Проект подготовлен при поддержке
Ретро
Семён Костин

Книжный бум: культура игровых описаний и прохождений Статьи редакции

(1993-1998)

В 1993 году российская игровая периодика разделилась на два направления: первые игровые журналы и книги с прохождениями. Как мы уже знаем, мода на последние зародилась в эпоху популярности ZX Spectrum. Подобные издания можно было легко найти в обычных книжных магазинах и городских библиотеках. Пик их популярности пришёлся на первую половину 90-х, когда IBM-PC-совместимые компьютеры распространились по всей территории только что образованной Российской Федерации.

В конце 1993 года издательство «Аквариум» выпустило серию книг «Компьютерные игры». В них публиковали как короткие описания игр, так и полные прохождения вместе с чит-кодами. Печатались они на дешёвой бумаге и содержали огромное количество орфографических и фактических ошибок. В некоторых прохождениях авторы путались в пространстве (например, в квестах говорили пойти налево, когда нужно было идти направо), пропускали уровни и целые куски игр.

Куда лучше выглядела одноименная серия от издательства «Пергамент». Это были толстые книги (более 400 страниц), которые выходили раз в полгода и печатались на качественной бумаге.

Каждый том «Компьютерные игры для IBM PC» состоял из четырёх разделов: полные описания игр, краткие описания, полезные советы и статьи о выборе оптимального железа.

Около шести лет выходили авторские сборники прохождений и обзоров от Сергея Водолеева. Но эталоном среди подобных серий считается «Энциклопедия компьютерных игр» от петербургского издательства «Фолио-Пресс». Книги выглядели дорого и имели статус «подарочных изданий». Каждый том ЭКИ — фолиант в твёрдом переплёте и с цветными вкладками на мелованной бумаге. Уникальный труд, где в 15 томах и на восьми тысячах страниц рассказывали обо всех значимых играх, вышедших в период с 1989 по 1997 годы. Сегодня книги от «Фолио-пресс» высоко ценятся у ретро-геймеров и коллекционеров старой игровой периодики.

Увы, к концу 90-х мода на книги с прохождениями постепенно угасла. Игровые журналы «Великий Dракон», «Страна Игр», «Игромания» и «Навигатор игрового мира» изредка выпускали свои сборники прохождений, но из-за маленьких тиражей они недолго продержались на рынке. Обычно их распространяли через рекламу в журналах или по подписке.

А вот книги с чит-кодами для консолей были востребованы вплоть до начала эпохи PlayStation 2. Десятки различных издательств выпускали собственные сборники секретов для Dendy, Sega Mega Drive, PlayStation, Sega Dreamcast и Panasonic 3DO. Самые плодовитые издательства: «Трикс ЛТД», «Астрея», «Нева-Визит» и «Слово и дело». Они выпустили столько различных книг, что до сих пор невозможно подсчитать их точное количество. Редкие коллекционеры игровой периодики до сих пор находят и сканируют ранее неизвестные книги.

Из-за медленного и дорогого интернета книги с чит-кодами долго не теряли свою актуальность. Сказывалось и то, что редкие семьи могли позволить себе PlayStation или ПК даже в начале нулевых. Примерно с 1999 по 2004 годы российским детям всё ещё дарили дешёвые клоны NES и Sega Mega Drive.

Составители поздних книг с прохождениями и чит-кодами часто брали информацию с зарубежных сайтов вроде старейшего портала GameFaqs. Общее качество текстов и перевода сильно разнилось. Орфографические и фактологические ошибки вкупе с посредственным переводом порой только запутывали игроков. Одни издательства бессовестно воровали описания, коды и прохождения из книг других издательств.

Дошло до того, что «Трикс ЛТД» без разрешения печатало тексты с русскоязычных фан-сайтов. Например, в книге «Лучшие игры для PlayStation: ролевые игры» напечатали слегка отредактированное прохождение Castlevania: Symphony of the Night с главного русскоязычного фан-сайта, посвящённого серии Castlevania.

С развитием интернета подобная литература окончательно вымерла. Сегодня к ней невозможно относиться всерьёз, но именно специфика игровых описаний зародила будущую российскую игровую журналистику. Аляповатые пересказы игр из сборников про ZX Spectrum и толстенные энциклопедии с прохождениями — предтеча первых журналов, которые появились сразу же после развала СССР.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Golemming

у меня не было приставок, и я приобщался к миру видеоигр как раз через такие журналы. Прочел - вроде как поиграл получается.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Стримы из 90-х.

Ответить
Развернуть ветку
Golemming

это что. Я порой ловил на телек (старый советский) сигнал с денди и сег чьих-то, с жуткими помехами. И смотрел как люди играют :)

Ответить
Развернуть ветку
MZFKDL

вспомнил видос от Кинамана как раз на эту тему)) 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Stan'ko

Отчетливо помню, как на день рождения получил такую книгу с чит-кодами на Сегу МД. И читал ее от корки до корки, как обычную книгу, хотя большинство игр в глаза не видел) Это и поражало больше всего, кстати. Что сколько всего оказывается на Сеге есть, игр разнообразных. К сожалению, процентов 80 игр, доступных на рынке на пиратках были или игры по мультфильмам, или просто с какими-то мультяшными персонажами. Гонки и т.д. Игры хорошие, но всё же не слишком разнообразные.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Дараев

В некоторых ещё полное прохождение писали - вот это вообще отвал башки тогда был! Я так познакомился с игрой Fatal Labyrinth, но нигде её тогда не смог найти, в итоге вспомнил и поиграл в неё только эдак в 2015.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Абольянин

С денди книжку уже не помню, а вот сеговскую даже сейчас на картинке нашёл) было 8 издание, которое про рпг. Прочитав там прохождение первой Shining force, загорелся идеей покупки этой игры. Но продавцы в наших магазинах не особо котировали jrpg и пришлось искать её почти год. И игра меня не разочаровала. У меня была английская версия игры, но на сколько я знаю, позже выходила и русская (ромы в интернете по крайней мере попадались).  До сих по вспоминаю, как я на карантине в 7 классе сидел целыми днями играл в надежде пройти в один заход. Как же я был наивен... Только потом узнал, что там нужно было ставить батарейку для сохранения. В итоге прошёл её уже в стиме. 

Ответить
Развернуть ветку
Мамин франт

Где-то читал воспоминание одного игрока. Они с другом никак не могли нормально поиграть shining force. Игра ведь не проходится за час или два. Они видели экран создания сохранения в игре, но не понимали почему профиль не сохранялся. Ну соответственно, начали что-то подозревать. В конечном итоге вскрыли картридж. С первого взгляда вроде все нормально. Присмотрелись получше и увидели дорожки к фигуре круга и до них доперло что там должен был быть слот под батарейку. Китаец скопировавший картридж сэкономил на нем. Маленькие пытливые умы умудрились спаять проводки на картридже отцовским паяльником и присоединить к нему батарейку. Ну и наконец прошли игру.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Валиулин

Ух, помню как в книжках с кодами искал комбинации ударов для МК, как мы с одноклассниками сидели и изучали комбо любимых персонажей, тестировали все фаталити, бабалити и другое. Как для Dune 2 записывал пароли для перехода на уровень (аналог чекпоинта, ведь загрузок не было), а потом и в одной из подобных книг нашёл полный список.

Ответить
Развернуть ветку
Kuwa Bara

Я припоминаю что в конце некоторых таких книжек с паролями и прохождениями была рубрика писем читателей, где люди знакомились, писали о себе, на чем играют. Возможно даже пытались меняться картриджами по переписке.

А еще я помню там печатали фанарт, что-то вроде конкурсов по рисункам даже проводили.

Ответить
Развернуть ветку
Твердый Филипп

У меня была книжечка с описаниями игр и кодами для Sega. Совершенно разными — где-то просто список паролей, а где-то подробнейший пересказ сюжета. И, что самое обидное, без скриншотов!

Я всё это читал и воображал себе игры сам. Как потом выяснилось, куда более крутыми, чем в реальности. Неизвестность стимулирует воображение.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Салливан

Читал в таких книжках прохождения Диззи, Саботера, Bionic Commando, а потом перерисовывал это в тетрадку и делал настольные игры.

Ответить
Развернуть ветку
urbngero

У вас как-то неочевидно об этом написано, но ЭКИ как раз Сергей Водолеев и делал. Естественно, в рамках коллектива. Ушёл он оттуда с некоторым скандалом, но затем выпустил уже совсем свою книгу, причём ещё круче ЭКИ.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Водолеев писал только первый том ЭКИ. Остальные не он, хотя его почему-то указывали (он сам об этом писал, если не ошибаюсь).

Ответить
Развернуть ветку
urbngero

Вот это вопрос, кстати. Его сольная книга, если мне не изменяет память, вышла где-то после пятой ЭКИ, а то и попозже. Чем-то он занимался же это время. С другой стороны, водолеевское перо с его кучей разных статей, предваряющих основную часть, после второй ЭКИ действительно исчезло. Может, вы и правы.
И спасибо за такой монументальный труд! Напоминает лучшие моменты "Афиши" десятилетней давности.

Ответить
Развернуть ветку
Inquisitor Alex

Какую книгу выпустил то ?

Ответить
Развернуть ветку
urbngero

Вот они. У меня только вторая была, и по ощущениям значительно лучше написана, чем предыдущая серия книг

Ответить
Развернуть ветку
Mike M

Была книжка как на фото, с Россомахой. Да уж, чаще всего она использовалась либо в качестве источника приемов для МК (это было самое ценное) или просто для того, чтобы читать прохождения всяких игр, особенно заходили всякие "типаквесты", вроде Бивиса и Баттхеда или Диззи, благодаря неограниченной детской фантазии читалось просто потрясающе.

А потом я дал другу эту книжку почитать, и его отчим её по какой-то причине сжег :( Хорошо, что она есть в инете отсканированная.

Ответить
Развернуть ветку
Inquisitor Alex

Товик наверное отсканил в свое время)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 19 комментариев
null