знаков на полях, попытка перебраться через реку и конфликт между шахтёрами и городом торговцев. Если бы игра состояла из таких квестов вся, то я бы пел ей дифирамбы, но увы, имеем принеси подайки и отстрел бандитов. В последующих частях проблему поправили, но об этом как-нибудь в другой раз.

Типичный работодатель типично принимает типичное задание по типичному отстрелу типичных бандитов.
Типичный работодатель типично принимает типичное задание по типичному отстрелу типичных бандитов.

Города. Жемчужины послевоенного мира, окружённые стенами и дотами. Города бывают торговыми, научными и военными. Большинство городов действительно превращены жителями в крепости, но существуют и мелкие поселения, более похожие на деревни. В городах вы можете заправиться, починиться, поторговать и получить или сдать задание, а ещё насладиться музыкой. Кстати о музыке…

Многие ругают саундтрек к игре за незамысловатость и скучность, но я вам скажу, что простым он и задумывался. Все мелодии придуманы для езды на грузовике и к ситуации идеально подходят, отражая ту или иную локацию, иногда даже слишком хорошо.

В конце играет тема Либрума

А рассказа про сюжет и территории тут не будет. Зачем мне про них рассказывать, если вы не захотите потом в игру играть? Не сказать, что сюжет замысловат, ваша судьба решится довольно быстро, но вы этого не поймёте.

Подводя итог, я хочу ответить на заданный в заголовке статьи вопрос. Мой ответ – ни то, ни другое. Ну вот не поворачивается язык назвать игру шедевром, даже при всех моих к ней тёплых чувствах. Она того не заслуживает. Но и мусором она точно не является, ибо обладает некоторой душой и красотой, заставляющей в неё возвращаться. Уверенное произведение, стоящее, чтобы пройти его хотя бы раз. К игре выходят моды, которое небольшое, но дружное комьюнити махины пилит время от времени. Самым известным является ЖАГ (Железный Апокалипсис Грузовик), который стоит отдельной статьи.

До встречи на дорогах, Махинист.

Автор: Антон Кочкин. Сообщество CatGeek.
Автор: Антон Кочкин. Сообщество CatGeek.
107107
63 комментария

Персонально автор познакомился с игрой в 20014 годуКак там оно? Портал в 2D уже изобрели? Нэкотян по миру гуляют? А курс доллара какой?

18
Ответить

Нормально, есть портал на двач.

1
Ответить

В 2002 году вышла Bandits Phoenix rising.

10
Ответить

она прям сильно хуже, ставил недавно

Ответить

имхо механойды поинтересней вышли, но махина в свое время мне то же зашла

9
Ответить

Механоиды топ, машина как то вообще не зашла, хоть и прошёл её, но не прочувствовал мир и его историю, всё картонное, а вот мехов даже недавно переигрывал -бодро

3
Ответить

Тогда советую подождать,когда она выйдет:

Ответить