Женский взгляд на скролл-шутеры

Женский взгляд на скролл-шутеры

Интервью с Надеждой «Rizzych» Трифорсовой, участницей турнира La Calice Cup Winter 2019. Разговор пойдёт о чемпионате, творчестве и шмапокультуре в целом.

Если игра даже без прохождения заставляет говорить о себе — это хороший знак.

— Расскажи немного о себе, чем занимаешься, и какой у тебя путь в мире шмапов до турнира?

Rizzych: Меня зовут Надежда, но лучше меня знают как Rizzych the Dungeon Toaster. Живу в Москве, учусь на дизайнера, рисую и очень люблю шмапы. Мой путь к ним начался в 2013 году, когда тот самый OmKol проходил на стриме Gun-Nac на эксперте с рикошетами. По какой-то причине игра моментально запала мне в сердце, и я то и дело пыталась в неё играть, хоть выходило и плохо.

Женский взгляд на скролл-шутеры

Задолго до этого пробовала Touhou, но от её геймплея просто кружилась голова. После Gun-Nac меня заинтересовали другие представители жанра, особенно doujin-игры, среди которых была Cho Ren Sha 68k. Пусть сложность этой игры до сих пор не для меня, я часто называю её любимой во всём жанре.

Продолжая знакомиться с другими играми, я вновь вернулась к Touhou, где смогла показать уже более достойные результаты. На данный момент мною пройдены почти все части на нормале 1СС, все экстры с PC-98, а также эксипы 6 и 10 частей.

Зимой 2015-го OmKol играл в удивительную игру, которая только повысила мой интерес к жанру — Hitogata Happa. Пусть она трудная для меня на любой сложности кроме лёгкой, но в Easy я держу неплохой результат. К любимым шмапам не так давно добавился Judgement Silversword, там в таблицах у меня тоже далеко не самый плохой результат. Я продолжаю знакомиться с новыми играми и вряд ли уже переключусь на другой жанр.

Женский взгляд на скролл-шутеры

— Как ты попала на чемпионат, какие впечатления он оставил и довольна ли ты своим результатом?

Rizzych: Попала по двум причинам — заменить знакомого, который не смог принять участие, да и просто открыть для себя новые игры, и побольше влиться в тусовку.

Впечатлений очень много, в основном, конечно, положительные. Даже в самых стрёмных играх было довольно весело, хотя несколько негативных моментов на стримах ловила. Особенно хочется выделить Star Force — первую игру, которую я запустила. В итоге она стала любимой в соревновании. Этот шмап породил на моих стримах парочку мемов, один из которых я даже проиллюстрировала.

Удивило то, что игра, на которую возлагала большие надежды, не оправдала их. Оказалось, что она мне не подходит, в ней было просто не интересно.

Результатом своим вполне довольна, хотя было ощущение, что в некоторых играх могла выжать и больше. Я удивилась тому, что в своей команде не оказалась последней, чего изначально ожидала. В некоторые игры мне бы хотелось поиграть ещё.

Покажу две иллюстрации, которые нарисовала во время чемпионата.Первое — я и PowerUp из Star Force, его я по какой-то причине прозвала Дружищем-Пирожищем. Второе — девочка из Sky Adventure, она выдаёт различные бонусы между уровнями.

— Отличные рисунки! Ты часто изображаешь персонажей из игр или это всего лишь малая часть твоих сюжетов? Кстати, где можно увидеть твои работы?

Rizzych: Примерно 80% моего контента — это арты с персонажами игр, чаще всего это Touhou, но иногда можно встретить и другой фанарт на довольно редкие штуки, в том числе различные шмапы. Везде меня можно найти как Dungeon Toaster, чаще всего публикуюсь в Твиттере — @OrdinaryRizzych, но есть и паблик в ВК — Rizzych, the Dungeon Toaster.

Сейчас в основном занята дипломным проектом, для которого я делаю… Концепт шмапа!

— Тоховцы удивительные люди. Столько творчества и любви на протяжении многих лет — это поразительно. Мы в SHMUPRADIO очень трепетно относимся к Touhou движению, но погружаемся в него постепенно. Что посоветуешь новичкам в мире, созданного Zun, как лучше всего в него войти?

Rizzych: Я была очень рада, когда просто так включила послушать радио, а там заиграл мой любимый трек второй части!Многие советуют начинать с шестой, но я из тех, кто любит первые пять и советую начинать с них, даже с первой, которая не шмап!Хотя возможно людям просто лень, или сложно заниматься эмуляцией.Я начинала с первых частей (а точнее с четвёртой), потому что в своё время шестая часть меня не впечатлила. Она до сих пор ощущается слабой, но хватит об этом, наверное…Главное, что музыка достойная.

— Девушки и шмапы. Как считаешь, много вас в жанре и были ли ещё соперницы на турнире?

Rizzych: На чемпионате точно были, а в целом насчёт фанаток не уверена, однако есть как минимум пример, когда, кажется, в Battle Geregga какой-то из рекордов держит именно девушка.Но вообще да, особо не встречала даже любительниц Тохо в плане геймплея. Возможно, они просто прячутся.

— В каком режиме ты играла, тренировала ли каждый раунд подобно Николаю или твой стиль участия был более спокойным?

Rizzych: Я старалась играть каждый день, но наши с OmKol стили игры и правда отличаются. Я не пользуюсь сейвстейтами*, абсолютно. В таком стиле я начала играть примерно в 2016 году, когда с одним человеком поспорила, что смогу быстрее, чем он пройти режим Extra четвёртой части Тохо без тренировок с сейвстейтами.Конечно, я не осуждаю тех, кто ими пользуется — просто для себя выбрала иную манеру игры и тренировок.

Мой стиль называется «семь бед — один ресет».

*Сейвстейт — приём, при котором вы сохраняетесь в отдельных местах на уровне, чтобы откатываясь к сохранению, тренировать прохождение небольшого участка раунда.

— Что нового ты открыла для себя в профессиональном плане за время турнира, может приём, новую стратегию или идею?

Rizzych: Пожалуй, ничего особо нового. Опять увидела свои сильные и слабые стороны. Например, я довольно быстро запоминаю уровни и расположение врагов, но мне тяжело даются повторения одного и того же. Поэтому в некоторые игры из-за их затянутости просто не хотелось возвращаться.

С другой стороны, есть ощущение, что за время турнира мастерство всё-таки выросло, а значит, технически, я смогу одолеть новые для себя игры, или добить старые.

К тому же, благодаря турниру мне захотелось организовать постоянную стрим-рубрику — «Шмапцы в четверг» — twitch.tv/ps2rizz. Почему в четверг? Потому что в игре Mibibli’s Quest в уровне «Четверг» у нас есть уровень-шмап! Да, это отличное оправдание.

— Какие игры на турнире тебе понравились, к чему ты вернёшься, а что забудешь словно страшный сон?

Rizzych: Больше всего мне понравился банальный Star Force. И хочется теперь поближе посмотреть на версию для NES, а то видела её только в прохождении OmKol. Весьма понравилась Galaga, но не уверена, что в ближайшее время запущу её просто так. Вероятнее всего попытаюсь вернуться к Sky Adventure — местная музыка ещё долго не будет выходить из головы. Возможно, попробую одолеть Espgaluda — игра очень интересная, но для меня сложная из-за механик.

Ну, а насчёт того, к чему не вернусь — это точно NAM 1975. Весьма необычная игра и мне кажется странным, что она была на турнире, но по крайней мере она была смешной. Хотелось бы забыть Same! Same! Same!, и в то же время интересно посмотреть, осилю ли я когда-нибудь хотя бы первый уровень…

В целом, турнир напомнил, за что я люблю скролл-шутеры, и в следующем году я попробую достигнуть нескольких целей — Cho Ren Sha 68k на один круг в их числе.

— Какие альбомы у тебя любимые в жанре?

Rizzych: О, саундтреки — чуть ли не главная тема в разговорах о шмапах. Думаю, ни для кого не секрет, что музыка — одна из самых важных вещей в данном жанре.

Женский взгляд на скролл-шутеры

Если говорить о любимых саундтреках, в голову сразу приходит Cho Ren Sha 68k. Познакомилась с этой игрой в 2014 году и до сих пор не встретила ничего, что могло бы вызвать во мне такие чувства. Драйвовость, идеальная синхронизация с уровнями и очень приятное звучание в целом — я никогда не встречала ничего подобного.Конечно же, нельзя не отметить серию Touhou Project. Тут мы имеем разное звучание в каждой части! Впрочем, о музыке из Тохо не говорил разве что ленивый.

Из классики стоит отметить Battle Garegga и игры от CAVE. Пожалуй, любимая игра в плане саундтрека — Dodonpachi DaiFukkatsu BLACK LABEL. В целом с данной серией познакомилась именно через саундтрек и это говорит о многом.

Из менее популярного отмечу музыку Gun-Nac. Тоже отлично подходит уровням, и в целом — альбом хочется слушать даже отдельно от игры.

Часто слушаю саундтреки из Gley Lancer, Soldier Blade и Star Parodier.

— Не секрет, что шмапов очень много. Что посоветуешь начинающим пилотам, с чего начать и как двигаться вперёд?

Rizzych: Вопрос действительно сложный. Мне кажется, что я начала свой путь с подходящей игры — это был Gun-Nac.

Он достойный по всем параметрам и при этом интересный. Игра, которая не выбивает из колеи своей сложностью. Если, конечно, речь не идёт об эксперте с рикошетами, но это скорее местный мем.Почти сразу после неё я перескочила на различные данмаку, но это не мешало мне наслаждаться и классикой — к примеру, Parodius.

Начинающим я советую познакомиться с играми серии Soldier на PC-Engine, в том числе со Star Parodier на PCE-CD. Мне кажется, с них начинать интересно. А после можно поглядывать в сторону игр от CAVE.

Начинать с них — сомнительное удовольствие, но они явно смогут заинтересовать многих игроков красивой графикой, драйвовым геймплеем с интересными механиками, а также музыкой.

Хотя иногда мне кажется, что начинать с игр с аркадных автоматов тоже полезно — игрок сразу будет готов к тому, что большая часть представителей данного жанра не шутит со сложностью.

— Играешь ли ты в шмапы на мобильных платформах? Есть любимые?

Rizzych: Меня довольно слабо в целом привлекает мобильный гейминг — на телефоне и прочем таком чаще играю в ритм-игры, но на iPad, тем не менее, купила порты Deathsmiles и DoDonPachi Dai-Fukkatsu.

Женский взгляд на скролл-шутеры

Порты обновили буквально в прошлом году, поэтому удержаться было невозможно. Конкретно на iPad играть довольно удобно, кстати!

— Топ 10 шмапов от Rizzych

Rizzych: При всей моей маниакальной любви к систематизации… пожалуй, мне не под силу создать полноценный последовательный топ. Слишком большая ответственность, что ли? Да и каждый раз тревожно упустить что-то, поэтому в целом считаю, что топы стоит обновлять примерно раз в год.

Впрочем, какие-то десять игр я могу выбрать, пусть и без конкретного порядка, так что на цифры не стоит обращать внимание.

  • Cho Ren Sha 68k. Потрясающая по всем параметрам игра, в которой нет абсолютно ничего лишнего.
  • Judgement Silversword. Не самый известный представитель жанра, с которым на самом деле стоит ознакомиться всем. Просто ещё одна удивительная игра, выжимающая из консоли всё.
  • Hitogata Happa. Для меня этот прелестный шмап стал доказательством того, что я, чёрт возьми, люблю разбираться в разных механиках и скорить. Хотя всегда предпочитала что-то более простое и понятное.
  • Star Force (аркадная версия). А вот и простая по механике игра, в которую хочется залипать долго, потому что её недостатки быстро превращаются в достоинства. Спасибо La Calice за эту игру!
  • Dodonpachi DaiFukkatsu (и обычный, и Black Label). Все ведь ждали хотя бы один скролл-шутер от Cave в списке, да? Всё-таки именно с него, а точнее — с местной музыки, началось моё знакомство с играми этих разработчиков. Серия вся отличная, но по мне — всё самое интересное собрано именно в DFK.
  • Battle Garegga. Достаточно неожиданно для меня самой, на самом деле. Но сложно не отметить качество этой игры и то, как она повлияла на весь жанр. А как классно играется переиздание 2016 года!
  • Touhou 14.3 — Impossible Spellcard. Хотя бы одну часть Touhou добавить стоит. И достаточно внезапно я хочу отметить именно эту часть. Да, это спин-офф с необычным геймплеем, но мне кажется, что именно эта часть может заинтересовать тех, кто с серией полноценно знакомиться не хочет.
  • Gun-Nac. Здесь и говорить не о чем — мой старт в этом жанре и просто очень классная игра на Famicom. Кажется, я уже достаточно много сказала о ней.
  • Final Soldier, Soldier Blade и Star Parodier/Parodia. Честно ли ставить три игры на одно место? Вряд ли, но в моём сердце эти шутеры всегда именно вместе. По названиям ясно, что все они из серии Soldier, и по геймплею схожи между собой. Не самые сложные, эти шмапы всё равно могут наказать невнимательного игрока.
  • ALLTYNEX (серия). Ещё один пример читерства и целой серии на одной позиции! Однако я не могу воспринимать эти игры отдельно. Речь идёт о Kamui, RefleX и ALLTYNEX Second. Необычный геймплей, запоминающийся графический стиль и классная музыка — уже достаточно много причин, чтобы познакомиться с этой серией. Сложность может слегка напугать, но на самом деле к играм довольно быстро привыкаешь.

Конечно, хочется отметить ещё очень многих, но проблема в том, что большинство из них я попросту не могу пройти.Однако, если игра даже без прохождения заставляет говорить о себе — наверное, это хороший знак.

— Большое спасибо за интервью! Надеемся ещё не раз увидеть тебя в рейтинговых таблицах следующих турниров! Попутного ветра!

Rizzych: Спасибо! Там скоро La Calice Cup ещё один, ой как жду…

Источники

Основная статья: «Rizzych - Women's view of scroll-shooters», shmupradio.com.

Читайте также под звуки радио

Интервью c разработчиками из M2, впервые опубликованное в выпуске 315 немецкого журнала M! Games. В нём команда рассказывает о судьбе Aleste, об их подходе к портированию и разработке новых частей для классических серий, а также делится подробностями о предстоящем выходе Aleste Branch - Возрождение Aleste

Печально известный дизайн североамериканского издания Phalanx на Super Nintendo постоянно включают в списки «худших» обложек видеоигр всех времён. Перед нами один из немногих случаев, когда о художественном оформлении говорят больше, чем о самой игре - Искусство обложки The Phalanx

Одним из аспектов компании Sega, перед которым её поклонники благоговеют чуть ли не единогласно, является запоминающаяся игровая музыка, бывшая на протяжении 80-х и 90-х годов явлением стабильным. Не важно, о какой аркадной игре шла речь; если она была разработана японским подразделением Sega, то в ней с большой вероятностью звучала отличная музыка - Хироши Кавагути - легендарный композитор SEGA

33 показа
1.5K1.5K открытий
14 комментариев

я не вижу тоху (¬‿¬)

Ответить

Но в там же есть Touhou 14.3 — Impossible Spellcard.

Ответить

Ну как же не видите, вон же цитата "Продолжая знакомиться с другими играми, я вновь вернулась к Touhou, где смогла показать уже более достойные результаты. На данный момент мною пройдены почти все части на нормале 1СС, все экстры с PC-98".

Ответить

Не в первый раз подмечаю, что ретрошмаперы обходят Crimzon Clover стороной в дискуссиях.

Ответить

Знать бы, кто именно. Для меня это уж точно не последняя по значимости игра жанра =)

Ответить

Хотя подозреваю, что режим Novice в Crimzon Clover слишком лёгкий, а режим Arcade слишком сложный для большинства игроков.
К примеру сложность Normal во многих играх серии Touhou именно что нормальная, позволяющая игроку пройти игру за вменяемое количество попыток без необходимости долго сидеть в режиме тренировки и учиться по чужим прохождениям. Немало консольных ретрошмапов либо изначально создавались не настолько сложными, либо при портировании с аркадных автоматов были упрощены, так как уже не было необходимости выбивать жетоны с игрока. Crimzon Clover же явно был рассчитан на игроков, выросших на аркадах, кому не чуждо десятки часов сидеть и учить игру, которая проходится за полчаса.

Ответить

Ну хоть не три в ряд.

Ответить