Ретро
WARHEAD
3864

"Денди". Кусочек детства и ретро-игры

Каждому поколению — свои игры. Для родившихся в 80-х действительно своими были, есть и будут игры времени, когда противоборствующие лагеря делились не на Sony vs Microsoft vs PC, а на «Денди» против «Сеги». Сегодня вспоминаем «Денди» — первую и самую массовую консоль в странах СНГ.

В закладки
Слушать

Поднять «Весёлый Роджер»!

Шанс!
Он собирал вам экипаж,
Он с вами шёл на абордаж,
И от осечки он берёг ваш мушкет.
(м/ф «Остров сокровищ»)

Так уж сложилось, что консоль приставка Dendy была известна только на территории бывшего СССР. Но не стоит полагать, что это какая-то позднесоветская разработка, которой не заинтересовался весь остальной мир.

Просто остальной мир знал другие, настоящие названия этого чудо-устройства — Famicom (сокращение от Family Computer) в Японии и NES (Nintendo Entertainment System) в США и Европе. Выпущенная в Японии в 1983-м году, почти за десять лет до явления в наши дома приставки «Денди», и в 1985-м — в США, консоль стремительно завоевала сравнительно молодой в то время рынок компьютерных игр и доминировала на нём долгие четыре года (до появления Sega Mega Drive).

Насквозь пиратская, как жизнь Жана Лафита, приставка «Денди»… повторила этот путь на развалинах Советского Союза. Появившись на прилавках в 1992 году, она захватила умы школьников, их родителей — и рынок. Что любопытно, в конце 80-х советская сторона вела переговоры с Nintendo of America о возможности создания советской же версии NES, но начинанию не суждено было воплотиться.

Как знать, пойди переговоры иначе, мы могли бы играть не на «Денди» — и не с 1992 года, а на пару-тройку лет раньше.

Но, как говорил президент одной из бывших советских республик, «имеем то, что имеем». А имели мы довольно качественный аппаратный клон (то есть неполную копию оригинала) японской версии консоли Famicom, собираемый на Тайване. Привычные нам ярко-жёлтые картриджи штамповали там же — и вот они, не в пример самим приставкам, качественно отличались от оригиналов не в лучшую сторону: тут вам и дерьмовая пластмасса корпуса, и паршивый текстолит плат, и перепаханная разводка, и, разумеется, тотальное отсутствие более сложных вариантов картриджей, содержащих дополнительные чипы и/или память с батарейкой (для сохранений).

Зато на тайвань-болвань умудрялись упихать по несколько игр, а то и по несколько десятков. Встречались и совершенно дикие картриджи типа «999 игр в 1», но то был обман — игр на таком картридже было штук восемь, а остальные ТЫСЯЧИ ИХ были лишь модификациями. Стоит ли говорить, что для оригинальных NES и Famicom такие картриджи не производились вовсе, а действительно существовавшие «мультиигровки» несли в себе лишь по две игры?
Как бы то ни было, никого из покупателей «Денди» пиратскость приставки и картриджей не волновала: во-первых, никто даже и не догадывался, что приставки и игры бывают «пиратскими» и «лицензионными», — это были просто приставки и игры; во-вторых, альтернативы просто не было; в-третьих, если бы по какому-то магическому стечению обстоятельств в наших краях начали бы продавать оригинальные Famicom, потенциальные покупатели были бы сильно расстроены ценами как на консоль, так и на картриджи.
Оригинальные картриджи стоили от 40 до 60 зелёных американских долларов за штуку.

В общем, спасибо вовремя ухватившейся за шанс компании Steepler, импортёру этих самых нелицензионных клонов Famicom по прозвищу Dendy, за счастливое детство наших соотечественников! И, как говорится, «го по воспоминаниям, мы создали»!

Battle City (в народе — «Танчики»)

Говорим «Денди» — подразумеваем «Танчики», и наоборот. Кажется, эта игра была на каждом втором (не считая первого) жёлтом многоигровом картридже. Игра проста, как три копейки: танчики ездят, танчики стреляют, танчики разрушают стены, танчики обороняют базу. Затягивало это нехитрое занятие не по-детски, на часы (а кто был повзрослее, тех, бывало, на всю ночь). А ещё в Battle City можно было играть вдвоем!

И, что особенно добавляло игре народной любви, в ней была возможность создавать свои собственные уровни в нехитром, но довольно функциональном редакторе. Кому из обладателей «Денди» не приходилось рисовать в этом редакторе известную китайскую фонему из трёх букв, а потом разрушать её выстрелами?

Эх, как мало нужно было для счастья!

И никто из нас даже не догадывался, насколько нам повезло с этой игрой, — ведь она вышла только в Японии (в Китай и к нам была доставлена пиратами), а весь западный мир был лишён возможности погонять наши любимые танчики.

Бомбы со временем улучшаются — становятся мощнее, поражают большую площадь, устанавливаются в большем количестве за раз… Пожалуй, если бы эта игра привлекла внимание современного этогосамогонадзора, её бы запретили к такой-то матери. Но в начале 90-х всем было пофиг, поэтому мы получали массу удовольствия от прохождения этого обманчиво кавайного паззла, взрывая, взрывая и взрывая все на своём пути. И это было весело!

Battletoads

Британский земноводный ответ американским ниндзя-пресмыкающимся! А также одна из самых сложных игр не только на «Денди», но и в истории компьютерных игр вообще. Тем не менее, любима народом до сих пор — за динамичность, за весёлость, за разнообразие игрового процесса, да и вообще: боевые жабы-качки — это круто!
Сюжет под стать самой идее антропоморфных земноводных: одного из трёх неумеренно маскулинных жабов и его подружку принцессу-зоофилку похищает неумеренно феминная Тёмная королева, а нормальные мужики (и жабы) с террористами переговоров не ведут! Так что два других жаба отправляются выручать товарища и извращенку королевских кровей, а также ставить Тёмную королеву на место. Игрока и подконтрольного ему жаба (или двух — игроков и жабов) ждут 13 уровней безудержного насилия и нечеловеческих скоростей, а в конце — возможность наказать королевишну.

В общем, Battletoads — один из лучших beat-em-up’ов в истории мирового игростроя. Да, и кстати… как на самом деле называется самец жабы?

Contra / Super Contra

Вторая игра (и серия), ставшая в наших краях синонимом названия «Денди». Кажется, не существовало владельца приставки, у которого в коллекции не было бы Contra в том или ином виде.

И неудивительно — игра ведь оказалась отличная! Качественный, бодрый run-and-gun с крутыми чуваками в главных ролях и толпами врагов, которых можно и нужно расстреливать из всяко-разного оружия на разных по своему устройству уровнях — ненамного менее разнообразных, чем в тех же «Боевых жабах».

Вообще, где-то там имелся и сюжет, но в наших пиратках бóльшая часть информации о нём была вырезана… что не мешало нам получать полные штаны счастья от игры в «Контру», ведь главное в ней — вовсе не сюжет, а действие! И действия в игре хватало. Эх, «как сейчас помню», — джунгли, коридор, водопад, коридор, снег с ёлками… А ведь до конца мало кто доходил — игра ошибок не прощала!

Chip'n Dale Rescue Rangers

Платформер, стремительный, как бурундук на реактивной тяге. Как и бóльшая часть игр по мультфильмам Disney, отличался высоким качеством и постоянно манил вернуться к себе вновь.

Сюжет прост и традиционен: бурундуки под управлением игроков (или одного, но кто играет в «Чипа и Дейла» в одиночку?) спасают похищенную злодейским котом Гайку, в чём им слегка помогают остальные члены команды. Быть бы этой игре обычным платформером, если бы не нелинейность и ряд прелюбопытных моментов. Бурундуки поражают врагов метаемыми предметами — ящиками, яблоками, желудями и прочими вещами, которые в изобилии встречаются на уровне. Подбираем ящик — бросаем во врага, всё просто.

Но никто не мешает схватить и запустить тем же макаром товарища!

А ещё здесь, как в одной малоизвестной серии стелс-экшенов, можно спрятаться от врагов в коробке.

В общем, игра доставляла море удовольствия, особенно если вы в 91-м смотрели мультсериал о её героях.

Duck Tales

Очередной платформер по ещё одному диснеевскому мультсериалу, причём настолько любимый народными массами и успешный, что в 2013-м был выпущен весьма неплохой ремастер. Как и предыдущий экспонат нашей подборки, Duck Tales — платформер, причём тоже обладающий особенными чертами.

В первую очередь, бросается в глаза хитросделанность уровней — секретов и потайных мест на них более чем хватает. А ещё игра безумно нелинейна, даже уровни заканчиваются не при достижении героем условной черты, а при встрече с нужным персонажем и осознанным выбором — заканчивать уровень или нет.

Ну и где ещё вам придётся прыгать, выставив зад выше головы?

И, кстати, три возможные концовки. Для платформера конца 80-х — богато.

Darkwing Duck

И снова Disney, и снова игра по мультсериалу, и снова платформер, и снова утки. Но на этот раз в центре внимания герои слегка необычного — малость повзрослевшего, достаточно нуарного и весьма сатирического — мультсериала Darkwing Duck, в наших краях известного как «Чёрный плащ». Ну, тот, который «Только свистни, он по яйцам», «Ужас, летящий на крыльях ночи» и остальное.

Примечательно, что игра радикально отличается от предыдущих двух — здесь герой вооружён нормальным оружием и потому не зависит от ящиков, как бурундуки, и не должен (да и не может) по-мариовски напрыгивать на врагов, как это было в Duck Tales. Кроме того, он может укрываться плащом (ч0рным, ага), что даёт ему неуязвимость к атакам.
В общем, игра вышла куда более ориентированной на боёвку, нежели на прыжки по платформам. Впрочем, прыжков тоже хватает.

Duck Hunt

Вы не поверите, снова утки! Правда, не из мультсериала и даже не диснеевские. А вполне обычные, бессловесно-пернато-летающие. Впрочем, к чему эти пояснения? Эту игру знают и помнят, наверное, все (кто в начале девяностых обладал хоть каким-то сознанием) — как и «Танчики», она была «прописана» на безумном количестве картриджей. Но, если вдруг вы не в курсе…
В сущности, это виртуальный тир для светового пистолета. Целимся из пластикового пистолета в экран телевизора, в летящих по нему уток, и давим на спусковой крючок гашетку, как только пернатое окажется в прицеле. Хорошо прицелились — утка считается поражённой и со свистом, подобно артиллерийскому снаряду, летит вниз, в траву. А в траве её ждёт главная достопримечательность игры — охотничья собака.

Если утка была поражена успешно, собака с такой довольной рожей, будто ей привалил миллион долларов, продемонстрирует вам сбитую добычу. А если нет, собака высунется из травы и будет над вами ехидно ржать. Выглядит это безумно уморительно и одновременно нечеловечески раздражающе. К сожалению, несмотря на ядерную мощь душевного порыва в эти моменты, пристрелить хохочущую собаку нельзя.

Excitebike

Др-р-р-р-р! Мотокросс — нечастый гость в играх тех лет, особенно настолько экстремальный.
Два режима работы двигателя (помедленнее и побыстрее), возможность управлять наклоном мотоцикла в воздухе, сбивание соперников с их «железных коней», прыжки с трамплинов и вечная борьба с перегревом движка — всё это ради того, чтобы прийти к финишу в первой тройке и выиграть гонку. А ещё — любимая народная забава с построением своей собственной трассы с расстановкой препятствий, трамплинов, ускорителей, луж грязи и прочих непроезжабельных элементов.

Несмотря на обилие возможностей, игрушка управлялась довольно просто, отчего и заслужила народную любовь (а может, всё дело было в этом самом редакторе трасс…).

Super Mario Bros

Что нового можно рассказать об усатых итальянских водопроводчиках? Да ничего, Марио — самый известный в мире персонаж компьютерных игр, а собственно игра Super Mario Bros до сих пор входит в пятёрку самых продаваемых игр за всю историю (впрочем, «Тетрис» усатому макароннику обойти не удалось!).

Мы просто напомним, что триумфальное шествие Марио началось именно на платформе Famicom/NES в 1985 году и на «Денди» с момента старта продаж. Успех игры ожидаемо породил три десятка продолжений и спин-оффов, и даже в наших краях, от которых Nintendo в то время не получали ни копейки, «Марио» стал символом консоли, игр и эпохи.
Ладно, пойдёмте дальше — как говорится, «принцесса-то в другом замке».

Teenage Mutant Ninja Turtles / 2 / The Manhattan Project

Эх, были времена! В начале-середине 90-х «Черепашки-ниндзя» были одним из самых культовых мультимедиа-продуктов. Мультсериал, разнокалиберные игрушки, комиксы, принты на одежде, на канцтоварах — куда ни кинь взгляд, отовсюду на тебя смотрел тот или иной зеленомордый «туртлес». Так что появление Черепашек в играх было лишь вопросом времени.
Увы, первая игра на «Денди» про них вышла... как бы это повежливее… какашка на палочке получилась, а не игра! Это был паршивого качества платформер с блёклой графикой и унылым игровым процессом. Но даже такое сметали с полок магазинов ради возможности поуправлять любимыми героями. Не у нас, конечно, — к нам все «черепашьи» игры пришли одновременно, и мы могли выбрать из трёх две лучшие, оставив первый блин комом некупленным (ну или получить её в составе многоигровки).

И вот эти самые две лучшие — TMNT 2 и The Manhattan Project — действительно были ого-го! Качественные, яркие beat-em-up про Черепашек с возможностью играть вдвоём — что ещё нужно было тогдашним детям? Разве что возможность играть вчетвером…
На этом мы заканчиваем наш список значимых игр для «Денди». Пусть он не включил в себя некоторые игрушки, о которых вы напомните нам в комментариях, но мы перейдём к дополнительной главе статьи.

Легенды и мифы древней NES

Были ещё игры для официальных NES/Famicom, которые в наших «дендипиратских» краях никто не видел. Просто не достались они пиратам или оказались слишком сложными в воспроизведении. Зато в других странах именно они считаются великими и вспоминаются с той же теплотой, с которой мы вспоминаем Battle City.
Таких игр немало, мы же перечислим три — самые, на наш взгляд, значимые и весомые.

Kirby’s Adventure

Сложно представить, как сложилась бы судьба Kirby’s Adventure у нас на Родине, попади игра к нам во времена «Денди». Скорее всего, на неё просто не обратили бы внимания и запинали бы в каталог аутсайдеров — уж очень «непацанский» внешний вид.
Где это видано, чтобы ветераны «Контры», «Танчиков» и «Жаб» гоняли по экрану круглое розовое няшное существо неопределённых пола, национальности, расы, вида и вероисповедания?

Однако, как водится, не всё так просто. Несмотря на хлещущую через край кавайность, Kirby’s Adventure — отличный платформер с кучей возможностей и невиданным на NES/Famicom/Dendy уровнем графики. Последний — с анимированными задниками, с псевдо-3D, с крутейшими спецэффектами — можно было бы ожидать от Mega Drive, но нет: игра вышла на всем известной восьмибитке. Плюс оригинальный подход к взаимодействию с врагами: противников здесь нужно, простите, всасывать. А затем — выплёвывать в виде снарядов. Но некоторых врагов, всосав, можно использовать как источник новых способностей — дыхания огнём, подсвечивания тёмных мест, превращения в мини-смерч и многих других; как говорится, ты — то, что ты ешь.

Кроме того, розовое чудо умеет надуваться и летать… И делать ещё несколько занятных и забавных вещей.
Увы, с этой игрой мы в детстве так и не столкнулись. Очень жаль.

The Legend of Zelda

Что ж, с этой серией — но не с первой и второй играми в ней — вы наверняка знакомы, ведь она, начавшись в 1986-м, продолжается до сих пор: последний её представитель вышел в прошлом году, а в ноябре 2020-го должна появиться следующая часть. Но мы говорим о NES, а значит, о первых двух «Зельдах».

Удивительно, но уже самая первая часть игры применила ту же основную концепцию геймплея, которую использует вся последующая серия — свободное путешествие по поверхности открытого мира и поиск подземелий, содержащих части Важного Артефакта. Причём никто и ничто не указывает игроку, куда ему идти и что делать, — достичь цели каждый может своим способом и своим маршрутом.
Кроме того, в игре присутствует элемент «вещевой» прокачки — по мере исследования игры герой тем или иным способом получает различные полезные предметы: оружие, щиты, бомбы, свечи, плот и чёрт-те что ещё. Каждый новый предмет либо значительно облегчает бои, либо позволяет попасть в новые места.

Кстати, враги в первой «Зельде» обладают индивидуальными особенностями — кто-то не получает урона при атаке спереди, кто-то проходит сквозь стены, кто-то вообще крадёт у героя снаряжение… И очень разумным со стороны игрока будет добыть предназначенное для боя с теми или иными врагами оружие до встречи с ними. Сложите всё это вместе, и вы будете удивлены тому, как не очень-то мощная восьмибитная NES тянула всё это счастье.
Да, так и родились открытые миры в компьютерных играх!
Играя в новую часть GTA, Red Dead Redemption или Far Cry, не забудьте помянуть добрым словом первую «Зельду» на стареньком NES.

Metroid

На первый взгляд, банальный платформер. На второй, третий и стопицотый — почти уникальная для тех лет игра, бросающая игрока в огромный, открытый, полный секретов и замаскированных мест инопланетный мир.
Куда идти, что делать, кого убивать, что искать — каждый решает сам для себя.

Можно сказать, что в этом смысле «Метроид» и «Зельда» — родственники. Но в остальном различия между играми велики. Мир Metroid тёмен, мрачен и безлюден, но отнюдь не пуст. Все живые существа, которых вы встретите здесь, — враги. А чего вы хотели от чужой планеты?

В сущности, Metroid держится на двух «слонах» — совершенно инопланетной атмосфере (здесь всё выглядит, звучит и ощущается абсолютно неземным образом) и исследовании планеты (безумно интересно находить скрытые совершенно неожиданным образом места). «Слоны» оказались настолько мощными, что породили отдельный поджанр приключенческих скроллеров — Metroidvania. Казалось бы, всего одна игра в 1986-м году…

Да, кстати! Ходит такая версия, что Metroid стал первой игрой с женским главным персонажем. Что ж, персонаж действительно был женским — но отнюдь не первым. Первая игра с женским персонажем появилась в 1981-м, а с женским персонажем-человеком — в 1985-м. Кто скажет, не заглядывая в поисковик, что за персонажи и игры это были, тот… получит наше безмерное уважение и право носить малиновые штаны. А какие игры на «Денди» были вашими любимыми?

{ "author_name": "WARHEAD", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 95, "likes": 62, "favorites": 53, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 213632, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 19 Sep 2020 17:43:09 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
95 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
41

О, ты проснулся! Что? Какая PS5? Какой Елистратов? Ты чего?! Нормально ты так головой о диван ударился.

Давай, завязывай и погнали в "Чипа и Дейла". Чур теперь я за Чипа! И давай в этот раз на собаках не умирай, они же легкие! Кстати, завтра в школу не нужно, на улице -25!

Ответить
5

Это да, какой-бы мощной ни была новая PS5, и какими бы прекрасными ни были новые игры, таких же ощущений как тогда они уже никогда не подарят. Впрочем, это не только к играм относится.

Ответить
3

Вроде и смешно, но в то же время кринжово

Ответить
4

давай в этот раз на собаках не умирай

Так ты сам меня на них бросаешь

Ответить
0
Ответить
26

Не было тогда срача "денди vs сега". Сегабояре смотрели на дендихолопов как на говно и считали себя элитой - ровно до того момента, как не пришли Сонибоги.

СНЕС была у единиц, как и панасоник.

Ответить
1

панасоник у единиц, СНЕСов было больше

Ответить
3

У нас в городе я даже не слышал о снес... только потом уже узнал, что такая была. Великая сила интернет))

Ответить
0

У нас а весь город (60к населения примерно) в 95-96 кроме себя знал ещё семерых владельцев СНЕС, а вот в это же время 3DO, согласно "сарафанному радио" (а оно в то время ещё отрабатывало на 10 из 10-ти), была всего одна - у директора местного ДК.

Ответить
0

У нас 160к примерно, мб у кого и была... а вот сег и особенно денди было, как грязи.

Ответить
0

У нас у в городе у пары человек и 3DO были - вообще не с этой планеты чуваки :)

Ответить
15
Ответить
4

Играя в этого Робокопа я тогда думал, что все, индустрия подошла к пределу, игры просто не смогут выглядеть еще лучше.

Ответить
6

Играя в этого Робокопа я тогда думал, что все, индустрия подошла к пределу

Пока не увидел Робокоп против Терминатора на Сеге?)

Ответить
2

А ты хорош!

Ответить
0

Робокоп! О даааа

Ответить
14

Занимательная ситуация, неряшливо оформленный пост, чуть ли не детское описание игр, и просто дикое желание чтобы все читающие начали ностальгировать.
Только один вопрос, кроме ностальгии для вас, есть еще какая нибудь ценность в этих играх? 
Для меня это интересные идеи, необычный подход к созданию уровней и врагов, дизайн, а что для всех остальных. Кроме: "это было в моём детстве, круто ностальгия!"

И да, это версия игры Bttletoads для Sega, перед тем как публиковать посмотрел бы, а не первую попавшуюся картинку из интернета в статью загружать. 

Ответить
0

Это было в моём детстве, круто ностальгия!
И не надо препарировать эту ностальгию. 
А пост действительно никакой. 

Ответить
0

И не надо препарировать эту ностальгию.

Надо Вова, надо. 

Ответить
12

Раз пошла такая жаришка от себя посоветую такую вот игру Ike Ike! Nekketsu Hockey. Хоккей без правил. Очень было весело и с друзьями и против ботов.

Ответить
7

Там был и футбол, и баскетбол, и даже ещё что-то. Но лично у меня тоже был хоккей.

Ответить
1

Был еще классический хоккей НХЛ и разные футбики

Ответить
0

Это всё фигня, а вот в этом хоккее можно было приздить клюшками друг друга!

Ответить
0

Жирный плюс за то, что упомянул Nekketsu серию. У меня файтинг заходил лучше всего.

Ответить
0

Про Duck Hunt написал, а про то что на него выходил vr-ремейк нет

Ответить
0

У меня где-то на вхс есть запись, где мне Дед Мороз дарит денди, точнее одну из его вариаций с клавиатурой. Кажется я там настолько мелкий пиздюк, что даже не вдупляю что это такое)))

Ответить
7

Была ещё классная игра ninja cats, где ты играешь за котов с разными способностями, которых можно через паузу переключать, один разбивает стены, другой умеет плавать и т.д, очень крутая

Ответить
2

аааа братан!Я уже 10 лет ищу эту игру!Я думал ее не существует и я просто нафантазировал в детстве!Помнил только смену персонажей.Один мог летать,а другой блоки ломать.Наконец-то!Прям сильно не искал,но запомнил на всю жизнь и вот судьба сделала мне подарок!Я только сегодня ее вспоминал)Тебе большое спасибо)

Ответить
0

Я был в такой же ситуации несколько лет назад, странно что не многие помнят про нее, хотя всем двором играли😁

Ответить
0

Жаль что она очень легкая)

Ответить
4

Batman return of the joker 
музыка в игре топ

Ответить
6

OST в играх - это тема отдельной статьи, можно много и долго рассказывать какие отличные треки были в играх тех лет, несмотря на сильные ограничения по железу.

Вот та же заглавная тема Робокоп 3 от Теля, под которую на дискотеках фанатеют олды.
https://www.youtube.com/watch?v=HiQrUDIah4E

Музыка из первого уровня Парка Юрского Периода тоже довольно интересная штучка.
https://www.youtube.com/watch?v=60qAgIIOjTI

На советских цветных телевизорах тех лет басы в таких треках звучали очень зычно и насыщенно, музыка из заставки Target Renegade качала отлично!
https://www.youtube.com/watch?v=OZHI5zM_lKs

Понятное дело, такие вещи, как музыка из Контры, двух частей Утиных Историй, Шакал, ЗЕН Интергалактический ниндзя, Черепашки 4 и множества других игр останутся в зале славы восьмибитных саундтреков.

Ответить
1

OST в играх - это тема отдельной статьи

Серии статей!
Я уже двадцать джва года такой материал жду.

Ответить
5

В третьих Чужих тоже отличный саундтрек для восьмибиток.

Ответить
1

От этих секвенций быстрых аж мурашки по коже. Еще бы отметил осты к James Bond Jr. и Ferrari Grand Prix Challenge. 

Ответить
1

Пффф. подержите мое пиво

Ответить
1

музыка в игре топ

Есть такой момент.

Ответить
4

Как же меня вот веселит эта ситуация, понятное дело, почему, но веселит всё-таки. Как речь идёт о современных играх, так все эксперты, проходящие десятки ААА в год со знанием и анализом сюжета каждой игры, знающие разницу между двадцатью видами сглаживания, знающие, где и какой нужен HDR.
Когда же речь касается ретро, вылезают поверхностные статьи про баянистые игры с растянутыми до 16:9 скриншотами и все как в первый раз пишут "А вы помните? Да, было время."
Без обид, но подобных примеров я уже достаточно насмотрелся.
 В общем, Battletoads — один из лучших beat-em-up’ов в истории мирового игростроя.

Щас бы игру, где подраться дают полтора уровня, битемапом называть.

Ответить
4

Никакого противостояния никогда не было. Сначала китайцы научились пиратить 8битные SNES, потом 16 битные Сеги. Обычная смена поколений. Рассказывать про «Денди» против «Сеги» это примерно как рассказывать про CD-диски против DVD-дисков. Автор видимо очень юн, ему простительно, но матчасть надо знать хотя бы по учебникам.

Ответить
1

SNES тож 16 бит наверно ты хотел написать NES 

Ответить
3

Интересно в интернетах кто-то ещё не знает что денди это пиратский клон нес? А вот всех перечисленных игр сразу, мне кажется, не было ни у кого. Я вот например о кирби, жабах, зелде и метроиде узнал уже в эмуляторное время, хотя всё остальное и разное не названное было.

Ответить
3

Пиратский клон фамикона, если быть точным.

Ответить
2

У меня был один товарищ в детстве, у которого были сотни картирджей (а потом и дисков). У него были вообще все игры, которые только возможны. До такой степени много, что он в итоге организовал у себя дома игровой клуб. И именно у него я впервые поиграл в Warcraft на Playstation.

Думаю, что такие продвинутые челы были в каждом городе. 

Ответить
0

Картриджи челноки возили из китая мешками. В одном мешке платы и наклейки, в другом коробки. Сам лично собирал, за что мне давали напрокат поиграть перед продажей. Там было абсолютно всё.

Единственная игра на моей памяти которую китайцы не сумели спиратить это японская космическая стратегия Cosmic Wars - во первых там было много менюшек и все на японском, во вторых нужна была батарейка для сохранений. У меня был оригинальный японский картридж и достаточно терпения. 

Ответить
0

у меня только кирби не было. Потому что кирби это был предел неса и китайцы с трудом его копировали. Так что это редкий карик

Ответить
3

Помним, любим, до сих пор храним ту самую, хоть уже и чуть живую и никогда её не выбросим, а играем на официальном клоне от Sharp (кстати гораздо старше этой "денди" - аж 86-го года выпуска):

Ответить
3

Скрин Battletoads из MD-версии. Почти все скрины растянуты до 16:9. Зачем? Игры, перечисленные в статье, уже миллиард раз кем только не обмусолены. Часть описания и название Bomberman куда-то пропали... 

Ответить
3

Ещё вот это добро очень мощно выглядело. Для тех времён казалось передовая графика и геймплей. Название Mitsume ga tooru. Кастомайз персонажа, набивание монеток, магическая лопата если зажимать клавишу. Было не оторваться.

Ответить

Религиозный Влад

0

Консолесрачи всегда были.
P.S. Snes лучше и даже Дмитрий Супонин за неё был.

Ответить
2

Его звали не Дмитрий...

Ответить
6

Да и фамилия была не Супонин =)

Ответить
3

Снес имела более сочную графику, но у сеги куда больше игр шло в 60 фпс. Да и мультиплатформа где-то была лучше на снес, где-то на мегадрайве. У нас в СНГ безоговорочно победила Сега, воистину народная консоль.

Ответить
2

У нас в СНГ безоговорочно победила Сега, воистину народная консоль.

...благодаря пиратству.
Точно такая же ситуация у нас была позже с "победой" PSP, в отличие от остального мира, где победила DS.

Ответить
1

Так мегадрайв вроде и в мире не уступила снес. Ну и да, пиратство решало, тем более в те годы, когда жрать порой было нечего, что уж за картриджи по 60-100 баксов говорить.

Ответить
0

В Японии слилась сразу не только СНЕС (Супер Фамикому), но и PC Engine, заняв третье место. То, что нынче называется "консольными войнами" происходило на северо-американском рынке, где Сега серьёзно схлестнулась с Нинкой, но и там после упорной борьбы первой всё-таки по итогу стала СНЕС ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

Ну и похуй, для меня сега навсегда останется номером 1.

Ответить
0

У снес звук по пизде был. Но лично для меня, игры на сеге куда большее значение имеют. На снес преобладают японоориентированные игры. Всякие дже Рпг, файтинги по аниме. Ме

Ответить
0

Блять ты дебил. Не по пизде, а пизже

Ответить
0

Не гони на него, посто чел не проснулся до конца

Ответить
0

даже Дмитрий Супонин

Кто?

Ответить
0

Дмитрий Супонин

Кто?

Ответить
0

Кто?

Вообще-то, Сергей Супонев, но не суть... Обе консоли ведь хороши.

Ответить

Религиозный Влад

Дмитрий
0

Ну извините

Ответить
2

Lode runner , где надо ямки копать

Ответить
1

Разве не на нес был файтинг про Черепах? Он мне больше запомнился, чем игра в посте. Еще была игра про Джеки Чана и это была единственная игра, которая сохранялась. Adventure Island тоже классная была. Игра по Олимпийским Играм тоже запомнилась.

Ответить
3

Четвёртые Черепахи вообще улётные были. Что бы увидеть тру концовку, надо было пройти игру на сложном режиме. С братишкой и друзьями рубились много в своё время. Ещё там можно было выбрать двух Хотхэдом хитрым методом, и тогда Дендяшка начинала натурально так подтормаживать и перемигиваться спрайтами т.к. нормально не тянула фигуры таких размеров на экране.

Ответить
0

Интересно, что в моем детстве ее тоже четвертой частью считали, хотя по факту она Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, без всяких четверок. Донателло там имба ,кстати,  со своим суперударом:)

Ответить
1

Так и подмывает написать свой пост о сеге... но лень пока сильнее.

Ответить
1

А я коротенько позволю себе написать. И основа на тему саундтреков.
Начну вот с этого кавера на трек Ocean от Артёма Зубарева из отличной игры Vectorman, который унесёт на лёгких волнах ностальгии по сеговским играм.
https://www.youtube.com/watch?v=zKDZCFRFhIE

Для меня одни из знаковых произведений - это творчество Юзо Коширо. Первым купленным кариком был сборник 4 in 1 с игрой Улицы Ярости. И все конечно знают, насколько круто композитор смог отработать на муз. процессоре Ямаха. Мегадрайв позаимствовала этот процессор у старшего брата - игрового автомата за авторством Сеги. В те годы в ходу было техно и индустриал, поэтому и звучание треков у Мегадрайв несколько песочное и рваное, зато техно выходит просто отлично!
https://www.youtube.com/watch?v=tfiUfU18FmM
До сих пор шикарно звучит! Талант и грамотное использование возможностей Мегадрайв.

Треки из Шиноби 3 от Юзо опять же шикарны, без вопросов.
https://www.youtube.com/watch?v=TFZQWCg99l4
https://www.youtube.com/watch?v=2Ov10WvRyEE
https://www.youtube.com/watch?v=rO-rRfiYs88

В Star Gate были атмосферные техно мелодии, под которые было очень интересно исследовать мир игры.
https://www.youtube.com/watch?v=q5LleeNXSXE

Шикарные басовые партии на манер восьмибитных Алиен 3 и Возвращения Бэтмана были в F-117 и вторых X-men. Здесь прослеживается характерное песочное индастриал звучание.
https://www.youtube.com/watch?v=Qtknq_aqn4Y
https://www.youtube.com/watch?v=QIib0aUojbs

Конечно же Роб Хаббард делал отличные вещи. Все мы играли в Роад Раш 2 и помним, какая там музыка была на заставке.
https://www.youtube.com/watch?v=7zrvoIhwxRI

OST к Мортал Комбат для Мегадайв был оригинальным и сильно отличался от аркадного или того, что шуршало на СНЕС. Очень атмосферные и самобытные треки с восточным колоритом.
https://youtu.be/-9smaFtW7CM
https://www.youtube.com/watch?v=ItRe7CZ_erY

Гитарные гранжевые мотивы интересно звучали в игре The Ooze от Sega Tehnical Institute. Да, именно они создали Comix Zone.
https://youtu.be/KOBzMk-WbXU
https://www.youtube.com/watch?v=Enkse6Ni9DE

В Red Zone и Batman&Robin тяжёлый техно саунд и мрачные композиции. Джеспер Кид веников не вяжет, а звуковой двайрер от Zyrinx выдавал характерное тёмное индастриал звучание.
https://www.youtube.com/watch?v=0LL9JmqX2a8
https://youtu.be/TtHUxCExsRY
Композиции к этим играм были довольно продолжительные, с вариативным развитием.

Классных треков было очень много! Посты можно писать довольно долго.)

Ответить
2

Если музыку вспоминать, то можно получить тяжелый приступ ностальгии, возможно даже летальный.

Ответить
1

Пилил бы пост уже, обидно, такая годнота простым комментарием. Я подпишусь даже на всякий случай.

Ответить
1

На сеге было много игр с отличной музыкой. 
Вот одни из любимых каверов:

Ответить
1

Кроме всего прочего (жабки, черепашки...) мне сильно запомнилась Shatterhand \ Solbrain, т.к. она мне попалась изначально в порезанном пиратами варианте и была непроходима, плюс на японском языке, так что я долгое время даже не знал как она называется, а среди моих знакомых ни у кого больше такой не было. В итоге смог ее найти и нормально поиграть только через много лет, на эмуляторе при помощи пк :)

Ответить
1

Спасибо за статью)

Кроме Марио, танчиков, дак Хант и Wonder Rabbit помню рубались с братом в Iron Tank на двоих, ещё меня спиногриза тогда удивляло, что можно давить на танке пехоту, в отличии от Battle City, где пехоты даже не было. Хотя признать : один только редактор в Battle City убил больше времени, чем кампания в Iron Tank.
Ещё в Iron Tank было примитивное, но ефективное подобие прокачки. Кооп зачётный был, но не так крут как Silkworm.
Черт возьми, SilkWorm был чертовски крут в коопе. Я как правило на вертолёте, брат на машине, ибо целиться на машине было тяжелее. И прочищаем уровень за уровнем. Хардкор, ибо дальше 3 уровня не доходили.
Очень динамичная и противников много.

Помню был побитый картридж с Alien 3, который променял на несколько касет с фильмами. Постоянно подыхал, то от лицехвата, потому что не знал что это за яйцо стоит (фильмы я тогда не видел, думал типа декорация в игре), то от чужого , потому что прыгнул не туда. Рестарт - опять по новой. Пока уровень не заучил наизусть.

И, конечно, The Punisher. Стандарт - босс вертолет, плохие дядьки... и бедные саксофонисты...

Ответить
1

Новости с опозданием на 27 лет.

Ответить
0

ХЗ, у нас в Беларуси бал правили Сюбор (мне вроде на НГ 1995 или 96 подарили) , Liko и всякие джилитоны). Хотя как то в руки попадало пару "фирменных" картриджей Денди - товарищу вроде как из Москвы привозили.

В списке популярных игр не хватает богоподобной Zen: Intergalactic Ninja, и не менее крутой Rockin' Kats. 

Ответить
1

Да у нас в России тоже правили всякие UFO BT Liko и прочие пантеры с сюборами, "фирменных" Денди от Стиплера было у народа на порядок, а то и порядки, меньше.

Ответить

Нормативный каякер

0

У меня была  Lifa батя с МСК привез. Хавала все картриджи.8ми битные. 
Вот тут даже статья про нее есть, может еще у кого была?

Ответить
0

Интересно, скольких зумеров обратил в восьмибитную религию кинаман своим "проклятием серого слоненка"?

Ответить
0

Ради небольшого уточнения: NES и Famicom это было не совсем одно и то-же. NES был так-же 8-битной, но несколько более поздней приставкой под западный рынок, со встроенной защитой от пиратских игр, его картриджи не были совместимы ни с Famicom, ни с его клонами.
Денди, как и "Мегассон" и многие другие, был именно "фамиклоном", копируя устройство и приемник картриджей Famicom. 

Ответить
0

не было разделения на денди и сега, для нас детей в то время сега была следующим поколением или что то вроде этого, как потом и появление пс1.
это сейчас иксклюзивы и несколько платформ одного поколения.

Ответить
0

Dendy у меня была первой консолью, с неё начинал свой геймерский путь, но синдром утенка не сработал и теплые воспоминания именно по Sega Mega Drive 2 остались. 

Ответить
{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null