Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Стиль о мечтах, технологиях и психоделическом космосе.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Вступление

Приветствую, я 3D-художник и мне изначально хотелось делать что-то красивое и уникальное, поэтому я с огромным интересом смотрел на трейлеры Киберпанка и восхищался дизайном его мира. Тогда же я начал экспериментировать с 3д объектами, пытаясь придать им интересную форму. В процессе я наткнулся на работы художников Alejandro Burdisio и Евгения Казанцева.

Меня удивила работа со светом, помпезность локаций и причудливость моделей окружения. В то время я узнал о Ретрофутуризме, как о художественном направлении.

Ретрофутуризм – производная футуризма, но если футуризм – современный взгляд на будущее, то ретрофутуризм – взгляд на будущее из прошлого, обычно этот взгляд является устаревшим.

Однако под определение "взгляд на будущее из прошлого" подходит множество стилей (напр. Steampunk, Diselpunk и т.д.), поэтому, когда говорят о ретрофутуризме, то подразумевается временной отрезок, начинающийся в 40-х и заканчивающийся в 60-х годах.

Взгляд на будущее бывает оптимистичным и пессимистичным, на этом моменте ретрофутуризм делится на:

  1. Raypunk – рассказывает историю об утопическом или кажущимся утопическим будущем.
  2. Atompunk – рассказывает историю о будущем, где произошла какая-то катастрофа (обычно катастрофа связана с использованием атома).

Если Atompunk Вам мог быть знаком по играм серии Fallout, то термин Raypunk совсем не популярен. В статье я постараюсь пролить свет на это направление фантастики, ответив на вопросы:

Что такое Raypunk?

Какие основные черты Raypunk'а?

Какова идея стиля?

Автор: <a href="https://www.artstation.com/louislr" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Louis Le Roy</a>
Автор: Louis Le Roy

Что такое Raypunk?

Raypunk – ретрофутуристичная производная Sci-Fi, основанная на представлениях о будущем из 40-60-х годов, основной визуальной особенностью которой является абстрактность образов, обтекаемость форм и активное использование космических тем.

Какие основные черты Raypunk'а?

Чтобы ответить на вопросы, нужно определиться, что в общих чертах представляет из себя Raypunk.
(Важно, не всё перечисленное снизу обязано быть в стиле, если художник или сценарист имеет своё виденье каких-то элементов, то он может их видоизменить или полностью вырезать в угоду какой-то идее, при этом даже не выходя за границы стиля. Однако стоит понимать, что границы условны и в какой-то момент Raypunk может перестать быть Raypunk'ом и стать другим футуристичным стилем, что возможно, т.к. множество стилей ссылаются на один и тот же временной промежуток, а значит элементы могут совпадать. Поэтому в этом вопросе стоит быть внимательным.)

Архитектура

Рассмотрим примеры работ, где центром композиции является здание или система построек:

Мир Raypunk полон огромных зданий, которые могут достигать до нескольких километров в высоту, демонстрируя стремление людей в космос. Постройки часто имеют причудливую общую форму, основанную на простейших геометрических фигурах. Фасад выполнен из металла или стекла, как правило, лишён большого количества деталей.
Выбор материалов фасада обусловлен космическими веяньями, заключёнными в обтекаемости форм, которые, в свою очередь, вдохновлены дизайном космических кораблей, также глянцевые материалы полезны для отражения губительного звёздного излучения, что помогает на других планетах.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Городской дизайн является антифункциональным, ставящим идеи стиля выше удобства населения. Из-за чего не редкость, что здания находятся на большом расстоянии между собой, а пространства между ними не заполняются ничем, кроме ковровой невысокой травой.

В свежих работах пустые пространства постепенно сходят на нет, но не стоит относиться к ним, как к рудименту старой школы дизайна. Особенность пустых пространств, что они пустые, а значит своим ничем помогают выделить какой-то элемент в работе, плюс ко всему они устоялись, как особенность стиля, и в правильных пропорциях могут дать вашему произведению, очень свойственные Raypunk, причудливость и абстрактность.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Важно, в Raypunk растительность редко является центром композиции, главный акцент делается на металл.

На основе вышеперечисленных пунктов мы можем сказать, что архитектурный стиль Raypunk'а является смешением ар-деко, придающий причудливости зданиям, гуги, добавляющий стремительности формам, и гигантизма, демонстрирующего могущественность мира Raypunk.

Интерьер

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Интерьер в Raypunk можно поделить на общественный и домашний, они имеют как ряд различий, так и набор общих черт.
Главное отличие – выбор материалов для отделки интерьера, если в общественных помещениях доминирует металл, то в жилых – дерево и пластик.

Пример общественного интерьера
Пример общественного интерьера
Пример жилого интерьера
Пример жилого интерьера

Также отличается цветовая гамма, если в общественных местах преобладает контрастная яркая, то в жилых – спокойная тёплая. В остальном интерьеры схожи: много свободного места (исключением являются дешёвые квартиры и небольшие заведения), большое количество окон (в том числе и панорамных, что помогает в освещении), частые округлые поверхности.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Техническое наполнение интерьеров не отличается от реального. В гостиной есть диван, телевизор, стол и т.д. В отличии от города, в замкнутых помещениях Raypunk возможно удобное пребывание.

Объекты окружения выполнены из глянцевых материалов, таких как металл или пластик, имеют обтекаемую форму и "стремительный" дизайн.

Что касается мягкой мебели, то используются такие же материалы, что и в реальности, то есть замша, кожа и т.д. с характерной для них фактурой и рефлексом. Также в жилых помещениях некоторая мебель может быть сделана из дерева.

Важно понимать, если Вы хотите сделать интерьер в стиле Raypunk, то следует использовать глянцевые металлы (металл/пластик), т.к. именно они придают картине идентичности в рамках стиля.
Если же вы хотите использовать дерево, то рекомендуется выбрать комбинацию пластик + дерево, что будет соответствовать моде 60-х годов прошлого века, а именно из этого временного промежутка черпает вдохновение Raypunk.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Стиль интерьеров Raypunk – смешение ар-деко (используемый в дизайне мягкой мебели), футуризма (объекты окружения и мебель) и хай-тека (дизайн поверхностей), иногда могут добавляться элементы киберпанка (напр. неон).

Машины

Немалую роль в идентичности стиля играют различные транспортные средства, такие как поезда, автомобили, мотоциклы и т.д.

Имея плавную форму и окрашенный в яркие цвета, транспорт обладает собственным, непохожим на другие стили, характером, а минималистичный дизайн способствует концентрации внимания наблюдателя на, расставленных художником, акцентах.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

В Raypunk часто можно встретить летающие авто. Средством полёта служат реактивные двигатели, которые устанавливаются вместо колёс.
Важно, не всегда машины могут летать, но летающие, как элемент будущего, преобладают.

Для городского пространства не редкость наземное метро, линии которого могут опоясывать всю его территорию:

Мотоциклы сильнее всего продвинулись в своём дизайне, в Raypunk они стали больше напоминать миниатюрные космические корабли:

Транспорт обычно показывается в воздухе на контрасте со зданиями для демонстрации величия Raypunk и на земле для демонстрации технологичности.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Важно, если Вы хотите сделать какой-либо транспорт в стиле Raypunk, то для получения максимальной идентичности следует исключить угловатые формы и колёса. Объект идейно должен ориентироваться на космический корабль (из-за этого двигатели напоминают реактивные), нежели на реальный транспорт.
Не стоит заниматься излишней детализацией объекта. Raypunk – не киберпанк, огромное количество микросхем и проводков будут лишь убивать стиль в вашей работе. Форма Raypunk легка, минималистична и читаема.

Мода

Человек в Raypunk является главным элементом настроения мира. Через его образ показываются мечты, красота и стиль.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

В плане изображения человека, Raypunk – один из самых чувственных стилей. Все люди выглядят эстетично: аккуратные причёски, общая ухоженность и минимализм в дизайне задают настроение внешнему виду, а, часто встречающиеся, комбинезоны являются главным показателем этой чувственности. Они подчёркивают главные достоинства женского и мужского тела, местами, излишне сексуализируя его.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Сексуализация – частая практика в Raypunk, Вы не встретите плохо выглядящих девушек или неопрятных мужчин. Если тело, то идеальное, если волосы, то объёмные, если одежда, то облегающая.

Сама одежда берёт вдохновение из космических мотивов. Например комбинезоны являются и космическими комбинезонами тоже. Они редко имеют вырезы и покрывают всё тело, противоположная ситуация с обычной одеждой, которая демонстрирует всю человеческую красоту, открытые руки и ноги – обычное дело. Открытый живот и глубокое декольте – также не являются редкостью в том числе и в официальном костюмах.

Если бы у неодушевлённых вещей Raypunk были чувства, то больше всего их было у одежды, то количество эмоций, которое она выражает, то настроение, что задаёт очень важно для идентичности Raypunk, как стиля про мечту и космос.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Вывод по визуальной части

Raypunk является "пёстрым", эпатажным стилем, не боящимся показать человеческую красоту. С точки зрения дизайна объектов окружения, архитектуры и интерьеров стиль является абстрактным и причудливым, часто даже не пытающимся быть похожим на реальность или действовать по её логике.
Если Вы хотите создать арт в стиле Raypunk, то следует поискать вдохновения в таких стилях, как ар-деко (полезен для поиска идей для дизайна домашних интерьеров и иногда архитектуры), стримлайн модерн (полезен для поиска концепта архитектуры), брутализм (полезен для поиска концептов архитектурных форм), гуги (эталон в дизайне зданий).

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Raypunk как идея

Raypunk – история о мечте, почти все вышеописанные элементы работают на раскрытие этой темы. Форма, цвет, дизайн неразрывно связаны с настроением общества и мира в целом. В этой главе рассказывается какими нарративными конструктами стоит пользоваться для получения Raypunk в своей работе (данный раздел также может быть полезен сценаристам).

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Мечта через дизайн

Дизайн показывает стремление, оптимизм и движение в будущее через форму, цвет, материал (поверхности) и архитектуру. Раннее в статье была описана визуальная часть стиля, я считаю, что по поводу дизайна я сказал достаточно, поэтому перейдём к следующему пункту.

Мечта через космос

Множество элементов дизайна Raypunk вдохновлено космосом, поэтому, как минимум, лор работы (будто это сюжет или картина) должен обладать космическими темами, в противном случае теряется связь дизайна и мира, т.к. главная цель нарратива Raypunk – показать мечту, а мечта обычно демонстрируется через космос, из-за чего транспорт может летать, у объектов такой причудливый дизайн, а в моде популярны комбинезоны. Без космоса связь элементов теряется.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Про пришельцев

Важной частью космоса являются пришельцы, которые в Raypunk выступают в роли антагонистов. Периодически между цивилизациями происходят масштабные военно-космические конфликты с использованием крупной техники.
Чаще всего пришельцы показываются, как гуманоиды с видоизменёнными конечностями, органами или окрасом, своим видом внушают страх и опасность.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Про параноидальные образы

Параноидальный образ – визуальный, зачастую абстрактный, конструкт. Его цель – передать какую-то информацию наблюдателю. Образы могут представать, как пугающий гуманоид с причудливым внешним видом или как странная локация. Своим видом они отражают космическую паранойю и страхи человека, тем самым придавая миру загадочности.

Пример параноидальной локации (Atomic Heart)
Пример параноидальной локации (Atomic Heart)
Пример параноидального образа
Пример параноидального образа

Мечта через технологии

Технологии являются одним из главным методов достижения цели. При их помощи человек может совершать межгалактические перелёты, исцеляться от тяжёлых болезней, становиться сильнее, умнее, совершать научные открытия.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Сверхтехнология

Важное место отводится так называемой "сверхтехнологии".
Сверхтехнология – образующая технология или элемент для других технологий. Часто в роли сверхтехнологии может выступать атом, при помощи которого делают долгоживущие и эффективные батарейки, производят научные открытия, создают оружие и т.д.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Оружие

Немалую роль в стиле играет оружие, оно обладает высокой мощностью и, рассчитано больше для военных целей, нежели для самозащиты. Бывает двух видов: огнестрельное (используется преимущественно на Земле) и лазерное (используется на Земле, в космосе и как оружие массового поражения). Иконическим экземпляром последнего является Ray Gun, от которого Raypunk ещё называют Raygun Gothic. Оружие является средством защиты и порабощения других планет или слабейших цивилизаций человеком.

Импланты

Импланты в привычном понимании (единичная замена какого-то участка тела) не очень частое явление в стиле, чаще встречаются киборги (полностью аугментированный человек).

Импланты являются частью концепции будущего, а значит могут быть задействованы при создании персонажей, главное понимать, что визуально импланты в Raypunk – не тоже самое, что импланты в киберпанке, т.к. если в киберпанке это хромовые вставки с большим количеством деталей, то в Raypunk импланты чаще представлены металлическими хром-никелевыми вставками с минималистичным дизайном.

Роботы

В Raypunk бывают двух видов:

  1. Гуманоидные – имеют схожие с человеком черты (набор конечностей, общая форма), но в целом не пытаются копировать его вид (металлическое покрытие, хорошо видные детали и их стыки, лицо часто не отображает эмоций). Также отличить человека от робота можно по движениям: у машин они резкие, у человека плавные. Роботы могут убедительно пародировать человеческое поведение, а некоторые и речь.
  2. Не гуманоидные – не имеют схожих с человеком визуальных черт, некоторые экземпляры могут пародировать человеческое поведение, речь – роботизированная.
Гуманоидный робот
Гуманоидный робот
Не гуманоидный робот
Не гуманоидный робот

Роботы могут использоваться в войнах, силовых структурах (для охраны порядка), быту (как домашний ассистент), на заводах (на конвейере) и во множестве других сфер. Роботы не имеют субъектности, поэтому вопрос об отношении к ним, как к чему то большему, не поднимается.
В плане идеи, машины являются важным элементом демонстрации технологий.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Вывод по идее

Лор Raypunk почти исключает конкретную мотивацию, часто всё сводится к абстрактному стремлению к какой-то абстрактной идее, которая, как правило, завязана на общественном благе, космосе или другой мечте. Поэтому сюжетная мотивация характерная для других стилей (напр. "выживи", "укради", "отомсти" и подобное) не всегда может подойти для Raypunk. Чаще всё завязано на поиске, но поиске не конкретных вещей, а идей. Да, идеи могут быть связаны с каким-то конкретным объектом, но сам объект не должен являться первоцелью.

Стиль часто демонстрируется, как счастливая вариация будущего с величественными зданиями, зелёной травой и яркими цветами, противопоставляется этому космос и технологии, которые кроме мечты несут страх. В космосе – это его бесконечность и инопланетная угроза, в технологиях – техногенные катастрофы. Поэтому, несмотря на настроение счастья, в контексте стиля могут быть представлены тёмные и жестокие истории, которые будут играть на контрасте с общим визуалом и атмосферой.

Важно, если Вы захотите создать пугающую историю, то следует создать атмосферу гнёта, тем более ресурсы в виде космоса и параноидальных образов для этого уже есть.
Таким образом стиль является довольно гибким, когда речь заходит о настроении произведения, но не терпит "конкретных" целей.

Как создать произведение в стиле Raypunk?

Чтобы создать произведение в стиле Raypunk – мало сделать скруглённую форму объектам и накинуть ретро фильтр. Для создания действительно хорошего произведения следует вкладывать в него какой-то смысл или, как минимум, следовать постулатам стиля, относительно которого выполняется работа. В Raypunk такое сделать сложнее, т.к. материала, на который можно опираться очень мало, а тот, что имеется датируется ещё прошлым веком и часто является морально устаревшим, тем не менее даже среди него есть достойные экземпляры.

Источники и послесловие

Как я говорил в начале, я являюсь 3D-художником и в свободное время я занимался созданием работы, вдохновлённой стилем Raypunk, перед собой я поставил цель показать его тёмную сторону.

"Red Funeral" является визуализацией страхов стиля, которые показываются через бесконечный металл, высокие здания и причудливый дизайн, ниже предоставлена видео-компиляция локации, которую я сделал.

Видео-демонстрация моего проекта.

Главный упор был сделан на создание объектов окружения, что было большой проблемой с учётом требований, которые я перед собой ставил, а именно предать стилю каждый объект окружения без исключения. Проблема заключалась в недостатке материала для референсов, поэтому 99% времени я занимался экспериментами с формой, пытаясь добиться причудливого, но при этом интересного по современным меркам вида.

Raypunk — стиль, о котором никто не знает

Если Вас заинтересовала моя работа, то Вы можете скачать проект на itch.io и самостоятельно оценить его (при наличии хорошего ПК), перейдя по ссылке на страницу проекта на itch.io:

Также Вы можете подписаться на мой Artstation, ближайшее время я выложу рендеры всех объектов из Red Funeral:

Если Вы ищете референсы для создания арта, 3д модели в стиле Raypunk или просто хотите открыть для себя что-то новое, то можете воспользоваться моей доской на Pinterest, где собрано более тысячи работ разных авторов:

Если Вы сценарист или хотите сформулировать для себя основные принципы стиля без лишней воды, то можете скачать Articy Draft проект, где максимально кратко описаны основные положения Raypunk.

Если Вы не пользуетесь Articy Draft, то можете скачать Word версию:

Спасибо за прочтение! Если Вам есть, что сказать касательно статьи или моего проекта, то приглашаю в раздел комментариев. Буду рад услышать аргументированную критику.

1K1K показов
2.7K2.7K открытий
33 репоста
15 комментариев

Atompunk – рассказывает историю о будущем, где произошла какая-то катастрофа (обычно катастрофа связана с использованием атома).Не знаю, зачем опосля брать старые картинки и пытаться поделить их на какие-то подкатегории, особенно если они все стремятся говорить об одном и том же. Это всё ретрофутуризм, отражение светлого будущего глазами современников 50-60-ых. А атомпанк так называется из-за времени "приручения" атома, т.е. послевоенное время, никакой катастрофы для этого не требуется. То, что есть у фоллыча — это постапок после ретрофутуризма.

Ответить
Автор

Хорошая точка зрения, но у меня другое мнение. В теории да, Атомпанк и Рейпанк не должны разделяться, но по факту Атомпанк предстаёт, как более приземлённая вариация счастливого будущего, Рейпанк же наоборот более абстрактен и не сколько про Землю, сколько про космос и его изучение.
И это отличие я считаю достаточным, чтобы разделять их. Но Ваше мнение имеет вес, спасибо за него.

Ответить

Ошибочная формулировка, атомпанк не требует катастрофы, суть не в этом. Как и в других "-панк"-стилях, это про развитие мира на основе некой конкретной технологии, возведённой в абсолют и влияющей на все сферы жизни и общества. В данном случае это атомная энергетика. Серия Fallout является атомпанком только в лорной своей части, в основе, в целом же это постапокалипсис.
Рейпанк - это предшественник атомпанка, более абстрактный и безумный, с чисто фантастическими технологиями, не основанными на чём-то конкретном, вроде силы пара или атомной энергии. Просто "а давайте у нас как будто бы..." Как по мне, эта размытость и отсутствие центральной темы делают его самым неинтересным из "-панков".
Статья же - интересное собрание картинок из самых разных течений ретрофутуризма. Не более.

Ответить

Нормальный лонг и нет актива - классика

Ответить

Весь актив собрался на экстренное заседание по вопросам иноагентов

Ответить

уххххххххххххх, вот это афигенский лонг
чел, спасибо тебе

Ответить

Из всех "панков" люблю "драгон-панк" Там где технологии, магия и со-но драконы и тп твари. Как яркий пример серия Файнал Фентази.
Ну а за статью спасибо. Рисовал когда на конкурс для сообщества СССР 2061 про пионеров будущего. Вполне прикольно, но не мое.

Ответить