Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 41 (ZX Spectrum)

Наконец я добрался до культового ZX Spectrum! Но прежде чем перейти к этой платформе, я сделал еще пару остановок — попробовал красочное текстовое приключение с Commodore 64 и познакомился с экзотическим югославским компьютером «Галаксия» (разумеется, благодаря эмулятору). Что до спекковских игр, в этой подборке вас ждут рассказы сразу о трех летных аркадах, одна из которых — неофициальный ремейк самой первой лицензированной игры по Star Wars.

Проекты в подборке:

231. Return of the Jedi (1986) — В пасть ранкора

Платформа: Commodore 64

Разработчики: Norbert G. и Stefan S.

Геймплей

Прежде чем переходить к «Спектруму», расскажу еще про одну игру с Commodore 64, которую раньше я пропустил. Итак, «Возвращение джедая» повествует о приключениях Люка Скайуокера на Татуине — в тот период, когда он пытался вызволить замороженного Хана Соло из грязных лап Джаббы. В этом и есть цель игры: спасти друга и выбраться с пустынной планеты целым и невредимым. И если с первым я кое-как еще справился, то со вторым не получилось…

Первое, что бросается в глаза — приятная и красочная графика. Особенно ярким получился контраст на фоне проектов с ZX81, где даже цвета не было. Return of the Jedi, чтобы вы понимали — это текстовое приключение, но с рисованными задниками. И здесь они, пожалуй, одни из самых красивых, что я видел в подобных играх в ходе марафона.

На начальном экране играет заглавная тема… «Полицейского из Беверли-Хиллз»
На начальном экране играет заглавная тема… «Полицейского из Беверли-Хиллз»

А вот с геймплеем не задалось. Скорее всего, я бы не смог продвинуться дальше первого экрана, если бы не наткнулся на прохождение на YouTube. Всё дело в том, что некоторые команды здесь вроде просты, но в то же время неочевидны. А пояснений или списка возможных действий в самой игре нет. Чтобы суть претензии была понятнее, давайте расскажу на примерах.

Итак, мы оказываемся перед запертыми воротами в убежище Джаббы. Также рядом виднеются электронный глаз и компьютерная коМсоль (да, через М). Кое-как я сам догадался, что надо постучать — ворота открылись. А дальше началось… Что я только не пробовал писать (разумеется, по-английски): «Идти прямо», «Идти на север», «Идти в ворота» (Go to Gate), «Идти внутрь» и так далее. Ничего не помогло. Тут я решил попробовать команду Examine (рассмотреть) и узнал, что у компьютерной коМсоли есть кнопка. Далее пошел перебор команд для кнопки — снова ничего. Как выяснилось после, надо было ввести Go gate. Ладно…

Иллюстрация того, как ко мне относилась игра
Иллюстрация того, как ко мне относилась игра

Приколы с командами продолжились. Так, на втором экране я снова застрял. В подписи к рисунку говорится, что Люк видит проходы на север и запад. Ну я и пробовал писать: Go west, Go to west, просто west. Каждый раз мне сообщалось, что я не могу туда пойти. Пришлось снова лезть на YouTube, чтобы узнать, что правильная команда — w. Просто w. Или еще пример — опять же, я долго пытался нажать кнопку, чтобы спасти Соло. Перебирал глаголы push, use и какие-то еще. Оказалось, что надо было использовать press. В такие моменты игра откровенно подбешивала.

Последнее, что Люк видел перед смертью
Последнее, что Люк видел перед смертью

Пройти «Возвращение джедая» у меня не получилось по той причине, что и автор ролика с YouTube не смог дойти до конца. После того как Люк спасает Соло, появляется штурмовик. Убить или ударить его вроде как нельзя, поэтому я пошел в комнату с Джаббой. Там меня кинули в пещеру ранкора, и как я ни пытался, монстр убивал меня всякий раз после любой набранной команды. Ну что ж, покойся с миром, юный джедай, ты вернулся ненадолго…

232. Super Cruiser (1986) — В далекой-далекой Galaksija

Платформа: Galaksija

Разработчик: Jasmin Halilović

Геймплей

Прежде чем переходить к «Спектруму», сделаем еще одну остановку и познакомимся с «Галаксией»… С чем-чем, спросите вы? С полусамопальным югославским компьютером, который распространялся в теперь уже не существующей стране в виде комплекта «сделай сам». Хоть он и разошелся довольно смешным тиражом в 8 тысяч устройств, определенной популярностью на родине всё же пользовался, а еще на него даже выпускали игры. Вот об одной такой я вам сейчас и расскажу.

Galaksija
Galaksija

Признаюсь честно, я не хотел писать про Super Cruiser. Не потому, что она плохая (в целом проект куда лучше многих других летных аркад из моего марафона), просто она какая-то… «малоЗВшная». Однозначно от Star Wars здесь начальный экран — на нем безоговорочно угадывается имперский звездный разрушитель. А вот истребители в самой игре… Однако Sightsaber попросил, чтобы про проект я всё же рассказал, и даже выдвинул теорию о принадлежности «Суперкрейсера» к «Звездным войнам». Согласно ей, здесь мы играем не за повстанцев, а за Империю. Летаем при этом мы не на привычном СИД-истребителе, а на шаттле модели Mu-2. Основными же противниками выступают Y-крылы. Не могу сказать, что эта теория меня убедила, но про игру я всё же поведаю. К тому же на сайте old-g.narod.ru, на котором представлено множество фан-игр по ЗВ, Super Cruiser тоже числится.

«Мю-2» в комиксе 1983 года
«Мю-2» в комиксе 1983 года

Перед тем как переходить к геймплею, я бы хотел отметить графику. Первая ассоциация у меня была со стареньким «Тетрисом» из детства — как и там, здесь изображение строится из больших квадратиков. Картинка выглядит уникальной, и ничего подобного в рамках марафона я еще не видел. Правда, нужно отметить, что это не столько заслуга автора Super Cruiser, сколько самой «Галаксии» — все игры с нее выглядят примерно так же.

На первом уровне сложности максимум один враг и одна ракета в кадре
На первом уровне сложности максимум один враг и одна ракета в кадре

Геймплейно перед нами бесконечный скролл-шутер, единственная цель которого — лететь прямо, убивать врагов и зарабатывать очки. В игре имеется 5 уровней сложности и самый интересный из них последний. Он отлично балансирует между хардкорностью и увлекательностью — врагов много, они по тебе активно стреляют, а ты маневрируй себе среди этого ада и старайся не пропускать бонусные жизни. За счет последних максимальная сложность оказалась не такой уж и трудной. С первой попытки я набрал на ней за 20 тысяч очков, а дальше умер уже специально (поднадоело). Кстати, благодаря виртуальным самоубийствам я узнал, что в игре есть разрушаемость. Я не понял, что изображено внизу экрана — то ли деревья, то ли дома — но если в них впилиться, шаттл не просто взорвется, но еще и расчистит под собой место падения.

Пятый уровень сложности. За убийство «пузатого» врага дают бонусную жизнь
Пятый уровень сложности. За убийство «пузатого» врага дают бонусную жизнь

Да, у Super Cruiser спорный статус в плане ЗВшности, но как игра она мне понравилась. На максимальной сложности играть вполне себе увлекательно, а графика при своей простоте выглядит интересно и запоминается (хотя эту заслугу всё же стоит занести на счет «Галаксии»).

233. Star Fighter (1982) — Первый ЗВ комом

Платформа: ZX Spectrum

Издатель: Impact Software

Геймплей

И вот я наконец добрался до культового «Спектрума» — компьютера, пришедшего на смену ZX81. Само название подчеркивает его главную особенность: цветное изображение, аж целых 15 цветов!

Первым проектом марафона для этой платформы стала Star Fighter 1982 года выпуска. Сразу отмечу, что разрабатывалась она под версию «Спекки» с 16 Кб ОЗУ, поэтому графика здесь довольно простая. Сама игра при этом… странная — и это если мягко говоря.

В момент смерти экран переливается чуть ли не всеми пятнадцатью цветами
В момент смерти экран переливается чуть ли не всеми пятнадцатью цветами

Перед нами вновь летная аркада, и вновь классическое противостояние крестокрыла и СИДов. Казалось бы, в нечто подобное я точно должен был уже играть, но нет — игровой процесс здесь оригинальный и… неприятный. В первую очередь из-за жуткого управления. Наш истребитель не умеет нормально летать по осям X и Y — вместо этого он маневрирует по или против часовой стрелки. Стреляет он туда же, куда движется, и это тоже чертовски неудобно. Кстати, еще и комбинации управления необычные: Alt+A и Alt+D для поворотов и Alt+G для огня. Честно, сам бы я до такого вряд ли додумался, так что вновь хочу поблагодарить Sightsaber за подсказку.

Цель игры, как и почти в любой аркаде по ЗВ: настрелять как можно больше СИДов, чтобы получить как можно больше очков. Если подбить несколько врагов, то на экране появится дополнительный противник — я сумел добраться до схватки аж с четырьмя пилотами Империи.

В звезды врезаться нельзя, но их можно уничтожить лазером крестокрыла
В звезды врезаться нельзя, но их можно уничтожить лазером крестокрыла

Как я уже писал, управление в Star Fighter неудобное, но я всё же отыскал один более-менее рабочий способ хоть как-то заработать очки. Как только запускается игра, крестокрыл летит прямо на врага. Если подпустить имперца достаточно близко и выстрелить, противник взорвется, а перед нами появится еще один. Снова огонь, не сворачивая с прямолинейной траектории — еще фраг. И еще. И так до тех пор, пока тебя неизбежно не подобьют. Да, не спорю, тактика не лучшая, но только благодаря ей я сумел настрелять 19 СИДов. А вот попытки честно маневрировать по окружностям и близко не дали такого результата.

Star Fighter — довольно странный и малоиграбельный проект, который оправдывает разве что дата выхода. Игра появилась на свет в том же году, что и сам «Спектрум», а значит, разработчики еще не успели хорошенько освоиться с новым ПК и особенностями программирования под него. Надеюсь, что более поздние релизы для культовой «Спекки» окажутся и интереснее с точки зрения геймплея, и краше по уровню графики.

234. Battle on Hoth (1983) — Битва с эмуляторами и управлением

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Duncan Kinnaird

Геймплей с одним из багов игры — отсутствующими шагоходами

Едва увидев скриншоты «Битвы на Хоте», я возложил на нее большие надежды. По сути, это неофициальный ремейк первой официальной игры по «Звездным войнам» — Star Wars: The Empire Strikes Back 1982 года для Atari 2600. При этом графика на ZX Spectrum более детализирована и в целом выглядит значительно круче, так что мне с нетерпением хотелось опробовать эту «некстген-версию».

Версия с Atari 2600
Версия с Atari 2600

Увы, проблемы начались почти сразу же. На двух эмуляторах, на которых я пробовал запустить Battle on Hoth, шагоходы были невидимы, да и проект почему-то играл сам в себя. Снежный спидер самостоятельно летал то влево, то вправо и беспрестанно стрелял. На мои команды «кораблик» никак не реагировал. Хотя я, если честно, тыкал на все кнопки подряд, так как понятия не имел о раскладке управления.

«Битва на Хоте» со «Спектрума»
«Битва на Хоте» со «Спектрума»

Пришлось снова мучать Sightsaber и просить его о помощи. Методом проб и ошибок он нашел эмуль, на котором игра вроде как должна работать корректно, и скинул мне инструкцию по запуску, а также кнопки управления. Не вдаваясь в подробности, я продолжил мучать Sightsaber, так как запустить игру по его инструкции мне не удалось, а потом не удалось вновь, а затем получилось, но всё равно что-то пошло не так… В итоге благодаря ему я всё же разобрался, но настрадался так, что энтузиазм по отношению к «Битве на Хоте» серьезно просел.

Жаль, но даже играбельная версия, как выяснилось, малоиграбельна. Снежный спидер вроде и стал слушаться, но как-то странно. То и дело поворачивал вправо сам, хотя я хотел лететь исключительно влево, иногда снижался и поднимался по непонятным причинам. Шагоходы хоть и появились, но оказались какими-то неубиваемыми даже на минимальной сложности. Сколько я в них ни стрелял, они не подрывались — чего не скажешь о моем спидере. Получать удовольствие от такой игры невозможно, и это грустно, ведь я действительно надеялся на добротный и красивый ремейк проекта, с которого начался мой марафон.

B — вправо, V — влево, Q — вверх, A — вниз, ] — огонь. Вдруг кому пригодится
B — вправо, V — влево, Q — вверх, A — вниз, ] — огонь. Вдруг кому пригодится

Кстати, Sightsaber отыскал небольшую статью «Вундеркинд и “Звездные войны”» из древнего журнала. В ней как раз рассказывается о «Битве на Хоте» и ее создателе. Предлагаю вам перевод:

«Подросток и компьютерный гений Дункан Киннэрд намеревается заняться собственным бизнесом после недавнего успеха. 16-летний юноша разработал собственную программу под названием «Битва на Хоте» — игру по «Звездным войнам» — которую опубликовали в журнале «Твой компьютер». Теперь он хочет писать больше программ и зарабатывать на этом.

Фотография Дункана из того самого журнала
Фотография Дункана из того самого журнала

Дункан, который учится в шестом классе колледжа им. Артура Меллоуса в Глинтоне, два года назад обнаружил компьютерную ошибку и был одним из первых учеников в школе с собственным компьютером.

За публикацию своей игры Дункан получил 70 фунтов и верит, что если займется бизнесом, то сможет подорвать позиции других издателей. “Коммерческие программы продаются по цене примерно в 10 фунтов, но я надеюсь отдавать свои по 2,95 и продавать их из дома”, — сказал Дункан, который живет по адресу город Глинтон, Вебстерс Клоуз, д. 7».

Так подорвались мои надежды на хорошую игру
Так подорвались мои надежды на хорошую игру

Кстати, под одним из роликов по Battle on Hoth на YouTube в комментариях объявился Дункан и признал — в коде действительно есть ошибка, из-за которой снежный спидер постоянно меняет направление. А еще рассказал, что потратил вырученные от публикации игры деньги на велосипед фирмы Halfords, но после его украли.

235. Astro-Wars (1983) — Астрономические войны

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Steve McCarthy

Геймплей

Astro-Wars — это первый проект со «Спектрума», о котором я могу сказать, что он мне понравился. Разумеется, не так, как нравятся современные релизы, а со скидкой на сорокалетний возраст. При этом первое впечатление было скорее негативным («Снова тир от первого лица!»), но игра сумела меня приятно удивить.

Итак, всё действительно начинается как банальный шутер, где нужно расстреливать СИД-истребители. Честно, я уже сбился со счету, сколько таких было в моем марафоне за последние два-три месяца. Управление при этом довольно специфическое: J — вверх, G — влево, N — вниз, L — вправо и огонь на F. Попробуйте расположить пальцы на клавишах и прикиньте, насколько неудобно так играть. Чтобы не ломать перста, я воспользовался программкой Xpadder и повесил всё на аналог геймпада. Не помогло! Как оказалось, игра не распознает одновременные нажатия влево-вниз, вправо-вверх и так далее, у нее для этого есть отдельные кнопки — H, B, M и K. Чтобы не путаться в таком многообразии команд, я решил ограничиться стандартными четырьмя направлениями и назначил их на крестовину — заработало!

Чем дальше, тем больше на экране противников
Чем дальше, тем больше на экране противников

СИД-истребители вылетают слева или справа, а после проносятся вверх или вниз. За это время их нужно подбить. Действовать требуется быстро, так как враги довольно шустрые. В целом это не было бы большой проблемой, если бы выстрелы нормально регистрировались. Я так и не понял почему, но иногда кнопка «Огонь» не срабатывала или срабатывала с задержкой, из-за чего имперцы улетали.

Кстати, забавный момент. Когда я играл первые несколько раз, то звука не было вообще, а от взрывов противников на экране оставались надписи SPECTRUM PLAY. Их можно было стереть прицелом, или враги убирали буквы, когда пролетали по ним. Разумеется, так быть не должно, и я не сразу понял, в чем причина подобного бага. Оказалось, в настройках эмулятора у меня был выставлен Spectrum со 128 Кб ОЗУ, в то время как для нормальной работы программы нужна была версия на 48 Кб.

Мое первое прохождение выглядело так
Мое первое прохождение выглядело так

А еще в игре есть кнопка гиперпрыжка. Если ее нажать, запустится соответствующая анимация, и отнимется некоторое количество энергии. Правда, практического смысла в подобном маневре нет, так как на геймплей эта фишка не влияет. Полагаю, ее добавили исключительно «для красоты».

Во время гиперпрыжка все забагованные надписи стирались — это была единственная польза от него
Во время гиперпрыжка все забагованные надписи стирались — это была единственная польза от него

Как видите, ничего особо впечатляющего в Astro-Wars нет — это действительно очередной тир, коих я уже повидал десят… Что это? Второй уровень?..

Сюрприз оказался действительно приятный и неожиданный. Причем этап номер два — это не тот же самый тир на другом фоне. Здесь нас ждет пролет по траншее «Звезды Смерти» с видом от третьего лица. И да, конечно, это я тоже видел уже много раз, но редко когда два столь разных типа геймплея совмещались в рамках одного проекта. Тем более что в Astro-Wars игровой процесс отличается от обычных DeathStar-игр. Тут не нужно расстреливать СИД-истребители, нам требуется уклоняться от летающих по горизонтали и диагонали ракет. Честно, не знаю, есть ли у второго уровня конец, так как мне ни разу не удалось долететь до выпускного отверстия. Однако после смерти меня поджидал еще один сюрприз — Stage 3!

Как-то до этого была бело-розовая «Звезда Смерти», теперь вот сине-желтая
Как-то до этого была бело-розовая «Звезда Смерти», теперь вот сине-желтая

Финальный этап посвящен битве на Хоте и снова реализован с видом от первого лица. Нужно уничтожать как вражеские СИДы (они летают так быстро, что сделать это практически невозможно), так и имперские шагоходы. Одна проблема — подрывать последние у меня получалось только на максимальной дистанции. Стоило махинам подойти чуть ближе, как они становились словно бессмертными, отчего я в итоге проигрывал.

Мама, а почему снег желтый?
Мама, а почему снег желтый?

Astro-Wars приятно удивляет разнообразием. В отличие от большинства отсмотренных мной игр, она не задействует только одну механику, а предлагает разные в геймплейном плане уровни. Также проект вполне неплохо выглядит на фоне конкурентов и может похвастаться недурными анимациями, от разворотов СИДов на первом уровне до гиперпрыжка. Для неофициалок уровень исполнения более чем достойный!

Конец сорок первой части. Продолжение следует...

4949
10 комментариев

Хотя игровой процесс "Super Cruiser" на "Галаксии" и вдохновлён игрой "Defender", автор явно рисовал игровой корабль с каким-то конкретным видом — и "Мю-2" на это подходит больше всего (один такой, кстати, был у Лэндо Калриссиана).

"Astro-Wars" - первая полноценная игра по ЗВ на "Спектруме" - и жаль, что так и не нашлась инструкция к игре, ни в виде вкладки к оригинальной кассете, ни в справочниках "500 игр" (игроманы 90-х их, конечно, помнят). Второй уровень имеет логическое завершение - нужно продержаться в траншее 6 минут (Stay on target!", как говорили в Эпизоде IV).

1

6 минут - это жесть, учитывая количество ракет на уровне!

1

Вот она, нашел, это Return of Jedi:

https://www.youtube.com/watch?v=bkTW89fZnwU

1

Я точно помню, что Спектруме была нормальная игра, где в одном из уровней надо было лететь на тех летающих штуках с длинными носами, как в Баттлфронте, и отстреливать штурмовиков на таких же.

1

Точно ещё была на спектруме где по векторному коридору звезды смерти из зелёных палочек летишь:)

1