Обзор Dune на Sega CD

Обзор Dune на Sega CD

Это будет длинный обзор, посвященный длинной игре, которая этого заслуживает. Это крайне медитативная игра, которая не потерпит спешки, пренебрежительного отношения к себе. Если знать всё прохождение и посмотреть все диалоги и заставки, то это займет около 8 часов. Если не смотреть диалоги, то 4 часа. А если вы первый раз проходите игру, то общее время может составить от 30 до 60 часов. Поэтому усаживайтесь удобнее, возьмите перекус и начнем. Как я уже говорил в одной статье, посвященной книгам по XCOM: «С произведениями, которые созданы под впечатлением и/или по мотивам другого произведения, всегда сложно. Игры по фильмам, фильмы по играм, книги по играм, фильмы по книгам и так далее. Дело даже не в качестве конечного продукта и эффекте от сравнения с «оригиналом», а в художественной самостоятельности». В случае Дюны все становится в десятки, а то и сотни раз сложнее. Мистер Герберт создал огромный мир со своими законами, терминологией, историей и философией. И как истинный маэстро пера, он не поясняет читателю по поводу и без повода устройство созданного им мира — книга большая, не спеша узнаешь сам. И глядя на это возникает немой вопрос: «Как перенести этот товарный поезд контента в хронометраж игры или фильма?» И это правильный вопрос, на который сложно найти ответ.

Начать стоит с того, что я очень люблю книгу Дюна, поэтому отношусь к ней с особым трепетом. Эта книга стоит с Нейромантом на полке «Best of the best»:

Обзор Dune на Sega CD

Возвращаясь к мысли о том, лучше сделать ли игру по книге самостоятельной или она должна быть неким дополнением? Даже если бы ко мне пришли разработчики и сказали: «Как скажешь, так и сделаем. Бюджет не проблема, возможности есть, но все последствия принятого решения будут лежать на тебе». Мне бы потребовалось очень много времени на то, чтобы подумать, и я всё равно не принял бы решение. Понимаете, здесь нужно Соломоново решение. Однако это ситуация, где любое решение на 99% будет неправильным и тут вопрос вкусового предпочтения ответственного лица и аудитории (это применительно ко многим проектам, но в данном случае это наиболее выражено). Из-за этого, если вам покажется, что я перехваливаю или критикую игру — вам просто кажется. Скорее всего, это некий резонанс или наоборот симбиоз между моим образом той самой Дюны и реальностью.

И да, вступление немного затянулось, но нужно решить еще несколько вопросов и непосредственно перейти к разбору игры. Я думаю, что вы также долго искали Дюну 1 на Sega, после того, как распробовали Битву за Арракис. Так вот, немного дат в студию:

1 августа 1965 г. — была издана книга Ф. Герберта «Дюна»

1984 г. — вышел Фильм Д. Линча «Дюна»

1992 г. — выход игры «Dune» на DOS и Amiga

1992/1993 гг. — выход игры «Dune 2: The Building of a Dynasty» на DOS и Amiga

1993 г. — выход игры «Dune» на Sega CD

1994 г. — выход игры «Dune: The Battle for Arrakis» Sega MD

Формально, игра «Dune» без подзаголовков — это первая игра серии от одного издателя, но по датам и платформам получается чехарда. В любом случае, Дюна 1 есть и к ней мы приступаем. В этом обзоре я не буду останавливаться на разборе различий версий. Дело в том, что на эмуляторах отличия будут минимальными (есть еще разные настройки эмуляции, которые внесут свои коррективы и прочие тонкости), но на реальном железе будут явные различия цветовой палитры и звука, которые я физически не могу продемонстрировать.

Книгу и фильм по Вселенной я упомянул не случайно, ведь если вы не знакомы с ними — играть в Dune будет… неудобно. Хотя какие-то моменты нам будут разъяснять на пальцах (об этом чуть дальше), но в целом, подразумевается осведомленность игрока в лоре. Игра есть только на английским, но в этом случае я рад. Не знаю почему, но именно на Вселенную Дюна припало огромное количество отсебятины и дури в переводе. Поэтому я был рад посмотреть и послушать как это должно быть. Удобно то, что реплики исчезают только по нажатию «С», что дает возможность без спешки прочитать и/или запомнить ключевую информацию.

Итак, что же представляет из себя Дюна? Номинально (по версии Википедии) — это «военная и экономическая стратегия с элементами квеста», но я бы так не сказал. Мне кажется, что авторы старались не идти по изолированному пути одного жанра, а сделать что-то такое, чего до них не делали. Ближе к сути будет описание «всего понемножку, но без перегибов». Проходя эту игру ты замечаешь и элементы квеста, и визуальной новеллы, и симулятора в духе Port Royal, и еще чего-то. Но обо всем по порядку. А начать нужно с того, что игра ближе к пересказу книги, нежели фильма. И тут стоит сказать, что авторы вряд ли пытались сесть в паровоз хайпа и быстро срубить денег с популярной франшизы, поскольку рассчитывать на это через 8 лет после выхода фильма… не приходится. Хотя в мануале авторы говорят о том, что их игра является «адаптацией фильма». Прежде чем я с головой уйду в рассказ о сюжете, поговорим о технической стороне.

Как видно на видеовставках и скриншотах, игра находится на острие технологических возможностей своего времени. Отличная рисованная графика, качественная музыка, записанные реплики без следов искажения и видеовставки удовлетворительного качества. Обратите внимание на «лицевую анимацию». Я не могу с уверенностью говорить, но впечатление того, что художники, а также движок первой и второй Дюны пересекаются. Впрочем, смотрите сами:

Издатель-то у игр общий, возможно дело в этом. Теперь обратим свой взор на интерфейс. Будем разбираться со всеми элементами слева направо:

Обзор Dune на Sega CD

В самом левом углу — количество дней и положение солнца. Под рисунком книги притаилась карманная Вики Вселенной. Это та мелочь, которая меня радует, ведь такая штука была и в книге и в фильме:

Обзор Dune на Sega CD

В ней содержится много справочной информации, которая поможет вам заполнить пробелы в знаниях Вселенной. Дальше есть две пустые (в данный момент) клетки — это место для двух компаньонов, которые нам будут нужны по сюжету и квестам. Мы можем поговорить с ними, иногда они подскажут что делать, иногда вы не продвинетесь дальше по сюжету, пока не узнаете что-то от конкретного спутника. Эта опция напоминает мне то, как можно было брать спутников в ролевых играх серии Меч и Магия.

Посередине — у нас меню опций, которое трансформируется в диалоговое окно.

Об этой реплике мы поговорим чуть позже
Об этой реплике мы поговорим чуть позже

Диалоги в этой игре не полноценные, и напоминают таковые в BloodBorne/Dark Souls. А именно: мы не отвечаем или беседуем с персонажем, а получаем от него монолог; «Talk to me» нажимаем пока окно не закроется или не начнется повтор монолога; количество и выбор опций не меняется, прям как в Fallout 4 (не смог удержаться от стеба).

Последний элемент интерфейса — навигационная панель. Тут как в Dungeon Crawlers — на то время понятное и хорошее решение. Еще немного о графике и технической стороне. Как можно видеть, каждая локация представляет собой статичный кадр, поэтому мы не можем «осмотреться». Как следствие анимации перехода от одного экрана к другому нет — происходит своего рода переключения слайда. Такое решение напоминает мне старые квесты.

Немного про музыкальную составляющую игры. Поскольку у нас в распоряжении есть аудиодиск, то музыка не стеснена объемом носителя. Композитор (Stéphane Picq) очень точно и чутко воплотил атмосферу Дюны, поэтому каждая композиция западает в душу. Но среди лучших есть мой личный фаворит. Если меня спросят какая мелодия для меня является олицетворением Дюны, то я укажу эту:

Здесь есть все, что заложил Ф. Герберт: нотки космического футуризма, восточного колорита и ощущение безграничности, которое обволакивает изнутри.

Теперь хотел бы обратить внимание на дизайн персонажей. Только два персонажа четко похожи на актеров из фильма: Пол и Леди Джессика, Герцог Лето, вроде, похож, но я не уверен. Остальные же персонажи выглядят совсем иначе и являются (скорее всего) видением художника. Хотя, возможно правообладатели запретили использовать внешность всех актеров, как это было с лицензией на игровую адаптацию Терминатора.

Примечательно, что Император в Dune 1 и 2 совсем на себя не похож, о чем можно убедиться на видеовставках выше. Могли бы состыковать этот образ, ведь игры рядом вышли. Но больше всего досталось Барону Харконнену.

Обзор Dune на Sega CD

Он стал выглядеть посмешищем. Это мое видение, но он должен всем своим видом внушать отвращение и страх перед опасным психопатом с властью. В этом плане очень удачной я считаю вот эту иллюстрацию:

Обзор Dune на Sega CD

В той же книге, персонажи также выглядят по-другому, поэтому на особенностях внешности персонажей не будем заострять внимание:

Если вы будете играть на реальном железе, то знайте, что сохранение происходит в зеркале. Там вы увидите как выглядите сами. Как до этого можно догадаться? Из мануала? — Нет (в мануале можно найти некоторые ошибки, но это мелочи), это нужно узнать самому. И тут мы подходим к геймплею, который может отпугнуть многих современных игроков. Заодно и сюжет затронем.

Номинально все просто и понятно — вот наш главный герой, ему выдают квесты. Выполняй квесты и двигайся по сюжету, но реализация этой простой концепции оставляет вопросы. Так, мы привыкли к тому, что у нас есть дневник, журнал или пда, где отмечены квесты с кратким (или полным) описанием оного. В Дюне этого нет, поэтому если вы будете проходить игру нечастыми сессиями, то стоит подумать над этой проблемой. Я проходил игру на PSP. Около месяца мне нужно было рано-рано утром ехать по делам на автобусе по 40 мин. Чтобы не забыть о чем была речь, я выполнял квест, но не возвращался, чтобы его сдать. Так, мне напоминали куда мне нужно вернуться, чтобы сдать квест. Если вы не в дороге, то можно сделать заметку на листке бумаги или в телефоне. А вот второй аспект квестовой составляющей меня нередко ставил в ступор. Дело в том, что очень часто непонятно что нужно делать. И тут я вспомнил все шутки о неочевидности квестов в Готике и Морровинде. Вот пара примеров, которые вы встретите сразу.

  1. Вам нужно найти сиетч, которого нет на карте. Ах, да, заодно расскажу и как работает в этой игре перемещение. Это очень важная механика, которая будет часто использоваться. Внимание на экран:
Обзор Dune на Sega CD

Это меню орнитоптера (потом ещё будет червь), где мы видим возможность переместиться в только на те точки, которые есть на карте. Но как же найти сиетч? Один (только один из трех) из фрименов вам туманно укажет, что где-то в пустыне на севере-западе есть сиетч. И всё, метка на карте от этого не появляется. Что делать? Я пролазил минут 30, пока не узнал один момент. Когда мы летаем между метками на карте, то можем пользоваться кнопкой «Skip to destination», чтобы не смотреть ролик, пока мы летим. Когда же мы ищем что-то — нужно нажать на край карты с направлением (на север или на восток) и терпеливо ждать, пока нам не скажут, что мы нашли искомый объект. Обратите внимание на эти стрелочки внизу справа, ими можно корректировать свой полет:

Обзор Dune на Sega CD

К слову, оцените технологию: пока мы летим время в игре течет своим чередом (обратите внимание на значок внизу слева). На что влияет смена дня и ночи я не совсем понял. С одной стороны на количество добытого спайса и сроки сдачи дани, но вроде бы нас никто не торопит по итоговому времени (как это было в Fallout 1). В роликах затемнение происходит динамически, когда я впервые это увидел, то у меня отпала челюсть. Другими словами, выглядит это здорово, а учитывая возраст — это просто фантастика. Посмотрите сами (сделать видео не получилось из-за каких-то глюков с эмулятором):

2. Вам нужно найти харвестер. И тут у меня накипело много моментов. И первое, это Герцог и Леди Джессика. Первая реплика: «Я твой отец» и «Я твоя мать». Я бы не обратил бы на это внимание, если бы это не была сюжетно ориентированная игра и нам пару раз не сказали бы про это. Первый раз в заставке:

Обзор Dune на Sega CD

Второй раз в мануале. Из-за этого возникает чувство, что авторы делают хрень. Ведь незнакомый с книгой или фильмом игрок все равно ничего толком в игре не поймет (хотя бы значение слова «сиетч»), а целевая аудитория и так все знает.

К слову о заставке, она кочует из фильма во все игры серии, что близко к самокопированию. Внимание на экран:

А второй повод негодования: а с какого перепуга спайс добывают фримены, а дом Атрейдесов прилетел на Дюну без оборудования? Почему фримены копают песок лопатами?

Обзор Dune на Sega CD

В книге я помню было сказано, что добычей занимаются наемные рабочие с разных планет, а также местное население (я читал книгу лет 5 назад, может что-то и подзабыл), а планета Арракис досталась Атрейдесам вместе со всем оборудованием, которым Харконнены добывали спайс. Ну, ладно, игровая условность, но все таки… А теперь изюминка этой ситуации, которую можно сформулировать так: «Кто-то видел в пустыне заброшенный харвестер. Можешь его найти?» А где и как не скажут — додумайся сам, ты же мессия Дюны или конь в пальто. Вам нужно найти одного человека, который скажет: «Я не видел харвестер, но его видел вон то-о-от парень в соседнем сиетче». Потом вы летите к другому и так, пока не найдете нужный объект. И такие ситуации «пойди туда, не знаю куда, но найди что-то важное» будут преследовать вас довольно часто. Чтобы уберечь себя от негодования и воспламенения стула — держите рядом с собой полное прохождение игры.

А теперь сюжет, рассказ о котором я оттягивал до конца. И тут пора вспомнить о том, что говорил про самостоятельность или второстепенность игры по фильму. Я постараюсь не сильно спойлерить, в надежде, что вы захотите сами пройти игру. Скажу, что игра довольно вольно пересказывает книгу, допуская художественную самостоятельность. Для того, чтобы полностью описать ситуацию мне нужен пример-помощник — игра The Godfather. Разработчики по полной использовали свою лицензию. На моей памяти — это единственная игра, которая смогла повторить фильм, путем вплетения геймплея не повторяя его слово в слово. Именно поэтому игра получилась крайне кинематографичной, сцены из фильма плавно переплетаются с новыми сценками, которые внедряют нового персонажа — вашего альтер его. Напоминаю, что в прологе конкурирующая организация жёстко и брутально ликвидирует члена семьи Корлеоне. Он же по совместительству отец нашего главного героя. Дон Корлеоне обещает сыну убитого и его вдове позаботиться о них. Далее нас встречает сценка со свадьбы дочери Дона, где вдова просит наставить на путь сына. Дон отправляет за нами Луку Брази. Следующая миссия показывает мастерство сценаристов. По книге/фильму Луку ликвидируют, но происходит это за кадром. Игра же показывает то, что читатель/зритель не видел. И это выглядит хорошо, поскольку игра не тупо пересказывает книгу, а реально дополняет её. И так по всей сюжетной линии: игра как будто ходит между каплями дождя. Вроде бы все ключевые сцены нам показывают, но наш персонаж всегда рядом, выполняя какую-то геймплейную работу в тени.

Разработчики Дюны пошли по иному пути и получили немного другой результат на выходе. Сейчас будут спойлеры, потому что иначе не объяснить, поэтому я всех предупредил.

По книге Дом Атрейдесов подставляют Харконнены, а Император помогает в этом. Из-за этого, Пол в один момент лишается всего, что было ему ценно и получает мощнейшую мотивацию к мести по всей вертикали власти. В игре всего этого не происходит, а наша вражда с Харконненами происходит по немного другому поводу. Как следствие вся войны воспринимается не как вопрос жизни и смерти, а как нездоровая конкуренция двух аристократичных кланов. Согласитесь получается совсем другая картина, с иным эмоциональным окрасом. Да, мы встречаем много других ключевых персонажей серии, поэтому назвать сюжет игры полной отсебятиной — будет неправильно.

Из особенностей сюжета произрастает особенность стратегической части. Ребята из Westwood еще не выкатили на суд общественности свою концепцию, а значит и жанра RTS в привычном виде еще не существовало. Поэтому назвать стратегией первую Дюну будет, как по мне, не совсем уместно. Более правильным будет назвать это менеджментом. Мы не воюем до последней капли воды и крови, а лавируем между двумя задачами — добыча спайса и вооруженное удержание сиетчей от противника. Назвать этот менеджмент увлекательным я не стал бы, поскольку в том же Syndicate или XCom распределять ресурсы и мощности было в разы интереснее. Однако не забываем о том, что как сделать лучше (по крайней мере, в то время) не очень знали. Все успешные схемы жанров еще в далеком будущем. Поэтому планировать и управлять всем можно, хотя и без особого энтузиазма. Многое будет не совсем привычным, но это уже мелочи.

Подводя итоги, хочется сказать, что это лучшая сюжетная игра во Вселенной Дюна. Это не потому что она единственная (есть еще одна, но это позор семьи), а потому что разработчики смогли сделать лучшее из того, что имело время. Сказать, что игра идеальна — я не могу. Но в то же время, критиковать недостатки тоже не могу. Что-то мне нравится, что-то нет, но это вопрос вкуса. Многое в этой игре сделано по вкусу разработчиков, потому формулы как сделать правильно — просто нет. Даже в современных условиях мне сложно представить идеальную игру по Дюне, потому что Вселенная слишком большая для игр и фильмов. Поэтому любое произведение будет компромиссом, который вы можете не принять. Фильм Д. Линча длился больше двух часов, но многое в нем было сделано скомкано. Игра длится, как минимум в четыре раза дольше, но сказать, что все и вся было передано тоже не получится… Если вы очень любите книгу и/или фильм, то с игрой я рекомендую ознакомиться. Если же описанные мною особенности вас скорее смущают чем привлекают, то из этого знакомства вряд ли что-то выйдет. Это не игра на час, где можно что-то пробежать. Я надеюсь, что смог рассказать много нового.

Всем спасибо за внимание и удачи.

1717 показов
4.4K4.4K открытий
36 комментариев

Песок ностальгии в глаз попал.

Ответить

Какой еще ностальгии? У кого-то тут была SEGA CD?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Рофл (лол)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На фото с книгами - очень крутое украинское издание "Нейрманта". Тоже все хочу себе прикупить, но никак руки не дойдут.

Ответить