Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

…можно в 2022 году написать игру на калькуляторе Электроника МК-61.

Первый стандартный комментарий к таким статьям
Первый стандартный комментарий к таким статьям

В прошлом году за 1 000 рублей мне достался программируемый калькулятор Электроника МК-61 1990 года выпуска. Вообще этот калькулятор выпускался аж с 1984 года и имел колоссальный успех у советских граждан. Персональные компьютеры были доступны не каждому. Я бы даже сказал — практически никому, а калькулятор, в свою очередь, стоил 85 рублей (быстрый поиск в интернете показал, что средняя зарплата в те времена составляла 190 рублей), что не слишком дешево, но вполне доступно. Кроме того, МК-61 имел намного больше возможностей, чем предыдущие модели (например, Электроника Б3-34 или Электроника МК-54). В дальнейшем МК-61 эволюционировал в Электронику МК-52, который с помощью ПЗУ позволял запоминать программы после выключения питания.

За счет того, что в МК-61 был встроен дополнительный процессор, в нем появились новые функции: генератор случайных чисел, возврат целой или дробной части числа, модуль, определение знака и так далее. Увеличилось и количество доступных программных шагов (105 вместо 98-и в Электронике МК-54) и регистров памяти (15 вместо доступных в ранних моделях 14-ти).

Мне калькулятор достался в состоянии, близком к идеальному. В комплекте шел оригинальный чехол, блок питания и относительно потрепанная жизнью инструкция. Калькулятор может питаться как от сети, так и от трех АА батареек.

Про Феликс М расскажу как-нибудь позже
Про Феликс М расскажу как-нибудь позже

На этом закончим с техническими моментами и историей, тем более я сам мало что понимаю в устройстве подобных калькуляторов.

Сейчас я вкратце расскажу об основных принципах проведения расчетов на этом калькуляторе, а потом постараюсь написать простенькую игрушку, хотя это будет ох как непросто.

Для удобства я буду пользоваться эмулятором, который позволяет отслеживать состояние регистров памяти в реальном времени и даже вводить код в текстовом режиме.

Порядок расчетов

Первым делом, когда неподготовленный человек старается совершить на МК-61 простейшее арифметическое действие, возникает проблема: «А где здесь сука **** *** клавиша равно?»

Дело в том, что на клавиатуре калькулятора действительно нет знака равно («=»). Зато над клавишей сброса значения (Сх) затаилась непонятная клавиша (В↑). Это кнопка ввода числа в память (т. е. в регистр Y).

МК-61 использует для расчетов так называемую обратную польскую запись. Помимо видимого на экране значения (т. н. регистра Х), в калькуляторе есть еще три участвующих в расчетах регистра (Y, Z, T).

Для того, чтобы сложить два числа, например 5 и 2, надо последовательно нажать 4 клавиши: первое число (5); B↑; второе число (2); клавишу сложения («+»). На экране отобразится сумма (7). Вот, что происходит с памятью:

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Клавиша В↑ помещает значение из регистра X в регистр Y, из регистра Y в регистр Z, а из Z в T. При этом значение в последнем регистре T стирается. Если нажать на клавишу «+», то значение в регистре Y сложится со значением в регистре X, а прочие регистры сместятся на 1 ячейку назад. Аналогично производятся и другие арифметические действия. При вычитании из регистра Y вычитается регистр X, а при делении регистр Y выступает делимым, а регистр X — делителем.

Перейдем к более сложным действиям. Допустим, нам надо совершить два действия: вычитание и умножение, при этом вычитание производится первым.

Например: (2-6)*10.

Можно пойти простым путем: вводим 2, отправляем в регистр Y; вводим 6, вычитаем; вводим 10, умножаем, получаем значение (-40). После совершения первого действия мы получили (-4). Если при этом ввести число 10, то (-4) автоматически отправится в регистр Y.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Можно поступить иначе: ввести 10, отправить в регистр Y; ввести 2, отправить в регистр Y, при этом 10 переместится в регистр Z; ввести 6, вычесть; умножить. На одно действие больше, но результат один и тот же.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

В общем-то, это все, что нужно знать про вычисления на МК-61 (как и на предыдущих моделях калькуляторов). Непривычно и требует время для изучения.

Однако, нас интересует совсем другое. А именно…

Режим программирования

Сложилось так, что получив в распоряжение устройство, предназначенное для написания программ, первым делом я пытаюсь накодить какую-нибудь игру, ведь учиться чему-то новому проще всего в игровой форме.

Второй стандартный комментарий к таким статьям
Второй стандартный комментарий к таким статьям

Так сложилось и с Электроникой. Изучив тему, я понял, что люди в свое время извращались как могли. На экране, который показывает только 8 цифр (не считая индикатора отрицательного значения и экспоненты), можно поиграть в морской бой, пройти трехэтажный лабиринт или даже запустить симулятор космических баталий.

Представьте, что у вас есть трехэтажный лабиринт, в котором каждый этаж представляет собой сетку 7*4. В ячейках этой сетки есть стены, которые можно взорвать (при этом запас динамита ограничен), и различные припасы (количество уменьшается каждый ход). Позиция игрока отображается на экране в формате F.XXXXXY, где F — это номер этажа, количество чисел после запятой — положение по X, а последнее число — положение по Y. Цель игры — найти выход из лабиринта.

И все это на калькуляторе со 105-ю возможными командами и 16 регистрами памяти!

Пора бы написать собственную игру.

В моем случае мы будем угадывать число, которое загадал калькулятор (стандартная задача для обучающих курсов, но на большее на текущий момент меня не хватит. Изначально я хотел написать подобие BlackJack или игры «Очко», но понял, что это слишком сложно).

В начале статьи я говорил, что МК-61 умеет генерировать случайные числа. Для того, чтобы сгенерировать случайное число, нужно последовательно нажать клавиши К и В↑ (СЧ). Проблема заключается в том, что при использовании функциональных клавиш (с использованием клавиши F) генератор случайных чисел (ГСПЧ) может сломаться и, например, начать выдавать одно и тоже число раз за разом. Это общеизвестная проблема, решить которую не успели, так как Советский союз немного закончился.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Но для нашей игры обязательно нужен рабочий генератор случайных чисел, ведь угадывать одно и тоже число раз за разом не очень интересно. Сразу скажу, что особо не вникал в недокументированные особенности МК-61, из которых возникла целая религия «ЕГГОГОлогия» (в честь фразы «ЕГГОГ», которая появлялась на экране калькулятора при возникновении ошибки в вычислениях), поэтому буду действовать, что называется, в лоб.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Переключаемся в режим программирования последовательным нажатием клавиш F и ВП (ПРГ).

Каждое нажатие клавиши вводит определенную команду, которая кодируется двухзначным символом. Три символа слева — это наш код, а в правой части экрана отображается счетчик команд (т. е. позиция последней команды в программной памяти).

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Сперва надо сформировать алгоритм игры. МК-61 загадывает случайное число от 1 до 100. Игрок вводит число. Если введенное число больше загаданного, то калькулятор выдает «1», если меньше, то «-1». Если число угадано, то на экране появляется «ЕГГОГ». Количество попыток неограниченно.

Сперва напишем код «игры» на Python для сравнения:

import random as rnd def guess_game(): rnd_number: int = rnd.randint(1, 100) game_on: bool = True while game_on: guess_n = int(input()) if guess_n > rnd_number: print('1') elif guess_n < rnd_number: print('-1') else: print('ЕГГОГ') game_on = False guess_game()

15 строчек чистого говнокода.

Теперь определимся с алгоритмом ГСПЧ. Я решил использовать самый простой линейный конгруэнтный метод, при котором следующее «случайное» значение напрямую зависит от предыдущего.

Формула:

seed = (seed * A) + C Mod M, где:

seed — первоначальное значение, от которого высчитываются последующие «случайные» числа, при этом переменная seed меняется с каждой следующей итерацей.

A, C, M — параметры, заложенные в алгоритм. Эти параметры нужно подбирать тщательно, но в сети есть множество подходящих вариантов.

Алгоритм построен таким образом, что «случайное» значение — это остаток от деления левой части выражения на константу M.

Итак, за первоначальные значения принимаем следующее: A = 106; C = 1283; M = 6075.

Сперва нужно ввести эти значения в память калькулятора. Для этого используется клавиша X⟷П (ввод числа в регистр). Вводим число 106, нажимаем X⟷П и нажимаем клавишу регистра (предлагаю использовать регистр A). Вводим: 106 >>> X⟷П >>> . (a).

Аналогично поступаем с другими числами. 1283 помещаем в регистр B, 6075 в регистр C. Первоначальное значение (seed) помещаем в регистр E. Seed вы придумываете сами, но при этом надо учитывать, что при вводе одного и того-же seed, случайные числа с каждым новым запуском программы будут повторяться.

В итоге должно получится следующее:

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Оговорюсь, что все эти значения нужно вводить в режиме автоматических расчетов (т. е. в режиме обычного калькулятора). Для перехода в этот режим нужно последовательно нажать F и /-/ (АВТ).

В режиме программирования последовательно вводим следующие команды (каждая команда разделяется пробелом):

П⟷Хe П⟷Хa * П⟷Хb + С/П

Мы посчитали первую часть выражения. По порядку: достаем из регистра E значение 5 691 (переменная seed отправляется в регистр X); достаем из регистра A значение 106 (константа A отправляется в регистр X, переменная seed отправляется в регистр Y); умножаем; достаем из регистра B значение 1 283 (константа C отправляется в регистр X, предыдущее вычисленное значение отправляется в регистр Y); умножаем.

С/П отвечает за точку остановки. Когда программа доходит до этой команды, она приостанавливает работу и позволяет ввести дополнительные значения в память, если это требуется.

По итогам вычислений мы получим 604 529, но это не то число, что нам нужно. Теперь надо посчитать остаток от деления 604 529 на 6 075 (регистр C).

Остаток от деления считается по следующей формуле:

r = x — (m * y), где:

r — остаток от деления;

x — делимое, то есть в нашем случае 604 529;

m — делитель, то есть 6 075;

y — неполное частное, то есть результат деления 604 529 на 6 075 без части после запятой.

Модифицируем код:

П⟷Хe П⟷Хa * П⟷Хb + X⟷П9 П⟷Хс / К[x] П⟷Хс * П⟷Х9 - /-/ X⟷Пe С/П

Погнали. Первая часть кода остается такой же, за исключением того, что финальное значение мы помещаем в регистр 9 для последующих вычислений. Далее мы вытаскиваем из регистра С наш делитель, делим 604 529 на 6 075. Получается значение с точкой. Убираем дробную часть с помощью команды К >>> 7 [X]. Снова достаем из регистра С значение 6 075 и умножаем на полученное. Из регистра 9 достаем 604 529, тут же вычитаем его и убираем минус. Новый seed помещаем в регистр E.

Для запуска программы надо перейти в режим обычных расчетов (F >>> /-/ (АВТ)) и нажать В/О (возврат к нулевому индексу программы) и С/П (Старт/пауза).

Случайное число готово. Проверка в Excel подтвердила, что алгоритм работает верно. Даже можно полюбоваться на график из 3 000 «случайных» чисел.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Проблема заключается в том, что в данный момент наш ГСПЧ выдает случайное значение от 0 до 6 075. А нам нужно число от 1 до 100. Для этого нужно взять остаток от деления полученного числа на 100 и прибавить 1.

Повторяем тот же алгоритм еще раз. Здесь можно было бы создать подпрограмму, чтобы не повторяться, но по моим подсчетам, это займет больше ячеек программного кода (или я чего-то не понял).

Сперва надо ввести в регистр D константу 100, от которой мы будем высчитывать второй остаток.

Потом набираем следующий код:

П⟷Хe П⟷Хa * П⟷Хb + X⟷П9 П⟷Хс / К[x] П⟷Хс * П⟷Х9 - /-/ X-П9 X⟷Пe П-Хd / K[x] П-Хd * П-Х9 - /-/ 1 + Х-П9 Сх С/П

Или, как отображает этот код интерпретатор в эмуляторе (возможно, более удобно):

00.ИПE 01.ИПA 02.x 03.ИПB 04.+ 05.П9 06.ИПC 07.: 08.K[x] 09.ИПC 10.x 11.ИП9 12.- 13./-/ 14.ПE 15.ИПD 16.: 17.K[x] 18.ИПD 19.x 20.ИПE 21.- 22./-/ 23.1 24.+ 25.П9 26.Сx 27.С/П 28.0 29.0

Я использовал уже 28 из 105 доступных команд. Будем надеяться, что на остаток кода памяти хватит.

В ячейках с 00 по 14 код не менялся. Ячейки с 15 по 22 повторяют аналогичную ячейкам с 06 по 13 последовательность (возврат остатка). В 23 ячейке мы вводим единицу, прибавляем к ней полученный результат (ячейка 24), отправляем сумму в регистр 9 (ячейка 25), стираем регистр X (то, что отображается на экране — ячейка 26) и ставим точку остановки (ячейка 27).

Проверяем. Все работает.

Отображение последовательности в Excel
Отображение последовательности в Excel

Осталось прописать условия. Игрок вводит значение от 0 до 100 в регистр X, а программа проверяет три условия: X == 0, X < 0, X>=0 (так как условия X>0 МК-61 не предусматривает).

00.ИПE 01.ИПA 02.x 03.ИПB 04.+ 05.П9 06.ИПC 07.: 08.K[x] 09.ИПC 10.x 11.ИП9 12.- 13./-/ 14.ПE 15.ИПD 16.: 17.K[x] 18.ИПD 19.x 20.ИПE 21.- 22./-/ 23.1 24.+ 25.П9 26.Сx 27.С/П 28.ИП9 29.- 30.Fx=0 31.40 32.1 33./-/ 34.Fln 35.С/П 36.0 37.0 38.0 39.0 40.Fx<0 41.50 42.1 43./-/ 44.БП 45.27 46.0 47.0 48.0 49.0 50.Fx>=0 51.00 52.1 53.БП 54.27 55.0 56.0 57.0 58.0 59.0

Начинаем с 28 ячейки памяти. Вытаскиваем из регистра 9 наше случайное значение и вычитаем (ячейки 28-29). В регистр X записывается разница.

В 30 ячейке прописываем первое условие (если Х == 0). Здесь хочу обратить внимание на то, что условные операторы в МК-61 работают не так, как в обычных языках программирования, а наоборот. То есть фактически оператор X == 0 означает X != 0. Если разница между введенным числом и загаданным не равна нулю, то в ячейке 31 осуществляется условный переход в ячейку 40. Иначе выполняется код в ячейках 32 — 35:

В ячейке 32 вводим единицу, в ячейке 33 делаем ее отрицательной, а в ячейке 34 берем натуральный логарифм от отрицательного числа, из-за чего калькулятор выдает ошибку (т. е. для игрока это означает победу).

Если игрок не угадал число, то осуществляется переход в ячейку 40, где проверяется условие X < 0. Если игрок ввел число меньшее, чем задумал калькулятор, то выполняется код в ячейках 42-44, т. е. мы вводим единицу, делаем ее отрицательной, а потом осуществляем безусловный переход в ячейку 27, где игроку снова предлагают ввести число.

Если игрок ввел число большее, чем задуманное, то из ячейки 41 осуществляется условный переход в ячейку 50, где калькулятор проверяет условие X >= 0. В ячейке 51 оставляем условный переход в ячейку 00 (потому что других условий не существует), а потом вводим единицу и перемещаемся в ячейку 27 для ввода нового числа.

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений

Программа готова. Но…

Я понял, что можно ее сократить на 8 команд. Для этого нам необязательно проверять два лишних условия (X < 0 и X >= 0). Достаточно просто взять знак числа (т.е. единицу или минус единицу).

00.ИПE 01.ИПA 02.x 03.ИПB 04.+ 05.П9 06.ИПC 07.: 08.K[x] 09.ИПC 10.x 11.ИП9 12.- 13./-/ 14.ПE 15.ИПD 16.: 17.K[x] 18.ИПD 19.x 20.ИПE 21.- 22./-/ 23.1 24.+ 25.П9 26.Сx 27.С/П 28.ИП9 29.- 30.Fx=0 31.40 32.1 33./-/ 34.Fln 35.С/П 36.0 37.0 38.0 39.0 40.KЗН 41.БП 42.27 43.0 44.0 45.0 46.0 47.0 48.0 49.0

В ячейках 00 — 35 ничего не изменилось. При переходе в ячейку 40 программа возвращает знак числа (1 или (-1)) и отправляется в ячейку 27 для ввода нового значения.

Как играть

При запуске калькулятора вводим (с помощью клавиши X-П) в регистры памяти A — D последовательно значения: 106, 1283, 6075, 100. В регистр E вводим любое случайное число, которое придет вам в голову (не отрицательное). От этого числа будет зависеть последовательность генерации случайных чисел. Конечно, если жульничать, то можно всегда вводить одно и тоже значение, но это не так интересно.

Переходим в режим программирования (F >>> ВП (ПРГ)) и набираем указанный выше код. Чтобы переместиться из ячейки 35 в ячейку 40, надо использовать клавишу ШГ→.

Переходим обратно в режим расчетов (F >>> /-/ (АВТ)) и нажимаем последовательно В/О и С/П. МК-61 начинает высчитывать случайное число.

Когда на экране появляется цифра 0, вводим число, которое, предположительно, загадал калькулятор. Если вы угадали, то на экране появится заветная фраза «ЕГГОГ», после чего можно нажать В/О >>> С/П, чтобы начать играть заново c текущим seed, либо можно ввести новый seed в регистр E.

Если вы ввели число меньшее или большее, чем загадал калькулятор, то на экране появится (-1) или 1, соответственно. После этого нужно ввести новое число и нажать исключительно С/П, чтобы программа продолжила работать с той же точки, на которой остановилась.

Конечно, МК-61 позволяет жульничать, ведь в режиме мерцания отображаются все действия, которые он производит, поэтому практически все игры для этого калькулятора предназначены только для честных людей (за исключением скролл-шутера, в котором вся суть игры завязана на режиме мерцания). Кроме того можно вывести задуманное калькулятором значение из регистра 9.

Вот такой краткий получился экскурс в программирование на Электронике МК-61. Помимо МК-61 у меня есть еще Casio PRO fx-1 1978 года выпуска. Тоже программируемый калькулятор, но, к сожалению, встроенный в него язык программирования не позволяет написать что-то игровое, разве что выполнять в автоматическом режиме некоторые математические расчеты (как раз за счет отсутствия дополнительных функций). Но зато он позволяет записывать программы на магнитные карты (которые сейчас нигде не найдешь, хотя в интернете есть гайды, как создать такие карты самостоятельно).

Вот так, с помощью нехитрых приспособлений
9393 показа
3.9K3.9K открытий
33 репоста
14 комментариев

в советское время в журнале " моделист-конструктор" ( могу ошибаться- возможно в " Техника- молодежи") печатались программы для игр на калькуляторах

Ответить

Чел, ты мне такие флэшбеки сейчас навернул: меня в школе году этак в 1992 учили на таких программировать, вместо токарки, и домой родители по моей просьбе тоже купили МК-52, с картриджем где были записаны какие-то программы. Помню ещё существовал отдельный картридж для навигации кораблей в море. Решали в школе мы на них системы уравнений, методы сортировки и пр. Из игр помню аналог попади торпедой, крестики- нолики, камень ножницы бумага если не ошибаюсь… давно дело было, ещё до Спектрума, он был следующим.

Ответить

Ага, а еще я выиграл направление на УПК в школе именно по программированию - желающих было не мало. Правда, непосредственный конкурент и так сказал, что отдал бы мне потом эту возможность - он в результате стал милиционером.

Ответить

техника молодежи... полет с луны на землю. сам играл, но у меня ""железяка была другой(искать лень)
вот так я и стал ближе к компутерам в те почти 90-ые годы

Ответить

Да, у меня такого калькулятора не было, но был у друга(правда, возможно, все же 54-й, но не суть), я перся от него невероятно и даже запечатлелся с ним как-то на общей фотке школьной , незаметно высунув на половину из кармана, сидя в нижнем ряду ) Очень жаль, что не знал про ТМ, где не только публиковали к нему программы, но даже написали целую повесть посвященную полету на Луну - и сейчас пробирает невероятно когда читаешь - настолько это было круто:

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tehnika_-_molodyoji/1985/8/put.html

Ответить

до сих пор такая книжица с руководством пылится, а самого аппарата уже нет.
городки на нем были прикольные )

Ответить