Библиотека NES/SNES. 3 игры для адептов кортизола

В прошлом году, по случаю неправославного Хеллоуина, мы притащили подборку леденящих душу игр на Nintendo DS, а в этом решили закрепить начинание и, возможно, заложить собственную традицию.

Возвращаемся на пару поколений приставок назад и признаём: этим проектам место в бэклоге даже у закостенелого противника JRPG.

1. Sweet Home (NES)

Библиотека NES/SNES. 3 игры для адептов кортизола

Подборку не случайно открывает самая известная из неизвестных игр Денди. Эталонный, без лишней скромности, JRPG-хоррор 1989 года от Capcom наконец обзавёлся русификатором (сказать Александру спасибо можно лично, здесь).

Заполнив прилавки параллельно с выходом одноимённого фильма на экраны, Милый дом заложил фундамент (бадум-тсс) для целого поджанра – survival horror, вокруг которого сегодня и расставлены стулья.

По сюжету съёмочная группа пробирается в заброшенный особняк Ичиро Мамии в поисках острых ощущений и ценных фресок, оставшихся в поместье. Простой на первый взгляд план безнадёжно проваливается, как только невидимая сила блокирует единственный известный выход. Герои решают разделиться: так кто-нибудь точно отыщет путь наружу, и с этого момента вы будете управлять 1-3 членами самой невезучей во всей Японии группы.

Переключаться между узниками можно в любой подходящий момент, неважно, сколь велико расстояние между ними. И это не единственный нюанс, ради которого не грех смахнуть с NES/Famicom пыль времён падения Помпеи.

В ближайшей со старта комнате будет лежать однозначное послание: «Фотографируйте мои фрески, это поможет вам выбраться», – Ичиро. Почти сразу, как бы в подтверждение того, что великолепная пятёрка действительно в западне, а Ичиро тщательно подбирал слова для своего письма, тут и там станут проявляться совершенно нежеланные явления. В основном – чтобы откусить вам пару пальцев или... что-нибудь похуже.

Главный и одновременно гениальный в своём исполнении принцип игры: кто умер, тот умер. Каждый персонаж владеет уникальным навыком, необходимым для завершения игры. Со смертью (и без возможности воскресить усопшего) вы теряете такой навык навсегда, но не увидите Game over, пока не погибнут все. Как бы то ни было, любезные механики Sweet Home компенсируют потерю сопартийца различными предметами. Например, флаконами с медикаментами, если умрёт медсестра Акико.

А вы тоже ходите по заброшкам с медперсоналом?

От того, сколько героев выберется из кровавой парадигмы, зависит ваша концовка – одна из пяти. Подобных мультифинальных игр до 1990 года насчитывается всего шесть, включая Sweet Home, и ни одна из них не может похвастаться более, чем тремя вариантами подведения черты.

На этом достижения игры не заканчиваются. Свой геймплейный код она оставила во всех когда-либо выпущенных иммерсив-симах, благодаря уже привычному повествовательному приёму – раскрытию деталей через записи.

А ещё это прародитель Resident Evil, которая должна была стать ремейком «Милого дома». К счастью для Capcom, права на игру истекли и пришлось выдумать что-то новенькое на основе крайне удачных наработок. Ну, а дальше вы знаете.

Поразительно прогрессивная игра, разрывающая представление о геймдизайне, запертом в такой несовершенной, технически ограниченной платформе, как NES/Famicom. Отлично играется даже сейчас.

2. Dark Half (SNES)

Библиотека NES/SNES. 3 игры для адептов кортизола

Игра, которой, на первый взгляд, не место в этом списке. Здесь нет ярко выраженных элементов хоррора или выживача. Это пошаг со сдвигом к древним западным предкам, всё верно. Но как насчёт перехода от привычного в RPG геноцида овец паладином к истреблению мирных жителей, потому что... иначе нельзя?

В сеттинге мрачного фэнтези, разумеется.

Deep dark fantasy  
Deep dark fantasy  

Концепция размытой дихотомии поступков, появившаяся задолго (1996) до Overlord от Triumph Studios, в которой мы играли за Тёмного властелина, завоёвывая земли и подчиняя их жителей. Только представьте, что бедных овец и противников, претендующих на власть, уже недостаточно. Чтобы ваш антагонист продолжал бесчинства, нужны души смертных – таковы основы поддержания его «жизни», вот и всё.

Рюкю – не очередной страдалец, неправильно понятый обществом и ступивший на путь зла, и даже не злодей, который по мере совершения им плохих поступков начинает ставить под сомнение свои взгляды. Рюкю – существо, бывшее задолго до человека. Манифест распада, уготованного любой материи.

Как будто бы этого мало, Westone Bit Entertainment вводят персонажа с миссией избавления от вашего же анти-героя – Фэлко. Делается это, конечно, раньше знакомства с агрессором, во время коротенького пролога. И тогда вы ещё не подозреваете, что в этой шахматной партии займёте оба места.

С первого захода у паладина справедливости ничего не выходит. И так, после поражения и непреднамеренного освобождения Рюкю от запечатывающих уз, две истории будут стремиться друг к другу, чтобы сплестись в кровавом финале.

Пока герой с компаньонами на пути к славе будет отважно кромсать чудищ и разживаться более толковым снаряжением, противник почти всё отведённое время предпочтёт сражаться чужими руками, кривыми и чешуйчатыми – словом, любыми, какие сможет привлечь в свой порочный союз.

А теперь к самому важному.

Время, отпущенное вашим персонажам в игре, безнадёжно ограничено. Стоит одному из Счётчиков душ опустеть – игра окончена. Каждое действие (даже шаги) будет требовать его ресурсов, а пополнение, как уже упомянуто, происходит жертвой плоти и незримого встречных NPC в случае антагониста, либо более гуманно: освобождением Фэлко душ из тел, порабощённых скверной, и разговорами с покойниками.

Библиотека NES/SNES. 3 игры для адептов кортизола

Правда, не все люди при жизни тянутся к свету, и потому у игровых мертвецов не всегда остаётся надежда – те самые души для страждущего героя. Более того, игра на всём своём протяжении делает своеобразный «бросок на совесть»: выкармливаете ли вы злодея, не щадя беспомощные пиксели? Быть может, не даёте ему зачахнуть, почти не истребляя поселения, чтобы Dark Half не завершилась принудительно?

Несмотря на своевольный, неотёсанный ИИ, игре до сих пор удаётся удивлять всех, кто по счастливой случайности в неё заглянул. Простоватые спрайты персонажей идут рука об руку с потрясающим официальным артом и атмосферным окружением тёмного средневековья. Dark Half никогда не выходила на Западе (да, я позволила себе указать SNES вместо Super Famicom), но благодаря героям с большими сердцами может похвастаться переводом на английский.

3. Laplace no Ma (SNES)

Библиотека NES/SNES. 3 игры для адептов кортизола

Если по каким-либо причинам вы ещё не догадались, то подборку объединяет, по меньшей мере, нестандартный подход к классической, но не определяющей его формуле жанра: случайные столкновения + пошаговые сражения + добро изничтожает зло (и всё это в нарочито драматичной скорлупе).

Так и «Демон Лапласа» (1995) не пользуется банальным языком дубины и камня, чтобы в конечном итоге обнулить очередного тирана посреди космоса.

20-е прошлого столетия, портовый городок близ Бостона – Ньюкэм, штат Массачусетс. Местные детективы в отчаянном положении: найдены два детских тела, ещё один ребёнок пропал. Все трое отправились в пустующий особняк Уэзертоп, пользующийся в городе дурной спиритической популярностью.

Местная полиция просто опечатала бесхозный Уэзертоп, не найдя ни одной зацепки. Движимый благими намерениями, главный герой (или героиня) нарушает запрет и отправляется в поместье – вернуть утраченное спокойствие горюющим родителям.

К затее протагониста всегда готовы присоединиться люди из бара в окрестностях. И люди эти непростых умений: целый детектив, журналист, учёный, медиум и даже любитель (если не сказать дилетант).

Отправиться в поместье игра позволяет только вчетвером, но возможностей исследовать каждый «класс» у вас будет предостаточно.

Детектив владеет азами рукопашного боя и, к тому же, прекрасный стрелок. Учёному больше бы подошёл спрайт Билла Мюррея с протонным ранцем: боремся мы всё-таки с бесовщиной разных мастей, а человеку науки не сидится на месте, дай только испытать новый аппарат. Во имя справедливости, конечно.

Роль журналиста больше напоминает плутовскую стезю, исключая саму её суть – обман. Сейчас всё объясню. Ваша задача в качестве журналиста – сделать как можно больше фотографий злобных существ, сохранив при этом свои кишки там, где им полагается быть. Боец из маэстро заголовков никакой, но без него придётся очень сложно. Хороший снимок, сделанный исподтишка – своеобразная альтернатива карманной краже, высокий риск ради отложенной награды. Щедрой, учитывая остальные финансовые поощрения в игре.

Вряд ли вы когда-нибудь врывались с фотокамерой в бой против грязных бинтов, парящих в воздухе, согласитесь. Подобный опыт не грозит и в ближайшем будущем, в эпоху ремастеров и других «ре-» самых замученных, ой, то есть выверенных проектов. К тому же здесь не обязательно участвовать в каждом сражении, чтобы продвинуться по сюжету – ищите способы, комбинируйте... фантазируйте, в конце-то концов!

Про экстрасенса и дилетанта я вам сегодня рассказывать не буду, лучший способ узнать – скачать ромхак с переводом и пройти это испытание самостоятельно.

Три совершенно разные версии Laplace no Ma, рассмотрели лучшую – SNES от Vic Tokai
Три совершенно разные версии Laplace no Ma, рассмотрели лучшую – SNES от Vic Tokai

В Laplace no Ma колоссальное количество головоломок, секретов и отсылок к творчеству Г. Ф. Лавкрафта – выдающегося спутника всех празднований, окутанных потусторонней дымкой, включая Хеллоуин. Это Call of Cthulhu глазами японцев. Потрясающая атмосфера с готическим отблеском, выходящая далеко за пределы унылого американского городка.

А что вы запускаете на Хеллоуин? Уже прошли завирусившуюся Ротомойку или обновлённого Холостяка 2?

Подборку принесла: Deneufe
Подборку принесла: Deneufe
3434
22 комментария

Энджоеры, не забудьте заглянуть в наш ТГ-канал:
https://t.me/jrpg_enjoyers

1
Ответить

Такая рань, а ты уже злодействуешь?)

2
Ответить

Скорее безбожно туплю, но причинять добро я тоже в первых рядах))

1
Ответить

Тот случай, когда был упомянут в замечательной подборке, палец о палец не ударив. Sweet Home надо бы поиграть. Постараюсь на выходных устроить себе страшный пиксельный заплыв.

1
Ответить

Держимся вместе, как в Sweet Home😃

1
Ответить

В следующую подборку clock tower захватите, А все ник прочитала у вас чисто jrpg)

1
Ответить

Спасибо, мы постарались включить в подборку что-то для расширения кругозора и сосудов сердца))))) ClockTower это такая обласканная вниманием классика, что про нее и говорить излишне

1
Ответить