Watara Supervision

Герой нашей статьи в сравнении с Game Boy
Герой нашей статьи в сравнении с Game Boy

Успех Nintendo Game Boy в 1989 году не мог не породить волну дешевых бюджетных клонов, каждый из которых достоин быть героем мема "У нас есть Game Boy дома". Приобрести сейчас такой клон в работоспособном состоянии - задача не из легких. Но свой шарм в них был, и современная эмуляция позволяет нам прикоснуться к этой малоизвестной главе истории видеоигр. Начнем с самого известного клона - Watara Supervision.

Supervision - продукт гонконгской компании Watara, выходивший в разных странах под разными брендами. Он был анонсирован летом 1992 года на выставке CES, а релиз состоялся как раз к сезону рождественских покупок. Задумка была простая: завлекаем покупателя ценой ($49.99 - почти в два раза дешевле Game Boy!), в коробку за эти деньги кладем еще наушники и батарейки, и предлагаем на старте целых 20 игр. Да еще и экран делаем крупнее, чем у Game Boy, и с увеличенным разрешением - 160*160 против 160*144.

Была версия с регулируемым углом наклона экрана
Была версия с регулируемым углом наклона экрана

Особое внимание уделяли продвижению Supervision на телевидении. В США консоли разыгрывали в качестве призов на трех шоу: Legends of the Hidden Temple, Masters of the Maze и The Price is Right. Примечательно, что все три эти шоу закрылись почти одновременно в 1995 году. В Великобритании версия с регулируемым экраном продавалась под брендом Quickshot, и ее можно было периодически увидеть в шоу Bad Influence! в руках у ведущей Вайолет Берлин.

История сохранила также три рекламных ролика Supervision из Италии. Самый длинный из них делает робкий намек на рекламную стратегию Game Gear - паренек-изгой сидит со своим Game Boy, в то время как все тащатся от Supervision. Вот только Game Boy и Supervision внешне очень похожи, что сильно смазывает впечатление. Два других ролика интереса не представляют - они просто хвастаются большим экраном, стереозвуком в наушниках и клонами известных игр.

Процессор у Supervision по мощности примерно такой же, как и у Game Boy, но есть один нюанс, величину которого оценил бы даже Василий Иванович. Game Boy архитектурно похож на Famicom, у него есть отдельный модуль обработки изображений (PPU) и своя видеопамять. Он умеет аппаратно управлять отрисовкой задника и спрайтов на нем. Supervision же вынуждена каждый кадр отрисовывать полностью программно. Это намного медленнее, поэтому зачастую приходится жертвовать детализацией изображения. Из-за этого игры Supervision воспринимаются так, будто Game Boy совокупился с ZX Spectrum.

Сейчас, кстати, работающий экземпляр Supervision обойдется вам в 20-30 тысяч рублей. Игры для него также недешевы, но существуют аж две модели флэш-картриджей: первую выпускает компания a2heaven (всего $69 плюс надо ее как-то доставить из США), а вторая существует в виде open source спецификаций - изготовить по ним картридж читателю предлагается самостоятельно в качестве упражнения.

И тебя сэмулируем...

Говоря об эмуляции консоли на ПК, стоит отметить две программы. Во-первых, Wataroo, написанный известным разработчиком для Atari Османом Семили в результате проигранного спора. Более универсальный, простой и красивый способ поиграть - использовать Retroarch с ядром Potator и шейдерами от Duimon. Именно так я и сделал все скриншоты к этой статье.

Есть важный технический момент. Из-за необходимости программно отрисовывать экран, разработчики шли на ухищрения. Вместо полной перерисовки спрайт сначала "заливался" фоном, а потом рисовался заново. Это создает адовое мерцание. На эмуляторе этот эффект намного заметнее, чем на реальном экране консоли, из-за гигантского времени отклика последнего. У Potator есть возможность включить симуляцию ghosting-эффекта, и я крайне рекомендую это сделать.

Нрежде чем погружаться в эмуляцию Supervision, подумайте, не стоит ли прислушаться к более опытным товарищам?..

Как и с оригинальной SuperVision, лучший способ использовать эту программу - не использовать ее вообще.

Осман Семили про Wataroo

Для Supervision всего вышло 65 игр, в основном от тайваньских и гонконгских студий, но приложила руку и британская Bits Studios. Инди-разработчик Брендон Кобб на своем сайте собрал руководства ко всем играм Supervision. Кстати, Семили проиграл спор именно Коббу :-)

Атака клонов

Supervision не зря называют "королем клонов". Подавляющее большинство игр - клоны известных тайтлов с Game Boy. Что только не скопировали ушлые азиатские и британские разработчики! Тетрис, Змейка, Breakout, Sokoban - это само собой. Но есть тут и свои Motocross Maniacs, Battle City, Yie ar kung fu и даже клон Mappy! Качество клонов варьируется от ужасного до весьма играбельного. Хотя, конечно, первых намного больше... Несколько клонов собраны в галерее.

Великолепная пятерка без вратаря

Если бы на Supervision были одни только клоны игр с Game Boy, поводов ее эмулировать было бы намного меньше. Я бы хотел отметить пять игр, которые вызвали у меня интерес.

Cave Wonders - бодрый roguelike со случайно сгенерированными подземельями. Присутствуют креативно нарисованные монстры, ближний бой, магия. На каждом новом экране никогда не знаешь, чего ожидать.

Watara Supervision

Delta Hero - игра явно вдохновлена первой "Зельдой", но несколько пожиже. Герою по имени Wei-Wei предстоит пройти по пяти уровням, в каждом из которых нужно собирать мешочки с золотом Примечательно, что у персонажа постепенно убывает здоровье, и его надо постоянно пополнять.

Watara Supervision

PoPo Team - гибрид Пакмана и Змейки. Играем за разумный насос (!), надо сожрать все точки и периодически всасываться назад, чтобы нас не покусали. Ее предшественником является аркадная игра Anteater, где мы управляли языком муравьеда. Тайваньские разработчики Sachen сначала выпустили Po Po Team на Famicom, а впоследствии портировали ее на Supevision.

Watara Supervision

Pyramid основана на идее "Тетриса", но фигуры имеют нестандартную форму и сложены из небольших треугольничков. Задача все та же - составлять сплошные ряды. Сложно, динамично, интересно.

Watara Supervision

Super Kong я бы назвал лучшей игрой, выходившей на Supervision. Влияние Donkey Kong 3, конечно, очень даже заметно. Надо швыряться в обезьяну предметами и уворачиваться от того, чем швыряется она. Для этого можно временно спрыгивать с веревки. Выглядит и играется так, будто вышла на Game Boy - и задники есть, и управление отзывчивое. Уровней, правда, всего три.

Watara Supervision

Как вам Supervision? Возможно, вам (не) посчастливилось прикоснуться к ней вживую? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Больше длинных статей и коротких заметок о старых консолях и играх в телеграм-канале «Ретрогейминг на балконе». Заходите на балкон!

67
1 комментарий

Тяжёлые времена для игрунов были

Ответить