{"id":3929,"url":"\/distributions\/3929\/click?bit=1&hash=19837c933fa27af4f8054df75a3f98918d26cc636ef5afd7a2ead84518a9e306","title":"5 \u0448\u0430\u0433\u043e\u0432 \u2014 \u0438 \u0432\u044b \u0443\u0436\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442\u0435 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"5ba79695-2be9-5bb9-b913-6f12da0c8995","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ретро
Сергей Макеев

Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 1 (1982—1983)

Привет! Уже на протяжении 12 лет я являюсь большим фанатом Quantic Dream — с момента выхода Heavy Rain. Когда студия анонсировала свой следующий проект — Star Wars Eclipse — у меня зародилась мысль пройти все другие игры по франшизе… Ну, во-первых, почему бы и нет. Во-вторых, это далеко не первый мой марафон по игровым сериям — до этого самым крупным был забег по Final Fantasy, занявший у меня целый год. В-третьих, Eclipse все равно выйдет нескоро, так что я нашел, чем себя занять до его выхода.

Я решил не просто пройти, но и рассказать про каждый проект. Это будут мои личные впечатления, не претендующие на что-либо. Просто хочу поделиться ими с вами, а заодно показать, как менялась графика в играх на протяжении 40 лет.

В первой части я расскажу вам о пяти самых ранних играх по «Звездным войнам» под издательством Parker Brothers. Примечательно, что почти все из них — лётные аркады. Вероятно, в начале 80-х этот жанр был особенно популярен.

Игры в подборке:

1. Star Wars: The Empire Strikes Back (1982) — Первая видеоигра по «Звездным войнам»

Платформы: Atari 2600, Intellivision

Разработчик: Parker Brothers

Версия для Atari 2600

Как я уже писал, у меня давно созрел в голове дикий план — до выхода Eclipse пройти как можно больше игр по вселенной ЗВ. Я долго не мог насмелиться сделать этот шаг, но все же решился. И начал я ни много ни мало с самой первой игры по вселенной Лукаса.

Примечательно, что создана она по мотивам не четвертого, а пятого эпизода. Star Wars: The Empire Strikes Back вышла в 1982 году на Atari 2600 спустя два года после релиза фильма. Игра представляет из себя сайд-скроллер, в котором игрок управляет сноуспидером Люка Скайуокера. В игровой «Империи» всего одна локация — заснеженная планета Хот. Задача же игрока: летать по экрану и расстреливать шагоходы АТ-АТ. Примечательно, что иногда у машин появляются слабые точки — если попасть в них, противник сразу взорвется.

Каким бы крутым ни был Люк, остановить вторжение на Хот ему не суждено. Победить в этой игре невозможно, игрок может лишь оттягивать смерть, набирая очки.

Версия для Intellivision

В 1983 году игру портировали на Intellivision, но версия для Atari выглядит и звучит приятнее.

2. Star Wars: Jedi Arena (1983) — Первая игра со световыми мечами

Платформа: Atari 2600

Разработчик: Parker Brothers

Я совершенно не понял, как в это играть, но 10 минут честно пытался разобраться. Суть такова: стоят джва джедая друг напротив друга и… трясут друг перед другом палками. А между ними летает какая-то круглая фиговина и стреляет молниями. Чтобы понять, что вообще происходит, пришлось лезть в интернет.

В отличие от The Empire Strikes Back, в Jedi Arena за основу взят четвертый эпизод киносаги. Если говорить точнее, сцена с тренировкой Люка из «Новой надежды». Цель игры: вывести противника из строя с помощью шара-искателя, защищаясь от лазерных выстрелов с помощью светового меча. Вот только как это сделать, совершенно не понятно.

И нет, это не я такой глупенький. Как оказалось, проект и на релизе приняли довольно неоднозначно, а сейчас и вовсе считают его одной из худших игр по ЗВ.

3. Star Wars (1983)

Платформы: аркадные автоматы, Atari 2600, Colecovision Atari 5200, Atari 8-bit family, Amiga, Atari ST, Amstrad CPC, Acorn Electron, BBC Micro, ZX Spectrum, Apple II, Apple Macintosh, Commodore 64, DOS, Nintendo GameCube

Разработчики: Atari (оригинальная версия, аркады), Imagic (1983-1984, порты на Atari 2600, Atari 5200, Atari 8-bit family, ColecoVision и Commodore 64), Vektor Grafix (1987-1988, порты на Amiga, Atari ST, Amstrad CPC, ZX Spectrum, Acorn Electron и BBC Micro) и Zeppelin Games (порт на Atari 8-bit)

Версия для аркад

Я дольше искал работающие и понятные эмуляторы, чем непосредственно играл, но даже за полчаса геймплея об игре можно вполне себе составить впечатление.

Как и в предыдущих проектах по вселенной, здесь берется один конкретный эпизод из фильма и вокруг него строится геймплей. И снова мы летаем. Правда, в этот раз не на сноуспидере, а на крестокрыле. Наша задача: взорвать саму «Звезду Смерти»!

Игра представляет из себя скорее тир, чем летный симулятор. С видом от первого лица мы сидим за штурвалом крестокрыла и расстреливаем вражеские СИД-истребители и различные защитные сооружения «Звезды Смерти». Они тоже стреляют по нам, правда, не лазерами, как в фильме, а чем-то вроде огненных шаров (зато их можно сбивать).

Бой делится на три фазы. На подлете к «Звезде Смерти» мы сражаемся с СИДами. После летаем между каких-то пушек-столбов, а затем уже и по знакомому по фильму желобу (здесь нужно не только отстреливаться от вражеского огня, но и маневрировать между заграждениями). Уничтожили «Звезду Смерти»? Молодцы! А теперь проделайте то же самое, но на более высокой сложности!

Версия для Atari 8-bit

Версий игры вышло огромное количество — ее портировали где-то на 15 разных платформ. Я лично играл сперва в версию для Atari 8-bit. После попробовал и для Atari 2600. Первая мне понравилась больше, хоть она и дико лагала. Хотел поиграть и в более графонистые версии с других платформ, вот только замучался с эмуляторами и бросил это дело.

4. Return of the Jedi: Death Star Battle (1983) — Первая видеоигра по «Возвращению джедая»

Платформы: Atari 2600, Atari 5200, ZX Spectrum

Разработчик: Parker Brothers

Реклама игры

И снова летная аркада — вероятно, в начале 80-х этот жанр был особенно популярен. Если до этого нам давали поуправлять сноуспидером и крестокрылом, то теперь нас усаживают за штурвал культового «Тысячелетнего сокола»! Задача у нас такая же, как и в Star Wars (1983) — уничтожить «Звезду Смерти», только уже за номером 2.

Игра делится на два этапа. На первом мы отстреливаемся от СИД-истребителей и ждем, пока откроется брешь в защите противника. На втором этапе мы уже во всю «ковыряем» «Звезду Смерти». И да, тут есть разрушаемость — от каждого выстрела у станции «отваливается» кусок. На этом этапе наша задача: «доковырять» до реактора и подорвать его. А после еще и уворачиваться от разлетающихся во все стороны осколков.

Геймплей версии для Atari 2600

Победа? Куда там! После уничтожения «Звезды Смерти» нас откидывает назад во времени, и весь путь приходится проделывать заново, только на более высокой сложности. Победить невозможно, так что единственная цель в этой игре — набрать как можно больше очков.

Star Wars: Return of the Jedi: Ewok Adventure (1983) — Первая отмененная игра по SW

Платформа: Atari 2600

Разработчик: Atari

Прототип игры (Atari 2600)

Игра примечательна двумя моментами. Во-первых, она посвящена не главным героям классической трилогии, а милым эвокам с лесистого спутника Эндора. Во-вторых, ее так и не выпустили.

Дело было так. Издатели в лице Parker Brothers планировали сделать Ewok Adventure пятой игрой в линейке проектов по Star Wars (все предыдущие игры издавались ими же), однако маркетологам компании не понравилось управление. Они посчитали его слишком сложным для среднестатистического геймера и попросили программиста Лэрри Джелберга его упростить. Последний же очень гордился своими наработками и считал их оригинальными, поэтому отказался что-либо менять. В итоге издатели просто закрыли уже готовую игру.

До 1997 года Ewok Adventure считалась утраченной, однако одному из коллекционеров все же удалось достать единственный сохранившийся с проектом картридж через сына бывшего сотрудника Parker Brothers. Конкретно эту версию нигде не обнародовали — по одной версии, чтобы не попасть в судебные разборки с Lucasfilm, по другой — чтобы она дороже ценилась. Однако в 2000-м обнаружился прототип для PAL-региона, а после и для NTSC. В итоге игра все же попала в Сеть, и теперь с ней можно познакомиться.

Милашка эвок

И как раз после этого самого знакомства смело могу сказать, что маркетологи были правы — управление здесь… требует привыкания . Мы играем за эвока-планериста, который должен добраться до имперского бункера и взорвать его к чертям. При этом механики здесь действительно более навороченные, чем в предыдущих проектах. Так, планер постепенно снижается. Чтобы поднять его повыше, надо действовать в духе Эцио Аудиторе — пролетать над кострами (они остаются от взорванных противников). Также тут можно захватывать вражеские гравициклы и AT-ST, правда, у меня получалось это через раз.

Конец первой части. Продолжение следует...

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Game Pac

Отличная подача материала! Только ощущение что до середины 90 там одни авиасимуляторы/аркады выпускали, так что я полагаю там ещё оооочень много полётов будет)

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar
Только ощущение что до середины 90 там одни авиасимуляторы/аркады выпускали

Игры по фильмам в 80-х обычно были всегда cash grab.
Вот в 90-х уже появились приличные игры по Терминатору, Эльвире и тому же SW.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar
Я бы не был так категоричен. Обычно это просто рескин других игр типа Space Invaders. Адвенчуры на Атари тоже все одинаковые и сводятся к тому, чтобы искать предметы на локациях.

То есть cash grab. :-)
Это при том, что в середине 80-х была куча нишевых сложных игр вроде того же Sundog, Элиты и так далее.

Буквально первая игра по Терминатору в 1991 году прямо взрывала мозг своими возможностями.

Угу, я ее и имел в виду. Упомянутая мной Эльвира - тоже 1990.

Ответить
Развернуть ветку
Game Pac

Это всё понятно, я просто к тому что разнообразие мы увидим только во второй половине 90, буду рад ошибаться на этот счёт, просто все более менее интересные игры по ЗВ которые я знаю, выходили как раз после второй половины 90-х

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Угу, Dark Forces как раз 1995 года.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

Спасибо за обратную связь :) В целом да, леталок там еще много, а первый платформер по SW вышел только в 1987 году. Кстати, разрабатывала его не абы кто, а Namco!

Ответить
Развернуть ветку
LifeKILLED

Возможно, я проспойлерю следущие статьи, но мне больше всего запомнилась вот такая игра со Спекки.

Ну а за статью огромное спасибо, обязательно пишите еще!

https://youtu.be/zdsU5A86I6E

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

Это спойлер игры под номером 6 в моем списке :D

Правда, я выбрал для прохождения версию с аркад, так как она самая красивая)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bondarenko

Начало отличное, пиши ещё 👍
История у игр по SW довольно богатая (и это мягко говоря), интересно будет почитать личные ощущения от прохождения

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

Спасибо за комментарий. Рад, что материал понравился :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Литвинов

О, хочу увидеть пару строк про RTS по ЗВ на движке AoE2 :D

Ответить
Развернуть ветку
Game Pac

Ты про empire at war?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Литвинов

Нет, мне она показалась довольно унылой после Star Wars Galactic Battlegrounds.

Ответить
Развернуть ветку
Game Pac

Никогда не играл и даже обзоры не смотрел на Galactic Battlegrounds, стоит вообще сейчас пробовать?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Литвинов

Если нравятся RTS, то да. Она правда древняя, но вроде на 7ке запускалась.

Ответить
Развернуть ветку
Game Pac

Rts мне по душе, а насколько игра старая мне неважно так что может попробую, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

Обожаю Star Wars Galactic Battlegrounds - играл в нее еще в школе, когда еще даже понятия не имел, что это клон AoE2. Обязательно про нее напишу, но, кажется, еще нескоро :D

Ответить
Развернуть ветку
Sigerious

Спасибо большое за материал, надеюсь на продолжение как можно скорее!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

И вам спасибо, что прочитали и оценили, очень приятно!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Малюков

Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

И вам спасибо) Рад, что понравилась!

Ответить
Развернуть ветку
Геральт из Ривии

Жесть, но кстати недавно смотрел видос какие-то зв jedi knight 1, 97 или 98 годов еще неплохо сохранились. Синематика имелась. Я только с джеди найт 2 играл, но так-же играл еще тогда в sw galactic battlegrounds, kotor'ы и тп. В этом году прошел episode 3 на эмуле пс2

Ответить
Развернуть ветку
splinefx
являюсь большим фанатом Quantic Dream — с момента выхода Heavy Rain

Эх, я тоже надеялся, что стану её фанатом. Ждал ещё со времён PS3. Был студентом, консоли не было. И вот, наконец, релиз на ПК... И намеренный спойлер в комментариях. Так и не прошёл в итоге. Даже искал способы самогипноза, чтобы забыть, но не получалось.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Макеев
Автор

Благо я купил игру на релизе и успел пройти в первые 2-3 дня. А потом, помню, "Игромания" заспойлерила имя убийцы - вот у всех ее фанатов бомбило.

Ответить
Развернуть ветку
splinefx
"Игромания" заспойлерила имя убийцы

Серьёзно? Ну, это подло, на мой взгляд. Ещё и от игрожура. А я вот держался столько лет, и на тебе. Ладно, возможно, к старости у меня разовьются проблемы с памятью, и я всё это забуду.

Ответить
Развернуть ветку
Tiger Claw

Ранние игры, которые еще шли для атари по кинофраншизам такое себе. Тем не менее это часть игровой индустрии и как минимум заслуживает рассмотрения. Тем более играть в это сейчас многие не смогут.

Ответить
Развернуть ветку
Sparda

Судя по геймплею который ты скинул для второй игры, у двух игроков есть щиты, которые защищают джедаев. Нужно балансировать между атакой и блоком. Стреляешь из этой сферы в том же направлении в котором держишь меч. В этом и хитрость. Как соревновательная игра думаю неплоха, особенно для тех лет. Просто кто в мануал смотреть будет то😁 вот и провалилась

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
null