Namcot - интриги, скандалы, расследования. А что мы вообще знаем о Namco?

Namcot - интриги, скандалы, расследования. А что мы вообще знаем о Namco?

Бывает так, что простой вопрос может изменить отношение к привычным вещам. Часто, мы даже не задумываемся об их происхождении, бездумно пользуемся забывая, что у каждого предмета есть своя история. Насколько мы готовы в неё погрузиться в поисках ответов, зависит только от нашего интереса к объекту исследования.

Данная история началась с простого вопроса в группе RetroGame Lair

Namcot - интриги, скандалы, расследования. А что мы вообще знаем о Namco?

Павел Салимсаков задал вполне логичный вопрос — Почему название компании Namco написано с буквой T?

В моей памяти всплыл факт, что раньше компания называлась Namcot, до того как стала Namco. Инстинктивно написал Павлу быстрый комментарий об этом. Но, вспомнить, где я об этом узнал, я так и не смог.

Спустя какое-то время после ответа, у меня появились сомнения, я вспомнил, что во времена игры Pac-man, логотип Namco был без всякого «T», а ведь Pacman гораздо старше представленного лота. Именно эти сомнения, вызвали у меня интерес к самостоятельным попыткам найти ответы на два вопроса.

  1. Что такое Namcot?
  2. Что означает эта буква «T» в окончании?

Беглый поиск по русскоязычной википедии по истории компании Namco не дал абсолютно никаких ответов. Более того, там ни слова нет про Namcot. Как будто бы его и не существовало никогда. К слову, об истории компании в статье толком нет никакой информации. Все очень кратко, и не информативно. Т. к. расследованием этим я начал заниматься на работе, я видимо отвлекся и забыл проверить англоязычную википедию. В свою защиту скажу, что поисковые запросы я начал строить именно по Namcot. Несмотря на то, что на англоязычной статье о Namco, есть немного информации о Namcot, гугл, по каким-то причинам, статью игнорирует и не включает результат. Поэтому моё расследование пошло, по очень веселому пути. Но, зато оно было гораздо увлекательней, чем сухая выжимка из вики.

Единственное, что я для себя почерпнул из русскоязычной статьи, это то, что компания была основана в 1955 году, а первые буквы длинного названия Nakamura Amusement Machine Manufacturing COmpany (Компания по производству машин для развлечений Накамура), отражающего суть того, чем они занимались, позже сложились в известное всем короткое название — NAMCO. Опять-таки без буквы «T».

Дальнейшие попытки понять, что за Namcot такой, заводили в тупик. Но, как оказалось, Павел далеко не первый, кто обратил внимание и задался этим вопросом.

В результате, кривые дороги интернет просторов завели меня на форум любителей Atari, где обыватели ресурса пытались понять — что такое Namcot и что означает буква «T» в названии? Там было довольно много интересной информации, при чем, как совершенно бредовой, так и довольно любопытной.

Надо сделать скидку на то, что посты эти были от 2005 года. Возможно, на тот момент времени, информации было не так много. Хотя и сейчас не могу сказать, что информацией об истории Namco завален весь интернет.

Фана ради, давайте обозначу забавные теории которые там обсуждались:

- Namcot — это имя, которое использовалось для проектов, выполняемых в сотрудничестве с Data East.

— Это должно быть просто опечатка от любого американского дистрибьютора, которым они пользовались в то время. прим. автора — позже выяснится что игры под брендом Namcot вообще за пределами японии не издавались.

— Довольно много источников утверждают, что NAMCO расшифровывается как «Североамериканская компания» (с тех пор, как она была японским подразделением Atari). прим. автора — интересно какие источники стояли за таким откровенным вбросом?

Но были и интересные моменты, которые можно обозначить.

На форуме ссылались на страницу официального сайта Namco, который к сожалению сейчас уже не работает. Почитать и проверить то, что там было написано не представляется возможным, т. к. после того как Baidai выкупил Namco, сайт поменяли. Старая ссылка — http://www. namco. co. jp/eg/history. html

Один из обывателей форума, Spacecadet написал:

It was never «Atari's Japanese division» — I don«t know where that's coming from. As it says on Namco's own web site listed just before this, this is a Japanese company founded in the 1950's. It has always been independent. (I didn»t realize they owned Italian Tomato, though!)

Это никогда не было «японским подразделением Атари» — я не знаю, откуда это взялось. Как говорится на официальном веб-сайте Namco, опубликованном незадолго до этого, это японская компания, основанная в 1950-х годах. Она всегда была независимой. (Я и не знал, что они владеют итальянскими помидорами!)

Про томаты весьма забавно, но не понятно что автор имел в виду. Namco занималась продуктами питания или они владели компанией Italian Tomato?

Но то, что я увидел дальше было уже интересней. Spacecadet продолжает делиться тем, что он узнал с официального сайта Namco.

Ok, I just asked my wife to translate a couple pages for me. According to this one, Namcot was just a «brand« name that Namco originally used when they started making video games. I don»t think it was related to Data East, it doesn»t mention anything about that anywhere that I saw.

Хорошо, я просто попросил жену перевести мне пару страниц. Согласно этому, Namcot был просто «торговой маркой», которую Namco изначально использовала, когда начала создавать видеоигры. Я не думаю, что это было связано с Data East, из того что я видел, нигде не было упоминаний об этом.

Вот это уже интересней, хотя до конца не проясняло ситуацию т. к. под брендом Namco игры тоже выходили. Я точно помню на старых аркадах красовался именно логотип Namco. И если мы посмотрим на аркадные флаеры тех лет, мы действительно не увидим там никакого Namcot.

Galaxian 1979 года. Японский регион.<br />
Galaxian 1979 года. Японский регион.
Breakout 1976 год. Японский регион.<br />
Breakout 1976 год. Японский регион.
Bomb Bee 1979 год. Японский регион.<br />
Bomb Bee 1979 год. Японский регион.

Дальше форумчане начали обсуждать произношение компании на японском, чтобы проверить нет ли тут связи с определенным регионом или еще чем-то.

In Japanese, it would be pronounced (and written) as Na-ma-ko-to. It«s not a silent «t" like you'd think it might be in English. I don't know if this was a play on words or something (if you add "-to» to a region name, it means it»s a prefecture) , or if they thought it sounded cool

По-японски это произносится (и пишется) как Na-ma-ko-to. Это не молчаливая буква «t» как в английском языке, как вы могли бы подумать. Я не знаю, была ли это игра слов или что-то в этом роде (если вы добавляете «-to» к названию региона, это означает, что это префектура), или они думали, что это звучит круто.

Меня это крайней позабавило, ведь мы действительно привыкли к адаптированному для западного уха названию компании NAMCO.

«Намко» — в таком виде мы привыкли слышать название бренда в играх от этой компании. Но у себя на родине японцы будут произносить это как На-му-ко. Например, в игре Mr. Driller 2 для Gameboy Advance явно слышно японское произношение.

В начале ролика название Namco произносят в японской манере. Забавно.

Я не силен в японском, но доверившись ребятам с форума выяснилось, что правильное произношение именно На-му-ко.

— Wouldn«t the Japanese pronunciation of Namco simply be »Nah-Mu-Ko?»

— You«re right, it's Na-mu-ko. I wasn't listening closely enough when my wife said "na-mu-ko-to." I just looked on their Japanese web site, though, and they show the katakana above the English name, and it's Na-mu-ko. I would have thought it was Na-ma-ko because the "ma" would stand for "manufacturing» — they often pronounce the first syllable of a word when they abbreviate it. But they«re not doing that in this case.It's really kind of a weird abbreviation; it»s not consistent even within the abbreviation itself.

— Разве японское произношение Namco не будет просто «На-Му-Ко»?

- Ты прав, это На-му-ко. Я недостаточно внимательно слушал, когда моя жена сказала «на-му-ко-то». Я только что заглянул на их японский веб-сайт, и они показали катакану над английским названием, и это Na-mu-ko. Я подумал, что это На-ма-ко, потому что «ма» означает «производство» — они часто произносят первый слог слова, когда сокращают его. Но, в данном случае, они этого не делают. Это действительно какое-то странное сокращение; это не соответствует даже самой аббревиатуре.

Это все забавно, но это не отвечает нам на главные вопросы, что же такое на самом деле Namcot? Откуда и зачем оно появилось и почему именно Т?

У меня появилась только одна теория — возможно Namcot была внутренним подразделением Namco, которая могла заниматься видеоиграми для домашних систем, возможно даже занималась портированием и адаптацией игр с аркадных автоматов. Факт остается фактом, именно на домашних системах появился этот Namcot. Проверив аркадные флаеры за десяток лет, я убедился, что на аркадниках Namcot ни разу не встречался. Что еще раз подтвердило мою теорию. Но ведь и домашние системы и аркадные игры являются видеоиграми, как тогда понимать выше сказанное — Namcot был просто «торговой маркой», которую Namco изначально использовала, когда начала создавать видеоигры.

Вернувшись к форуму я обнаружил что к такому же выводу пришел и наш друг Spacecadet.

Further clarification from the Japanese-speaker in the family — Namcot was apparently the name of the HOME games division. I was wondering why I don’t remember it — they apparently used Namco on the arcade games at the same time. I«ve only ever seen Namco; I don»t own any of the old home games.

Дальнейшее разъяснение от японско говорящего члена семьи — Namcot, по-видимому, было названием подразделения домашних игр. Мне интересно, почему я этого не помню — очевидно что, они одновременно использовали Namco в аркадных играх. Я видел только Namco; У меня нет старых игр для домашних систем.

Далее на сцене появляется пользователь с именем cpuwiz который делает очень громкое заявление.

Trust me, I worked for Namco for over 5 years and I spent many weeks at headquarters in Japan. I have met Mr. Nakamura (he actually appeared out of nowhere in my office once) and also Toru Iwatani (inventor of Pac-Man). However, not a single person was able to explain where the extra T came from, maybe a language problem but I doubt it.

Поверьте, я проработал в Namco более 5 лет и много недель провел в штаб-квартире в Японии. Я встречался с мистером Накамурой (он фактически появился из ниоткуда в моем офисе однажды), а также Тору Иватани (изобретатель Pac-Man). Однако ни один человек не смог объяснить, откуда взялась лишняя буква "Т", возможно, из-за языковой проблемы, но я в этом сомневаюсь.

Ох, уж эти форумчане, умеют внести смуту на ровном месте. Надежды на получении ответов о значении буквы «T» таяли на глазах. Раз уж человек работающий в Namco, не нашел ответов, что уж говорить о простых смертных.

Последний пост в этой теме сделал человек с не читаемым ником R4Z0RGR1ND3R. Но в его посте было несколько интересных моментов, он даже приложил фото коробки с игрой, но т. к. я не зарегистрирован на этом форуме то, в хорошем качестве они не доступны. Так или иначе.

The T was a form of branding for the games division. How do I know? Because I have Batter Up the Jap version for Game Gear. Sometimes called Gear Stadium. It says on the back (crudely translated by a friend) Namcot, part of Namco 1986.

There is no magical reason. Namcot to Namco is what Team Sonic was to Sega. Namcot usually made arcade games for Sega and Ninty. Games like Batters Up. It only appears in Jap games though.

Буква T была формой брендинга игрового подразделения. Откуда мне знать? Потому что у меня есть японская версия Batter Up для Game Gear. Иногда его называют Gear Stadium. На обратной стороне написано (грубо переведено другом) Namcot, part of Namco 1986 (Namcot, часть Namco 1986).

Нет никакой волшебной причины. Намкот для Namco — это то, чем была Team Sonic для Sega. Намкот обычно делал аркадные игры для Sega и Ninty. Такие игры, как Batters Up. Однако он появляется только в японских играх.

Ну что же. Это весьма интересно. По крайней мере это подтверждает, что Namcot являлась какой-то частью компании. Интересно, также, что мелькает Namcot только в играх японского региона. Любопытно. Почему именно Японского?

Подтверждение нашлось еще и в статье Namcot Collection.

Namcot Collection — это сборник видеоигр, выпущенный Namcot, японским подразделением потребительских игр Namco, для Family Computer (Famicom) и Nintendo Entertainment System (NES) . Большая часть игровой библиотеки состоит из игр, разработанных собственными силами Namco, хотя некоторые из них были разработаны сторонними компаниями, такими как Game Freak и Atlus. Некоторые из названий являются портами популярных аркадных игр Namco, включая Pac-Man (1980) и Galaga (1981), в то время как другие, такие как Splatterhouse: Wanpaku Graffiti (1989), были созданы специально для Famicom и NES.

Ну что тут сказать, надо надавать по голове тем, кто писал статью на википедии. Т. к. при проверке игры для NES никакого Namcot нет.

Скрин титульного экрана Pac-Man с NES
Скрин титульного экрана Pac-Man с NES

Вместо Namcot тут красуется много чего интересного. Копирайты Namco. А вот игру выпустили Namco Hometek inc — это бренд, под которым игры от Namco издавались в США.

А вот титульный экран Pac-Man японского региона для Famicom.

Титульный экран Pac-Man для Famicom
Титульный экран Pac-Man для Famicom

Вот он, наш объект исследования, тут как тут. Значит все таки прав был R4Z0RGR1ND3R и Namcot действительно обитает только в играх японского региона. Это сужает поиск ответов.

Если взглянуть на обложки Batter Up для Game Gear о которых говорилось выше, мы увидим следующее

Японский регион игры и сразу Namcot.
Японский регион игры и сразу Namcot.
Американская обложка с логотипом Namco. Учитывая что там они выпускались как Namco Hometek inc Странно, ну да ладно.
Американская обложка с логотипом Namco. Учитывая что там они выпускались как Namco Hometek inc Странно, ну да ладно.

Пока можно сделать однозначный вывод — Namcot занималась играми для домашних систем только в японском регионе. Но занимались ли они разработками игр? Большой вопрос. Возможно Namcot выступали в роли издателя, не более? По крайней мере на это указывает то, что они издавали игры от других разработчиков под этим брендом. Тогда, возможно, сравнение их с Sonic Team не совсем корректно. Но, возможно, я ошибаюсь, и они непосредственно занимались разработкой. Если когда-нибудь всплывут факты о том, что Namcot причастна к разработке игр, то картина станет еще более полной.

Осталось выяснить причину появления этого бренда и значение буквы T.

Почему Namco не выпускала свои игры под одноименным брендом? В чем смысл создания Namcot для домашних систем и только в японии?

Неожиданно ответ нашелся на Reddit. Пользователь с ником HandaZuke пишет

I did a little research but it seems like Namcot (ナムコット) was a combination of Namco + Toy for the home ports of arcade games. The first being Pac-man for MSX.

The way I am reading this, Namco wanted to start making home ports. The problem was, the Arcades business fell under one type of trade marking (in Japan) and home consoles fell under another. Basically an industrial trade mark vs a toy trade mark. Unfortunately, both the names Namco and Pac-Man were already applied for under the «toy» trade mark by other companies. Namco went into negotiations to use both Namco and Pac — Man for their home games but they had alternatives lined up just in case.

In the end they were able to retain the «pac-man» brand for the home version of pac-man from Tommy, but were forced to use Namcot for the home port Brand name.

If I am translating this incorrectly, please correct me.

Я провел небольшое исследование, но, похоже, Namcot (ナムコット) был комбинацией Namco + Toy для домашних портов аркадных игр. В первые использован в Pac-man для MSX.

Судя по тому, как я это читаю, Namco хотела начать создавать порты для домашних игровых систем. Проблема заключалась в том, что бизнес Аркад попадал под один тип торговой маркировки (в Японии), а домашние консоли-под другой. Промышленная торговая марка против торговой марки игрушек.

Прим. автора — В Японии аркадные автоматы попадали под торговую марку промышленного типа, а домашние игровые системы и игры для них продавались в отделах с игрушками и попадали под торговую марку связанную с детскими игрушками.

К сожалению, и названия Namco, и Pac-Man уже были заняты под торговой маркой «игрушки» другими компаниями. Namco начала переговоры об использовании Namco и Pac — Man для своих домашних игр, но на всякий случай у них были альтернативные варианты.

В конце концов они смогли сохранить бренд «pac-man» для домашней версии pac-man от Tommy, но были вынуждены использовать бренд Namcot игр на домашних игровых системах.

Если я неправильно перевожу это, пожалуйста, поправьте меня.

Перевод ссылки на которых ссылается пользователь <a href="https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.reddit.com%2Fu%2FHandaZuke%3Futm_source%3Damp%26utm_medium%3D%26utm_content%3Dcomment_username&amp;cc_key=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">HandaZuke</a>
Перевод ссылки на которых ссылается пользователь HandaZuke

Ссылка ведет на сайт исследовательской библиотеки, на этой страничке есть PDF документ, но к сожалению он полностью на японском. Это часть интервью Тору Иватани, но без знания языка проверить достоверность не представляется возможным. Так или иначе это отвечает на главные вопросы.

Действительно, не было никаких других причин использовать торговую марку Namcot. А причина, банальней некуда — Namco, видимо не планировала выходить на рынок игрушек, и не позаботилась о том, чтобы заранее зарегистрировать одноименную торговую марку в этом сегменте. Именно по этой причине, в Японии, они не могли издавать игры на домашние и портативные консоли под брендом NAMCO. Зато в других регионах, где торговая марка NAMCO оставалась свободной, они спокойно могли издавать игры под своим брендом.

А Загадочная буква T, не что иное, как первая буква слова «Toy» — игрушка. Namcot — это игрушка Namco, которая дарила радость детям на поприще домашних игровых систем.

Это небольшое исследование подтолкнуло меня к мысли о том, что история Namco не так хорошо раскрыта. Хотелось бы знать историю Namco до того, как она стала подразделением Bandai. Если вам эта тема интересна, напишите в комментариях и я постараюсь сделать отдельную статью.

31
11 комментариев

Последний пост в этой теме сделал человек с не читаемым ником R4Z0RGR1ND3R.Чего это нечитаемым? Рэйзоргриндер это.

3
Ответить

Мой мозг, отказывается воспринимать ники с цифрами)

1
Ответить

Прикольно. Можно на Вики добавить, чтобы другой интересующийся не лазил по форумам

3
Ответить

Спасибо за статью.
Насколько я помню, Namcot использовалась только для домашнего рынка, Namco для внешнего. В последствии с осталось только Namco.

2
Ответить

Ответ находится в статье)

1
Ответить

Было интересно

1
Ответить

Интересно

1
Ответить