Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Сегодня немного расскажу об игре, которую можно охарактеризовать измененной цитатой из классики кинематографа: "За идею ставлю 5, а за реализацию - неуд". А теперь давайте подробнее.

Warhammer Squad Command вышла в 2007 году на двух портативных консолях: PSP и Nintendo DS. И уже на этом моменте знающие люди начали ёрзать на своём месте. Не открою секрета, если скажу, что эти две консоли совершенно и во всём разные, а потому игры к ним тоже отличаются. Но мы же оптимисты и не будем верить в жадные компании, которые выжимают максимум денег из лицензий? Так ведь?

Судя по его физиономии - нет.
Судя по его физиономии - нет.

Так, что за игра такая? Если коротко, то XCOM в декорациях Вахи. Крутая идея, которой критически не хватает на портативках, однако не является уникальной сама по себе. Если бегло вспомнить историю Warhammer, то жанр стратегии наиболее близок к корням этого варгейма. Конкретные сравнения будут потом, когда будет прямая потребность. Действие игры происходит именно в Warhammer 40 000, это важно, так как есть стратегия на PS1, которая происходит в другом мире, если можно так сказать (знатоки, поправьте меня в терминологии).

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Итак, после стартовой заставки, наполненной типичным для лора пафосом, мы начинаем новую игру. Сюжет нам подают в виде брифинга. Ладно, пускай, не за драматургией мы сюда пришли, в конце концов. А потом нам дают отряд и выпускают в бой. Первое время всё выглядит классно, хочется радоваться: "Вот оно!" Однако потом начинаешь смотреть внимательнее и делать выводы. Вот с этого места подробнее.

Первое, что бросается не в глаза, но в уши - отсутствие музыки. Есть две мелодии и обе в начальных заставках. Возникает закономерный вопрос: "Кто зажал пафосные мелодии?" У меня две версии: 1) на картридже DS не хватало места под музыку, поэтому решили не делать версии игры разными по наполненности контента; 2) так и было задумано. По поводу первой версии, то вырезать музыку, чтобы не париться с оптимизацией, это что-то с чем-то. Да, я понимаю, что это сложно и так далее, но у меня есть замечание. Почему люди смогли сделать музыку в Max Payne на GBA? Как смогли сохранить максимум музыкального сопровождения разработчики Wipeout 64? Продолжать можно долго, но суть одна, если взялся за известную лицензию, то, будь любезен, постарайся. Впоследствии, я не раз повторю эту фразу.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Вполне возможно, что полное отсутствие музыкального сопровождения было идей. Можно привести в качестве примера серию Strike. Однако у меня будут замечания. Во-первых, разработчики Strike делали упор на том, что они делали реалистичный симулятор. Такой аргумент совершенно не подходит к игре по фантастической вселенной. Во-вторых, несколькими годами ранее (1998 год), увидела свет аналогичная игра на ПК и у неё был бомбезный саундтрек - Warhammer 40000 Chaos Gate. О качестве саунда можете судить сами:

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Как говорил профессор Преображенский: "Разве это плохо? Скажите, что это плохо?" Что мешало взять эти же треки, сделать немного другую аранжеровку и использовать в новой игре? Или сделать что-то по мотивам, ведь люди без крутых портфолио делают кучи крутых каверов. Раз уж затронули тему, то стоит сказать, что Chaos Gate сделана на движке XCOM Apocalypse, а как последствие унаследовала смешную походку юнитов, расчет меткости и синдром последнего пришельца. В целом это была классная идея, но в наших краях эту игру не так любят, как культовую серию Dawn of War.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Ну да ладно, всё бы ничего, но есть проблема более существенная. Для её понимания, разберем геймплей. Итак, нам дают отряд (в последствии можно выбирать типы юнитов, выбирать для них один из двух стволов, даже техника к концу появится), карту и врагов.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Все происходит в пошаговом режиме. У каждого юнита есть очки действий, которые расходуются на передвижение и стрельбу. Обратите внимание, что расход на стрельбу реализован не как в оригинальной уфошке (выбираете один из трех или четырёх вариантов: быстрый или меткий выстрел, очередь), а как в Jagged Alliance 2, путем добавления очков поверх минимальной стоимости выстрела для увеличения меткости. Если вы не потратили очки, то они переходят в режим overwatch. Каждое оружие имеет свою дальность урон и прочие параметры. Для того, чтобы стрельба была очевидной показывается разноцветный конус меткости на дистанции и красная линия огня. Последнее особенно умное решение, поскольку на карте есть укрытия и прочие препятствия. Можно стать под стенкой и нашивать из окошка и не беспокоиться, что выстрелами разбил себе укрытие. И да, есть разрушаемость, но сровнять с землей всю карту вам никто не даст, что логично. Звучит довольно круто, не так ли?

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Да, только играть в это катастрофически скучно. Причина очень простая - противники. В этой игре практически нет тумана войны, поэтому противники видны почти сразу. Да и вражина довольно флегматичная, перемещаются крайне редко, будто все разом наступили на клей Момент, а тут война не вовремя. Масла в огонь добавляет кишкообразность карт. Я долго не мог понять, почему так скучно, а потом понял, чем нас цепляла оригинальная UFO Defence, Jagged Alliance 2, и что роднит Warhammer Squad Command с Fallout Tactics. Интерес поддерживался за счёт неизвестности и общей опасности противника. Постоянно напряжение и готовность превратить любой камень или овраг в укрытие делал игру такой интересной. Ты примерно понимаешь где может быть противник, но не до конца уверен. Кишкообразность карты и отсутствие развилок или ещё каких-то дополнительных элементов нагоняет скуку. Именно поэтому люди справедливо критикуют Fallout Tactics, в которой после первой трети игры все миссии превращаются в зачистку коридоров.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Противники это отдельная песня. Начать нужно с того, что они стоят на одном месте. Я догадываюсь, что сделано это было для того, чтобы вылечить синдром последнего пришельца. Охеренная логика: не мог сделать по уму, значит залью это дерьмо клеем и замотаю синей изолентой. Оцените масштаб глупости. Мало того, что карта в принципе не даст им забиться в какой-то дальний угол, так они ещё и стоят насмерть. Это в свою очередь делает абсолютно бесполезной функцию наблюдения. Чувствуете чем пахнет? Ленью и глупой коммерцией.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Уделим немного внимания графике. Она неплохая, но не равномерная по качеству. Модельки юнитов проработаны неплохо, в меру детализированы, а вот окружение очень блеклое и мыльное. Визуальные эффекты не поражают воображение, если не сказать скупые.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Уделю немного внимания версии для Nintendo DS. Поскольку самой консоли у меня на руках нет, нам поможет эмулятор на Android. Понятное дело, что стартовые заставки переделаны под слайдшоу.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Поскольку у нас в распоряжении два экрана, то нужно их оба чем-то наполнить. На втором экране у нас показывается карта (самое бесполезное применение, учитывая выше сказанное) или подсказки.

Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]
Warhammer Squad Command на [PSP/Nintendo DS]

Управление близкое к тому, что на PSP и ощущается удобным и понятным. Графически эта версия отличается (что логично), но это не ощущается как-то критично. Да, объема стало меньше, детализация хуже, но в целом визуальный дизайн не пострадал. В целом, можно сказать, что обе версии равноценные и отвечают средним стандартам на своей платформе.

Дочитав до этого момента, может показаться, что я всячески обхаял игру. На самом деле не совсем. Она отлично подойдет для тех, кто только хочет приобщится к классической уфошке, но хочет начать с чего-то попроще, с подобной механикой. Такой себе XCOM для новичков. Лично я проходил эту игру в дороге после полного рабочего дня. В автобусе одним глазом можно с удовольствием её пройти. У меня вообще правило не рассказывать о том, что мне совсем не нравится. Дело в том, что игра не выдерживает критики по сравнению с другими тактическими стратегиями, коих на обоих платформах достаточно. Та же Jeanne d'Arc на PSP геймплейно раза в три богаче. Только если закрыть глаза на талантливые тайтлы, кажется, что Warhammer Squad Command балдежная. А на самом деле, выглядит, будто издатель решил малой кровью скопипастить Chaos Gate и отбить несколько раз лицензию. Коммерция штука важная, ведь без денег ничего сделать нельзя. Но... нужно уметь зарабатывать деньги с умом, а не так примитивно. Хрен с ней со стратегической частью как в XCOM, но тактику нужно было довести до ума - тогда цены этой игре не было бы. Именно поэтому и захотелось рассказать об игре, которая была за пять шагов до чего-то действительно стоящего, но остановилась.Как вы думаете: игра и так хороша или ей нужны изменения? Пишите об этом в комментариях.

Спасибо за внимание и удачи!

4646
21 комментарий

К сожалению, по вахам не так много хороших игр сделано, как хотелось бы. Хотя, и есть крепкие примеры. Пускай эта игра станет историческим достоянием для будущих исследователей по этой теме. Наша цель - сохранить это для потомков

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

В целом, согласен, хотя и жаль. Это какой-то парадокс, ведь такая крупная лицензия должна стимулировать к стараниям, а выходит с точностью наоборот. 

1
Ответить

У тебя крестоносец из дяблы 3 затесался в пост. 

3
Ответить

Упс.

1
Ответить

Так вот во что я играл на psp. Незнаю, у меня в памяти нормальная графика осталась (ᵔᴥᵔ)

2
Ответить

Нормальный графон, но ничего выдающегося. 

Ответить