Крах самого большого производителя компьютеров: как сгинула компания Compaq (часть 3/3)
Продолжаем историю компьютеров марки Compaq. Это финальная третья часть.
В середине 1990-х корпорация достигла пика развития, они лидировали почти повсеместно. Конкуренты были повержены: IBM, которая кошмарила всех и была олицетворением «большого брата», постепенно ушла с рынка ПК. Apple находилась на грани банкротства. Рынок ПК рос по 15-19% в год, а корпорация Compaq – по 30%. Как же у них получилось обогнать всех? В чем был секрет дешевых и качественных компьютеров? Середина 1990-х – это время, когда снижалась маржинальность; Dell научился продавать ПК онлайн, и с этого начался бум доткомов, который еще больше простимулировал рынок ПК.
В третьей части истории корпорации Compaq нашлось место Илону Маску, а также вы узнаете, как корпоративная парковка способна загубить самую большую и успешную компанию на рынке.
Предыдущие части:
❯ Лучшие годы Compaq Computer Corporation
В середине 1990-х Compaq Computer Corporation – лидер индустрии. После смены руководства в 1991 году все показатели росли. Новый CEO Экхард Пфайфер стал звездой, его слова и действия воспринимали как достойное доверия мнения на рынке наравне с Биллом Гейтсом. Например, он заявил отказ от второстепенных направлений, то есть оптимизацию расходов. В 1994 году Compaq продал подразделение принтеров Xerox за 50 миллионов. И выглядело это разумно. А главное, финансовые результаты подтверждали, что у Compaq все хорошо.
Их доля рынка в 1990 году составляла около 5%, в 1994 – около 10%, и Compaq – уже лидер в США! Все конкуренты к 1994 году остались позади: IBM 8%, Apple 7%, Packard Bell 7%, NEC 6%, а Dell, занимая порядка 4-5%, даже не фигурировал в рейтингах.
Compaq в 1990-х стал таким же стандартом, как IBM PC в 1980-х или смартфон в руках человека сегодня. В сериале «Друзья» ноутбук Compaq Contura появляется несколько раз. Сцена тут
Остальные бренды пилили рынок на мелкие дольки, а к середине 90-х оттуда ушли многие старые конкуренты, включая компании из банды 9, участвовавших в войне Compaq против IBM. Compaq вырос и подвинул IBM: IBM – 10-12 % в год, в то время как Compaq показывал по 25-30%.
И мы опять сделаем оговорку про Dell – они росли почти также быстро. И до 94 года это не было проблемой для Compaq. Сначала, в 94-м Dell занимал 6 место на рынке США, а через год уже поднялся на 2 позиции. Их прирост в 95 году – 31%. Причин тому множество, и вот главные две: интернет-магазин Dell стал главной площадкой для торговли и идеально сочетался с прямой моделью продаж с минимальной наценкой.В 1996 году мало кто понимал, насколько компания Dell Computer Corporation (1987–2003) усилила позиции, и после серии публикаций по итогам годовых отчетов на рынке сформировалось мнение, что Compaq не только лидер на нескольких рынках ПК, но и очень эффективная компания. Журнал The Economist тогда писал: “Все конкуренты Compaq разделились на две группы: первая – это те, кто уже конкурирует с Compaq и отстает, вторая группа – те, на чьи рынки Compaq еще не вышел, но он им уже угрожает”.
Кстати, обратите внимание, многие компании стремились добавить слово Computer в название: Dell Computer Corporation (1987–2003), Compaq Computer Corporation (почти все время носили такое название), Apple Computer Company (1976–1977) и Apple Computer, Inc. (1977–2007). Из всей плеяды лидеров 1980-х выжили только Dell и Apple, а от слова Computer они, конечно, отказались.
❯ Самые распространенные модели компьютеров Compaq
Линейка настольных ПК и ноутбуков Compaq Presario – главный источник роста и доходов компании в 1990-х. В линейке можно было встретить практически любое железо, а отличительная черта была всегда одна – массовые, относительно дешевые компьютеры со всеми компонентами мультимедиа. Суммарно настольных ПК Compaq Presario было выпущено более 100 моделей и более 50 моделей ноутбуков под тем же названием.
Compaq Presario 1200 – пример распространенного в 1998-2001 годах ноутбука. Относительно дешевая простая модель для массового пользователя на процессорах AMD (на самом деле в линейке Presario было практически любое железо, конечно, недорогое). Пример комплектации ноута за 1700 долларов: Compaq Presario 1200-XL125: процессор 533 MHz AMD K6-2+, память 64 MB (есть слоты, макс. 192 MB), ж. диск 6 GB и DVD-привод 6x Toshiba. Экран 13.3" LCD, видеокарта Trident CyberBlade i7, встроенный модем на 56K и – неожиданно для меня – JBL stereo speakers.
Установка процессоров AMD K6 позволила немного снизить себестоимость. Доходность сборки ПК резко упала после 95 года: на рынок вышли “азиаты”, в это же время были построены десятки фабрик по всему миру и упала стоимость комплектующих – эффект масштаба по учебникам экономики. Азиаты появились еще в 80-х, окрепли в начале 90-х, а к концу века и вовсе захватили весь рынок. А японские производители наоборот постепенно сдавали позиции на мировом рынке ПК: Toshiba и NEC продолжали выпускать отличные устройства, но находились не в числе лидеров.
❯ Как интернет изменил рынок ПК в 1996 году
Вторая причина для изменения рынка – прирост пользователей интернета. Каждый год +50 или даже +100%. Сливки с новой технологии собирал Dell. Их интернет магазин стал разумным развитием старой стратегии продаж. Раньше Dell продавали по телефону и каталогам, теперь онлайн. Вообще, это удивительная история успеха Dell в интернете, которая привела к выходу Dell в лидеры на рынке ПК, а также что еще более удивительно – успех Dell привел к пузырю доткомов 2000 года (эта история более подробно раскрыта в моих публикациях про Dell).
В 1997 году компания Compaq впервые выплатила дивиденды. Рынок встретил это событие ликованием, так как компания, которая была главной звездой рынка ПК, превратилась в лидера рынка и наконец вышла в режим выплат, что означало один факт – длительный период ожидания инвесторов закончился успехом. Надо уточнить, что в принципе акции Compaq всегда были лакомым кусочком для инвесторов, так как показывали отличный рост (за исключением 3 небольших периодов в истории компании).
В том же 1997 году Compaq начала активные поглощения разных компаний. Мы тут не будем глубоко погружаться в эту тему, отметим только три интересных случая: Tandem Computers (мейнфреймы и банковские сети), Zip2 интернет-компания Илона Маска и гигант рынка мейнфреймов DEC. Об этом ниже. На фоне выплат дивидендов, роста акций и отличной отчетности никто уже особо не интересовался, что конкретно поглощала Compaq. Ведь компания была на коне.
В 1998 году Экхард Пфайфер выступил на важнейшей выставке мира ПК Comdex и внятно и четко озвучил приоритеты компании. Интернет – самое главное, что сейчас всех интересует, они представляют новые ПК, полностью заточенные под интернет и мультимедиа. А также широчайшую линейку компьютеров с упором на ноутбуки, компактные дешевые домашние интернет-компьютеры и настольные офисные машины.
Это была важная речь, но не по сути, а по эффекту. Compaq – лидер, конкуренты повержены, новые технологии внедряются. Пфайфер на коне. Финансовые результаты поражали: выручка более 30 миллиардов долларов, почти 30% маржинальность. Количество сотрудников – 69 тысяч человек. Для сравнения: Compaq в 1991 году – это 3,3 млрд. выручка и 21 000 человек. И самое главное, что так полюбили аналитики: если в начале 90-х почти 100% продаж Compaq – это ПК, то в 98 году – это около 65%, а остальные продажи – другие товары. Диверсификация казалось логичной и показывала силу Compaq. Кому интересно погрузиться в 1998 год, вот репортаж программы «Компьютерные хроники».
❯ Удешевление комплектующих и кризис на складах в магазинах
Директор Пфайфер требовал снизить затраты на любые компоненты ПК и ноутбуков. Компания активно покупала самые дешевые комплектующие в Азии и Китае. Требуя скидки, Compaq увеличивала объемы партий. Сначала это было известно только профессионалам, а в 1997 году уже в прессу просочилась информация о том, что маховик продаж Compaq настолько сильно раскручен, что подстегивает всех участников рынка и весь рынок в целом к ускорению продаж, снижению маржи, вследствие чего неизбежно увеличивается брак.
В 1998 году все компьютерные магазины мира были завалены коробками Windows 1998. Это известный факт. Менее известный факт: в магазинах склады забиты компьютерами Compaq, так как компания перестаралась с количеством и ошиблась в прогнозах
А летом 1998 года это привело к кризису: склады магазинов переполнены компьютерами марки Compaq. При этом Compaq требовал от магазинов ускорять продажи. И рынок ПК по всему миру рос быстро (15-19% в год), быстрее уже некуда. Склады были забиты прежде всего компьютерами Compaq Presario, которые за 12 месяцев из новинки превратились в массовый товар, а еще через 12 месяцев должны продаваться по скидке как морально устаревшая модель. Чтобы разгрузить склады магазины получали от Compaq огромные скидки, а Compaq получал большие убытки. По оценкам некоторых экспертов, на этом кризисе сгорела вся чистая прибыль компании за 2-3 квартала 1998 года.
Летом и осенью 1998 года флагманские ноутбуки Compaq модели Armada 7792DMT продавались с огромной скидкой. Всем казалось, что это результат стремления Compaq удешевить сам продукт. Но оказалось, что это не так. На борту Intel Pentium 266 MHz, разрешение 1024*768
Роберт В. Стернс, старший вице-президент по развитию бизнеса позже писал: «В стремлении [Пфайффера] к величию он потерял понимание клиента и создал то, что я называю пустой долей рынка — большой, но не прибыльной». Другой консультант Compaq так описал картину: Пфайфер «стремился к масштабированию, не добившись экономии за счет масштаба».
❯ Compaq поглощает DEC (Digital Computer Corporation)
Compaq поглотила DEC в 1998 году, сумма сделки составила 9 миллиардов долларов. Это рекордная цифра для тех лет (и до сих пор огромная). Digital Equipment Corporation – крупный производитель мейнфреймов и компьютеров, вторая компания на рынке после IBM в 1970-80-х, они стояли у истоков рынка микрокомпьютеров в 1960-х. Но большие достижения остались в прошлом, в 1990-х DEC еле выживает. Выручка не достигала даже 10 млрд., а количество сотрудников – 54,900. За одно десятилетие (1984-1994) рынок мейнфреймов практически умер: DEC попытались производить ПК и сетевое оборудование, даже активно вкладывались в интернет, но ПК от DEC никому особо были не нужны. Кстати, вы сильно удивитесь, с поглощением DEC прилагался поисковик Altavista! – тот, который когда-то был лидером (1996-1998), до пузыря доткомов.
DEC – это динозавр, большой и неповоротливый, зато владел кучей патентов и мозгов. И большим пулом корпоративных клиентов, плюс сильная сервисная служба. Оставался один вопрос – а зачем компании Compaq нужен DEC? Поглощение DEC было дорогим и рискованным, вроде покупки очень большой старой машины на последние деньги: ездить можно (скоро окажется, что нет), обслуживать дорого, избавиться сложно. Такой автомобиль в итоге сгниет во дворе панельки. После сделки поглощения уволено порядка 30% сотрудников DEC. Теперь Compaq залезла в кредиты, хотя буквально год назад была супер-прибыльной. Но это только часть проблем. Дальше стало только веселее.
Следующая проблема Compaq: крупный судебный иск от акционеров с подозрением топ-менеджеров в нечистой игре. В иске от группы физических лиц было сказано, что, по официальным прогнозам Compaq, ожидается рост компании в 99 году. И сразу после публикации они сами – топ менеджеры – слили часть своих пакетов акций, предположительно, уже понимая, что прогнозы лживые. Суд растянулся на несколько лет, и по урегулированию истцы получили почти 30 миллионов отступных. В том же 1998 году появилось много сообщений о падении качества компьютеров Compaq: пользователи и журналисты отмечали частый брак и отказы устройств.
В конце 1998 года Compaq выглядит все еще так же круто. Мало кто видел проблемы. По мнению журнала Forbes, Compaq – компания года: большой оборот, акции входили в голубые фишки, мировой лидер рынка ПК… а на самом деле – у компании были крупные проблемы, о которых широкая публика узнает буквально через 5 месяцев. Общая выручка по итогам финансового 1997 года превысила 25 миллиардов долларов! Чистая прибыль превысила 1,8 миллиарда! Именно на основе финансовой отчетности, которая вышла в середине 1998 года (за 1997 год), журнал Forbes и назвал Compaq компанией года.
В начале 1999 года случилось последнее поглощение в Compaq. Они купили 100% компании Илона Маска за 305 миллионов долларов. Данное приобретение было связано с развитием поисковика Altavista. Компания Zip2 успешно развивала сектор софта для газет, чтобы формировать региональные путеводители и рекламные порталы услуг, а это направление могло простимулировать развитие AltaVista.
Компания Zip2 не оставила большого следа в истории, надо только отметить, что их продукт был популярен и нашел рынок сбыта. А вот поисковая система AltaVista – это то, с чего начинался интернет в 1995-1999 годах, она была главным сайтом для большинства.
❯ Начало краха Compaq
Итак, к 1 апреля 1999 года как-то очень незаметно накопилось несколько серьезных проблем: слухи о снижении качества продукции и возвраты, кризис 1998 года на складах реселлеров, судебный процесс по иску акционеров, неразбериха с планами на будущее (прежде всего, с DEC) и проигранная онлайн-торговля. Но по-настоящему крупными проблемами были две – огромный кредит для поглощения DEC и подозрения в том, что менеджмент ведет инсайдерскую торговлю. После публикации финансовых результатов 1998 года оказалось, что компания по итогам года показала убыток в 2 миллиарда 743 миллиона долларов. Акции Compaq упали на 50%, а через пару дней генерального директора Экхарда Пфайфера уволили. Новым гендиром стал Майкл Капеллас, хотя все знали, что у руля стоял Бен Розен.
Кризис такого масштаба можно залить деньгами, ведь компьютеры Compaq популярны, а продажи приносят десятки миллионов долларов каждый день. И так поступила бы любая успешная компания. Однако после приобретения DEC резко увеличились постоянные издержки. Такая же ситуация обстояла с Tandem Computers и остальными приобретениями.
❯ Как пузырь доткомов мог спасти Compaq: Поисковик AltaVista
Как покрыть убытки почти в 3 миллиарда? Может, продать что-то не нужное? Помните про поисковый портал AltaVista из активов DEC? Краткая история: поисковик стартовал в 1995 году, а с начала 1996 года стал самым сильным и безоговорочным лидером поиска (за 12 месяцев в 2 раза обогнал ближайших конкурентов Lycos и Excite). В 1997 году любой интернет-серфинг начинался с адресаwww.altavista.com или с почты (почта потом появилась и на altavista). Когда в 1996 году пошли заметные IPO (первичный выпуск акций) интернет-компаний, оказалось, что внимание к этому сектору огромное и капитализация может быть астрономической (Марк Кубан продал свой мелкий сайт Broadcast.com которому реальная цена 50-100 тысяч долларов за почти 4 миллиарда долларов!). В 1997 году это уже гонка, а к 1999 году начинает казаться, что Altavista может выйти на IPO и принести не 10 и даже не 100 миллионов на акциях, а все полмиллиарда. Однако тут есть два малоизвестных обстоятельства.
В 1999 году гендир Compaq выступает вместе с гендиром AltaVista Родом Шроком. Фотография из серии “за секунду до краха”. Справа CEO крупнейшего в мире поставщика ПК, а слева руководитель поискового портала, который опережает в 2 раза двух ближайших конкуре
Изначально это была поисковая система, в какой-то момент она была лидером, ее сервис использовал самый популярный в мире портал Yahoo!.. И вот популярность эта сыграла злую шутку с Compaq. Руководство AltaVista по глупости думало, что портал – это круче поисковика. И они убрали подальше поиск, перелопатив сайт под портал. И когда в конце 1999 года встал вопрос о срочной продаже актива, то оказалось, что, как портал, AltaVista, ставший лидером в начале 1996 года, к середине 1999 уже на втором месте, а к концу 2000 года он и вовсе на 5-м месте. Несмотря на очевидный провал в развитии актива, его готовят к IPO, рассчитывая получить что-то близкое к 0,5-1 миллиарда. Всего в 1999 году было приблизительно 450 IPO и всего было собрано почти 300 миллиардов.
Когда поисковый портал AltaVista был выставлен на продажу, уже произошел крах пузыря доткомов. Акции Yahoo!, к примеру, упали в 10 раз. Все новые IPO отменили. Компания AltaVista уже никогда не проходила процедуру IPO и никогда не оправилась от удара. Позже ее продали тому же Yahoo!..
❯ Выходят КПК Compaq iPAQ
В начале 2000 года компания Compaq выпускает один из самых успешных в истории КПК (PDA) серии Compaq iPaq. Цветной экран, работа с интернетом, ОС Microsoft Pocket PC 2000 (ранее известная как Windows CE, переименована в Windows Mobile в 2003). Это была серия удачных КПК, пользовавшихся и уважением, и массовой популярностью. Продажи КПК в те годы росли, Compaq предлагал классный продукт – закономерный успех. Бренд iPAQ просуществовал до 2009 года, когда спрос с рынка КПК переместился на смартфоны.
Compaq iPAQ собрал кучу наград и стал практически стандартом индустрии. Если первые попытка создать карманный компьютер (наладонник) были не очень удачными (Compaq Aero и Compaq Companion), то Compaq iPAQ – это настоящий успех. Кстати, напомню, что в первые 5 лет XXI века прошла “привычная” эволюция: сначала скептическая реакция на КПК (цена, удобство), потом резкое распространение и даже разговоры о смене долей – настольные ПК в чем-то проигрывают КПК, а затем предсказуемо резкий спад, и КПК уступили рынок смартфонам. Лидером рынка стала корпорация Dell, которая в 2005 году до 25% выручки получала от КПК. Характеристики модели Compaq iPAQ H3630 (видео обзор тут): цена $499, 206 MHz Intel ARM, сенсорный экран TFT, память 32 Мб, литиевая батарея и порт-станция, вес 170 грамм. Автоматическое получение почты, тонкий корпус, запись аудиосообщений, календарь.
❯ Слияние с Hewllet-Packard
Новый гендир Compaq Майкл Капеллас отчаянно боролся за рынок, меняя модель продаж, тут они захотели следовать за Dell и продавать потребителям напрямую. При Капелласе Compaq выпустил множество новых продуктов, восстановил отношения с крупными партнерами, которые затормозились после скандалов 1999 года. И, казалось, что вот-вот Compaq выйдет из кризиса, вот-вот вернет себе позиции лидера. Ведь в 2000 году лидером на рынке ПК стал Dell. И самое главное: Compaq уже давно не стартап, это большая, медленная и во многом неэффективная компания. Любая попытка что-то перестроить или изменить растягивается на многие месяцы.
Однако в том же 2000 году лопается пузырь доткомов, продажи ПК и серверов заметно падают. Тысячи компаний проводят распродажи компьютеров и патентов. У Compaq крупные долги, подмоченная репутация и слабые позиции на рынке.
Кроме того, попытка повторить успех Dell в прямых онлайн-продажах не принесла положительных результатов. Дело в том, что когда Dell стали очень активно продавать через сайт, став пионерами онлайн-торговли (сильно подстегнул пузырь доткомов, кстати), они не наступили никому на горло, ведь не продавали свои ПК через магазины! Dell продавали через каталоги и почти всегда напрямую клиенту. А когда Compaq в 1998 году наконец с опозданием запустили онлайн торговлю, они запутали пользователя и испортили отношения с сетевыми магазинами.
Попытка продать активы также не принесла заметных результатов. На фоне кризиса IT индустрии и спада доверия никто не захотел покупать активы, патенты и компании, которые так активно поглощала компания Compaq. Купили на пике – пытаемся продать по низам.В итоге в том же 2000 году объявляется о слиянии двух огромных производителей ПК: Compaq и Hewlett Packard. Учитывая глубину ямы, в которой оказалась компания Compaq, сделка слияния по сути стала поглощением. В 2002 сделка закрывается, ее стоимость около 25 миллиардов долларов. При сделке поглощения для HP было несколько важных моментов по изменению товарной линейки. Например, у HP была линейка серверов NetServer, которая значительно уступала по доле рынка всем конкурентам. Рынок серверов вырос в 90-х, одним из лидеров был Compaq с серией Proliant. Хотя этот мелкий аргумент не выдерживал критики.
У HP в 1999-2000 годах тоже было не все гладко, хоть и занимали они к моменту сделки второе место. Акционеры настаивали против сделки. К слову, есть множество исследований, по которым такие сделки слияния почти всегда не выгодны акционерам, а, значит, и налогоплательщикам. Так что они правильно было против.
Когда сделку закрыли и компания Compaq влилась в HP, они заняли первое место на рынке ПК, ноутбуков и серверов. Однако тут нет прямого сложения: 12 % Compaq + 10% HP не дают в итоге 22%, а всего 15. А к 2003 году Dell вообще перехватывает лидерство на всех рынках ПК. Тяжелая борьба за первое место идет с Acer, Dell и Asus. В последние годы (2010-е и 2020-е) первое место занимает Lenovo, HP стабильно на втором месте.
Редкий случай в истории – бренд Compaq прожил еще много лет. То есть, компания давно исчезла, HP предпочитали ставить свои бренды, но отрицать силу Compaq они не смогли и производили настольные ПК и некоторые другие линейки под маркой Compaq. Некоторые дожили вплоть до 2013 года.
❯ Причины краха компании Compaq
Так как я довольно подробно рассказал историю и постарался показать множество малоизвестных частей истории, в причинах я буду краток. Но не могу не отметить, что мне очень жаль, что Compaq больше не существует. Эмоциональная привязанность к их компьютерам велика, даже при том, что сама марка в РФ была представлена очень слабо. Вклад в технологии был не очень велик, зато большой вклад компания сделала в историю бизнеса: рекордный рост, рекордная выручка. Да и кто вообще мог победить IBM??
В чем были основные ошибки Compaq, мы назовем их по годам, в порядке убывания важности.1996-98 года: Compaq стали заложниками успеха. Когда продажи столь велики, и вы лидер рынка, несложно упустить фокус на продукт и мощь компании. Ведь успех в 98 году – это не успех 98 года, а результат работы за последние 5 лет. В бизнесе и экономике все хорошие вещи являются результатом работы, которую провели много лет назад.
Compaq поглотили малополезную для среднесрочного развития компанию DEC, что значительно увеличило их постоянные издержки и не привело ни к каким увеличениям продаж. Кстати, я не раскрыл тему: одной из причин купить DEC была неудачная установка руководства Compaq о необходимости покрывать максимально весь рынок ПК и всех устройств от крупных машин и мейнфреймов до ноутбуков и КПК.
Основанием для поглощения DEC были две базовые причины: покрытие сектора сервиса и корпоративных клиентов, а также увеличение масштаба компании Compaq. Можно даже предположить, что после 1995 года руководство решило, что Compaq – новая IBM. Они поставили хорошую цель – самый быстрый рост. И преуспели в движении к этой цели. Но, оказывается, потом появилась новая цель: закрыть весь рынок компьютеров от микро и ПК до мейнфреймов и супер-компьютеров.
СМИ и инвесторы думали, что активный рост компании – результат их умной политики масштабирования, когда производитель, выпуская больше продукции, пусть и немного снижает прибыль с 1 единицы, зато получает гораздо большего размера оборот. А по факту прибыль была сильно ниже той, что формально по отчетности 20-30%. Если учесть стоимость ошибок, которую приходилось платить за промахи, это значит, что маржинальность снижалась до несерьезных нескольких процентов.
Compaq в середине 1980-х – молодая агрессивная компания с хорошим Продуктом и проблемами в судах (преследование IBM). Compaq в 1995 – году лидер рынка по всем параметрам. В 2000 году Compaq – колосс на глиняных ногах. За активным ростом скрывалась слабая компания, которую могла уничтожить любая угроза. И автор этой неразумной политики – гендир Экхард Пфайфер. Как так вышло, что ему никто не раскрыл глаза на реальность?
Также Compaq в 1993-97 годах не поняли, насколько важен интернет. Они слишком поздно втянулись в гонку за новые технологии продаж. А когда вышли в интернет-продажи, возник конфликт со старой стратегией. Не хочется вешать ярлыки, но слишком много доказательств, поэтому озвучим общее мнение: в крахе компании Compaq виноват лично Экхард Пфайфер. По сообщениям бывших сотрудников, он не слушал критику, окружив себя подхалимами. Если критика куда-то попадала, то ее автор быстро терял работу или проект. Говорят, на его этаж в здании обычные сотрудники никак не могли попасть, а ведь в Compaq заявлялось равенство всех сотрудников. На том же этаже были офисы топ-менеджеров и CEO. В компании ходила шутка, что на парковке у главного офиса нет табличек (одна из форм равенства), но потом Экхард построил себе отдельную закрытую парковку.
Compaq отказались от оригинальной рекламы с Джоном Клизом. Да, мы не сможем доказать, что это было существенное упущение, однако, после 1991 года реклама Compaq мало отличалась от конкурентов (пример рекламы простой и пример необычной). Надеюсь, кто-то сделает исследование по этой теме. Три эпохи: оригинальная реклама с Джоном Клизом, обычная конца 1990-х и авангардная реклама с участием Apex Twin.
Настольные компьютеры, серверы и ноутбуки, которые создавали и выпускали в Compaq были действительно хорошими устройствами. Для многих людей Compaq – это первый компьютер в жизни или главная рабочая станция на работе. В крахе корпорации вообще нет места проблемам с технологиями, только проблемы с управлением.
В качестве последней итоговой мысли: компанию Compaq погубила обычная глупость высшего руководства компании, которое почему-то решило, что может навязать рынку и потребителю свой подход. Что может бесконечно расти и считать рост главным приоритетом и мерилом успеха. И главное: что всегда найдет финансы, чтобы компенсировать собственные провалы.
Автор текста: ThePolymer
Больше интересных статей в нашем блоге на Хабре и телеграм-канале.
Облачные сервисы Timeweb Cloud — это реферальная ссылка, которая может помочь поддержать авторские проекты.
Хочешь стать автором (или уже состоявшийся автор) и есть, чем интересным поделиться в рамках наших блогов — пиши сюда.