Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 7 (1997—1998)

Всем привет! Я продолжаю знакомиться с проектами по Star Wars. Правда, в этот раз поиграл не во всё — что-то не запустилось, а что-то ни в какую не захотелось. Но обо всех впечатлениях я всё равно обязательно расскажу!

Итак, всё еще вторая половина девяностых и всё еще LucasArts штампует старворсы для самых разных целевых аудиторий. В этой подборке вас ждут, возможно, не самые известные проекты во франшизе, но тем интереснее будет о них узнать. Что скажете насчет «Монополии» по Star Wars или об игре с контроллером в виде «Тысячелетнего сокола»? А слышали ли вы когда-нибудь о файтингах по вселенной? Знаете, что первой глобальной стратегией по «Звездным войнам» была вовсе не Empire at War? Усаживайтесь поудобнее, сейчас я вам обо всем поведаю!

Проекты в подборке:

31. Monopoly Star Wars (1997) — Первая коллаборация

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: Artech Studios

Геймплей можете глянуть <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Faway.php%3Fto%3Dhttps%253A%252F%252Fyoutu.be%252FuBdaae7Rz4E%26amp%3Bcc_key%3D&postId=1410618" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>
Геймплей можете глянуть тут

Если вы хоть раз играли в «Монополию», то про игру мне вам особо рассказывать нечего. Тут все то же самое, что и в классической настолке, разве что в стилистике «Звездных войн». Вместо фигурок по доске бегают Люк, Хан, Вейдер и другие персонажи оригинальной трилогии, а голос C-3PO озвучивает каждое действие игроков. Зоны разных цветов — это планеты, на которых вы скупаете определенные области. Вместо вокзалов — звездные истребители, а взамен домов и отелей — колонии и космопорты.

Если по какой-то причине вы понятия не имеете, как играть в «Монополию», то в двух словах — бегаем по квадратному полю по кругу (простите за каламбур), скупаем области разных цветов и стараемся разорить конкурентов. Задача: остаться единственным игроком на поле, то есть стать монополистом.

Кстати, изначально Monopoly Star Wars вышла в настольном формате. При этом ее продажи оказались настолько хороши, что Hasbro и LucasArts решили по-быстрому склепать компьютерную игру. По-быстрому в прямом смысле этого слова. Настолка появилась в 1997-м, а к концу этого же года подоспело и ее виртуальное воплощение. Еще должна была выйти версия для PlayStation, но ее почему-то отменили.

А вот и настольная версия
А вот и настольная версия

Если вы фанат «Монополии» и «Звездных войн», попробовать проект, конечно, можно, но современная версия от Ubisoft все же будет поудобнее и поразнообразнее.

32. Star Wars: Masters of Teräs Käsi (1997) — Первый файтинг в далекой-далекой галактике

Платформа: PlayStation

Разработчик: LucasArts

Прохождение аркадного режима за Люка

Перед нами не только первый файтинг по вселенной «Звездных войн», но еще и первый SW-эксклюзив для PlayStation. Повод же для мордобития в нем таков — Император расстроился, что повстанцы уничтожили его драгоценную «Звезду Смерти», и решил отомстить. Разумеется, чужими руками. Чтобы изничтожить ключевых членов Альянса, он нанял девушку Арден Лин — мастера почти забытого боевого искусства терас-каси… На этом сюжет заканчивается и начинаются драки!

При первом же запуске Masters of Teräs Käsi у меня возникли стойкие ассоциации с Tekken. Тут такие же трехмерные арены, по которым можно перемещаться не только влево и вправо, но и вбок. Четыре кнопки удара — две на руки, две на ноги. Ну и в целом ощущения от игры похожие — просто Tekken 2 я перепроходил буквально за пару месяцев до Teräs Käsi, так что впечатления свежи. Разве что графика в Star Wars мне показалась красивее.

Интересный факт: если Tekken в переводе с японского означает «железный кулак», то Teräs Käsi с финского — «стальная рука»
Интересный факт: если Tekken в переводе с японского означает «железный кулак», то Teräs Käsi с финского — «стальная рука»

Впрочем, как минимум одно значимое отличие от Tekken здесь всё же есть! Почти у каждого персонажа Teräs Käsi имеется по две стойки — с оружием и без. При переключении между ними меняется не только набор приемов, но и параметры урона и скорости. С оружием бойцы становятся медленнее, но и бьют больнее. А еще тут есть полоска энергии для спецприемов. Но как ей пользоваться, я так и не понял.

Вот бы мне кто объяснил, как активировать суперку…
Вот бы мне кто объяснил, как активировать суперку…

Режимы игры традиционны для файтингов тех лет. Есть аркада, где ты поочередно дерешься с ботами. После победы над финальным боссом, Вейдером, тебе показывают короткий CGI-ролик, уникальный для каждого бойца (а я вот скачал версию на русском языке и остался без заставок). Еще можно подраться с другом за одним экраном, есть режим выживания (где жизни не восполняются), бои командами по четыре бойца в каждой и тренировка.

Так как в файтингах я несилен, то оценить качество геймплея я не могу. Однако журналисты тех лет игру преимущественно ругали. В основном за медленных персонажей, неинтересные комбо и дисбаланс (мне вот показалось, что Люк со световым мечом — имба). А вот за что лично я могу пожурить Teräs Käsi, так это за малое количество бойцов. Если в той же Tekken 2 их 25 штук, то здесь всего 8 стандартных и 5 скрытых, которых без книжки «Коды и секреты» и вовсе не откроешь.

А вот и та самая Арден Лин, что дебютировала в этой игре
А вот и та самая Арден Лин, что дебютировала в этой игре

Masters of Teräs Käsi стала тем самым первым неудачным блином, который поставил крест на других возможных драчках по франшизе. Следующий файтинг с персонажами из «Звездных войн» выйдет аж спустя 11 лет! И то это будет Soulcalibur IV от Namco Bandai, где Вейдер, Йода и Старкиллер — лишь «приглашенные гости». Впрочем, кое-что игра всё же подарила фанатам. Именно благодаря ей в Расширенной Вселенной появилось такое понятие, как терас-каси, а также персонаж Арден Лин.

33. Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset (1998) — Первые ЗВ с уникальным контроллером

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: Artech Studios Ltd.

Полное прохождение

Честно, я долго и упорно пытался запустить игру. По крайней мере, дольше тех 30 минут, что требуется на ее прохождение. Перепробовал всевозможные комбинации совместимости, скачал программку для перехода в 16-битный цветовой режим. Всё тщетно! На Windows 10 игра так и не заработала, так что мне пришлось проходить ее на YouTube. Как оказалось, я ничего не потерял.

Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset — это еще одна коллаборация «лукасов» и Hasbro. Главная особенность проекта, несомненно, его контроллер. Вместе с игрой шли специальный пульт для клавиатуры в виде кабины «Тысячелетнего сокола» и фигурка Хана Соло. Судя по составу набора, комментариям на YouTube и самому геймплею, игра была рассчитана исключительно на детскую аудиторию. И со слов уже повзрослевших фанатов всё с того же ютуба, в детстве они «Сокола» действительно обожали.

А вот для взрослого человека, даже самого отъявленного поклонника Star Wars, геймплей вряд ли представит хоть какой-то интерес. В начале игры некий упитанный повстанец говорит, что только мы можем найти чертежи «Звезды Смерти», разорванные на три части и запрятанные где-то в далекой-далекой. Чтобы их отыскать, пользователь должен проверять в произвольном порядке планеты, а весь геймплей сводится к тому, что ты либо смотришь боевые сцены из оригинальных фильмов и в определенные моменты прожимаешь на чудо-контроллере QTE, либо летаешь на «Соколе» по всяким тоннелям и тоже прожимаешь QTE. В финале мы должны промчаться по желобу и взорвать «Звезду Смерти», после чего пухлый дядя-повстанец скажет, что мы стали мастером-джедаем. Конец.

34. Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith (1998) — Знакомство с будущей женой Люка

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: LucasArts

Полное прохождение

Mysteries of the Sith — это дополнение к Dark Forces II. Несмотря на это, оно вышло достаточно большим, поэтому я бы хотел рассказать о нем отдельно.

Прошло пять лет с тех пор, как Кайл Катарн победил темного джедая Джерека. За это время он успел не только состариться и поседеть, но также обрел ученицу Мару Джейд. Раньше она была Рукой Императора, но со временем встала на светлую сторону Силы, а впоследствии и вовсе стала женой самого Люка Скайуокера (по крайней мере, в Расширенной вселенной — как там в диснеевском каноне, я не знаю, так как 7-9 эпизоды ЗВ не смотрел).

Катарн немного постарел, но все еще крут
Катарн немного постарел, но все еще крут

Впрочем, до женитьбы с Люком еще далеко. Mysteries of the Sith начинается тогда, когда Мара только-только завершает обучение у Катарна. Так уж совпало, что в этот момент на их базу нападают оставшиеся силы Империи. Кайл разбирается с неприятелями, и дорожки героев расходятся. В то время как учитель отправляется на удаленную планету по личным делам, Мара остается служить Новой Республике. Именно ей мы и будем управлять большую часть игры.

Так как Mysteries of the Sith — это дополнение, то и геймплей тут аналогичен основной игре. Бегаем от первого или третьего лица, стреляем во врагов и время от времени машем световым мечом. Хронометраж стал поменьше, но несильно. Если в Dark Forces II была 21 миссия, то тут их 15 (если считать секретный уровень).

На секретном уровне можно поиграть за Люка Скайуокера. Как его открыть, читайте <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Faway.php%3Fto%3Dhttps%253A%252F%252Fsteamcommunity.com%252Fsharedfiles%252Ffiledetails%252F%253Fid%253D759915180%26amp%3Bcc_key%3D&postId=1410618" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>
На секретном уровне можно поиграть за Люка Скайуокера. Как его открыть, читайте здесь

Что стало хуже:

• Первое, что бросается в глаза — пропали заставки с живыми актерами. Теперь вместо них обычные кат-сцены на движке. Выглядит всё это гораздо хуже, чем было в основной игре.

• Отсутствует шкала морального выбора. Если в Dark Forces II убийство невинных толкало героя на темную сторону Силы, то здесь ты хоть всё мирное население вырежи, останешься светлым джедаем. Соответственно, концовка тоже одна.

Правда, я всё равно старался убивать только плохих парней
Правда, я всё равно старался убивать только плохих парней

• Локации, кажется, стали еще запутаннее. Постоянно возникают ситуации, что тебе не понятно, куда идти. Причем происходит такое с первой же миссии. Всё дело в том, что нужные проходы порой зачем-то запрятаны в таком месте, что просто так их не разглядеть. Приходится минут по двадцать бегать по уровню, надеясь отыскать неприметный люк или отверстие.

• Головоломки иногда также ставят в тупик и не всегда адекватно продуманы. В одной из последних миссий я потратил кучу времени, бегая по уровню, а оказалось, что нужно было сдвинуть камень под водой, чтобы продвинуться дальше. Дело в том, что за всю игру персонаж ни разу ничего не двигал! Как вообще можно догадаться, что под конец прохождения Мара ни с того ни с сего научилась перетаскивать предметы, еще и под водой?! Или другой пример. Ты можешь лупить финального босса до посинения и не понимать, отнимается у него здоровье или нет. Не буду рассказывать, в чем там фишка, но без ютуба я бы не прошел. Ход, конечно, интересный, но трындец неочевидный.

За минуту до встречи с финальным боссом
За минуту до встречи с финальным боссом

Что стало лучше:

• За счет улучшений движка преобразилась графика. Стало больше визуальных эффектов, появилось цветное освещение.

• Геймплей сделался разнообразнее. Мне понравились перестрелки в невесомости и эпизод с побегом из тюрьмы, где драться можно только на кулаках. В финальных миссиях разработчики тоже использовали интересный прием — «сломали» всё оружие, кроме светового меча. До этого я им почти не пользовался, а тут даже было прикольно с ним побегать.

Еще был интересный момент с переодеванием
Еще был интересный момент с переодеванием

• Больше нет однотипных боссов со световыми мечами, которые убиваются одинаково.

• Появилось больше видов оружия. Правда, из новинок я пользовался разве что снайперской винтовкой, а так бегал со всем старым. На википедии, например, пишут про какую-то карбонитовую пушку, замораживающую врагов… Я такую вообще в глаза не видел!

Скоро одним имперцем станет меньше
Скоро одним имперцем станет меньше

Лично мне Mysteries of the Sith понравилась меньше Dark Forces II. Несмотря на более разнообразный геймплей, неочевидность маршрутов и головоломок сильно раздражает. Когда ты по 20-30 минут бегаешь в поисках запрятанного не пойми где люка, это не весело.

35. Star Wars: Rebellion (1998) — Первая глобальная стратегия по «Звездным войнам»

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: Coolhand Interactive

Обзор на английском и кадры геймплея

Какой поклонник «Звездных войн» хотя бы разок не мечтал возглавить Альянс повстанцев или Империю и победоносно пройтись по галактике? Увы, все предыдущие игры по Star Wars давали поуправлять от силы несколькими героями, но никак не целыми армиями. И только в 1998 году мечта фанатов сбылась — вышла первая полноценная стратегия по культовой франшизе.

Еще раз — 1998-й! Это год, когда появились оригинальная Star Craft и Dune 2000, а жанр стратегий в реальном времени был безумно популярен. Удивительно ли то, что LucasArts решили запилить свою RTS с Дартом Вейдером и его шл… турмовиками? «Конечно, нет!» — именно так думал я, запуская Star Wars: Rebellion и предвкушая погрузиться в разборки Альянса и Империи…

Ожидание
Ожидание

Как же я ошибался… Несмотря на то, что во всех источниках в первую очередь жанром игры значится именно RTS, на самом деле перед нами оказывается… 4, мать ее, Х-стратегия! А-а-а-а-а!

Реальность
Реальность

Простите меня… Я признаюсь, я вообще не фанат стратегий, но в детстве, как и многие теперь уже 30—40-летние мужики, гонял в C&C, Warcraft, Dune и другие шедевры «золотого века» RTS. Да, я всегда играл на легком уровне сложности, потому что стратег из меня никакой. Никогда не рашил и строил базы по 2-3 часа, пока на карте не закончатся ресурсы. Но 4, мать его, Х-жанр… Он всегда вызывал у меня какой-то страх и отторжение. Все эти тонны менюшек, куча переменных, дипломатия, шпионаж, 100500 областей на карте, у каждой из которых по 100500 характеристик… И всё это есть в Star Wars: Rebellion!

Честно, я проделал довольно серьезную подготовительную работу. В стиме не было русификатора, и я не только его отыскал, но и написал руководство для других, как его поставить. Вообще это мое первое руководство, написанное для Steam… И у меня такое ощущение, что я сделал что-то не так, потому что… Я его написал, но в сообществе игры не вижу.

Так и быть, разрешаю
Так и быть, разрешаю

Далее я стал гуглить гайды. Прочитав большую вводную статью на ЛКИ, я вроде как даже понял, что и как надо делать.

Итак, у нас есть карта галактики (можно задать трех размеров), в которой есть системы. В каждой системе есть планеты, на которых можно производить ресурсы, строить флот и еще что-то. Планеты можно переманивать на свою сторону дипломатией, захватывать силой, поднимать на них мятежи и даже устраивать им блокады.

Я еще решил выпендриться и выбрал самую большую галактику
Я еще решил выпендриться и выбрал самую большую галактику

Есть герои — как известные по фильмам (Люк, Хан, Дарт Вейдер), так и просто статисты. Их можно посылать на разные планеты с разными миссиями (шпионаж, дипломатия и так далее) и назначать им должности. А Люк или Вейдер могут еще находить NPC, в которых есть Сила, и тренировать их. Причем по ходу игры сам Люк тоже тренируется и проходит путь от новичка до мастера-джедая.

И всё это, кстати, не в пошаговом режиме, как в какой-нибудь Total War, где у тебя есть время изучить ситуацию, подумать и только потом нажать «Следующий ход». Помните, что это RTS? Вот-вот, все действия здесь происходят в режиме реального времени! Единственное послабление для новичков — возможность замедлить таймер, отсчитывающий внутриигровые дни.

Цели у обеих сторон, по сути, одинаковые. Империя должна захватить Люка Скайуокера и Мон Мотму (главу Новой Республики), а также базу Альянса. Повстанцы, в свою очередь, обязаны пленить Вейдера и Императора и овладеть Корусантом.

Вот так выглядит штаб Империи
Вот так выглядит штаб Империи

Всё описанное выше — это механика игры буквально в двух словах, на пальцах и без упоминания космических битв (а они тоже есть). На деле же, как и подобает любой уважающей себя 4Х, всё гораздо сложнее, с большим количеством деталей и, конечно, кучей меню!

Так вот, на чтении ЛКИ моя подготовка не закончилась. Я запустил кампанию Альянса и начал читать все внутриигровые советы C-3PO. После стал тыкаться по всем менюшкам по очереди, пытаясь понять, что к чему. Не понял. Пошел в руководства Steam и увидел статью «Как быстро победить за повстанцев». Думаю: «Ага, оно!» Открываю, читаю, мало что понимаю, а после гляжу на предисловие: «Конечно, вы уже должны хорошо разбираться в механиках игры», — говорится там. Открываю другую статью в стиме — огромную, с детальным описанием всего и вся и расписанную так, чтобы любой чайник понял, что где за кнопочка и для чего она нужна. При этом автору руководства, с его слов, потребовалось всего-то четыре года, чтобы пройти кампанию на легком уровне сложности и с минимальным размером карты…

Прости, Челобакка, я всё просрал…
Прости, Челобакка, я всё просрал…

И я сдался. Простите, у меня нет никакого желания тратить десятки часов на изучение механик в нелюбимом мной жанре. Но всё же часть обещания я сдержал. Я говорил, что буду делиться с вами впечатлениями от игр по «Звездным войнам», и считаю, что эту часть сделки я всё же выполнил…

Конец седьмой части. Продолжение следует...

8787
28 комментариев

Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith - Мара Джейд что-то знакомое. Помню пираты продавали мод SW Jedi knight - Ledi Jedi. Что-то не купил по предчувствию. Пираты даже озвучивали на русский. При том покупал дофига паленых модов к вульфу 2001 и медали аллиед ассолт)

P.S. Star wars galactic battlegrounds вообще тема. Играл и создавал кампании и карты полдетства точно

4
Ответить

Мара Джейд хорошо знакома тем, кто много читал книг по ЗВ в 90-е и 00-е.

Ledi Jedi - это фанатский мод на движке Jedi Knight про девушку, пытавшуюся убить Вейдера, но перешедшую на тёмную сторону. Необычный проект. С одной стороны, он васянский в том смысле, что дичайше антиканоничный. С другой - это полноценная сюжетная компания, в которую вложено довольно много креатива.

Главная фишка мода - запредельная сложность. Тем не менее, некоторое удовольствие я от его прохождения получил. Мара, кстати, там появляется в виде камео в паре мест.

5
Ответить

Star Wars Galactic Battlegrounds - моя любимая стратегия детства, обожаю ее! Вот надеюсь скорее дойти до нее и снова перепройти :)

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Поделитесь потом впечатлениями) Конечно, мне не зашло, но все же жанр не мой. Интересно будет узнать об игре с позиции знающего жанр игрока)

1
Ответить

Надо будет глянуть, что ждет меня дальше. Вроде как там должен быть еще один X-Wing. Если так, то следующая часть марафона будет нескоро :D

А еще я подбираюсь к 1999 году. Чувствую, скоро пойдет шквал проектов по первому эпизоду.

3
Ответить

Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith о да помню бегал по уровню и не знал как пройти дальше. Это проблема ряда 3д игр и дизайна уровней тех времен. И да из-за отсутствия кат сцен с живыми актерами игра сейчас смотрится чуть хуже оригинала.

3
Ответить