Ретро Данил Свечков
4 312

ZX Spectrum: первая «приставка» российских школьников

Вспоминаем, благодаря чему творение Клайва Синклера стало одной из ведущих игровых платформ 80-х.

В закладки
Аудио

Вместо клавиатуры — старый советский калькулятор. Вместо монитора — чёрно-белый телевизор. В роли дисковода — былинный советский магнитофон. А в качестве дисков — простые аудиокассеты, на футлярах которых карандашом написано «Elite», «Dizzy Adventure» и «Laser Squad».

Laser Squad — пошаговая стратегия на ZX Spectrum, в которую можно было играть вдвоём

В эпоху, когда «Денди» была ещё дорогой диковинкой, свои свободные от школы вечера дети советской и постсоветской эпохи проводили за компьютерами ZX Spectrum (пусть и назывались они у нас иначе). Те, кто порукастей, покупали наборы «сделай сам» и собирали игровой ПК, как конструктор. Остальные же приобретали уже готовый к работе компьютер.

Exolon

ZX Spectrum появился благодаря британскому изобретателю-самоучке Клайву Синклеру. После школы он не стал получать высшее образование, а вместо этого организовал собственную компанию Sinclair Radionics, деньги на которую собрал гонорарами, полученными за публикации в журнал для радиотехников-любителей Practical Wireless.

Первое время Синклер занимался тем, что продавал по почте наборы для радиолюбителей, а затем его компания, штат которой стал расти, принялась разрабатывать и продавать уже свою технику.

Первый карманный телевизор twitter.com/RetroNewsNow

Любимым приёмом изобретателя было взять что-нибудь большое и сделать маленьким. Так, в 1965 году Синклер выпустил Micro-FM, первый карманный радиоприёмник, который не очень хорошо продавался, но породил массу нелегальных клонов.

А в 1972 году его компания выпустила первый в мире тонкий карманный калькулятор Executive (просто карманных калькуляторов в ту пору хватало, а вот именно тонких не было). Эта новинка, напротив, пользовалась большой популярностью на рынке. Также на счету компании первый в мире карманный портативный телевизор Microvision.

Клайв Синклер не был единоличным создателем всего, что выпускала его компания. Он скорее играл роль идейного вдохновителя. Разработкой же занимались совсем другие люди. Одним из них был инженер Джим Вествуд, через руки которого прошли все ключевые разработки Sinclair Research. Он же в числе прочих занимался разработкой первого полноценного домашнего компьютера компании ZX-80, предшественника ZX Spectrum.

Из всех продуктов, к созданию которых я имел отношение, думаю, ZX-80 мой самый любимый. Это был настоящий прорыв по части использования дешёвых компонентов.

Джим Вествуд
один из создателей ZX80
ZX80 oldcomputers.net

Справедливости ради ZX80 не был первым компьютером компании. Исторически первым считается микрокомпьютер 1977 года MK14, который поставлялся как набор «сделай сам» и походил больше на продвинутый калькулятор. Он особо ничем не запомнился, кроме того, что определил один из основных принципов создания компьютеров компанией Клайва Синклера — с помощью экономии на компонентах сделать устройство достаточно дешёвым, чтобы его могли позволить себе не только предприятия, но и простые радиолюбители.

На MK14 уже были игры. В одной из них, Moon Landing, игрокам предлагалось плавно посадить аппарат на лунную поверхность, оперируя одними лишь цифрами. Графики там не было.

Вот так выглядела игра Moon Landing на MK14. Цифры обозначают высоту, скорость падения и количество топлива в баке

ZX80, выпущенный тремя годами позже, должен был превзойти MK14 во всём. На его разработку у Джима Вествуда ушло всего девять месяцев. Буква «Z» в названии означала, что новый компьютер основан на микропроцессоре Zilog Z80, цифра «80» — это год релиза. Буква же «X» намекала на то, что в компьютере есть некий секретный компонент, делающий его лучше остальных.

Все товары, выпущенные компанией Клайва Синклера, продавались в двух вариантах — собранном и «сделай сам». Второй стоил дешевле. В случае с ZX 80 набор «сделай сам» стоил 79 фунтов. А собранная версия — уже 99. Все остальные компьютеры в ту пору были минимум в два раза дороже. Когда компьютер добрался до США, его даже позиционировали, как «первый персональный компьютер дешевле 200 долларов»

Низкая цена ZX80 была обусловлена всё теми же дешёвыми компонентами. Например, клавиатура этого компьютера была плёночной. Никаких выпуклых клавиш. Нажимать приходилось на нарисованные квадратики, под которыми находились два контакта: надавил — они соединились, посылая сигнал. Кроме того, за каждой клавишей было закреплено по несколько команд, оперировать которыми можно было, зажимая «шифты». Для слепой печати метод не самый удобный.

Вам не надо было печатать буквами команды «int», или «print», или «load», так как на клавиатуре были клавиши, при нажатии на которые это команды печатались автоматически. А ещё у этого компьютера теплоотвод нагревался так сильно, что вы на нём яйца могли жарить.

Рут Брэмлей
технический консультант Sinclair Research с 1981 по 1984 годы
Elite

Забегая вперёд, отметим, что у ZX Spectrum клавиши были уже выпуклые, но первоначально их сделали из резины, а не из пластмассы, на что тоже поступало немало жалоб. Это было сделано ради низкой цены компьютеров. Компания Синклера старалась экономить буквально на всём.

В обычной клавиатуре было несколько сотен деталей. Мы же сократили это количество до четырёх, а может и пяти подвижных частей, используя новую технологию. Низкая цена всегда была главной для всех продуктов Синклера, независимо от того, чего нам это стоило.

Мы зажимали каждый пенни, если это было возможно. Поэтому мы редко покупали готовую технологию или пытались подражать ей. Гораздо чаще мы просто искали другой, дешёвый путь, как сделать то же самое за меньшие деньги.

Рик Дикинсон
дизайнер компьютеров Синклера
Клайв Синклер и ZX81 ft.com

Спустя год компания Синклера выпустила компьютер ZX81, который был улучшенной версией ZX80. Правда, изображение по-прежнему выводилось чёрно-белое. На эту систему вышло немало хороших игр. Например, именно на ZX81 люди играли в один из первых хорроров с видом от первого лица — 3D Monster Maze.

3D Monster Maze

А ещё спустя год вышел ZX Spectrum, который уже выдавал цветное изображение. Собственно, слово «Spectrum» в названии появилось как раз потому, что Клайв Синклер хотел как-то обратить внимание покупателей на то, что отныне изображение не будет чёрно-белым (если только не подключать компьютер к чёрно-белому телевизору, конечно).

Чтобы подчеркнуть наличие цветного изображения, на компьютер даже нанесли радугу shardcore.org

И ZX80, и ZX81, и ZX Spectrum позиционировались как образовательные компьютеры. Когда Синклер узнал, что «Би-би-си» решила выпустить серию телевизионных программ, популяризирующих компьютеры, он даже попытался сделать так, чтобы ведущие в студии работали именно на его машинах (но удалось это другому производителю компьютеров).

Как инженеры мы надеялись, что люди включат компьютер и, написав простенькую программу за несколько минут, поймут, что и они могут стать программистами. Но, честно, массы интересовались нашим компьютером только как игровой платформой.

Ричард Альтваззер
один из инженеров ZX Spectrum

Злую шутку с ZX Spectrum сыграл рынок компьютерных развлечений, который вдруг обнаружил отличный канал для распространения игр — из-за низкой цены люди охотно покупали компьютеры ZX Spectrum.

В первое время было какое-то недопонимание. Мы всё-таки выпускали компьютеры, а не игровые машины. Но, думаю, игровой рынок в итоге просто превратил нашу машину в чисто игровой продукт. И когда компания приняла этот факт, Клайв Синклер вдруг понял, что на нём можно неплохо зарабатывать. Было много компаний, которые писали игры для Spectrum, да и мы также привлекали программистов специально, чтобы они делали для нас игры.

Рик Дикинсон
дизайнер компьютеров Синклера

Игры на ZX Spectrum загружались с аудиокассет. Процесс загрузки занимал по несколько минут и сопровождался скрипящим звуком, который, по факту, и был игровой программой, переведённой в аудиосигнал.

Вот так выглядел процесс загрузки. Ждать приходилось минут по пять

Во время загрузки в центре экрана в прямоугольнике медленно «рисовалась» картинка с названием игры, по которой можно было примерно понять, сколько ещё она будет загружаться. А на фоне мелькали красно-синие или сине-жёлтые полоски, которые показывали, всё ли в порядке. Если сигнал от магнитофона был хорошим, то толщина всех полосок была одинаковой.

Само игровое поле по размерам равнялось тому самому прямоугольнику с картинкой, на который игроки смотрели при загрузке. Сделано это было для того, чтобы выпуклые кинескопы не «съедали» картинку по краям.

Из-за экономии у ZX Spectrum (да и у некоторых других компьютеров) была одна интересная особенность по части графики. Когда персонаж, допустим, синего цвета проходил мимо жёлтой стены, то он внезапно и сам становился жёлтым, пока не выходил за границу этой стены.

Примерно так это выглядело. Проходя мимо красного шкафа, белый персонаж и сам становился временно красным

Дело было в том, что память самой простой модели компьютера равнялась всего 16 килобайтам, и чтобы она вся не ушла на обработку одной лишь картинки, разработчики решили не задавать каждому спрайту свой персональный цвет, а поделить каждый экран на блоки размером в 64 пикселя и ограничить каждый такой блок всего двумя цветами – один для переднего плана, а другой для фона.

Поэтому персонаж, нарисованный чёрным и синим цветом (черный для фона), попав в область блока, где уже использовались чёрный и жёлтый цвета, сам становился чёрно-жёлтым. Чтобы избежать этого, разработчикам приходилось отказываться от декораций на фоне — персонажи часто ходили по локациям чёрного цвета. Кроме того, они редко пересекались с другими объектами. А некоторые игры просто были монохромными.

Чёрно-синий Бэтмен ходит по чёрно-синим уровням. Другие цвета встречаются только в статичных элементах интерфейса

Как и предшественники, ZX Spectrum продавался очень хорошо. Однако в середине 80-х люди вдруг перестали покупать компьютеры Синклера. Машины стали копиться на складах магазинов.

У этого явления было много причин. Но свою роль сыграло то, что конкурентов стало слишком много, а качество самих ZX Spectrum сильно хромало из-за дешёвых компонентов. Да и деньги, которые были, Клайв Синклер расходовал не на развитие компьютера, а на сторонние, не самые удачные проекты. Один из них — миниатюрный одноместный электромобиль Sinclair C5.

Sinclair C5 autocar.co.uk

В 1986 году Синклер продал ZX Spectrum компании Amstrad. Дальнейшим развитием этого компьютера занималась уже она. «Спектрумы» выпускались до 1992 года в разных версиях. В одной из последних итераций уже был привод для трёхдюймовых дискет. А у клавиатуры появилась классическая QWERTY-раскладка.

Реклама «Спектрума» от Amstrad

У ZX Spectrum было множество клонов, как официальных, так и не очень. Распространялись они по всему миру — в том числе и в нашей стране. Причём количество наименований этих клонов у нас перевалило за восемь десятков — бесконечные «Кворум», «Восток», «Спектр», «Гамма», «Квант», «Магистр». Правда, это уже скорее история из 90-х.

#истории #месяц80х

{ "author_name": "Данил Свечков", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u043c\u0435\u0441\u044f\u044680\u0445"], "comments": 154, "likes": 113, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 31979, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 23 Nov 2018 13:35:58 +0300" }
{ "id": 31979, "author_id": 14816, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31979\/get","add":"\/comments\/31979\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31979"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967, "possessions": [] }

154 комментария 154 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
30

В начале 90х, мной и мои старшим братом, похожая "приставка" была выменена на батину электрогитару у какого-то наркомана. Думаю, батя в послеследстивии от нас ушёл из-за этого... Но зато для нас это событие стало входным билетом в мир игр.

Ответить
21

Батя просто подумал, что в следующий раз что то обменяют на него

Ответить
7

Черный юмор с участием бати - это всегда заслуженный лайк :)

Ответить
1

Ну и ублюдки же вы. Как можно было спиздить гитару у родного бати. И как вы с этим живёте. Я кроме шуток.

Ответить
1

Я бы после такого от детей отказался.
Западло нереальное.

Ответить
0

прямо завязка какого-то сериала

Ответить
0

Батя ушел искать гитару видимо.. ..

Ответить
21

После магии Спектрума игры на "Денди" казались простоватыми по исполнению.

Ответить
5

Я скажу больше - про Спектрум более-менее плотно узнал пару лет назад. Это после нинтендо, трех плейстейшенов, иксбокс 360, сеги дримкаст, мегадрайва и кучи других платформ. Так поразился этой атмосфере спекковских игр, уникальному визуалу и в итоге даже игру сделал с друзьями, которая под спекк косит.
Не могу представить более подходящего компьютера, когда пытаешься себе представить пк в 80е - и кислотность, странность, кривость.
Жаль, что я его в живую не тыкал, знаком только через эмуляцию да видеоблогерлв типа Sinc LAIR

Ответить
3

А еще попадались цветные 5-дюймовые дискеты c играми, для моделей с FDD. Это был вообще винтаж 80-уровня :)

Ответить
1

Дома до сих пор лежит пачка. Очень капризные, через некоторое время даже при аккуратном обращении переставала работать часть игр (или работали через раз).

Ответить
0

ну когда у меня появилась улучшенная версия с 5 дюймовым дисководом, по моему то ли такие были, то ли черного цвета дискеты)

Ответить
0

мистер, а вы не тот самый Лихт, которого я видел в вк в группе "RPG Geeks" или "Привет, сейчас играю", что-то вроде этого. Фамилия ваша мне что-то знакома.

Ответить
0

Йеп, тот мудак - это я

Ответить
0

Ага! Попался! В смысле не попался, я просто тебя правильно вспомнил.
А почему мудак? Чего то я такого мудаческого особо я не помню, хотя я давно в тех группах.

Ответить
0

Веду себя часто как мудак и сноб лол

Ответить
0

Аа. Сноб значит, типа я такой классный а вы и ваше мнение — говно?
Ну так все так себя ведут. Я, например, вот тоже думаю что я классный. Хоть и отнекиваюсь когда мне об этом говорят. Но на деле-то я знаю кто тут крутой.

Ответить
0

Ну не прям так, но близко

Ответить
4

У меня после спектрума, contra force (первая игра на НЕС) вызвала просто отвал башки, графон и музыка казались чем-то неземным.

Ответить
5

Нет, я конечно тоже кайфовал от Черного Плаща и Робокопа 3. Но вот это чувство, когда ты переходишь на новый игровой экран в Спектрумовских играх, и аж сердце замирает от открывшихся возможностей - этого чувства при игре на денди-nes не было :)

Ответить
2

Ну кстати, робокоп на спектруме мне нравился больше.

Ответить
0

Больше всего меня завораживала картинка, которая выводилась при загрузке игры. И этот звук, мммм....

Ответить
0

Myth +levels был хорош.

Ответить
15

Spectrum - для мажоров. Я мучал соседей адским звуком загрузки игр на БК 0010-01

Ответить
0

Он же «Микроша»? Такой у меня тоже был, рядом со Спектрумом. 2 платформы держал в детстве!

Ответить
0

Не, это не Микроша.
Согласно вики "Микроша" - клон 8-битного "Радио 86РК", а "бэкашки" были уже 16-битными (хотя по играм и не подумаешь).

Ответить
1

Тогда я уже по тем временам был олдфагом. Почётно.

Ответить
0

Да уж, Lode Runner на Speccy, Dendy и БК - небо, земля и... эээ... грязь?!

Ответить
0

Помню в конце 90-х - начале 00-х их как грязи было на вторичке - потому что он был никому не нужен.

Ответить
0

БК-шка для мажоров :) я познал много боли на Львов ПК-01 😂

Ответить
0

Да ладно, у племянника был такой - вроде нормальный комп на те времена. Игры на нем программили на Бейсике :) А потом еще и процессор на Z80 заменили, правда не помню, что это давало кроме прироста скорости (и багов с математикой в Бейсике), отечественные игры там со временем графонистые появились.

Ответить
0

У многих были такие звуки ,очень похожи на "диал-ап" модем.
"А БК 0010" был хорош. Имея "Синтез 2" я завидовал обладателям "БК 0010".

Ответить
12

У меня был дедушка жанра beat ’em up - называлась что-то типа Renegade - от загрузочной заставки до сих пор мурашки! Крутота неописуемая. А еще игра (не помню названия), но были гонки на мотоцикле с видом от первого лица в темном лесу, тоже шикарная!

Ответить
4

Гонки - это, возможно, Deathchase. Тоже иногда залипал в нее.

Ответить
1

Deathchase
Вживую никогда не видел спектрума, но игра меня радует.

Ответить
1

Target: Renegade была масштабнее, она еще и на 5 частей была разделена с подзагрузками зон. Хотя эта игра была клоном игры с Нинтендо, вроде.

Ответить
0

Купил и прошил Snes mini чтобы гонять на ней в Renegade, и это до сих пор дичайше крутой битэмап ) Причем именно в американском рескине игра максимально атмосферная по-моему, душевней оригинала с японскими школьниками. Главная проститутка из третьего уровня делит с жирным стражником из принца персии место лучшего босса из детства.

Ответить
0

Да, отличная была. Вторая часть была тоже неплоха, исключая то, что там надо было каждый уровень отдельно грузить) А вот третья была на любителя, там нужно было путешествовать во времени и бить по мордасам динозавров)

Ответить
13

Самая страшная надпись детства......Tape loading error

Ответить
2

Зажевал чужую эксклюзивную кассету - можешь выходить в окно. А жевали всякие Протоны ой часто...

Ответить
0

У меня было еще нелепей - перепутав кассеты, записал игру на чужую, тем самым запоров одну или две игры на сборнике...

Ответить
7

❤️❤️❤️

Ответить
4

Стратегия про роботов была крута. Собираешь роботов, отправляешь их воевать, захватываешь заводы. Кастомизация юнитов, искусственный интеллект, возможность подключаться к роботам и управлять ими вручную. Для того времени что-то нереальное, в плане геймдизайна.

Ответить
1

Да, невероятное количество часов я провёл, играя в Nether Earth. Даже "изобрёл" раш: строишь быстрого робота с хорошей пушкой и медленного без пушки. На быстром мчишь захватывать вторую базу, вынося пока что немногочисленных врагов, а второй тем временем успевает пару заводов захватить.

Ответить
1

Там еще вроде атомная бомба была, которая заводы рушила. Самый маленький у меня был робот состоящий из гусениц и атомной бомбы на них)

Ответить
2

Подобная графика тогда казалась просто божественной...

Ответить
6

А зачем скриншоты раскрасили? (irony)

Ответить
7

Я тоже играл на чб телике, и узнал, что игры на самом деле были цветные не так давно.

Ответить
1

Я из-за этого гребаного ч/б телевизора себе зрение посадил :(

Ответить
0

по-моему в чб оно выглядело значительно симпатичнее

Ответить
1

Только спектрум-боярам предки разрешали оккупировать цветной телек под игры "кинескоп жи выгорит!"

Ответить
0

У моего дядьки, у которого я играл, был цветной монитор, потому, что он был учителем информатики и мог себе это позволить :)

Ответить
0

мои предки знали, что кинескоп не выгорает от такой ерунды, но цветной телек смотрели сами, поэтому играть на нем не получалось. А в "детской комнате" у нас с братом был чб телек специально для игр.

Ответить
6

Пришел посмотреть компьютер по объявлению в газете, на замену денди. С чего говорю загружается он? С кассет отвечают. Развернулся и ушел, подумал дом поехавших.

Ответить
5

Элита!!!

долетал до статуса Dangerous
посыпалась кассета с сохранениями
заново летал уже с 5-дюймовой дискеты, долетал до Elite

Ответить
3

Тетрадка с ценами какой толщины была?

Ответить
0

там можно было по типу планеты сделать и заняло бы пару листиков

Ответить
5

Для Спектрума до сих пор игры делают, но поскольку его рынок невелик, выпускают на других платформах.

Ответить
1

кстати да, сильно удивился, когда увидел игры на спектрум за 2010-2017 года

Ответить
0

возможно но на эмуляторе работают. на том сайте я их и нашел) если надо кину ссылку

Ответить
0

киньте ссылок на сайты, эмули, игры.

Ответить
1

играть либо через Kempston , либо Redefine Keys, в 1ом случае это на цифровой клавиатуре 4,6,2,8,0. в 2ом случае сам назначаешь клавиши

Ответить
0

не знаю, минус для кого или плюс, но на том сайте сохраняться можно когда угодно) загружаться соответственно тоже

Ответить
1

Эта под Макинтош стилизована вообще-то.

Ответить
0

Не только. В настройках еще штук 5-6 разных компов на выбор.

Ответить
5

Laser Squad, сколько выходных было убито с друзьями. У меня эта главная ассоциация с этой платформой, а ещё Диззи, мы с сестрой их ещё из пластилина лепили. Эхххх детство.

Ответить
5

Saboteur, Spy Hunter... первое что на память приходит)

Ответить
0

саботер - наше все

Ответить
0

Ходили легенды про люк, который перекрывал лестницу в первой части.

Ответить
5

Самая графонистая, из тех, что у меня была:Savage
https://www.youtube.com/watch?v=HvV2KzG2Vuo

Ответить
3

Мой "спектрум", к сожалению неработающий с вероятностью 99% ( к чему нынче можно подрубить семиштырьковый RGB-кабель и проверить работоспособность я ума не приложу).

Ответить
7

В далёком 92-м, будучи на летних каникулах у бабушки, зайдя в гости к другу я застал у него приехавших из Москвы родственников, играющих в неведомую штуку. Это была, как они её называли, "приставка" в виде чёрной летающей тарелки, подключенной к телевизору и управляемой двумя пультами. Стоит ли говорить как я потом одолевал батю просьбами купить мне "приставку"? И однажды он сдался и притащил домой коробку с надписью "Приставка учебно-игровая", в которой и оказался этот самый "Ратон - 9003".

Ну а что он ещё мог принести? "Денди" я просить не мог - стиплеровский слонёнок начнёт завоевание ребячьих умов и сердец позже и в то время "денди" означало лишь английского модника. Я без конца клянчил у него "ну приставка такая, к телевизору подключаешь и играть можно". Ну вот - на коробке же написано по-русски "приставка", да и продавец подтвердил, что к телеку подключаешь и играть можно, пульт тоже в наличии, чего тебе ещё надо? ¯\_(ツ)_/¯

С одной стороны я, конечно, был рад своему первому личному, если не считать "Тайны океана", игровому устройству, в добавок с компьютерами я уже был знаком через школьные "БК 0010.01" и даже какие-никакие программы на "бейсике" мог писать, но с другой стороны... загрузка с кассет? А я ведь уже вкусил магии жёлтых "TV Game Cartridge"! Да и игры в комплекте шли так себе: Elevator Action, Legend of Kage (которую я сразу же окрестил как "Хон Гиль Дон" - а как ещё я мог обозвать игру про прыгающим по деревьям ниндзя?), какой-то ещё батискаф... короче они были больше похожи на игры Atari 2600, с клонами которой я уже был знаком.

К сожалению полюбить свой "Ратон", познакомившись с настоящими хитами "спектрума", я так и не успел: некоторое время спустя мама случайно пролила на него облепиховый сок, который безуспешно пыталась уговорить меня выпить, и компьютер перестал подавать какие-либо признаки жизни. Я этому факту даже обрадовался и применив шантаж с угрозами заставил-таки маму купить мне заветную "тарелочку" UFO, которые наряду со всякими "БТ" и "Пантерами" уже вовсю продавались на местном рынке.

Ответить
1

Аеееее. Все детство протирал этот восьмибитный девайс. Даже пистолет в нем был (sic!). И коробка такая, голубоватого цвета. Вечно пылилась под кроватью.
Правда, всё цветное украшение игр прошло мимо меня. Старенький Горизонт ни в какую не хотел выдавать цвета через подключённый кабель антенны.

Ответить
1

БЛЯДЬ! У меня была эта тарелочка! Но я даже не помню, клон какой это был приставки, только саму тарелочку. Уж слишком мало лет мне тогда было (дай бог если 2 года исполнилось).

Ответить
0

Это не клон ли Sega Master System?

Ответить
1

Нет, клон Фамикома.
Кстати, у меня в те годы был какой-то картридж от SMS. Знакомые родителей, будучи у нас в гостях и увидев эту тарелку рассказали, что у них есть "кассета", наверное для неё, и они могут её мне подарить, уж не помню по каким причинам.

На следующий день сбегал к ним и забрал подарок, но к моей "тарелке" он, само собой, не подошёл. Так и валялся дома несколько лет, пока у соседа не появилась Мега Драйв. Отнёс к нему (тоже ведь Сега, как на картридже написано!), опять же не подошла, но забирать уже не стал и так у него и оставил.

Про SMS вообще и то, что этот картридж был к ней, я узнал относительно недавно, снова заинтересовавшись игровой тематикой тех времён. Жаль, что от картриджа так слишком легкомысленно (как позже и от своих SNES с PS) избавился и даже название игры не запомнил, любопытно всё-таки что за игра мимо меня прошла.

Ответить
1

Консолька вполне неплохая была. Видимо. Я сужу портативке, где она эмулируется. У нее запоминающаяся графика, своя.

Ответить
0

Да, особенно палитра =)
upd: Тупанул и решил, что это про Спектрум. Извиняюсь.
А с библиотекой SMS пока знаком слабо, к сожалению.

Ответить
1

к чему нынче можно подрубить семиштырьковый RGB-кабель и проверить работоспособность я ума не приложу

В инете есть схемы переходников под RGB Scart разъемы, чтобы к современному телику подключиться - но там не всё так просто, одними проводками не обойдешься.

Ответить
4

Exolon^^ Как мне нравилась игра в далеком детстве. Ужасно, но когда я в нее играл лет в 5-6 я ее пройти не мог. Постоянно в поздних комнатах убивали. А сейчас смотришь прохождение за 20+ минут и понять не можешь, каким образом можно было не пройти. Разве что сейчас на эмуляторах с управлением легче уворачиваться от всякой ерунды летящей.

Ответить
1

А сейчас смотришь прохождение за 20+ минут и понять не можешь, каким образом можно было не пройти

А ты на эмуляторе её запусти - и мигом вспомнишь, как :) Прохождения-то уже тренированными людьми делаются, да и зачастую с монтажом, показывая тебе лишь склейку "удачных дублей" - поэтому там всё так легко и изящно выглядит.

Ответить
3

Еще как ни странно многие игры с ZX запомнились мне музыкой.
https://www.youtube.com/watch?v=JVQbhw2VNew
c 5-ой минуты
https://youtu.be/8WsKvnudRrU?t=310

Ответить
1

Александр, у меня кое-что для вас есть.
https://cloud.mail.ru/public/JY3y/vDPodXheG - это можно кинуть в Aimp, Modplug Player или любой другой плеер с поддержкой трекерных форматов.

Ответить
0

Однако оО, благодарю вас любезнейший, минутка камбека во временам освоения impulse tracker и ностальгии в целом.

Ответить
0

в Manic Miner классическая музыка))

Ответить
0

трантор, очень крутой музон. недавно вспоминал, как же эта игра называлась что бы переслушать мелодию и таки нашел ролик на youtube.

Ответить
3

По поводу организации видеопамяти: Работать с ней извращение было еще то:
1. Один пиксель на экране соответствовал одному биту и мог быть включен или выключен.
2. Соотвественно 8 пикселей подряд - 1 байт.
3. Экран бился на 3 равных части, каждая часть по 2048 байт (32 байта х8 строчек х8 линий на строку). Заполнялся так: вначале первая линия первой строки. Потом первая линия второй строки... и так до 8 строк, потом 2 линия первой строки.... и так далее). Что превращала в ад жизнь любого школьника, который хотел вывести свой спрайтик с точностью до пикселя на экран по горизонтали и вертикали :)
4. Цвет задавался действительно на для блока 8х8 пискслей (8 байт). и кодировался одним байтом: 4 бита бэкграунд, 4 бита форегнраунд. Поэтому в играх обычно бэкграунд всегда был черный (или любого другого цвета). А вся картинка задавалась только цветом фореграунда.... Да герой принимал цвет фона, но с другой стороны - квадратность была не так заметна....

Ответить
0

Помнится, пытался сочинять подпрограммки в машинных кодах, которые выводили спрайты в нужной точке (вкупе с компилятором Бейсика можно было нечто шустрое несложно запрограммить) - более черезжопистого программирования за 25 лет не припомню, когда приходилось изобретать какие-то двоичные сдвиги с переносами, чтобы всё это адское строение видеосистемы учесть...

Ответить
0

в своих первых играх я использовал таблицу (192х2) байта - по числу строк. Когда я услышал как она звучит при загрузке с кассеты, то понял все :)

Ответить
2

Моя первая консоль вообще была Атари 2600 (ну, точнее её клон - Рэмбо 2600 с встроенными играми) :)

Ответить
1

И вот теперь я наконец-то и сам вспомнил, что это была за консоль.. помнил только что черный атари и что клон.. тоже первая, как ностальгическим душом облило наконец, помог !

Ответить
0

еее рад что случайно помог))
Да-да, ностальгия ещё та ))

Ответить
2

Во время загрузки в центре экрана в прямоугольнике медленно «рисовалась» картинка с названием игры, по которой можно было примерно понять, сколько ещё она будет загружаться.

Нет, картинка полностью загружалась перед основным файлом игры. Сначала шел короткий загрузчик, затем красивая картинка - чтобы не сильно скучать и поразглядывать ее во время загрузки - другого функционала она не несла, потом собственно грузилась игра. Для русифицированных игр приходилось еще грузить и файл с русскими символами, которые заменяли английские.

Как и предшественники, ZX Spectrum продавался очень хорошо. Однако в середине 80-х люди вдруг перестали покупать компьютеры Синклера. Машины стали копиться на складах магазинов.

Перестали не то чтобы вдруг. Синклер вместо того, чтобы совершенствовать компы, все время прожигал бабло которое зарабатывал на Спектрумах, вкладывая его в прочие безумные проекты - и автомобиль (который выпускала фирма по производству пылесосов), и "портативный компьютер" с ЭЛТ-экраном и завод по производству собственных микрочипов. К доработке Спектрума он обращался когда у него заканчивались деньги и чаще всего это была реклама товаров которых даже не было в проекте. В итоге публике это надоело.

Ответить
0

я делал собственные загрузчики, которые могли загружать картинку в произвольном порядке, и даже показывали счетчик, сколько до конца загрузки оставалось....

Ответить
0

Люди как только не извращались - это правда. Но это единичные случаи и скажем так заметно позже и в другой стране.

Ответить
2

А я фанател от Ikari Warriors, R-Type и Knight Lore

Ответить
1

А у меня и сейчас есть ZX Spectrum, не так давно заказал из GB, отдал 8 косарей. Воздал честь своему первому домашнему компьютеру. Работает, игры загружаются со смартфона. В школе был не такой конечно, клон типа "ленинградки" чето... оригинал в те годы было не найти в Омске.

Ответить
1

У меня при приступах спектрумовской ностальгии вот такая машинка в первую очередь вызывает интерес, она для меня стереотипно кажется самой правильной, что ли:

Ответить
0

Я тоже долго думал, какой первым взять в коллекцию, 128К или "классику" :) В пользу 128К музон, конечно, AY-3-8910. Стоят примерно одинаково. Но решил идти по порядку. Переживал, как буду грузить игры, даже нашел предложение с рук - магнитофон с настройкой головки, рублей за 1000. Думал, буду писать образы кассет на кассеты и потом грузить. Оказалось все куда проще... у англичан на входе миниджек, TAP'ы грузятся через софтовый плеер под Андроид. Кабель спаять пришлось только самодельный.

Ответить
0

Если уж брать такой агрегат, как на картинке - то и игры на кассетах уже хочется настоящие, лицензионные :) Гуглил немного, и натыкался на продажи прям пачками по довольно приемлемым ценам. Еще конечно есть вариант следующей модели Спектрума, которая с дисководом - но там вроде дискеты какие-то нестандартные и с совместимостью вопросы.

Ответить
0

Конечно хочется пачку кассет с красивыми фирменными картинками прикупить, для аутентичности. Но скорей всего они для виду только и будут стоять, т.к. наверняка магнитная копия битая уже и хрен загрузится. Как правило, продается "как есть" в объявлениях, типа, проверить не на чем.

Ответить
0

8к рублей или фунтов?)

Ответить
0

Рублей, конечно... мы не настолько богаты. Была мечта вообще подсобрать музей подобных аппаратов (8 bit консоли и более ранние), но с таким козлячьим курсом рубля идея отложена на неопределенные времена.

Ответить
0

это стандартный, или вот улучшенный типа с sd картой, и т.д. типа Spectrum Next

Ответить
0

Это классический ZX Speccy 48к, у него переделан только выход на ТВ (антенный заменен на НЧ-"тюльпан"). И память перепаяна, видимо сдохла оригинальная от старости. В отличие от советских "спекки", где магнитофонный вход был реализован через 5-контактный разъем DIN, у англичан вход 3,5" миниджек. Этому компу 35 лет, на плате дата изготовления - 1983 год.

Ответить
1

Первая консоль для большинства россйиских школьников это все-таки денди. Спектрум был только у тех, у кого БАТЯ-ИНЖЕНЕР или родственники из Германии привезли. Только у одного моего друга был спектрум, как раз случай бати-инженера. Думаю, первой она была 100% для советских школьников, потому что когда я пошел в школу спектрумы уже вовсю сливали заполонившим рынок денди и сегам.

Ответить
0

Отечественных клонов же полным-полно было, разной степени паршивости.

Ответить
0

Ну это надо быть постарше, чтобы попасть в тот временной промежуток, когда ими прямо интересовались, я слишком молодой, 88-го года, и первая приставка появилась в 1993 году, тогда я ни у кого не видел спектрумов, ни дома, ни в игровых залах. Первый в жизни увидел уже году в 98-ом.

Ответить
1

Мне родители отечественный клон в 1990-м подарили, "Робик" назывался. Но да, это уже был закат спектрумовской эпохи, в течение следующих двух-трех лет народ уже массово пересаживался на более мощные платформы. Самые отъявленные спектрумисты оставались в меньшинстве, наворачивая свои железки почти до конца 90-х.

Ответить
0

ну Спектрум это все таки не консоль, а полноценный компьютер с ПО и играми)

Ответить
1

У меня был спектрум уже на пяти дюймовых дискетах. Помню, сочувствовал тем, у кого был кассетный.

До сих пор завораживают эти черные фоны и вся графика спектрума. Будто смотришь через экран на настоящий иной мир.

Ответить
0

у меня сначала было на кассетах, а потом на 5 дюймовых дискетах)

Ответить
1

EXOLON!! Боже, мурашки пошли, играл аж на БК-0010 на черно-белом дисплее))

Ответить
1

Elite, End Zone, Barbarian, Castelvania эх, где мои 13 лет!

Ответить
1

Вот такой был первый Спектрум - мягчайшая герконовая клавиатура, приятный на ощупь в меру компактный обтекаемый корпус, хоть на колени себе клади, если стол занят. Недоработок тоже хватало, конечно же - на треть медленнее работавший процессор (но кто ж знал-то), 8 цветов вместо 16-ти (исправляется перерезанием одной дорожки на печатной плате и впаиванием перемычки рядышком), радиатор стабилизатора питания за несколько часов нагревался так, что умудрялся поджаривать видеочип, который начинал гнать мусор по экрану (исправлялось вынесением радиатора на крышку блока питания, а вместо него в корпусе большой конденсатор, чтобы подавить помехи). Но все же, невзирая на недостатки, которые были замечены гораздо позже, вещь ощущалась весьма комфортной - особенно глядя на жуткие резиновые клавиатуры, которые достались некоторым одноклассникам.

Ответить
0

С нагревом проблема тоже была, только у меня БП калился, после чего комп начинал виснуть. Че мы только не придумывали: вентилятор, зимой на морозный балкон выносили, лишь бы продолжать играть) Посиделки с друзьями за компом - бесценно.

Ответить
1

В копилку всеобщей ностальгии - старый журнал с описанием спектрумовских игр.

Ответить
0

Без них было никуда. У меня родители их зачем то выкинули. Сейчас очень скучаю по ним. Такие раритеты ппц

Ответить
1

Удивительно, что никто еще не вспомнил про прекрасный саботеур

Ответить
0

У старшего брата был ZX Spectrum, помню какую-то игру про терминатора, графический редактор по типу паинта и какие-то гоночки. Такая ностальгия...

Ответить
6

графический редактор по типу паинта

"Арт студия" и "Артист". Сколько же заставок, картинок и спрайтов в них было нарисовано...

Ответить
1

А! Артстудио) Я в нем джойстиком типа такого работал. Ещё была прога для покадровой анимации.

Ответить
1

Покадрово можно было в каком-то Бейсике делать, но я забыл его название

Ответить
0

Да, вот нижний :) Спасибо

Ответить
0

Настолько поразило, что целая эпоха прошла мимо меня (начинал с Денди), что решил хотя бы увидеть все эти игры. Вот 6 часов геймплейных нарезок игр, посматриваю понемногу каждый день. Поражает, как художники умудрялись делать красиво при минимальных средствах. Есть с очень плавной анимацией, есть 3D-шутеры:

Ответить
1

Я ж рядом постил это видео :)

Ответить
0

Ага, страницу не обновил : )

Ответить
0

Но вообще конечно здорово, что кто-то не поленился такую тонну игр собрать воедино, потому что раньше были лишь подборки типа "100 лучших игр" - что на самом деле не настолько уж полезно, когда у тебя в голове лишь смутный образ какой-то редкой игры маячит и хочется выяснить название.

Ответить
0

Когда-то давно баловался с редакторе, собрал подборочку игр, затронув и порты аркадных Сеговских хитов.

Ответить
0

Очень любила свой спектрум в детстве

Ответить
0

Дома был Спектрум, но к тому времени, когда я начал интересовать играми (4-5 лет), он сломался, да и Денди уже была в ходу

Ответить
0

у меня спектрум долго работал. а все консоли прошли мимо меня, денди, сега, пс1 и т.д.)

Ответить
0

Elite, Neither earth, Dizzy, Ant attack первое что вспомнилось :)

Ответить
0

я "Спектрум" застал еще со времен СССР) самоделку правда..

Ответить
0

Накопил себе на "Спектрум" работая дворником. )))

Ответить
0

Наскреб по сусекам :)

Ответить
0

Видео для ультимативной семичасовой ностальгии и, возможно, поиска полузабытых игр:

Ответить
0

Тебе определённо надо посмотреть что там на 02:09:22, только не на работе ( ͡° ͜ʖ ͡°)
(твоё видео, а ссылка ниже случайно вставилась)

Ответить
0

Ну что ж поделать - "все игры" означает именно все игры... Рискну предположить, что там еще неоднократно встретится подобное.

Ответить
0

Кто помнит Rick Dangerous?
С этой игры началось у меня знакомство с "компьютерами".

Ответить
0

Ballbreaker гоняли

Ответить
0

Вот так выглядел процесс загрузки. Ждать приходилось минут по пять

Не только ждать, но и ЖАТЬ. Мой Спектрум назывался «Мастер» (кажется).

Ответить
0

Моей любимой игрой была крутящаяся башня. Гугл говорит, она называется Nebulus, но у меня точно было другое название и какой-то клон. http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=0003377

Ответить
0

"Сантака-002", магнитофон "Беларусь", телевизор "Горизонт" - спасибо за наше счастливое детство.

Ответить
0

Был сей девайс. С цельнометаллическим блоком питания, который в процессе игры накалялся так, что можно было омлет на нем жарить. Старый магнитофон для загрузки игр, в котором нужно было отверткой чего-то там крутить, чтобы работал нормально и протирать там запчасти ваткой в одеколоне).

Если ногой задевал стол, на котором комп стоял, он немедленно зависал. А самый ад был с играми в несколько уровней, которые загружались отдельно, типа Renegade 2, R-type, а в случае смерти нужно было опять загружать первый. Но это было круто.

Ответить
0

LodeRunner, Bruce Lee, Saboteur, Xonix, Elite, Dizzi (в тайном месте лежала кассета с 22, Strip Poker, была даже игра про общагу - на время посетить максимум дам убегая от охраны). Выписывал журнал из Москвы ну как журнал - перевод зарубежных журналов напечатанный на рулонах термобумаги и порезанный на листы и скреплённый скобами. Самой потрясной игрой в графическом смысле был Myth. Я недавно даже запускал её на эмуляторе, понастальгировать и освежить впечатление. И таки круто... Ещё в LodeRunner был редактор карт и мы с друзьями клепали невероятно сложные уровни и обменивались ими на кассетах. В Elite была хитрость можно было прыгать со станции на станцию без перелетов - совершая гиперпрыжок во время стыковки и быстро качать финансы. Эх настольжи... LOAD ""

Ответить
0

Exolon

ZORBA

Ответить
0

1993 вроде. Я мелкий школьник. У друга был головастый старший брат, ему родители купили ZX Spectrum. Я приходил в гости, загружалась игра с магнитофона, в руки брался самодельный джойстик вида «коробка и четырехпозиционный штырь» и мы открыв рты по очереди играли в что-то типа Digger. Причем наравне с нами играл батя друга. Это моё первое знакомство с видеоиграми в жизни. Ну и в школу одноклассники притаскивали «Ну, погоди» где волк яйца ловил - у меня такой не было, так как родители были бедные.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления