Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Wasteland 1, разработанная Interplay и изданная Electronic Arts в 1988 году, самая старая компьютерная ролевая игра, которую мне удалось пройти на данный момент. Пишу об этом в начале, так как это важно для понимания того как игра воспринимается современными игроками. Игра была переиздана в 2013 году для современных платформ. Во вселенной Wasteland в 1998 году произошёл ядерный конфликт между США и Советским Союзом, в результате чего большая часть планеты стала необитаемой пустошью. Группу армейских инженеров США ядерный удар застал во время их строительных работ на юго-западе страны. В поисках укрытия они наткнулись на тюрьму для приговорённых к смерти преступников, которая была также снабжена производственными мощностями. Не долго думая, бравые военные выгнали преступников в пустошь, ну их же всё равно к смерти приговорили, а сами заняли здание тюрьмы. Через многие десятилетия, потомки этих военных и выживших жителей прилегающих территорий, стали называть себя «пустынными рейнджерами» в честь традиций техасских и аризонских рейнджеров. Действие Wasteland разворачивается в 2087 году, оказалось, что выжившие есть и в других населённых пунктах. Ваш отряд рейнджеров направляют исследовать беспокойную ситуацию в тех местах и помочь местному населению.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Да, «главный квест» задан максимально расплывчато. И это прекрасно! Вы должны самостоятельно исследовать открытый мир и никто не будет вести вас за руку. От слова совсем. В игре нет журнала куда бы записывались важные диалоги и задания. Так что для серьёзной игры советую вести самостоятельный дневник. Но основной сюжет в игре всё-таки есть и при этом весьма интересный, однако его контуры проявляются только ближе к середине игры. Помимо него есть и сайд-квесты в разных локациях, мир игры довольно большой. Оригинальная игра поставлялась вместе с бумажным изданием «параграфов». В определённые моменты игры на экране появляется сообщение, что дополнительную информацию можно прочитать в сборнике «параграфов». Это небольшой текст, описывающий среду, происходящее или разговор. Делалось это с целью экономии памяти на компьютере а также борьбы с пиратством. Интересно, было ли такое в других играх того времени. В издании 2013 года «параграфы» включены в саму игру и озвучены.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Графика в игре на мой взгляд не так уж и плоха для игры возрастом почти в 35 лет. Но я вообще ни разу не графоблудник и, тем более, люблю пиксель-арт. Главное что всё в игре видно чётко и ясно, ничего не расплывается, объекты и текст видны хорошо. Изображения героев и противников в режиме битвы сделаны красиво и даже с юморком. Единственное меня немного смущает, что общий визуальный стиль игры слишком яркий и цветастый, как будто бы на дворе не Пустошь, а сады Эдема.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

В начале игры вам предлагается создать партию из четырёх человек или воспользоваться уже готовой командой. В Wasteland довольно стандартный набор характеристик и навыков персонажей, я не буду на этом останавливаться, так как для прохождения игры вам всё равно понадобится читать мануал и гайды по игре, где подробно описываются навыки, набор опыта и левел-ап. Всего в партию может входить до 7 человек.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Не знаю как выглядел бой в других играх того времени. В Wasteland представлен пошаговый бой, где у игрока довольно мало свободы. Если на вас нападают или вы решаете на кого-то напасть первым, то игра переходит в режим боя в котором у игрока не такой уж и большой выбор действия. Вы можете, по одному действию за ход, передвигаться, всей группой или одним персонажем, применять навык или предмет, уклоняться, менять оружие, перезаряжать его или собственно атаковать. Попадания и урон носят вероятностный характер с учётом умений персонажа и характеристик оружия. Проблема в том, что никакой тактики в этом нет. Да, вы можете передвигаться, но особой практической пользы это не приносит. За исключением того, что несколько персонажей, заточенных на ближний бой идут вперёд, пока остальные стреляют с дистанции. Нет никаких специальных умений типа «снайперский выстрел» с большей точностью, но меньшим уроном, или наоборот что-то вроде «ураганный огонь» с большим уроном, но меньшей точностью. Сперва это было как-то ещё немного интересно, но под конец игры я просто на автомате клацал по нескольким клавишам и максимально быстро проматывал экран статистики боя. В общем – скучно. Хотя я не хочу выдвигать это как претензию, наверное, в 1988 году сложно было сделать что-то иное.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Хочу сказать несколько слов о геймплее в целом. Он очень непривычен для современного избалованного игрока. Моё первое впечатление о Wastelenad было похоже на мой первый опыт игры в Dungeons & Dragons. Когда в DnD я наткнулся на ловушку, то будучи наигранным в Baldurs Gate, я говорю ведущему, что я её обезвреживаю. А он меня спрашивает: «как»? В Wasteland нельзя просто нажать «использовать» и проблема решится. Вам нужно думать что и как сделать. Нельзя просто ткнуть пальцем в закрытую дверь, чтобы она открылась. Вы можете для этого, например, использовать предмет — взрывчатку, характеристику – силу или навык взлома. У персонажей есть пассивное восприятие, но часто для поиска важных предметов нужно встать в определённое место и использовать навык восприятия. Это по-своему интересно, но часто бывает раздражающим. Например, обследовать большую комнату по квадратикам, каждый раз используя «восприятие». А никто и не скажет вам где и что именно нужно было найти. От этого игра может застопориться и придётся читать прохождение, ну или фанатично обследовать каждый миллиметр. Иногда взаимодействие с окружающим миром может быть странным. Например, в одном квесте вам нужно отдать некий предмет одному человеку. Что вы думаете нужно сделать в этом случае? В игре оказывается нужно применить этот предмет… на себя.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Диалоги с NPC тоже сделаны непривычно для современного игрока. Вместо дерева реплик у вас… командная строка. Или как это правильно назвать. В общем нужно самому ввести слово и персонаж уже как-то на это отреагирует. Это, конечно, сложно, но, с другой стороны, так создаётся ощущение реалистичности происходящего. Если вы выбрасываете предмет из инвентаря, то он пропадает навсегда, если вы случайно выкинули какой-то нужный для прохождения ключ, то всё, аста ла виста. В игре много всяких прикольных мелочей, можно купить хот-дог, можно заразиться венерическим заболеванием. Вообще игра сама по себе очень сложная. В игре всего один слот для сохранения игры. Один. Не знаю было ли такое решение обусловлено техническими возможностями того времени или это сознательный выбор разработчиков. Боёв очень много и они часто бывают очень сложными. Как проходить эту игру с одним сейв-слотом я не представляю. Я для себя просто копировал папку с файлом сохранения. В игре довольно много головоломок и порой бывает очень трудно додуматься как их пройти, что куда применить. Несколько раз я обращался к «прохождению» игры. Оно, кстати, в формате pdf поставляется вместе с игрой в версии от GOG. Само «прохождение» написано литературным языком, так что «подглядывание» в него не ощущается как некое читерство. Просто словно читаешь книгу.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Пишут, что Wasteland 1 – это одна из первых игр с «персистентным» (постоянным) миром. То есть если игрок снова заходит на локацию, в которой он уже был, то он находит её в таком же виде, как и тогда, когда он её оставил. Она не ресетится.

Как я понимаю, в оригинальном издании игры от 1988 года, музыки не было. В издании для современных систем она появляется. И она потрясающая! Это какой-то потрясный эмбиент. Ради одного саундтрека хочется играть в эту игру. Можно ничего не делать, просто залипать под музыку. Найдите её на Ютубе и просто зацените.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

Резюмируя, можно сказать, что Wasteland 1 – это одновременно очень сложная и очень интересная глубокая игра. Играть в неё будет тяжело, но если вы ярый фанат РПГ и темы постапокалипсиса, то она стоит своего времени. Если же вы не горячий поклонник ролевых игр и Фоллаута, то лучше пройти мимо.

Ах да, совсем забыл сказать, классическая версия поддерживает только английский язык.

Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)

В 2020 году вышел ремастер данной игры с улучшенной графикой, игровым журналом и возможностью многократного сохранения игры (хотя всё равно советую копировать сейвы в ключевых местах). Также имеется русский перевод. Я как-то упустил эту новость, когда начинал играть в Wasteland 1. Но я не жалею, что прошёл именно «классическую» версию, было интересно почувствовать аутентичный опыт игры. Однако стоит отметить, что у «ремастера» довольно низкий рейтинг на GOG, главным образом из-за большого количества багов. В какую версию играть – решать вам. Механика, как я понимаю, у обеих игр одинаковая.Перед прохождением игры настоятельно советую прочитать мануал к игре от разработчиков и вот этот гайд.

Он нормально переводится через Яндекс-переводчик, я проверил. Хотел бы к нему добавить только, что не стоит делать более двух персонажей, заточенных под ближний бой. И что не стоит всё-таки «пропускать» некоторые виды оружия. Они часто пригождаются.

2020 показов
1.6K1.6K открытий
22 репоста
64 комментария

Представили лицо Тимурки, который попробал бы поиграть в эту игру?

Ответить

Это кто? Я на новенького

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Имаджинировал, да...

Ответить

Да, следом пройти эту и все ролевки до 1975 года

Ответить

Делалось это с целью экономии памяти на компьютере а также борьбы с пиратством. Интересно, было ли такое в других играх того времени. А еще, чтобы игроков троллить. Историю про марсианскую принцессу прочитал? И да, были. В тех же шедевральных Dragon Wars или Pool of Radiance.

Не знаю как выглядел бой в других играх того времени. По-разному. В Вейстленде довольно типичный вариант "блобберного" пошагового боя (игра при этом, разумеется, сама не блоббер) с фазовой боевкой. Изюминка - что "под капотом" есть тайловое позиционирование партии и противников.
В Wasteland представлен пошаговый бой, где у игрока довольно мало свободы. Нормально там свободы.
Проблема в том, что никакой тактики в этом нет. Тактика есть. Пусть и не сравнимая с тем же Pool of Radiance. Но это и не фэнтези, тех же заклинаний контроля нет.
Да, вы можете передвигаться, но особой практической пользы это не приносит.Эээ? Да мимо Голиафа (который безвреден) и остальных (которые _очень_ не безвредны) можно как раз пробежать налево в, афаир, Needles.
Хотя я не хочу выдвигать это как претензию, наверное, в 1988 году сложно было сделать что-то иное.Можно было и по-другому, были разные подходы. Советую посмотреть Wizard's Crown 1986 в качестве примера тактической пошаговой боевки на отдельной боевой карте.
Когда в DnD я наткнулся на ловушку, то будучи наигранным в Baldurs Gate, я говорю ведущему, что я её обезвреживаю. А он меня спрашивает: «как»? Самое смешное, что зависит от мастера. Так как вторая редакция (и дальше) как раз рассчитывали вместо ответа _как_ простое применение скилла.
Это по-своему интересно, но часто бывает раздражающим. Например, обследовать большую комнату по квадратикам, каждый раз используя «восприятие»Protip: можно реорганизовать скиллы, часто применяемые поставить первыми.
В игре оказывается нужно применить этот предмет… на себя.Какой предмет? Может вспомню? Иногда бывает, что логика была в том, что ты просто, считай, поднимаешь предмет над головой, чтобы видели город и мир.
Диалоги с NPC тоже сделаны непривычно для современного игрока. Вместо дерева реплик у вас… командная строка. Или как это правильно назвать. Обычный разговор по keywords. Был в значительной части CRPG тех лет.

В игре много всяких прикольных мелочей, можно купить хот-догХОБО-ДОГ! Только экологически чистые бомжи!

В игре всего один слот для сохранения игры. Один. Не знаю было ли такое решение обусловлено техническими возможностями того времени или это сознательный выбор разработчиков.Технически, там вообще нет слотов. Ты постоянно меняешь мир игры. Поэтому без оригинальной дискеты нельзя нормально сыграть второй раз.

Боёв очень много и они часто бывают очень сложными. Как проходить эту игру с одним сейв-слотом я не представляю.Как, как... F5 нажимал, или copy писал.

Как я понимаю, в оригинальном издании игры от 1988 года, музыки не было. Не было, не было.

Единственное меня немного смущает, что общий визуальный стиль игры слишком яркий и цветастый, как будто бы на дворе не Пустошь, а сады Эдема.EGA же! 16 цветов. Поэтому палитру подбирали distinct (если вообще оригинальную палитру трогали).
Ты бы еще про CGA бы такое спросил с его четырьмя цветами.
А так поздравляю с полетом на вертолетике. :-)

Ответить

Хехе, ворвался с двух ног..)

Ответить