Ода DOOM 3, неправильному
На дворе 2025-й. В инфопространстве снова гудит - выходит Doom: The Dark Ages, в котором, нас снова ждёт щепотка сатанизма, ложка крови и средневековый стимпанк на завтрак. id Software снова кидает мясо в топку, чтобы мы сказали: «Вот это DOOM!».
Но вся эта суета вокруг нового (старого?) Дума невольно заставляет вспомнить другое знаковое событие в истории серии, другое перерождение, другую попытку id, которое, пожалуй, вызвало не меньше споров в интернетиках, чем появление сюжета в фильме по Minecraft - выход Doom 3 в 2004 году.
Помню, как тогда вся планета взвинтилась аритмией. Ждали его, родимого, чуть ли не ежедневно по два часа после обеда и по часу перед сном. Doom 3 и Half-Life 2. Half-Life 2 и Doom 3. Сколько сказок было исписано, сколько стонов с форумов собрано в одну баюльную песню. Это было Призвание, традиция - ждать эти игры. А получили… Ну, получили мы Doom 3. И вот о нем-то, красивом и бестолковом, хочется поговорить.
Не тот DOOM. И слава Богу?
Сразу скажу честно, как на духу. Doom 3 совсем не ТОТ САМЫЙ DOOM. Это вам не бездумное беги-пали из 1993-го или 1994-го. Это совсем другая песня, которую фанаты серии так и не смогли принять, даже спустя годы (и я их понимаю!). Его называли «неправильным Doom» и прочими заборными словами. Почему? Причин набралось воз и маленькая тележка.
Во-первых, геймплей.
Вместо открытых арен с толпами демонов, нас загнали в тесные, индустриальные коридоры марсианской базы UAC. id Software сделала ставку на медленный, методичный хоррор-шутер с упором на атмосферу. Стрельба в упор в темных коридорах, конечно, оказалась на удивление интересной, но отсутствие динамики и скучные перестрелки стали камнем преткновения для тех, кто ждал адреналинового урагана. Doom 3 - это, пожалуй, скорее психологический эксперимент, тест Роршаха, чисто текстовая игра в дорогостоящей графической оболочке.
Во-вторых, ужос!
Игра позиционировалась как хоррор-шутер, но ее пугающие элементы быстро приедались. Вместо толп монстров - один в шкафу. Он там. Он ждёт. Он откроется, когда ты подберёшь аптечку отстегает тебя по щекам. Думгай в этот момент - не бог, а сантехник страха: лезет в вентиляцию, чинит лифты, носит КПК умерших.
Сравните с F.E.A.R., где страх был тоньше и умнее.
В-третьих, дизайн уровней.
Темные, повторяющиеся коридоры сливались в однообразную массу", не предлагая разнообразия, которое было, например, в Doom II или появилось позже в DOOM (2016). Локации - однообразны и тоскливы, а ведь мы помним, как важен мир, в который верится. Сити-17 и ближайшие окрестности не соврут.
В-четвертых, оружие.
О да. Дробовик, культовый для серии, потерял свою былую мощь. Он здесь был… странным. То ли патроны мокрые, то ли руки не т. е. Выстрел - и зомби не падает, а грустно смотрит на тебя, как учитель географии в твоей средней школе. Пулемёт стрелял, как будто сомневался в своих политических взглядах. BFG был - и ладно.
В-пятых, сюжет.
Doom 3 внезапно завёлся историей. Там были монологи, персонажи, у них были имена (я их не помню, и ты не помнишь, не ври), а на каждом углу - КПК, полные страданий офисного планктона. Охранник пишет: «Страшно, всё плохо, не забудь купить молока.». Ты читаешь это - а потом он выпрыгивает из-за угла и ломает тебе нос.
А ведь, серия Doom традиционно обходилась без сложных историй - в ней было ясно без лишних слов: вот ты, вот монстры, вот дробовик. Точка. Сюжет первого Doom был написан на коленке за полчаса, и никого это не смущало. Doom 3 пытался быть литературным — и не без причин: сценарий сочинял Мэтью Костелло, фантаст, шутник и автор хорроров. Иногда казалось, что ты играешь не в шутер, а в визуальную новеллу с фонариком.
И, наконец, ожидания и конкуренты.
Doom 3 вышел в один год с Half-Life 2, которая просто задала новые стандарты для FPS. id Software, пионеры жанра, оказалось, не оправдали хайпа, представив не игру, а технодемку движка id Tech 4. И заслуженная медаль лучшего революционного шутера уехала к интеллигентному бородачу в очках.
Молодость, туман и ностальгия
Да, если смотреть на Doom 3 непредвзято (и объективно, ха-ха!), то игра вполне приличная. Потрясающий по красоте (на свое время, разумеется) и накалу шутер. У него, может, и нет очарования тропического рая, как у Far Cry, и нет уникальной темы каждого уровня, как у Painkiller", но эта игра манит своими допотопными ностальгическим конечностями.
Но если уж совсем честно, то все эти претензии - они справедливы. И Doom (2016) и фиолетовые «они» Doom Eternal это наглядно доказали, вернув серию к ее бешеной, агрессивной сути. Они взяли классический геймплей, добавили современной графики, мяса, соли, маринада, специй и получили «триумфальное возвращение франшизы», «вершину современных шутеров» и прочие хвалебные экивоки. На их фоне Doom 3 выглядит просто еще одной игрой дедовских времен и воспринимается как непонятый эксперимент.
И все же. Есть в нем что-то такое… неуловимое. Может быть, потому что DOOM 3 вышел, когда автор этих строк был моложе? Когда память имеет свойство неузнаваемо изменять прошлое? Когда в трава зеленее и не пьянеешь? А в те дремучие времена впечатление от попиксельного освещения действительно сносило крышу, темнота была действительно темной, сколько не привыкай, а каждый поворот или дверь вызывали приступы кирпичного поноса.
Doom 3 - был попыткой id шагнуть в сторону, поддаться трендам, добавить драмы, сделать страшно. И в чем-то они провалились. Но, черт возьми, он был непобежденным в своей концепции. Он был смелым… Выпустить шутер преимущественно на одиночную игру без сильного мультиплеера в те годы - это требовало мужества (сейчас, заметьте, ничего не изменилось). Он был запоминающимся, даже если запомнился он своими недостатками.
И вот теперь нас ждет The Dark Ages. Пафос, мечи, щит, арбалеты, цепи на броне. Он будет выглядеть дорого, звучать как оркестр и летать, как северокорейская ракета. Будет ли он снова эталоном одиночных экшенов, вершиной современных шутеров? Скорее всего, да. Но сможет ли он подарить такое же странное, липкое, почти постыдное очарование, как Doom 3? Сомневаюсь. Хотя, кто знает. Может, в 2045-м и ваши дети будут брюзжать, попивая ром витаминами D в марсианском жилом модуле, вспоминая The Dark Ages.