[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Лето — поистине замечательная пора, во время которой всё воспринимается иначе; возможно, не прикоснись я к этой игре летом 2017 года, я бы не прочувствовал, в силу своей меланхоличности, весь тот спектр неподдельных эмоций, который она мне подарила. Это и радость, и удивление, и даже грусть. И возможно, не будь я столь чёрствым, пустил бы слезу, но-о-о… «Что же такого в ней особенного?», — спросит читатель, удивляясь чрезмерной эмоциональности первых строк. Ну, не всё сразу, присаживайтесь, и сейчас я попытаюсь рассказать о «Chrono Trigger» — игре, ставшей чем-то большим, чем просто игрой, чем-то, что может вовлечь в себя, а когда уже отпустит, с сожалением понимаешь, что всё уже закончилось, и большое когда-то приключение станет обычным, но таким приятным воспоминаем, которое возвращается ко мне уже второе лето подряд.

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

«Команда Мечты»

Разработка игры и приём публики

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Чтобы вы понимали, «команда мечты» — это союз трёх человек, почитаемых и известных как в игровой индустрии, так и за её пределами: Юдзи Хории, Акиры Ториямы и Хиронобу Сакагути. Они непосредственно консультировали разработчиков, отсеивали и принимали новые идеи, а также занимались дизайном и проработкой характеров персонажей и внутриигрового мира.

Юдзи Хории — сценарист и дизайнер, благодаря которому на свет появилась серия «Dragon Quest», последняя игра которой, «Dragon Quest XI», вышла совсем недавно: в 2017 году для японских потребителей и в 2018 — для западного рынка. Самого Юдзи можно назвать сказочником видеоигрового пространства, так как большинство его историй серии «Dragon Quest» всегда были наполнены каким-то наивным шармом и очарованием. Интересно и то, что они никогда не были чересчур мрачными и депрессивными. Стилистика его персонажей и противников выглядит специфически: угловатые, лупоглазенькие и довольно миленькие; кому-то такая стилистика может показаться глупой, но я всегда считал её забавной. Говоря о стилистике, стоит упомянуть человека, который подарил внешний вид персонажам игры.

Акира Торияма — японский мангака, прославившийся своей серией «Dragon Ball», а также приложивший руку к серии игр «Dragon Quest». Его стиль характерен угловатостью героев, так как глаза максимально большие и чаще всего находятся недалеко друг от друга, отчего они выглядят довольно забавно. Но в то же время Торияма отлично справляется с дизайном противников, создав запоминающихся и необычных монстриков. Это сыграет немалую роль в разработке «Chrono Trigger».

Хиронобу Сакагути — игровой дизайнер и продюсер, в компанию Square попавший чуть ли не случайно, желая подзаработать деньжат на покупку пиратского Apple II, да и вообще он хотел стать музыкантом. Но судьба сложилась иначе, и Сакагучи стал одним из основателей серии игр «Final Fantasy». В дальнейшем он был продюсером и принимал непосредственное участие в разработке игр «Финалки».

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Перед разработчиками встал сложный вопрос, какой должна быть игра; это уже был абсолютно новый проект, требующий к себе немало ресурсов и внимания. Сразу же после выхода «Hanjuku Hero» и «Final Fantasy V», разработчики принялись за создание игры, параллельно с этим разрабатывая «Final Fantasy VI». Поначалу она предназначалась для носителей CD-Rom и 32 Mbit систем катриджей, но через некоторое время разработчики переключились на Super Famicom (SNES), сделав игру эксклюзивом для этой платформы. Связано это было с тем, что разработка могла затянуться до бесконечности, отчего и было принято такое решение.

Всего в команде трудилось около 50 человек; как говорили сами разработчики, это была самая крупная разработка на тот момент, так как чаще всего над проектами трудились где-то 20-30 человек. Это создавало свои трудности, управлять таким большим подразделением было затруднительно, да и в команде было полно новичков, отчего создание игры стало вызовом.

Это была первая 32 Mbit игра в компании, которая по заверению разработчиков была равна четырем играм шестой «Финалки».

Наши первоначальные планы предусматривали игру на 24 Mbit. Но, раз уж мы делаем RPG про путешествия во времени, нам действительно хотелось показать разный внешний вид для всех NPC в разные периоды времени, и мы хотели изменить внешний вид городов… Множество подобных деталей продолжали появляться по мере разработки. Дизайнеры потратили кучу времени, тщательно детализируя все спрайты, вплоть до отдельных предметов интерьера, таких как часы или комод. Когда я увидел объем того, что мы создали, тогда я понял, что нам нужно перейти с 24 до 32 «мегов».

Хиронобу Сакагути, игровой дизайнер, директор, продюсер

Стоит отметить, что Сакагути, по его же словам, был максимально строгим во время разработки. Каждый день он собирал всех сотрудников, чтобы они отчитывались перед ним о том, как продвигается работа над игрой и что они собираются делать дальше. Также Сакагути объединял воедино идеи разработчиков и проводил консультации. По этому поводу разработчики шутили, что когда его не было на рабочем месте, то новые идеи уже подсознательно считались неправильными.

32 Mbit было довольно много, и в остатке оставалось еще 8 Mbit. Именно благодаря этим дополнительным «мегам» катсцена с замком Магуса выглядит весьма впечатляюще и является одной из самых запоминающихся сцен в игре. Так как сам замок использует отдельные собственные спрайты, он занял немало места, но в тоже время у разработчиков еще хватало памяти для размещения вступительной заставки, которая состояла из самых ярких сцен в самой игре.

Если сравнивать графику «FFVI» и «Chrono Trigger» на одной и той же платформе, можно заметить, что даже во внешнем виде персонажей ощущается перевес в сторону «Хроно». Персонажи нарисованы в полный рост, это не отнюдь чибики с огромными головами.
Если сравнивать графику «FFVI» и «Chrono Trigger» на одной и той же платформе, можно заметить, что даже во внешнем виде персонажей ощущается перевес в сторону «Хроно». Персонажи нарисованы в полный рост, это не отнюдь чибики с огромными головами.

Интересно и то, что разработчики использовали next-gen cg tools для создания графической составляющей, перенимая таким образом опыт из кинофильма «Терминатор 2». Первоначально разработчики опробовали технологию только для наложения текстур на трехмерные объекты, но в Chrono Trigger они впервые использовали методы наложения текстур для добавления трехмерности к реальным объектам. Cg добавлялся так, чтобы не конфликтовать с двухмерными объектами в самой игре.

Анонс разработки Chrono Trigger

И вот случился анонс самой игры, которую называли проектом «Хории <-> Сакагути» из-за их близкой дружбы. Во время анонса были показаны арты персонажей, нарисованные Ториямой, первые кадры геймплея и уже готовых противников, которые после анонса не были отсеяны, а спокойно перекочевали в финальную версию игры. Но этого нельзя сказать обо всём контенте; в самом видео можно увидеть карту мира, которая к релизу была сильно переработана. Разработчики сравнивали такие изменения в игре с обрезанием лишних листьев на дереве, чтобы ветер мог проникать сквозь остальные.

Говоря об измененном контенте, стоит вспомнить первые концепт-арты персонажей игры, которые были нарисованы сценаристом Масато Като:

Честно говоря, трудно представить, что вот так могли бы выглядеть уже знакомые персонажи. Персонаж «Фрог» так вообще первоначально был человеком-монстром и, по правде, я не сразу нашел его на первом арте, вот он между девочкой в очках и принцессой с огромной клубникой на голове. Но Акира быстро взял дело в свои руки, и благодаря его концептам разработчики смогли вдохновиться и понять, как именно в визуальном плане должна выглядеть игра. Что можно добавить о самих персонажах, так это то, что вот тот дедушка в правом углу на первом арте был полностью убран еще на ранних этапах разработки, хотя слух об отменённом восьмом персонаже еще долго интересовал поклонников.

Ну а что насчёт музыки? За музыкальное сопровождение отвечал Ясунори Мицуда — японский композитор, который в будущем создаст музыкальные сопровождения для таких игр, как «Xenoblade», «Xenogears», «Xenosaga Episode I: Der Wille Zur Macht» и внезапно «Mario Party» для Nintendo 64. Как оказалось, «Chrono Trigger» был первый крупный проект для Мицуды, в котором он самостоятельно сочинял музыку. До этого ему приходилось работать с чужими композициями, из-за чего он даже хотел уйти из компании. Но принявшись за создание музыкального сопровождения для «Хроно», он стал вкалывать по полной, по нескольку раз переписывая и переделывая уже готовые композиции. Но благодаря большому объему памяти, выделенному для игры, ему было легче воплотить большую часть задуманного, никак не ограничивая себя в производстве.

Я думаю, то же самое можно сказать и о музыке. Сопоставление звуковых эффектов с битвами и движениями каждого персонажа было для нас очень важным. Благодаря увеличенному размеру памяти в 32 Мbit, я смог создать 68 песен, и я действительно приложил немало усилий, чтобы сопоставить их с каждой сценой. Поскольку тема «Chrono Trigger» была «Намида» (слезы), я также включил много печальных песен.

Ясунори Мицуда

Но не всё было так гладко, и проблемы со здоровьем вынудили композитора лечь в больницу. Благо с оставшимися композициями справился его коллега Нобуо Уэмацу, который не просто выполнил свою работу, но еще и смог дополнить композиции так, что даже сам Мицуда, услышав их, не смог сдерживать эмоции.

Музыкальное сопровождение получило широкое признание и считается лучшим видеоигровым саудтреком из когда-либо созданных. Звуковая дорожка игры впоследствии получила несколько официальных релизов:

  • Chrono Trigger Original Sound Version (1995)
  • Chrono Trigger Arranged Version: The Brink of Time (1995) переиздан в 2004
  • Chrono Trigger Original Soundtrack (1999) переиздан в 2005
  • Chrono Trigger Orchestra Extra Soundtrack (2015) к двадцатилетию игры

Ещё можно отметить огромное количество ремиксов и концертов с использованием композиций из оригинальной игры. Особого упоминания заслуживают, например, такие концерты, как «Play! A Video Game Symphony в 2006» или «Video Games Live».

Признаться честно, я не могу сказать, что саундтреки из игры — это то, что вызывает у меня мурашки по коже. Но когда я слушаю эти композиции, то понимаю, что они меня затягивают. Это что-то необычное, что-то такое, что невозможно описать словами; вообще музыку сложно объективно описать, не имея должного образования, но передать спектр эмоций, полученный от неё, еще как можно. И, вероятно, мои слова ничего не стоят, но я могу с уверенностью сказать, что музыка данной игры — это смесь чего-то сказочного, вдохновляющего и одновременно грустного и необычного.

И вот спустя два с половиной года на прилавках японских видеоигровых магазинов появляется Chrono Trigger, породив настоящий бум на японском рынке. По состоянию на март 2003 года подсчитано, что в Японии было продано около двух миллионов трёхсот шестидесяти тысяч копий, включая версию для Playstation, вышедшую потом. На западе цифры были поскромней — около 290 тысяч, включая всю ту же версию для консоли от SONY. Игровые журналисты не скупились на похвальные отзывы и высокие оценки.

Так, по версии журнала Nintendo Power, главным минусом считается то, что игроки после этой игры будут разбалованы для любого другого представителя жанра JRPG. В журнале Super Play был посвящен целый раздел, где игрока знакомили с основами игры, давали советы и подсказки, которые должны были облегчить поиск путей в прохождении. При этом саму игру сравнивали с «Легендой о Зельде» и «Секретом Маны», последняя вышла из под крыла Square. И как признавались сами разработчики, никто из 50 человек не работал над игрой «Secret of Mana».

Chrono Trigger Opening (PS1)

И напоследок хочется сказать о портах для Playstation 1 и Nintendo DS. Графически они никак не изменились, но что в первой, что во второй версиях появились анимационные катсцены. Версия для DS вообще обзавелась кучей дополнительных материалов, среди которых есть и бестиарий со всеми встреченными противниками, дополнительные арты и прочее. Также есть Steam-версия игры, вышедшая в 2018 году, но у неё были серьёзные проблемы с интерфейсом, который перекочевал из мобильной версии, и неотключаемым графическим фильтром. Со временем некоторые вещи пофиксили, но осадок от такого небрежного отношения остался.

«Большое путешествие»

Сюжет, сеттинг и персонажи

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Утро, солнышко своими ласковыми лучами освещает макушки крыш, над ярмаркой тысячелетия взрываются огни фейерверков. Но нашему главному герою, Хроно, не до этого, он всё еще лежит в своей кровати и не собирается вставать. Заботливая мать будит его, открывая занавески. Яркий солнечный свет озаряет комнату, и вот уже Хроно подымается с кровати, разминается и пулей бежит на «ярмарку тысячелетия», так как там заждалась его подруга Лукка. С этого момента он даже не подозревает, в какую передрягу его занесёт, и что с ним случится такое, что он даже не мог представить в самом кошмарном сне.

Ярмарка, все шумят, а вот местные атлеты соревнуются в скорости. И в этой суматохе Хроно случайно сбивает с ног одного из посетителей — девушку по имени Марле. Во время столкновения она обронила своё ожерелье, но Хроно быстро среагировал и, подняв драгоценный кулон, вернул его озадаченной девушке. Поблагодарив Хроно, Марле просит его прогуляться с ней по ярмарке, т.к. сама она, мол, не местная и вообще не знает, что да как. И так они вместе пришли к телепорту, который был выставлен на показ Луккой. Желающих опробовать машину не было, и первым, кто согласился стать добровольцем, был Хроно. Телепортирование прошло удачно, и Марле также захотела испробовать машину, но-о-о… Как это часто бывает, что-то пошло не так, и девушку занесло в открывшийся портал, который унес её аж на 400 лет назад, в Средние века. И с этого момента история набирает обороты и начинает без устали потчевать игрока новыми событиями и локациями, порой весьма неожиданными для тех, кто проходит игру в первый раз. Так, выбравшись из средневековья, в котором вовсю бушует война людей против мистиков, Лукка, Марле и Хроно оказываются в ретрофутуристическом постапокалипсисе, наполненном мутантами, роботами и другими элементами, свойственными типичному закату цивилизации, вроде разрушенных городов, людей, живущих в убежищах и, внезапно, пустоши. Такая смена декораций выглядит неплохо, но что делает всё еще интересней, так это причина такого состояния мира будущего. Катастрофа была вызвана пробуждением неизвестного существа, которое просто вылезло из под земли и устроило адъ.

Интересный факт: в игре есть сцена, где главного героя отправляют в суд, приговор в котором выносят присяжные. При этом в Японии до 2009 года суда с присяжными не было. Разработчиков к этой сцене вдохновили американские фильмы, и по их словам они хотели передать атмосферу волнения, построенную на словах.

Повествование начинается весьма обыденно, но затем плавно перерастает в нечто реально необычное и интересное. К примеру, персонажи перемещаются в 65 000 000 до нашей эры, где героям предстоит сразиться с динозаврами и разумными рептилоидами, которые борются с людьми за право господства на Земле. Есть древняя цивилизация, пользующаяся передовыми технологиями и магией. Да и вообще каждый период наделен собственной атмосферой и антуражем.

По сути, сюжет игры — это такая сказочная адвенчура, где герои путешествуют во времени, попутно встречая как друзей, так и врагов. Он мне напомнил мультсериал «Конан — мальчик из будущего», где главный герой отправляется в путешествие (также из-за девочки), создавая свою команду, в которую затем и входят ещё вчерашние антагонисты. Похожее есть и здесь: при всём присутствии откровенно злых героев, что естественно и для нашей жизни, есть и такой, кто вынужден быть злым, но это не мешает ему вступить в команду главных героев.

При этом сам сюжет не лишен хитросплетений, и каждый персонаж и его действия имеют свой, отнюдь не поверхностный, смысл. Куда уж там, даже главному злу, из-за которого в будущем и произошёл катаклизм, чужды такие понятия, как добро и зло. Не стоит и забывать, что в игре также есть внезапный поворот в лице смерти далеко не самого последнего персонажа.

За проработку персонажей, а также работу с сюжетом был ответственен Юдзи Хории, который потратил немало времени на диалоги для каждого героя, наполнение истории и мира. Так как основных персонажей было меньше, чем в играх «Финалки», на их диалогах и характерах решили заострить особое внимание, наделив каждого собственной индивидуальностью. Вот хороший пример: если пойти на задание по возвращению красного камня у рептилоидов и взять собой Марле или Робо, можно увидеть, как по-разному реагируют разные персонажи на одну и ту же ситуацию. Так, если первобытная девушка-воин Эйла станет ругать своего женишка за то, что тот в одиночку пошел в логово рептилий, Робо в свойственной для него интеллигентной манере попытается остудить девушку:

«Эйла, пожалуйста, постарайтесь обойтись без насилия».

Марле же наоборот запаникует и выкрикнет первое, что придет ей в голову в подобной ситуации:

«Эйла… Полегче!»

Хории хотел добавить больше диалогов для персонажей, но разработчики уговорили его не перенасыщать героев. Впрочем, от себя могу сказать, что с персонажами полный порядок, они интересны, запоминающиеся, а главное приятные. Так что давайте поговорим о них:

<i><b>Хроно</b></i> (в Яп. версии クロノ)
Хроно (в Яп. версии クロノ)

Обычный паренёк, живущий со своей мамой в маленьком домике в королевстве Гардия. Он атлетически сложен, хорош в фехтовании. Внешне Хроно похож на многих других персонажей жанра сёнэн, где основными действующими лицами являются молодые парни, имеющие огромный потенциал и силу, неунывающий характер и остроконечные прически. Хроно — молчаливый протагонист, и у руководителей проэкта Сакагути и Кадзухико Аоки было немало споров насчет того, молчать ли персонажу или нет. Вот, что по этому поводу говорит Кадзухико Аоки:

Из-за плохих поступков игроки могут возненавидеть протагониста. Вот почему у говорящих главных героев в большинстве ролевых игр в основном были мягкие, безобидные диалоги. С этой точки зрения, я думаю, есть определенное преимущество в том, что главный герой вообще не говорит.

Также, как бы это банально не звучало, персонаж молчит, чтобы игроку было легче с ним себя ассоциировать.

<i><b>Марле</b></i> (в Яп. версии マール)
Марле (в Яп. версии マール)

Принцесса Надя, милая девушка с довольно любознательным и чересчур эмоциональным характером. Дома, а именно в замке, ей не сидится, т.ч. она часто сбегает в поисках приключений на пятую точку. Местами может вести себя немного бесяче, но в целом оставляет лишь позитивные впечатления. Является и любовным интересом главного героя, отчего, когда у него случается «небольшая» проблемка, требующая кардинальных решений, Марле бросает всё, чтобы вернуть своего возлюбленного. Если подумать, Марле — это не просто женский персонаж, который нужен для того, чтобы быть любовным интересом. Благодаря её неосторожности и тому, что она врезалась в Хроно, возможно никто бы и не стал спасать мир.

Говоря об её имени, Надя — это общее имя на славянских языках, означающее «надежда», что и так всем известно, а вот на арабском оно означает «добродетельная» и «нежная». Её приключенческий наряд также напоминает арабскую одежду. На древнеанглийском «марле» означает «приятный лес». Это может быть связанно с её местом жительства, замком, который находится за лесом.

<i><b> Лукка</b></i> (в Яп. версии ルッカ)
Лукка (в Яп. версии ルッカ)

Девушка-изобретатель, лучшая подруга главного героя. Обладает высоким интеллектом, тихим и мягким характером, хотя если её разозлить, может и хорошенько настучать. Из-за несчастного случая, который случился с её мамой, отчего та стала инвалидом, имеет депрессивное расстройство и очень быстро впадает в уныние, но предпочитает подобные эмоции скрывать даже от друзей.

Лукка — это город на северо-западе Италии, расположенный к западу от Флоренции. На месте древнего лигурийского поселения и римской колонии он стал свободной коммуной, а в 12 веке стал независимой республикой. В наши дни это один из самых консервативных и богатых городов Италии.

Лукка также является корнем многих слов, ориентированных на свет. Это, скорее всего, отсылка к ее яркой личности. Кроме того, имя Лукки может быть адаптацией Люсии, которая была названа католической святой, — «Целительница слепых». Возможно, это связано с тем, что в дальнейшем Лукка попытается предотвратить трагедию и даже сделает из своего дома приют для бездомных детей.

В самых первых концепт-артах Лукка носила бантик и имела растрепанные волосы, при этом она должна была представлять из себя безумного ученого, бросающегося из крайности в крайность.

<i><b> Робо</b></i> (в Яп. версии ロボ)
Робо (в Яп. версии ロボ)

Такой себе «железный дровосек» из будущего, желающий стать ближе к людям в эмоциональном плане, за что он впоследствии получил сполна от своих собратьев, которые обвинили его в неисправности. Робо — забавный персонаж, разговаривающий как эрудированный человек, он также порой не скупится на эмоции, несмотря на своё искусственное происхождение. Он хорошо сдружился с Луккой, отчего та в будущем даже сделает его уменьшенную копию. А ещё он отличается искренней трудолюбивостью, ведь благодаря его стараниям огромная пустыня, возникшая в результате войны с мистиками, за сотни лет смогла превратиться в восхитительный лес.

Хотя Робо не помнит своего настоящего имени, на самом деле его зовут Прометей. Его вызов и борьба с «материнским компьютером» являются отсылкой к мифу о Прометее, древнегреческом титане, который бросил вызов богам и похитил огонь, дабы помочь смертным людям.

Что интересно, в японской версии Робо разговаривает с примесью катаканы (это слова неяпонского происхождения), в то время как его синие собратья полностью говорят на хирагане.

<i><b> Фрог</b></i> (в Яп. версии カエル)
Фрог (в Яп. версии カエル)

Истинный джентльмен и рыцарь в сверкающих доспехах. Стал таким не от хорошей жизни, а после встречи с Магусом и Оззи, которые убили его друга Сириуса, а его самого превратили в лягушку. Но что они точно не смогли убить в нём, так это упорство и доблесть. Гленн, а так его звали до превращения, был оруженосцем своего друга и на место живой легенды никогда не претендовал. Но сложившиеся обстоятельства заставили действовать иначе, и перевоплощенному Гленну ничего не оставалось, как взять в руки оружие и отправиться на войну. Вообще, Фрог довольно депрессивная и печальная личность, он не верит в собственные силы, а когда похищают принцессу Лину, винит в этом себя и уходит в свою подземную хижину, где хандра окончательно овладевает им.

Фрог — высоко начитанная личность, и, в отличие от остальных, общается на шекспировском языке, используя такие слова, как «thou», «thee» and «shalt thou», которые переводятся как «ты», «тебе» и «ты будешь», но уже в более литературной манере. Увы, но в версии для DS он потерял эту особенность и заговорил как и все, хоть и сохранил определённую манерность в своей речи.

<i><b> Эйла</b></i> (в Яп. версии エイラ)
Эйла (в Яп. версии エイラ)

Настоящая воительница, мастер откручивания голов динозаврам и просто преданный друг. Уважает как мужскую, так и женскую силу, отчего быстро и безоговорочно принимает главных героев после первой совместной победы над рептилоидами. Сама по себе она довольно любознательная, хотя в виду своего исторического возраста — пещерный человек, как-никак! — обделена высоким интеллектом, но при этом обладает смекалкой, помогающей ей выпутываться из различных ситуаций. Имеет женишка Кино, не отличающегося большой физической и духовной силой и обладающего обидчивым и ревнивым, но добрым сердцем. Разумеется, Эйла активно муштрует его понятными ей методами.

В первоначальном виде, по замыслу Акиры, у неё должны были быть прямые волосы. Но разработчики хотели придать ей более дикий, растрепанный вид, поэтому прическу поменяли, добавив блондинистую пышную шевелюру.

<i><b> Магус</b></i> (в Яп. версии 魔王)
Магус (в Яп. версии 魔王)

Настоящее имя Янус, предводитель армии мистиков, обладает нешуточной магией и держит у себя под рукой личных прихлебателей, Оззи, Флею и Слеша. Циничный, безэмоциональный и просто жестокий полководец, который решил пойти на всё, дабы осуществить давнюю месть.

В детстве Магус был милым мальчиком, но уже тогда в его проблемном характере можно было увидеть черты будущего предводителя мистиков. Родная сестра и верный кот — единственные, с кем он поддерживал тёплые отношения. Такой характер замкнутого и злобного человека он получил от своей матери, королевы Зил. Но к своей сестре он был очень добр, и вообще вся заварушка, устроенная им, была лишь для того, чтобы он смог отомстить за неё. Игрок волен взять Магуса в свою команду, а может и убить его, что, несомненно, приведет к определенным последствиям.

Интересно то, что во время битвы его показатель здоровья равен 6666, что как бы намекает на число зверя. Имя Магус, что на японском звучит как Маоу, переводится как «дьявол» или «король демонов». В версии для DS его называют не по имени, а «повелитель демонов».

<i><b> Шала</b></i> (в Яп. версии サラ)
Шала (в Яп. версии サラ)

Сестра Магуса, несчастная и робкая девушка с чересчур добрым характером. В то время как их с Янусом мать хотела подчинить себе само время, она заботилась о своем брате, воспитывая в нём только самое хорошее. С уверенностью могу сказать, что Шала — это самым замученный персонаж во всей игре, более того, о её грустной судьбе станет известно лишь в продолжении «Chrono Cross».

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Первоначально героиню звали Сара — это еврейское имя, которое означает «знатная княгиня», «госпожа», «знатная женщина». Это также было имя жены Авраама — первого библейского патриарха, жившего после великого потопа.

<i><b> Флея</b></i> (в Яп. версии マヨネ)
Флея (в Яп. версии マヨネ)

Один из главных прихлебателей Магуса. Почему в мужском роде? Да потому что это мужик, по которому и не скажешь что это так. Так как ни широкие по отношению к плечам бедра, ни глубокий вырез с явным присутствием молочных желез второго размера, знаете, не говорят о том, что это может быть переодетый мужчина.

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Характером — это ехидное, вредное и самовлюбленное существо, которое постоянно напирает на свою исключительность и «нереальную» красоту. Во время боя постоянно кастует магию отравления и дезориентации, также во время боя изменяет пространство, используя визуальные иллюзии.

<i><b> Гаспар</b></i> (в Яп. версии ハッシュ)
Гаспар (в Яп. версии ハッシュ)

Один из трех гуру, которых разбросало во времени. Ему повезло меньше всех, потому как он оказался в абсолютно пустом месте, где не осталось ничего и никого. Но он не растерялся и смог как-то обуздать порталы и построил локацию «конец времени», более того, научился создавать собственные порталы и, даже смог сотворить инструмент, при определённых обстоятельствах позволяющий вырвать человека из лап смерти.

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Гаспар весьма интересный и мудрый дядька, который всячески помогает и наставляет главных героев, рассказывая им, как лучше всего поступить и в какой временной период им лучше всего отправится. Порой у меня складывалось впечатление, будто Гаспар контролировал всё с самого начала. Более того, я думаю, что за этим с виду обычным стариком прячется куда более загадочная личность, которую не так просто раскрыть.

<i><b> Королева Зил </b></i>(в Яп. версии ジール)
Королева Зил (в Яп. версии ジール)

Мать Магуса и Шалы, злобная и высокомерная женщина, которая использует машину Мамона, созданную тремя Гуру, чтобы черпать почти бесконечную энергию из Лавоса. На людей, живущих снизу, она смотрит как на червей, считая себя и своих слуг высшей степенью развития разумной жизни. Но по заверению Мельхиора — одного из трёх мудрецов, — она не всегда была такой, и лишь под воздействием чужеродного организма Лавоса её поглотило безумие и зло.

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

На своих детей кладёт огромный болт, а собственную дочь использует как ресурсное сырьё, которое должно помочь ей обуздать силу Лавоса. Но это оборачивается катастрофой, её дочь исчезает, а сын транспортируется в средние века, где становится тем, кто погрузит мир в страшнейшую войну, которую будут помнить ещё сотни и сотни лет.

<i><b> Лавос</b></i> (в Яп. версии ラヴォス)
Лавос (в Яп. версии ラヴォス)

Инопланетный организм, упавший на Землю ещё на заре человечества. Огромен и чрезвычайно опасен. Самое странное, что, хоть он и является злом, злым его не назовешь. Нет-нет, не подумайте, что это серый персонаж или тот, кто ради благих намерений вынужден творить зло. Нет… Лавос — это существо, находящееся за пределами понимания человеческого разума. Подобные существа появлялись в книгах Лавкрафта, когда люди, противостоявшие им, были для них не более, чем помехой, примитивной разумной жизнью, а то и вовсе объектом для изучения. Также и здесь, Лавос преодолел миллионы световых лет и прилетел на Землю просто для того, чтобы эволюционировать. То есть, такие понятия, как любовь, власть, корысть, дружба и даже, можно сказать, жизнь и смерть, — всё это для него не имеет никакого значения, даже когда королева Зил, якобы овладевшая им, на деле просто захватила полусонное существо, которое напало на героев лишь потому, что защищалось. Они были всего лишь назойливыми насекомыми, которые представляли для него угрозу.

Когда он снова заявил о себе в 1999 году, он обратил Землю в пепел обычным своим пробуждением. Это настолько сильное, непонятное и чуждое всему земному создание, что я удивляюсь, как герои вообще могли против него выступить. Его эволюция — это ответ на эволюцию жизни земной, и та финальная форма, в которую он превратится, не поддается никакому описанию, так как это, пожалуй, самое сильное, и превосходящее человека в тысячи раз существо со своим кодексом мышления. Возможно, даже мир, в котором живут персонажи, является делом рук Лавоса, который банально засеял жизнью когда-то пустынную планету. На это намекает то, что Лавос уже сеял свою икру, которая успела развиться и превратится в маленькие его копии.

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Интересный факт: Лавос является отсылкой на мифического зверя Пелуда — «La Velue», он же лохматый зверь, который терроризировал в средневековые времена Ла-Ферте-Бернар — это во Франции. Согласно мифу, это существо не пустили на Ноев Ковчег, но ему удалось пережить библейский потоп. После чего тварь всячески вредила людям, нападая на поселения. Из личных характеристик монстра можно вспомнить огненное дыхание, возможность вызывать наводнения и стрельбу острыми шипами. Единственным его слабым местом был хвост, эта часть тела и стала его «Ахиллесовой пятой», когда, после съедения невесты одного человека, тот метко отсек монстру хвост, отправив чудище прямиком в ад.

Косматый зверь был лаком до невинных существ и пожирал девушек и детей. Обычно он выбирал самую целомудренную из девиц, которую прозывали Ягницей (L'agnelle). И вот однажды он похитил такую Ягницу и утащил ее, истерзанную и окровавленную, в свое логовище. Жених девушки выследил чудовище и мечом пронзил Косматому хвост, единственное его уязвимое место. Зверь мгновенно издох. Из него сделали чучело, и гибель его отпраздновали с флейтами, барабанами и веселыми плясками. ‌‌ ‌‌ ‌ ‌‌‌‌

Косматый зверь из Ла-Ферте-Бернар (1: с.42) ‌ ‌ ‌‌‌ ‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌ ‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌ ‌

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Как я уже писал ранее, герои вольны путешествовать по различным эпохам, будь-то постапокалипсис или каменный век. И что ещё интересно в подобных мирах, так это то, что они не конфликтуют между собой.

Современность, в которой живет Хроно, представлена цивилизованно: дома у него есть холодильник, радио и газовая духовка. Еще можно сказать, что в стране, где живет Хроно, присутствует монархическая форма правления, также есть роботостроение и вообще технический прогресс не стоит на месте и технологии внедряются в жизнь людей. Особенно интересно выглядит будущее, в котором города представлены в виде огромных куполов, есть свои автострады и даже искусственный интеллект, который по всем законам жанра выходит из-под контроля и жаждет смерти людей.

В доисторических временах, наоборот, поселения людей — это хижины, сделанные из натянутых шкур диких животных, в то время как у их биологических оппонентов, рептилоидов, есть собственный замок, да и вообще они более развитые, чем люди, которых они называют «обезьянами». Что иронично, но этих продвинутых ящеров постигнет грустная судьба, так как им на голову прилетит Лавос, сделав на том месте, где когда-то был замок их королевы, огромный кратер, в то время как оставшихся выживших годы спустя добьёт ледниковый период.

Есть эпоха средневековья, в которой люди воевали с мистиками — существами, по-видимому, магического происхождения, настроенными к людям враждебно. Даже поколения спустя они продолжают держать злобу на род людской, но некоторые мистики уже начинают отказываться от этих предубеждений, называя давнюю вражду пережитком прошлого.

Античные времена представлены в виде цивилизованной расы магов и мыслителей, живущих на парящих островах, а вот обычные люди живут на земле, покрытой огромным слоем снега, вызванным ледниковым периодом. Маги не щадят людей, используя их для выполнения тяжелого труда, а также для проведения экспериментов. Отдельно хочется упомянуть дворец королевы Зил, представляющий собой атмосферное и приятное место, где рядом с большими книжными полками стоят спальные места, в которых отдыхают маги.

И напоследок «Конец Времени» — место, в котором главным хозяином, принимающим гостей, является Гаспар. Это ламповое и тихое место, где под тёплым освещением фонаря можно отдохнуть и сохранить игру.

Хории вместе с Сакагучи потратили немало времени на наполнение и проработку этих миров, чтобы они не выглядели одинаковыми, — это и внешний вид локаций, и противники, которые встречаются лишь в определенную эпоху.

Ну и подытожив всё выше сказанное, хочется рассказать о концовках. Их в игре аж 13 штук (в версии для DS их 14), включая как плохую, так и хорошую, трагическую и даже шуточную с добродушной пасхалкой от разработчиков. Концовки дают возможность игроку выбирать, как именно он должен пройти игру, и, главное, это позволяет получить свой личный игровой опыт, который может отличаться от других.

«Заточите свои клинки!»

Геймплей

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Ну а теперь перейдем к геймплею. По началу игрока знакомят с системой ATL.
Active Time Event Logic — это когда игрок может спокойно перемещаться в пространстве, в то время как с ним разговаривают второстепенные NPC. По заверению разработчиков, эта система должна была поддерживаться и во время разговора с боссами, когда игрок мог перемещаться по локации, не обращая внимания на диалог босса, из-за чего тот мог начать битву раньше времени, так как его никто не слушал. Увы, до финальной версии это фича с боссами не добралась. Но даже тот факт, что игрок мог спокойно перемещаться в пространстве во время разговора с другими NPC, уже выглядел как новшество.

Также стоит упомянуть, что, в отличие от «Финалки» или «Драконьего Квеста», в Chrono Trigger нет случайных боев на карте мира. То есть, когда игрок спокойно идет и на него из ниоткуда выпрыгивают враги, с которыми нужно драться. В основном все столкновения происходят на уровнях, и там иногда случаются случайные столкновения с врагами. Но, как рассказывали сами разработчики, это происходит потому, что противники устроили засаду на героев. И вправду, появление врагов происходит из кустов, также они спрыгивает с выступов, и вообще всё смахивает не на внезапный респавн, а продуманную засаду для игрока. Да и вообще, большинство битв можно запросто пропустить, так как враги просто патрулируют отведенные им места на уровне, отчего игрок может просто проскользнуть между ними, не теряя лишнее время и силы.

Говоря о самих противниках, бестиарий у игры просто ошеломительный: 246 видов врагов, включая боссов и минибоссов. И что характерно, каждый со своим подходом по уничтожению и способностями, и даже те, которые якобы повторяются по внешнему виду, считаются близкими родственниками уже знакомых врагов, но имеют совсем другие способности и слабости. Это интересно, так как игрок не просто затыкивает пушечное мясо, а разрабатывает различные способы по его умерщвлению. То есть, если один противник слаб к магии, то второй после получения магического урона может восполнить себе жизнь. Враги умеют кооперироваться и помогать друг другу, проводить общие атаки или лечить друг друга. Вот, к примеру, посмотрите на это изображение:

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

У меня есть три персонажа: Лукка, Марле и Хроно. Против меня выступают два стервятника и один гоблин с молотом. Итак, стервятники наносят атаки быстро и больно, но при этом у них долгая очередь для атаки, гоблин нападает сразу после первого хода игрока. Итак, я использую Лукку, которая огнём обжигает гоблина, тот роняет свой молот — основную защиту, снижающую получаемый урон. Затем Марле стреляет из своего арбалета и гоблин гибнет. В это же время Хроно наносит суперудар по стервятнику, и пока другой только собирается атаковать, Лукка снова берет свой ход и расстреливает оставшегося противника. Profit ;/ (ну, во всяком случае, у меня так было).

Как уже стало ясно, в игре пошаговые бои в реальном времени, то есть это не когда персонажи просто стоят и ждут своей очереди, как и их противники, а когда все перемещаются по локации и атакуют на опережение, так как любой может внезапно забрать у своего оппонента ход. У каждого есть своя шкала хода, когда она заполняется, игрок может выбирать, как ему поступить: нанести атаку обычным оружием, выбрать суперспособность или использовать имеющийся предмет. У каждого персонажа шкала заполняется с определённой скоростью в зависимости от уровня, но главный герой всегда ходит первым из-за имеющегося преимущества. Но что насчет самих героев, какие способности и оружие они используют?

  • Хроно — владеет элементом «молния», его основное оружие — катана, при должной прокачке бьёт ударной волной, а также он способен комбинировать свои атаки с другими персонажами.
  • Марле — элемент «вода», может исцелять своих союзников аурой, основное оружие — арбалет. На близкой дистанции, кстати, она не стреляет в упор, а бьёт врага прикладом.
  • Лукка — элемент «огонь», может бросаться напалмовыми гранатами и комбинировать магию огня. Владеет лазерным пистолетом, а также боевым молотом.
  • Фрог — элемент «вода», также умеет исцелять союзников и атакует слизью. При должной прокачке, может сбрасывать на голову противника огромную лягуху, основное оружие — меч.
  • Робо — не владеет магией, но умеет выпускать ракеты и атаковать лазерной волной. Может исцелять союзников, а основное его оружие — это механический кулак.
  • Эйла — не владеет магией, но хорошо дерется в рукопашной, все основные атаки связаны с рукопашным боем.
  • Магус — самый сильный персонаж, владеет всем и сразу. Атакует своей огромной косой, имеет элемент «тьма».

Персонажи умеют комбинировать и прокачивать свои способности, а также выучивать новые. Также они умеют комбинировать свои суператаки. Например, если у всех низкая полоска здоровья, а тратиться на целебные тоники нет времени, да и враг может в любой момент атаковать, Хроно может объединится с Марле и произвести волну ауры, что восстановит больший процент потерянного здоровья у всей команды. Или, например, Хроно может объединиться с Робо, чтобы нанести противнику сокрушительный удар, снимающий половину либо всё его здоровье. Эту технику взаимодействия придумал Юдзи Хории, назвав её «renkei». На то время она была инновационной, так как такого взаимодействия персонажей не было ни в одной игре, выходившей до «Хроно».

Помимо пошаговых битв, есть еще небольшие активности и мини-игры, впервые в них можно сыграть на «ярмарке тысячелетия», там можно участвовать в конкурсе по выпиванию напитков на скорость или опробовать «Силометр». В постапокалиптическом будущем игрок примет участие в гонках с местным водилой Джонни. Гонки были выполнены с использованием графического режима mode-7, когда задний фон намеренно искажается, растягиваясь до бесконечности, но спрайты персонажей остаются двухмерными.

Также в игре есть различного рода полезные предметы: новое оружие, броня, эликсиры, восстанавливающие ману или жизненные силы, платка, полностью восстанавливающая ману и HР, антидоты и прочее. Предметы можно купить за найденные или полученные деньги, также их можно найти в раскиданных по локациям сундуках. Первой такой локацией, где можно найти денюшки и эликсиры, является дом мэра, туда стоит заглянуть в самом начале игры, перед тем как идти на ярмарку. Персонажей можно экипировать, подбирая им оптимальную броню, оружие и предметы, увеличивающие такие характеристики, как «сила», «скорость», «магия» и «защита». Кроме этого, в игре есть спрятанные пилюли, использовав которые, можно перманентно увеличить имеющиеся характеристики.

Ой, нет... 
Ой, нет... 

Но не всё в игре так гладко. Есть в ней такой босс, как Giga Gaia, огромное летающее чудовище, охраняющее запечатанного мудреца Мельхиора. Это чудище характерно тем, что с ним происходит внезапный скачок сложности, который я ни разу не наблюдал за всю игру. Да и после этого босса я не испытывал таких адских сложностей, как с ним. Просто у него есть одна неприятная особенность: если вовремя не уничтожить одну из его рук, которые принимают урон по тысяче, но не стремятся исчезать, он использует сильную атаку, которая моментально убьет персонажей. Плюс, этот урод постоянно лечит себя, отчего его просто невозможно убить с первого раза.

[アニメ]

OVA по мотивам игры

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Итак, в 1996 году компания Production I.G, которая также ответственна за создание таких аниме картин, как «Призрак в доспехах» (1995) и «Небесные скитальцы» (2008), выпускает коротенькую юморную OVA продолжительностью в 16 минут. В ней основными действующими лицами являются персонажи Kilwala и его тормознутый друг Nu. Ребята отправились на «ярмарку тысячелетия» чтобы развлечься и победить в конкурсах, но вместо этого создали немало проблем, как для себя, так и для остальных посетителей ярмарки.

Chrono Trigger OVA

В аниме есть отсылка к геймплею игры: к примеру, чтобы победить в конкурсе по выпиванию напитков, Kilwala присоединяет, даже боюсь спрашивать куда, контроллер от SNES к своему другу и, быстро нажимая на кнопку «А», заставляет того быстрее выпивать напитки. Это отсылка к мини-игре, где нужно было также нажимать на эту же кнопку, чтобы уже Хроно быстро заливал своё горло. Говоря о представленных персонажах, в аниме есть только противники, встречающиеся в игре, кроме них можно было заметить других «кракозябр», дорисованных для массовки, огромного робота Гонзалеса, а еще, ближе к концу, можно увидеть Хроно и Лукку, но появляются они всего на пару секунд, так что кроме как камео их роль не назовешь. Еще в аниме есть типичные для такого жанра шутки, где персонажей перекашивает невиданными гримасами и даже шутка про мочеиспускание. Мда…

«Glory of the Chrono Trigger!»

Творчество поклонников, игры и прочий митербейтер

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

Говоря о самой игре, просто нельзя не упомянуть творчество фанатов. И начну я, пожалуй, с игр для SNES, которые дополняют историю, а также являются продолжением приключений знакомых персонажей.

"Chrono Trigger: Flames of Eternity"

И первой такой игрой является «Chrono Trigger: Flames of Eternity» — обновленная и более проработанная версия «Chrono Trigger: Crimson Echoes», пестрившей багами. Игра начинается с того, что игрока информируют о том, что это всего лишь фанатская разработка, созданная не в коммерческих целях. Все-таки горький опыт с Chrono Resurrection даёт о себе знать. И о чём же она? Итак, действие начинается спустя пять лет после окончания оригинальной игры: Лукка, Марле, и Хроно вместе с отцом Марле, — королем Гардии, встречают двух посланцев из Порре, южной территории королевства Гардия. Как оказывается, посланцы являются засланными агентами, у которых есть задание убить короля. Герои раскрывают план злодеев, но одному из них удается уйти, после чего персонажи ввязываются за ним в погоню. Во время погони герои попадают в портал, который отправляют их в будущее, и с этого момента история закручивается не хуже, чем в оригинальной игре, но, есть одно большое НО.

В отличии от оригинальной игры, где о силе и способностях каждого противника говорили его дизайн и место появления, то есть было поэтапное распределение врагов, которые должны встретится на пути героев. В ней разработчики внезапно ошалели и решили что было бы круто повысить каждому противнику имеющееся HР, как бы для большей «хардкорности». Вы уж простите за мой французский, но в итоге получилось д*рьмо, так еще и наглое. Особенно это чувствуется на этапе Средневековья, где герои встречают старого знакомого Фрога, у которого, в отличие от них, нет суперспособностей, позволяющих наносить серьёзный урон. Всё, чем он может похвастаться, так это его верным мечом, ну ещё возможностью восстанавливать здоровье. И вот против него кидают противника «Underling», — это мистик, который легко убивается на первых этапах игры. Здесь этого противника решили сделать «хардкорным» и повысили ему здоровье в несколько раз, при этом атаки Фрога наносят несравнимо меньший урон. И вот я около 10 минут сижу и воюю с одним единственным противником, используя одну и ту же атаку, имеющуюся у Фрога. И это обидно, что из-за такого идиотизма игру банально не хочется проходить. Хотя сюжет и его подача выглядят вполне на уровне. Хотя в самой игре и есть некоторые глюки, вроде дублирующихся персонажей, они не мешают, но выглядят забавно.

"Chrono Trigger: Prophet's Guile"

Следующая игра рассказывает о похождениях Магуса, которого занесло в далекое прошлое, где он решил посодействовать королеве, но сделать это в свою пользу. В ней объясняется, как Мельхиор попал в заточение, что делал Магус на службе королевы, а также показана встреча Магуса с родной сестрой, которая даже не узнала в высоком, мрачном, незнакомце родного брата.

Геймплейно всё выполнено в старых традициях оригинала: да, враги наносят серьёзный урон, но и Магус может хорошо ответить. Игра не очень длинная, из-за чего времени на прокачку практически не остаётся, но это не мешает Магусу косить всех направо и налево. Увы, но на эмуляторах в определенный момент игра зависает, потому мне пришлось досматривать прохождение на Ютюбе.

"Chrono Trigger: Schala Edition"

Фанатское дополнение к оригинальной игре. Теперь, не только Фрог, но и все разговаривают на шекспировском языке, появились новые локации, и, что самое главное, миссия по спасению сестры Магуса. Что касается сложности, то тут она есть, но опять-таки в традициях оригинальной игры, хотя та самая миссия по спасению Шалы опять отличилась невменяемым усложнением рядовых врагов, а уж что они сделали с одним из боссов...

[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger

"Chrono Trigger NES"

Мда. Чего только ребята из Китая не придумают, вот и в 2008 году вышла пиратская игра для приставки NES с упрощенными сюжетом, геймплеем и графикой, да настолько упрощенными, что лучше к этому ни при каких условиях не притрагиваться. И я не шучу, ибо знаю множество качественных игр для NES, которые стоят куда большего внимания, чем это.

Так как надписи и вообще абсолютно всё в игре, было на непонятном для меня языке, я решил довериться Ютюбу. И не прогадал. Дизайн противников сделали трэшовым, некоторые спрайты персонажей напоминают кашу, а музыкальное сопровождение выполнено не очень. Впрочем, это было ожидаемо.

Ну а теперь перейдём к чему-то более приятному, но несбыточному. В 2018 Cаймoном Cтафнeccом Aндepceном — разработчиком «Owlboy» — был придуман трейлер к несуществующей игре «Chrono Break».

Трейлер отличается очень высоким качеством прорисовки спрайтов окружения и персонажей, да и режиссура трейлера выглядит занимательно. Но, увы, этой игры никогда не было и не будет. Как и следующей игры — «Chrono Resurrection», которая должна была стать 3D-римейком, сделанным поклонниками для поклонников, но, как это часто бывает, игру прикрыли Square, ибо она нарушала авторские права, а значит, должна быть стёрта. И так в 2004 году игру закрыли.

А жаль, трейлер выглядит занимательно, но в тоже время не были показаны другие персонажи. Да и интересно как это всё играется, дэмку бы пощупать, ибо отрендеренный трейлер — это одно, а сама игра — это уже совсем другое.

У игры всё еще есть большое комьюнити, поддерживающее связь с друг другом и создающее множество артов, коротеньких мультфильмов и так далее. Попадаются, конечно, как обычно для интернета, всякие фетиши и другие глупости, но хорошего намного больше. Что не может не радовать.

На этом, пожалуй, у меня всё. Думаю, пора заканчивать. В следующий раз я постараюсь рассказать о «Radical Dreamers: Nusumenai Hoseki» и «Chrono Cross». О том, почему вторая игра была принята поклонниками более прохладно. И то, как визуальный роман стал связующим звеном между двумя играми серии…

Но это уже совсем другая история ... 
Но это уже совсем другая история ... 

От куда информация:

Отдельное, огромное спасибо всем кто давал советы и помогал с рендерингом 3D изображений:

Models by Lopieloo — Thank for models and helping to using them.

Модели Lopieloo — спасибо за модели и помощь в их использовании.

Лёня Ласкавых — спасибо за консультацию, обучение и помощь в обработке моделей противников.

Dasheshka — спасибо за консультацию в работе с изображениями каждого персонажа.

Another models and maps by user619 and wadamen from Deviantart.

Другие модели и карты user619 и wadamen из Deviantart.

ScorpionX — спасибо за консультацию, и помощь в поиске специалиста по картинкам.

n0name — спасибо за работу над ошибками.

Shanti — спасибо за исправление ошибок и редактуру текста, без твоей помощи моя дурья башка так и дальше не замечала бы очевидных ошибок.

Ну и конечно спасибо за внимание, и за то что прочитали мою статью, пишите что вы думаете об игре, и естественно оставляйте свои замечания либо советы насчёт моей статьи.

177177
144 комментария

Офигительный материал по любимой игре, спасибо большое! Очень круто. Моя маленькая коллекция

22
Ответить

Люблю jrpg, но не люблю драгон боллы и прочие ванписы, в стилистике которых нарисованы персонажи, поэтому триггер далеко не любимая jrpg.

Ответить

Хорошо что Вы написали, я читал Ваши статьи и у меня появился вопрос.
Как у Вас получается так часто и так удачно писать статьи, поделитесь секретом?
То есть это же постоянно должно быть вдохновение для новых тем, постоянно нужно искать новую, даже можно сказать неизученную информацию.

Ответить

-какая финалка лучшая?
-кроно триггер

13
Ответить

- Какая Персона лучшая?
- Шин Мегами Тенсей Ноктюрн

- Какой Метройд лучший?
- Axiom Verge.

- Какая лучшая Каслвания?
- Bloodstained: Curse of the Moon
- А Каслвания в стиле Метройда?
- Bloodstained: Ritual of the Night

Ответить

Тоже минутка хвастовства, если не возразите.

9
Ответить

Господи, откуда Вы взялись и почему Вы так охуенны?! Огромная благодарность за материал по моей самой любимейшей игре за всю историю от человека, который уже 10 лет не может доделать фансайт по игре (даже не знаю, наталкивались ли Вы хоть раз на него во время такого знатного ресёрча) и всё продолжает какой-то левой фигнёй страдать.

5
Ответить