30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Продолжаю традицию проходить игры 30- и 20-летней давности. В этом году процесс идёт особенно тяжело. Прошёл только хоррор-квест Phantasmagoria 1995 года и надеюсь до конца года добить хотя бы Мор (Утопию) 2005-го из своего списка.

Осилил не так давно Chrono Trigger 1995 года. Японскую ролевую игру для игровой консоли Super Nintendo. Это моя первая JRPG. Chrono Trigger — настоящее произведение искусства и заслуживает крупной статьи, но у меня есть силы и время только на небольшой блогопост.

В 2018 году игра вышла на платформе Steam. В России её, к сожалению, купить нельзя. Мне дарила подруга из Европы. Если захотите, то тоже что-нибудь придумаете. Я советую.

Слова про то, что какая-то игра является «произведением искусства» – часто просто красивые слова. Я же считаю, что здесь такая оценка применима без кавычек и на полном серьёзе. Chrono Trigger — это шедевр сторителлинга. Именно такие игры и делают гейминг полноценным искусством, а не ремеслом и забавой.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Прочитал, что в JRPG вы, как правило, не можете сами создавать персонажей. Здесь вы начинаете игру за молодого парня по имени… Хроно. Да, не очень оригинально. Хроно живёт в королевстве Гардия в исторический период, напоминающий земное Новое время. Вы отправляетесь на торжественную Ярмарку, чтобы встретиться там с подругой-гиком, которая постоянно создаёт странные девайсы. В итоге испытание её телепортационной машины на Ярмарке проходит не совсем гладко, и вы оказываетесь втянуты в квест по спасению человечества от вселенской угрозы. В квест, который заставит вас посетить множество мест во множестве времён. Зато в компании из шести друзей. Включая лягушку из Средневековья и робота из грядущего постапокалипсиса.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Я бы сказал, что сюжет является лучшим элементом в Chrono Trigger. Но это не совсем так. Сюжет прекрасен и полон твистов, но то КАК сюжет раскрывается перед нами – прекрасно не меньше. И это самое главное. По сценарию Chrono Trigger можно было бы снять аниме часа на два. Ведь у каждого из семи персонажей есть своя богатая история. Кстати, аниме будет. Есть множество анимированных сцен в игре.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Красота компьютерных игр как медиума заключается в возможности влиять на повествование. В Chrono Trigger мы как раз максимально погружаемся в эту вселенную и в эту историю. Здесь просто нет элементов, которые не служили бы задачам сторителлинга. Нельзя сказать, что NPC богаты репликами, но каждый из них рассказывает нам какую-то крупицу сказки, органично вплетаясь в мир игры. Даже потерявшийся на Ярмарке котик имеет свой бэкграунд.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Вместе с тем, мне неиронично сложно назвать игру, более красивую чем Chrono Trigger. Конечно, графические возможности игры для приставки в 1995 году были сильно ограничены, но создатели выжали максимум из имеющихся у них ресурсов. А версия для Стим выглядит прекрасно отполированной (выбирайте original графон). Визуальный стиль игры в духе доброго детского аниме просто потрясающий. Дизайн городов, строений, техники и монстров продуманный и самобытный. Я не разбираюсь в JRPG, но мне он кажется очень оригинальным. Каждое «время» имеет свой уникальный стиль: от джунглей с динозаврами до мрачного мира будущего после конца света. Отдельно стоит сказать о главном антагонисте игры, его образ выглядит как если бы Лавкрафт и Гигер трудились вместе.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Добавьте сюда ещё более чем двухчасовой атмосферный саундтрек — и перед вами действительно сказка.

Система боя в игре — это что-то абсолютно новое для меня. Она похожа на нечто среднее между пошаговым боем и аркадой. Я не знаю насколько это обычно для JRPG, которые заточены под приставки. Основная проблема во время боя — успеть сообразить какое умение нужно применить, потому что противник вас ждать не будет. Кроме атаки есть хилка и баффы, но, что мне не понравилось, нет заклинаний контроля противника. Я пытался играть в Chrono Trigger с геймпадом от Xbox360, думал, что так будет аутентичнее, ну типа с джойстиком, но у меня это очень плохо получалось. Постоянно лишний раз что-то нажимал и промахивался мимо нужного спелла, что критично в игре, так что остался на клавиатуре. Может с джойстиком от SNES такого бы не было. Для лёгкости выбирайте бой с ожиданием и помедленнее.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Ах да, одновременно вы можете управлять только тремя персонажами. Но вне боя их можно менять.

Из некоторых очень субъективных недостатков стоит отметить отсутствие в большинстве случаев диалоговых опций, что для меня непривычно в РПГ. Но эта игра (JRPG?) не столько про отыгрыш, сколько про интерактивное аниме или книгу, где нужно лишь иногда выбирать, что делать вашим героям.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

В целом я бы сказал, что игра довольно линейная, несмотря на открытый мир. Всегда понятно, что нужно делать или куда идти. И очередность действий понятна. В основном квесте, по крайней мере. Не могу сказать, что это именно недостаток. Так как проработанный логичный сюжет ограничивает вариативность повествования. Игра, кстати, как книга разделена на главы.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

В Chrono Trigger больше 10 различных концовок. Не знаю сколько в Стим-версии, но вообще их может быть до 13. Но если я правильно понял, то разница между концовками касается в основном сайд-квестов. Мы либо можем спасти мир, либо нет. Но в любом случае приятно смотреть как твои действия из прошлого меняют будущее. Поступки важны. Это скорее про мораль, а не про игровую механику.

30 лет назад. Chrono Trigger (1995) для Super Nintendo

Игра очень добрая и гуманистическая, я даже не знаю с какой другой РПГ её можно сравнить в этом плане из западных. Может быть, с Undertale? Ещё в ней прекрасный и тоже добрый юмор.

Chrono Trigger – длинное приключение, я её прошёл где-то за 50 часов.

Пока писал текст, вспомнил про Betrayal at Krondor 1993-го года. Игры совершенно разные. Но там тоже было чувство, что играешь в книгу.

P.S. Для линуксоидов. Возможны глюки на кат-сценах. Я устранил это в Стим посредством выбора Proton 7.0-6 и Launch Options “PROTON_USE_WINED3D=1 %command%”

37
4
9 комментариев