Обзор игры Darkman на NES

Немного предыстории: написание этого обзора я начинал задолго до выхода ролика AVGN'а про эту игру, и на это у меня были свои причины: я прошёл её на стриме во время своего 150в1 Челленджа, и получил интересное такое контрмнение — игра мне не то, чтобы сильно понравилась, но плюсов в ней я обнаружил гораздо больше, чем минусов. Очень уж захотелось донести свою позицию для бóльшей аудитории (поэтому впервые решил публиковаться и на DTF), я начал писать этот обзор, но в процессе, как это у меня часто бывает, перегорел и забросил полуготовый материал пылиться к куче других моих недоделанных обзоров. Но вдруг, внезапно, ролик Нёрда, вдохновение, эмоции — и вот я пишу эти строки! Если вдруг где-то далее по тексту наши мысли и идеи совпадают, то это именно что схожесть мнений и впечатлений, и ничего более.

Обзор игры Darkman на NES

В отличии от того же AVGNа, я действительно считаю, что это нормальная игра. И в этом тексте я попробую это доказать, но, в любом случае, всё-таки лучше самому играть и пробовать, чтобы оставить своё мнение — если вы уже играли, что жду ваши отзывы в комментариях под данной статьёй.

Обзор игры Darkman на NES

Darkman — игра-экшн по одноимённому фильму, говорят, что даже культовому, но я его, к своему стыду, пока не смотрел. В основе фильма лежит комикс про, внезапно, The Shadow из вселенной DC, но студия и лично режиссёр Сэм Рейми не смогли добиться прав на использование его имени и пришлось срочно делать какого-то своего супергероя. Так и появился наш Человек Тьмы…

Какая-то рандомная сцена из фильма, я даже не уверен, что из первого (а их всего 3 было)
Какая-то рандомная сцена из фильма, я даже не уверен, что из первого (а их всего 3 было)

Вообще, долго пытался понять, откуда пошла это поверье, и кто пустил слух, что Darkman на NES прям ужаснейшее кривое говно, которое и само по себе ужасно, но, более того, хуже, чем Robocop 2. И я, порывшись в анналах группы Dendy Forever, нашёл источник в виде прохождения этой игры и крайне нелестного описания под ним. Просто дело-то было в том, что я безоговорочно следовал этому мнению, и во время своего первого стрима «бомбил» на игру и негативно отзывался обо всём происходящем на экране, почём зря. Оказывается, в ней нужно было всего-лишь немного лучше разобраться, заучить парочку неприятных мест, и всё станет ну совсем уж просто… Но об этом поподробнее чуть ниже, а пока немного о разрабах.
Darkman, как и Robocop 2, сделала одна контора, и это очевидно даже при просмотре абсолютно_не_читерского_с_сейвами геймплея на каком-нибудь youtube-канале типа World of Longplays. Запилила их британская студия Painting by Numbers, которая была подразделением Ocean. За пару тройку лет существования контора умудрились создать аж 4 игры для самых разных платформ, начиная компов типа ZX Spectrum и Commodore 64, заканчивая SNES. Также, все их игры выходили на NES (а мы остановимся только на ней), и только 3 использовали один и тот же движок: это уже упомянутые выше Robocop 2 и Darkman, а также малоизвестная, но очень графонистая игра по мотивам фильма про Питера Пена Hook (которая в чём-то схожа с Jungle Book на NES). Ещё была игра по фильму Cool World, но она на эту тройку мало похожа, и вообще, создавалась с ориентиром на SNES, а версия для младшей платформы просто осталась придатком для нищих американский детей, которые почему-то в 92-ом году ещё не владели Совершенной Игровой Системой™. Собсна, в информации об игре на сайте tcrf.net и есть ответ на этот вопрос — да, эта игра использует движок от The Addams Family. Короче, просто зацените скриншоты ниже, и оцените разницу:

Но в итоге, для более полной картины всего, что творила эта небольшая команда разрабов, я решил глянуть геймплей чуть ли не из каждой игры, вышедшей из под их пера. И тут я действительно сильно прифигел, как минимум от того, что ребята реально старались, т.к. игры для разных систем действительно отличаются. Тот же Darkman на Game Boy это бит-ем-ап, а в версиях для домашних компов игра хоть и тоже по сути платформер (к слову, всё равно с элементами мордобития), но уровни там совершенно другие, и, более того, немного отличаются между версиями. Ниже по скрину из каждой версии игры.

Слева направо, сверху вниз: Amstrad CPC, Commodore 64, ZX Spectrum, Game Boy, NES, Atari ST (очень похожая на Amiga, если не аналогичная, версия)
Слева направо, сверху вниз: Amstrad CPC, Commodore 64, ZX Spectrum, Game Boy, NES, Atari ST (очень похожая на Amiga, если не аналогичная, версия)

На этом историческая справка может считаться оконченной, пора бы уже и на самого виновника этой статьи пристально поглядеть.

Для начала, игра любезно предоставляет нам возможность вкратце заценить, в чём же, собственно, замес, если мы выберем в главном меню пункт Story. Не совсем ясно, почему нельзя было пустить эту заставку автоматически, если игрок впал в режим бездействия в главном меню, ну да ладно. Но обратите внимание — главное меню, как и почти вся графика в игре, выглядит нереально круто и атмосферно. Детальность прорисовки, конечно, просто поражает…

Далее, жмём на Start и некоторое время сильно, даже очень, офигеваем от местного управления. Помните мемную инерцию при движении в Robocop 2? Здесь она, как мне кажется, стала ещё мемней. Персонаж проскальзывает так, как будто вся игра — сплошной длиннющий ледяной уровень. И это, блин, платформер! С платформами! По которым ещё и надо прыгать! И иногда даже придётся разгоняться на клочке земли в пару спрайтов, чтобы допрыгнуть до другого такого клочка… Уверен, что именно это и отпугнуло 95% игроков, пытающихся засесть за эту игру — да, первые впечатления в этом аспекте совершенно неутешительные.

Обзор игры Darkman на NES

Однако, попрошу вас не спешить с выводами. Прямо как Robocop 2, эта игра мультижанровая, только если там у нас была возможность пострелять в тире, если мы собрали недостаточно Нюка/бандитов, то здесь же у нам предстоит поучаствовать в фотоохоте, пролёте на верёвке от вертолёта поверх проезжей части, и даже какие-то паззлы с летающими платформами и своевременным нажатием на кнопки порешать. Обо всём этом я, разумеется, распишу по ходу прохождения, но сначала, пока не слишком поздно, хотелось бы немного рассказать про музыку, которая будет сопровождать наши приключения. Композитором игры выступил Джонатан Данн, который известен многим по своему саундтреку к играм Jurassic Park, тому же Robocop 2 и Hook. Что характерно, Джон написал свой звуковой движок, основной особенностью которого является использование мощного DPCM баса, из-за чего почти все треки звучат очень уж выделяющимися среди всей библиотеки саунда на NES.

Но вернёмся к нашим скользким баранам. Приловчились к управлению — отлично, теперь осталось разобраться с местной боёвкой. Бить вражин нам придётся руками/ногами, оба вида ударов одинаковые и висят на одной кнопке — различается только анимация. Подбегаем к первому попавшемуся врагу и получаем смачный удар по печени (возможно, фатальный) — делаем вывод: боёвка в этой игре также запорота вусмерть — надо быть либо гением тайминга и наносить удары в маленькое окно между пинками врага, либо гением тактики, который бьёт врагов в спину и так, чтобы они с первого удара падали с платформы. Первое слишком сложно и бесполезно, т.к. есть второе — это будет выбором нашего героя на протяжении почти всего прохождения (об исключениях я, разумеется, напишу)!

Мерзость управления в платформенных локациях немного нивелирует то, что персонаж у нас довольно подвижный, и может цепляться и ползать по вертикальным и горизонтальным поверхностям, где это предусмотрено игрой. Завезли сюда и небольшие мини-игры с балансированием на канате/шаре, довольно крутая находка, но встречается она не особо часто, всего в паре уровней.

Также, в отличии от Robocop 2 (и да, я делаю сравнения в первую очередь именно с этой игрой по понятной, надеюсь, причине), вариативность собираемых предметов сильно подупала — на пути нам встретятся:

  • банки, восполняющие ХП в конце уровня
  • часы, которые взорвутся, если долго стоять на одном экране с ними (появляются только на уровне в Чайнатауне) — лучше их просто игнорировать и скроллить экран дальше
  • топливо для летающей платформы (опять-таки, есть всего в 2х секциях ближе к концу игры)
  • предметы дистанционной атаки (камни и сюрикены), самые полезные среди всего вышеперечисленного, т.к. нивелируют косяки местной боёвки и убивают всех рядовых врагов с одного попадания — очевидно, что их крайне мало, и их желательно просто так не расходовать

Кроме всего вышеперечисленного, в коде игры умельцами был обнаружен интересный спрайт: небольшая иконка в виде головы Даркмана, что может намекать на то, что где-то на уровнях планировались дополнительные жизни. Крайне обидно, что, в конечном счёте, этот элемент из финального продукта полностью вырезали — доп. жизни, очевидно, игре бы не помешали.

Этот самый спрайт
Этот самый спрайт

Уровень Склада пролетается очень быстро, и мы попадаем на первую секцию с фотографированием для создания маски вражины — нужно отслеживать в окнах указанную цель и нажимать на кнопку спуска при её нахождении. Несмотря на толпу стреляющих в нас противников, урон здесь получить невозможно, поэтому все подобные уровни играются ну совсем уж ненапряжно. В принципе, вся секция не очень сложная и не очень полезная, т.к. по результату миссии определяется лишь то, сколько времени нам будет дано на прохождение следующего уровня. Есть 3 результата: Excellent, Good и Poor, и даже при самом хреновом базового времени вполне так хватает на неспешный трип по локации.

Переходим на уровень в личине Поли и с удивлением обнаруживаем, что при надевании маски управляться наш ГГ также начинает иначе. Теперь мы прыгаем не на такие большие расстояния и вообще не такой уж и подвижный, зато биту в руки получили. Окей, а это значит только одно: придётся осваиваться с управлением заново. Боль, страдания, падения в ямы… Но стоит только немного привыкнуть и вот он, босс этого уровня, сам Поли — здесь уже не получится скинуть его с платформы, поэтому придётся продемонстрировать чудеса тайминга, хоть раз в игре.

Обзор игры Darkman на NES

Как только босс будет повержен, нас отправят на новый тип уровня — вертолётная прогулка. Тут мы можем пособирать жетонов, дающих очки (нафиг не нужно) или немного банок с ХП (слишком сложно и страшно — есть риск при подборе получить больше урона, чем банка восстановит). Но проще будет просто находиться в верхней части экрана и стараться уворачиваться от птиц.

Обзор игры Darkman на NES

Ещё одну секцию с фотками спустя мы лепим маску одноногого Скипа и попадаем на немного вырвиглазный психоделический уровень с клоунами. Что нам придётся больше всего делать, учитывая, что наш персонаж одноногий (точнее, косит под него)? Правильно — прыгать! Ну, хотя бы пушку в руки дали, поэтому ГГ теперь обладает дистанционной атакой, и этих пресловутых клоунов мы можем убивать издалека. В целом, уровень не особо сложный, однако имеет довольно подлый платформинг, причём некоторые поверхности, как на скрине выше, реверсируют наше управление (меняются влево-вправо), из-за чего появляется один мерзкий и сложный прыжок в самом конце локации. Что до босса — он тут самый простой во всей игре, стой на противоположном клочке земли да стреляй — изи!

Немного катания курсором по экрану с помощью D-pad'а, и теперь мы уже Смайли, который отправляется в чайнатаун. Боремся с ниндзя, подбираем сюрикены, прыгаем и поражаемся — теперь управление, хотя бы за этого персонажа, решило стать нормальным?! Прыжки высокие, персонаж манёвренный и почти не проскальзывает, да и левелдизайн даёт нам какой-никакой выбор, где идти («поверху или понизу, выбирайте, ***, сами»). И всё было бы круто и классно, если бы не 2 очень заметных «но»: ваншотящие быстрые ракеты (не рандомные, поэтому нужно просто запомнить места, где они вылетают) и очень уж сложный босс, в битве с которым нам предстоит соблюдать строгий тайминг для ударов, да и ХП к нему донести стоит как можно больше. Если получится победить: отлично, впереди совсем немного!

Обзор игры Darkman на NES

Один полёт на вертолётной лестнице спустя (который теперь ещё быстрее и сложнее) мы фотографируем главного злодея игры — Дюранта. Теперь мы можем направиться на строящийся недоскрёб и раздать ему смачную порцию пуль из нашего пистолета — да, снова появляется возможность дистанционной атаки. Уровень будет очень сложным: мало того, то здесь неприлично много вещей может убить нас с одного попадания, так ещё и платформинг становится ну просто лютейшим: прыгать теперь придётся как по движущимся, так и по падающим платформам. Ну, хоть персонаж более-менее манёвренный, и прыгает он тоже нормально. Но как будто этого было мало: здесь появляются секции с полётом на реактивной доске, которой нужно собирать топливо и выбирать правильные развилки: ошибся один раз — ты труп. Благо, можно не сильно париться с запоминанием маршрута, ведь есть волшебная кнопка паузы, которая поможет перед развилкой оценить местность и выбрать путь для дальнейшего продвижения. Преодолев все испытания мы столкнёмся лицом к лицу (буквально) с Дюрантом, и тут главное не дать ему столкнуть нас в бездну с небольшой платформы: для этого достаточно удачно встать и расстрелять главгада с нашего пистолета. Пару шагов вперёд и ура: игра пройдена!

Осталось подвести итоги и дать оценку всему увиденному и пощупанному:
Графика: 8/10. Уровни красочные, прорисовка персонажей, HUDа и катсцен просто шедевральная, но есть парочка мест, где не совсем понятно, можем ли мы идти по данному участку поверхности или нет.
Музыка и звуки: 9/10. OST просто потрясающий, но зачастую звуки скольжения нашего персонажа будут его перекрывать — неприятно.
Геймплей: 5/10. Управление ну слишком уж кривое, разных уровней много, но часто они пробегаются чуть ли не за 30 секунд. Много убивающих с одного удара врагов и чертовски мало жизней для прохождения игры фёрстраном — кроме того, ещё и Continue конечные, их всего 2 штуки. Почему убрали бесконечные конты, как было в Robocop 2 — непонятно…Ну, хотя бы разнообразия внутреннего контента побольше подвезли.
Общая оценка: 7,5/10. Да, далеко не шедевр или hidden gem платформы NES, но уж точно не ужасная, а нормальная игра. Картридж с ней (будь он у меня в наличии) я бы наверняка не стал разбивать в щепки, как это сделал мой американский визави.

Обзор игры Darkman на NES

PS. Это моя первая статья на DTF, но далеко не первая работа в жизни. Если вам интересно прочитать ещё материалов про ретроигры за моим авторством, то жду вашего фидбека в комментариях.

5959
33 комментария

Комментарий недоступен

4
Ответить

Насколько иначе?

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

из всех кто играл, никто не смог его пройти, там надо цепляться за стену, но до этого не додумаешься пока пару раз не подохнешь, управление через жопу делалось

Ответить

У меня так было с Super Robin Hood. Первый экран я, конечно, прошел, и даже чуть дальше, но вообще это был какой-то адъ. Странно, что другие игры Codemasters/Camerica мне отлично заходили и не казались такими уж сложными.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за отзыв!
Байо Билли я, кстати, тоже прошёл во время своего челленджа, но она мне вообще не понравилась. Внезапно, не из-за затянутых уровней с бит-ем-апом, где по 10 минут надо крокодилов бить, а из-за кривых и очень рандомных поездок на авто.
Посмотрел в табличке, ей я поставил 6,5/10.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1fSQyK14NqRzWbr7URIWJ80kquDFlTv4pbwrO6M7dwl8/

Ответить